Об истории Георгиевской церкви наиболее значительные сведения находим в «Известиях Общества археологии, истории при императорском Каз. Университете» разных лет. Так, профессор Каз. университета Николай Федорович Высоцкий в своем исследовании «Древне-армянское кладбище в Казани», опубликованном в 1888 году, на основании преданий и артефактов обосновывает нахождение в Суконной слободе колонии армян еще при Казанском ханстве со своей православной церковью. Именно вокруг нее и формировалось армянская диаспора. И как бы в подтверждении этому одна из улиц Суконной слободы в былые времена называлась Армянской (ныне ул. Спартаковская). Георгиевская же церковь построена на месте православной армянской церкви. И не удивительно, что постоянными жертвователями на содержание этой церкви являлись армяне, оставшиеся жить в данной округе, а одной из реликвий храма являлась икона святого Николая Чудотворца, перенесенная, по преданию, из армянского храма.
Известный историк и путешественник Петр Рычков в одном из своих исследований 1767 года сообщает: «Церковь великомученика Георгия в кирпичной слободе, деревянная, при ней придел деревянной тоже Изосима и Савватия Соловецких, освящена в 7225 году (т.е. в 1717 г. от Рождества Христова)». Но вот точную дату строительства каменного храма предстоит еще выяснить. Лишь в известных документах 1788 года уже упоминается в Суконной слободе белокаменная церковь Георгия Победоносца с тремя престолами: главный – великомученика Георгия Победоносца, приделы: правый – Дмитрия Солунского, левый Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.
Первоначально улица, на которой стоял Георгиевский храм, называлась Проломной. В конце XVII века она была разбита на две части. Одна из них – та, что от Рыбнорядской площади к Кремлю, стала называться Большой Проломной (ныне ул. Баумана), а другая – Кирпичной, т.к. пролегала по Кирпичной слободе (а позднее Суконная). В 1722 году эту часть города посетил Петр I и улица получила название Георгиевской, по названию храма, находившегося на этой улице. Сведений о том, что Петр I каким-то образом имел отношение к строительству новой каменной Георгиевской церкви, нет, но людская молва приписывает, что была исполнена его воля, ибо новый храм Георгия Победоносца должен был прославлять победы русского оружия над Швецией в годы Северной войны.
Георгиевская церковь была одним из первых крупных каменных строений в Суконной слободе, кроме того, она была одной из самых красивых в городе. Безусловно, за период своего существования она неоднократно перестраивалась, причиной служили многочисленные казанские пожары, а также желание прихожан расширить, благоустроить и украсить храм. В 1809 году появился еще один колокол, отлитый казанским мастером Иваном Астраханцевым. В 1825 году при большей реконструкции церкви далеко выдающееся на улицу крыльцо заменили двумя боковыми лестницами, при колокольне выстроена часовня. Иконостасные работы выполнил прославленный иконописец Петр Гаврилов, окраску стен и сводов – мастер Никифор Андреев.
В 1860 году храм был переделан в теплый. В начале 1900-х годов приделы были расширены на восток до уровня главной апсиды. Крест главного купола был увенчан короной. Интерьер церкви был богат древними иконами, многие из которых со святыми мощами, в обиходе церкви было немало древнего церковного имущества, представлявшего несомненную ценность.
По материалам: Рычков П. «Опыт Казанской истории древних и средних времен». - СпБ. 1767 г. Издание Академии Наук; Н.Ф. Высоцкий «Древне-армянское кладбище в Казани», издание «Известия Общества археологов, истории при императорском Казанском университете». 1888 г. т. VII; «Известия по Казанской епархии» №36 1910 г.