ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе.

Георгиевская церковь


Вахитовский район. Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Зосимы и Савватия Соловецких
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:приблизительно 1717 - 1739.
Год утраты:1939
Адрес:
Республика Татарстан, г. Казань, сквер у перекрестка улиц Петербургской и Артема Айдинова.

Координаты: 55.783931, 49.127981



Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, Фото: А.Бренинг<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото: А.Бренинг
Артур 955
1 мая 1926
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Артур 955
1 июня 1880
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце XIX в.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце XIX в.
Гранковский Владимир
??
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, Вид церкви с ул.Георгиевской.Снято в конце XIX в.Из фотоальбома "Казань историческая"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид церкви с ул.Георгиевской.Снято в конце XIX в.Из фотоальбома "Казань историческая"
Гранковский Владимир
??
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе,  Снято в  наводнение 1926 г. С фотоальбома "Старая Казань и ее окрестности"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Снято в наводнение 1926 г. С фотоальбома "Старая Казань и ее окрестности"
Гранковский Владимир
??
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, 1900-е годы, автор неизвестен<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
1900-е годы, автор неизвестен
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
??
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, Фото А.А.Рончевского  1867-1868 гг<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото А.А.Рончевского 1867-1868 гг
Гранковский Владимир
??
Церковь Георгия Победоносца в Суконной слободе, Церковь стояла до 1939 г справа от ротонды в сквере на пересечении ул.Петербургской и А.Айдинова.      <br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Церковь стояла до 1939 г справа от ротонды в сквере на пересечении ул.Петербургской и А.Айдинова.
Гранковский Владимир
30 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  25 ноября 2014

По преданию, храм был поставлен на месте армянской церкви. Действительно, в древности на том месте находилась армянская слобода, где жили купцы. Точная дата основания храма не сохранилась. В одном из текстов 1739 года говорится о ней: «Церковь великомученика Георгия в кирпишной слободе, деревянная, при ней придел деревянной тоже Изосима и Савватия Соловецких, освящена в 7225 году ( т. е. в 1717 г от Рождества Христова)». В документах 1788 года о ней говорится уже как о каменной. Георгиевская церковь имела три придела. Главный – великомученика Георгия Победоносца, правый –Дмитрия Солунского, левый Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В 1825 году далеко выдающееся на улицу крыльцо заменили двумя боковыми лестницами, при колокольне выстроена часовня.

В 1860 году храм был переделан в теплый. В начале 1900-х годов приделы были расширены на восток до уровня главной апсиды. Крест главного купола был увенчан короной. В церкви хранилось много древних икон, многие со святыми мощами, что и не удивительно – церковь стояла посреди слободы, населенной староверами.

В 1939 году храм был разобран на кирпич. На его месте в сквере, до 2004 года находился бюст Карла Маркса.

 Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.


Крестный ход для освящения воды на озеро Кабан в Крещение Господне 1929 года был последним для 71 члена религиозной общины Георгиевской церкви. Запрос в НКВД на разрешение общего собрания 24 февраля удовлетворен не был, хотя и был подан заблаговременно. Такая «политика», имевшая целью посеять смятение в ряды общины, была поддержана и появлением комиссии ТатНКВД, проверившей наличие имущества. Изъяны, особенно при поставленной цели, найдены были в два счета. Попытки общины объяснить или хоть как-то оправдаться результатов не дали. 25 марта ТатНКВД, Управление Адмнадзора, представило в Президиум ЦИК ТАССР ходатайство, где указывалось на бесхозяйственное содержание богослужебного здания, усматривая в этом нарушение пп. 1 и 5 договора, оно просило договор расторгнуть, церковь закрыть и снести, как мешающую уличному движению. ТатЦИКа принимает постановление о закрытии и сносе церкви 10.04.1929 г., а 8 мая об этом извещается председатель общины Курицын. Община уже 16 мая наивно надеясь на то, что в Москва не допустят сноса храма, написала жалобу во ВЦИК, который, в свою очередь, принял обжалование, лишь приостановив действие постановления и оставив здание церкви в пользование верующих до окончательного решения вопроса. Дабы соблюсти все формальности, приходской совет Георгиевской общины 17.05 довел до сведения Президиума ТЦИКа о подаче жалобы во ВЦИК. Совсем другими были действия властей – уже 24 мая представителями НКВД ТАССР, КазГорКомХоза, Госфонда ТНКФ, в присутствии председателя общины, казначея и настоятеля составили акт о приемке всего имущества, «переданного общине по договору», во исполнение постановления Президиума ТатЦИК от 10 апреля 1929 г.

Ввиду столь наглого попрания законодательной процедуры со стороны власти безмолвствовавший доселе народ возмутился. Возмущение приобрело такие формы, что милиция едва удержала в руках ситуацию. После того как составили акт и запечатали Георгиевский храм, в течение двух часов на площади у храма стал собираться народ, преимущественно женщины (около двухсот человек). Милиция наблюдала. Люди, возмущенные закрытием храма, стали кричать: «умрем около церкви, закрывать ее не дадим». Переодетые в штатское милиционеры выявляли кричавших и арестовывали их. Люди на площади не расходились до девяти часов вечера. Наряд конных милиционеров «предложил» разойтись, а около храма было поставлено три милицейских поста. Итог трудов милиции таков: шесть человек задержано с оставлением под арестом, четверых до выяснения отпустили. 30 мая председатель приходской общины Курицын и еще 95 человек подписали заявление в ТатЦИК о том, что поскольку нет ответа из ВЦИКа на жалобу, распорядиться «о снятии печатей с дверей Георгиевского храма и разрешить богослужения». И только 5 июня Президиум ЦИК ТАССР приостановил выполнение постановления до ВЦИКовского решения, но богослужения возобновить не дал. Далее началось великое бумажное дело: ВЦИК запросил все материалы. Только 6 декабря 1929 г Секретариат Председателя ВЦИК сообщил о решении – просьбу верующих отклонить, постановление ЦИК ТАССР вступает в законную силу, о чем объявить «заинтересованной группе верующих». Президиум ВЦИКа пожурил представителей местной власти за нарушение закона, т. к. закрытие было проведено до решения дела ВЦИКом. Подписал эту депешу лично М. И. Калинин.

Остатки общины в числе 42-х человек слились с общиной Богоявленского храма. Храм на следующий год (?) снесли, а улицу Георгиевскую вскоре переименовали в Свердлова.

По материалам статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г. Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г., изд-во КДС. - Казань. 2008 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 декабря 2023

Георгиевская церковь каменная, построена в 1717 г., теплая, трехпрестольная: главный – во имя св. вмч. Георгия Победоносца, приделы: с правой стороны – в имя св. вмч. Димитрия Солунского, с левой – во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.

В приходе 62 двора, муж. пола 196 душ, жен. пола 197. Капитал церкви 200 руб., капитал причта 6064 руб. Штат причта: два священника, диакон, 2 псаломщика; дома у причта церковные. В приходе имеются две церковно-приходских школы.

Протоиерей Стефан Дмитриевич Городецкий, председатель Епархиального ревизионного комитета по проверке отчетов, законоучитель местной церковно-приходской школы, член правления Казанского духовного училища; священник Иоанн Иоаннович Тихомиров, законоучитель приходской школы; диакон Петр Мосолов, псаломщики Михаил Львов и Николай Далматов, церковный староста купец Иван Дмитриевич Иванов.

«Справочная книга Казанской епархии». Издание Духовной Консистории. - Казань. Типография А. М. Петрова, 1904 г.


Гранковский Владимир  26 декабря 2023

Об истории Георгиевской церкви наиболее значительные сведения находим в «Известиях Общества археологии, истории при императорском Каз. Университете» разных лет. Так, профессор Каз. университета Николай Федорович Высоцкий в своем исследовании «Древне-армянское кладбище в Казани», опубликованном в 1888 году, на основании преданий и артефактов обосновывает нахождение в Суконной слободе колонии армян еще при Казанском ханстве со своей православной церковью. Именно вокруг нее и формировалось армянская диаспора. И как бы в подтверждении этому одна из улиц Суконной слободы в былые времена называлась Армянской (ныне ул. Спартаковская). Георгиевская же церковь построена на месте православной армянской церкви. И не удивительно, что постоянными жертвователями на содержание этой церкви являлись армяне, оставшиеся жить в данной округе, а одной из реликвий храма являлась икона святого Николая Чудотворца, перенесенная, по преданию, из армянского храма.

Известный историк и путешественник Петр Рычков в одном из своих исследований 1767 года сообщает: «Церковь великомученика Георгия в кирпичной слободе, деревянная, при ней придел деревянной тоже Изосима и Савватия Соловецких, освящена в 7225 году (т.е. в 1717 г. от Рождества Христова)». Но вот точную дату строительства каменного храма предстоит еще выяснить. Лишь в известных документах 1788 года уже упоминается в Суконной слободе белокаменная церковь Георгия Победоносца с тремя престолами: главный – великомученика Георгия Победоносца, приделы: правый – Дмитрия Солунского, левый Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.

Первоначально улица, на которой стоял Георгиевский храм, называлась Проломной. В конце XVII века она была разбита на две части. Одна из них – та, что от Рыбнорядской площади к Кремлю, стала называться Большой Проломной (ныне ул. Баумана), а другая – Кирпичной, т.к. пролегала по Кирпичной слободе (а позднее Суконная). В 1722 году эту часть города посетил Петр I и улица получила название Георгиевской, по названию храма, находившегося на этой улице. Сведений о том, что Петр I каким-то образом имел отношение к строительству новой каменной Георгиевской церкви, нет, но людская молва приписывает, что была исполнена его воля, ибо новый храм Георгия Победоносца должен был прославлять победы русского оружия над Швецией в годы Северной войны.

Георгиевская церковь была одним из первых крупных каменных строений в Суконной слободе, кроме того, она была одной из самых красивых в городе. Безусловно, за период своего существования она неоднократно перестраивалась, причиной служили многочисленные казанские пожары, а также желание прихожан расширить, благоустроить и украсить храм. В 1809 году появился еще один колокол, отлитый казанским мастером Иваном Астраханцевым. В 1825 году при большей реконструкции церкви далеко выдающееся на улицу крыльцо заменили двумя боковыми лестницами, при колокольне выстроена часовня. Иконостасные работы выполнил прославленный иконописец Петр Гаврилов, окраску стен и сводов – мастер Никифор Андреев.

В 1860 году храм был переделан в теплый. В начале 1900-х годов приделы были расширены на восток до уровня главной апсиды. Крест главного купола был увенчан короной. Интерьер церкви был богат древними иконами, многие из которых со святыми мощами, в обиходе церкви было немало древнего церковного имущества, представлявшего несомненную ценность.

По материалам: Рычков П. «Опыт Казанской истории древних и средних времен». - СпБ. 1767 г. Издание Академии Наук; Н.Ф. Высоцкий «Древне-армянское кладбище в Казани», издание «Известия Общества археологов, истории при императорском Казанском университете». 1888 г. т. VII; «Известия по Казанской епархии» №36 1910 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.