ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете.

Крестовоздвиженская домовая церковь при Университете


Вахитовский район. Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете
Домовая церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:Между 1804 и 1825.
Архитектор:П.Г. Пятницкий (по прототипу домовой церкви князя А.Н.Голицына)
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Кремлевская, д. 18.

Координаты: 55.790865, 49.121933
Проезд:От Кремля по ул. Кремлевской вниз до конца, через 1 км справа перед поворотом улицы главное здание Университета. Домовая церковь находилась в центральной части здания, на верхнем этаже. В настоящее время помещения занимет Музей истории К(П)ФУ.



Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Здание университета, где в центральной части второго этажа находилась церковь<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Здание университета, где в центральной части второго этажа находилась церковь
Гранковский Владимир
3 июня 2014
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Dmitry N.
7 мая 2021
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Хоры церкви. Здесь же была своеобразная звонница из нескольких колоколов.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Хоры церкви. Здесь же была своеобразная звонница из нескольких колоколов.
Гранковский Владимир
3 июня 2014
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Перед этими тремя окнами находился алтарь церкви<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Перед этими тремя окнами находился алтарь церкви
Гранковский Владимир
3 июня 2014
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Иконостас храма.Фото 1904 г. Из изд."Крестовоздвиженская церковь при императорском Казанском университете",Казань-1904 г.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Иконостас храма.Фото 1904 г. Из изд."Крестовоздвиженская церковь при императорском Казанском университете",Казань-1904 г.
Гранковский Владимир
1 января 1904
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1893
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Рис. из журнала "Нива"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1886
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, Внутреннее убранство алтаря храма<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Внутреннее убранство алтаря храма
Артур 955
10 декабря 1880
Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете, На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в здании находится православная церковь. Со старинной открытки.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в здании находится православная церковь. Со старинной открытки.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


К истории Крестовоздвиженской церкви Казанского университета

В конце XVIII века на окраине Воскресенской улицы был построен двухэтажный каменный дом для казанского вице-губернатора, князя Дмитрия Васильевича Тенишева. В январе 1805 г. во владение первой Императорской гимназии поступил пустырь, тянувшийся от гимназического двора до Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная). В дальнейшем университет, расположившийся первоначально в здании гимназии, приобрел в собственность три близстоящие дома: губернаторский (бывший дом Тенишева), дом коменданта Кастелли и дом вдовы Спижарной.

В 1825 г. по завершении строительства по проекту архитектора Петра Григорьевича Пятницкого университетского корпуса, соединившего здание гимназии с «тенишевским» домом, это помещение было перестроено в церковь. Инициатором создания храма в университете был попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий. Магницкий сам выбрал место для будущей церкви. Помещение ей было отведено на втором этаже, над главным входом в здание университета, между актовым залом и зоологическим музеем. На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в здании находится православная церковь. Создатель ее, архитектор П.Г. Пятницкий, взял за образец домовую церковь Александра Николаевича Голицына. Голицынскую церковь оформлял знаменитый архитектор А.Н. Воронихин, строитель Казанского собора в Санкт-Петербурге. П.Г.Пятницкий специально ездил в 1821 г. в северную столицу изучать голицынскую церковь и в июне 1822 г. составил проект университетского храма.

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов.

Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс.

В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном.

Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии. Таинственный полумрак храма, массивные колоннады, иконостас в форме воздвигнутого четырехконечного креста, озаряемого золотыми лучами, падающими сверху сквозь круглое окно в потолке с отлитым на нем изображением всевидящего ока – все здесь должно рождать духовные ощущения у молящегося. «Свет, проникая в церковь чрез три окна, устроенные в алтаре и закрытые иконостасом, – вспоминал выпускник университета 1833 г. Н.И. Мамаев, – делал бы ее темной, если бы не большое, круглое, сквозное отверстие в своде потолка. В отверстие это вставлено стекло желтого цвета, значительной толщины, с изображением Всевидящего Ока. И в сумрачный день отверстие дает достаточно света; но в день ясный солнечные лучи, врываясь через стекло, проливают в церковь слабый, нежный, золотистый свет, исходящий, кажется, от иконостаса, устроенного крестообразно. Такое освещение, напоминающее собой священный полумрак церкви первых веков христианства, действительно представляет нечто таинственное, сильно действующее на восприимчивую душу».

Полученный в стенах университета религиозный опыт навсегда оставался в памяти ее выпускников. Крестовоздвиженская церковь была подлинным домашним храмом. В ней совершались все важные события в жизни университетской корпорации: открытие учебного года, венчание преподавателей, крещение их детей, отпевание усопших коллег, молебствования по случаю университетских дат, благословения в дни христианских праздников. Среди почивших деятелей просвещения, кого отпели в университетской церкви, были ректор университета Лобачевский Николай Иванович († 12 февраля 1856), попечители Казанского учебного округа Масленников Порфирий Николаевич († 3 мая 1890)14, Потапов Николай Гаврилович († 13 ноября 1894), бывший ректор университета, профессор Ворошилов Константин Васильевич († 3 декабря 1899), заслуженный ординарный профессор университета Болдырев Матвей Фролович († 27 декабря 1903). Все они (кроме Н.И. Лобачевского, похороненного на Арском православном кладбище) с почестями были погребены в некрополе Спасо-Преображенского монастыря.

В истории храма было немало торжественных моментов. Один из них связан с пребыванием в Казани Государя Императора Николая Павловича, который 20 августа 1836 г. посетил и университетскую домовую церковь. Ему чрезвычайно понравилось устройство церкви, «освещаемой сверху через стекло палевого цвета».

По Высочайше утвержденному штату от 5 ноября 1804 г. в церкви положено было иметь одного священника, с 1825 по 1844 гг. – двоих, а с 13 октября 1844 г. – троих священнослужителей. О священниках университетской церкви.

Первый профессор богословия в университете с 14 декабря 1819 г. архимандрит Феофан. Ввиду того, что он одновременно был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и ректором Казанской Духовной семинарии и не мог исполнять священнических обязанностей в университете, то в духовники был назначен протоиерей Нечаев, которому было поручено вместе с тем читать студентам библейско-церковную историю.
В 1820-1851 гг. – протоиерей Александр Иванович Нечаев (1779 – 3 января 1851), сын священника с. Ямаши, Бугульминского уезда, Самарской губернии (ныне Альметьевского района), выпускник Казанской Духовной академии (1802). Служил диаконом в Богоявленской, Варваринской церквах, Владимирском соборе. 4 декабря 1817 возведен в сан протоиерея. Пользовался большим уважением за честность и трудолюбие, занимался иконописью. Был отстранен, так как его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим.

Все университетские священники после протоиерея Нечаева были одновременно и профессорами по кафедре богословия. В 1851-1871 г. – протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821 – 29 апреля 1906). Сын священника Нижегородской губернии, после окончания Нижегородской Духовной семинарии поступил на первый курс только что открывшейся Казанской Духовной академии (1842) и закончил ее в 1846; доктор богословия. 1871-1895 – ректор КДА, его правление – это эпоха в жизни академии. 10 октября 1896 г. общественность Казани тепло отметила 50-летие его церковной службы. Именно протоиерей Владимирский вместе с дьяконом Флегонтом Александровичем Рословым и дьячком Павлом Отряповым 2 февраля 1864 г. совершал таинство венчания в Крестовоздвиженской университетской церкви уездного предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства, коллежского секретаря Николая Евгеньевича Боратынского (26 ноября 1835-1898) и Ольги Александровны Казем-Бек (20 ноября 1843-1918), дочери известного российского востоковеда XIX века Казем-Бек Александра Касимовича (Мирзы Мухаммед Али) (1802-1870).

В 1871-1887 г. – протоиерей Михаил Михайлович Зефиров (1826 – 4 марта 1889), выпускник КДА (1850), заслуженный профессор богословия. В 1854-1862 г. – священник Богоявленского собора. 1869-1871 – ректор Тамбовской Духовной семинарии. В 1887-1896 г. – протоиерей Николай Константинович Миловидов (1844 – 4 июня 1896). Сын учителя Нижегородской Духовной семинарии, где и получил первоначальное образование. Выпускник КДА (1870), священник Пятницкой церкви, законоучитель 2-й Казанской гимназии, протоиерей Казанско-Богородицкого женского монастыря. В 1896-1912 гг. – протоиерей Александр Васильевич Смирнов (16 ноября 1857-1933), выпускник КДА (1884), доктор богословия, известный общественный деятель. Первоначальное образование получил в Алатырском духовном училище и Симбирской Духовной семинарии. Законоучитель учительского, Родионовского институтов (1889-1891). Настоятель Петропавловского собора, профессор КДА (1892-1896). Последним настоятелем университетской церкви, перед ее закрытием осенью 1919 г., был священник Николай Петров.

С 1825 – по 7 сентября 1826 г. старостой университетского храма был Николай Иванович Лобачевский. С 12 марта 1891 по 27 сентября 1894 ктитором церкви был потомственный почетный гражданин, купец Алексей Андреевич Унженин. Как отмечает А.Смирнов, «это был один из самых щедрых жертвователей в истории университетской церкви; за свою службу в этом звании он был награжден большой золотой медалью».
Отметим, что среди выпускников казанского университета были и деятели Церкви: епископ Анастасий (Александров) (1861-1918)32 и архиепископ Рязанский Тихон (Иван Иванович Оболенский (ум. 1904), выпускник медицинского факультета (1880).

Церковь была закрыта осенью 1919 г. в связи с отделением Церкви от государства. Иконы и утварь не сохранились. После 1917 г. она использовалась под физкультурный зал. В 1941-1943 г. в ней оборудовали общежитие для эвакуированных сотрудников Академии наук СССР из Москвы и Ленинграда. Позднее в течение почти трех десятилетий здесь функционировал один из читальных залов Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского. Сейчас в помещении бывшей церкви располагается музей истории Казанского университета.

С сайта Казанской духовной семинарии РПЦ


Университетская церковь во имя Воздвижения Животворящего креста находится посредине бельэтажа главного корпусa; она замечательна по своей простоте и вместе с тем - оригинальности; в устройстве ее виден изысканный вкус интеллигентных людей. Основана в 1825 г.; стены ее отделаны под мрамор, с северной и южной сторон они отделяются от средины церкви колоннами. Карнизы стен и капители колонн позолочены. Пол паркетный. Потолок изгибается легким полуовалом, на нем в нежно-светлых облаках видны ангелы, воспевающие хвалу Богу. В восточной части свода, пред самым иконостасом, вставлено разное стекло с изображением Всевидящего Ока. Чрез это стекло и освещается внутренность храма, свет падает, прежде всего, на иконостас, верхняя часть которого устроена в виде креста с золотым сиянием; отраженный от иконостаса свет слабо распространяется по церкви, оставляя ее в таинственном полумраке. Такое оригинальное освещение производит глубокое впечатление на душу молящегося. Нижняя половина иконостаса имеет вид занавеса. Над алтарем потолок имеет форму полукупола; два окна закрыты гардинами с изображением новозаветных событий. Огромный запрестольный образ "Несения Креста Господня" художественно исполнен студентом Николаем Мусиным-Пушкиным, сыном известного попечителя Казанского учебного округа М.И. Мусина-Пушкина.

Из книги «Казань в ее прошлом и настоящем» Составитель М.Пинегин. С.-Петербург, 1890 г. (Орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка)


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 октября 2018

Крестовоздвиженская теплая, при Императорском казанском университете церковь построена в 1825 г., по высочайшему утверждению, состоявшемуся в 1804 г. 5 ноября. Она находится в здании самого университета с южной стороны во 2 этаже, между актовою залою и зоологическим кабинетом. На верху здания университета, на передней его стороне к Воскресенской улице, поставлен большой крест, указывающий, что в университете помещается и церковь. Колокола повешены на западной стороне церкви, наверху, под фронтоном.

Престол в ней один во имя честного Животворящего Креста Господня, освящен 13 сентября 1825 г. Иконостас устроен крестообразно с сиянием около него и рамами, вызолоченными на полимент, а под местными образами 4 херувима, резные вызолоченные, по белой резной деревянной завесе, повешенной на жезлах; бахрома кисти и шнуры также взолочены. Все это сделано в С.-Петербурге придворным мастером Гамсом за 6000 руб. ассигн.

Местные иконы: Спасителя и Божией Матери с Предвечным Младенцем, на северных дверях Архангел Михаил. Над царскими вратами поставлены крестообразно иконы: Рождества Спасителя, Поучение Его к народу, Крещение Господне, Преображение Господне, Тайная вечеря, Воскресение Господне и Вознесение Господне. Все эти иконы академической работы, на кардонной бумаге, художника Чухломина. Вообще, все иконы в иконостасе художественной работы.

Подле правого клироса на пульпете под красное дерево – храмовый образ Воздвижения Честного Креста Господня. За клиросом в киоте – икона св. благоверного князя Александра Невского, она устроена профессорами университета в память избавления государя императора Александра Николаевича от руки злодея 4 апреля 1866 г. На стене, за правым клиросом, образ св. Николая чудотворца – жертва студентов. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы художника Турини.

В церкви 8 колонн поддерживают церковный свод. В своде, над иконостасом, в круглом отверстии круглое белого хрусталя стекло с изображением Всевидящего Ока с сиянием, шлифованное. Сверх стекла, расстоянием на 1 арш., 6 стекол желтого хрусталя; сверх сих стекол фонарь, обитый внутри белым железом, покрыт рамами с простыми стеклами. Все это для того, чтобы распространить искусственный солнечный свет по церкви. Этот свет бывает удивительно хорош, особенно в ясную светлую погоду.

20 августа 1836 г. в Казань прибыл император Николая Павлович, а 21 числа его императорское величество, сопровождаемый своей свитою, благоволил посетить университет. Попечитель Мусин-Пушкин сопровождал императора в церковь, где был встречен протоиереем с крестом. Монарху чрезвычайно понравилось устройство университетской церкви, освещаемой сверху огромным стеклом палевого цвета. Около свода церкви сделаны кругом хоры.

В св. алтаре, на горнем месте, образ несения Креста на голгофу Спасителем, в вызолоченной раме. Он пожертвован студентом университета Мусинын-Пушкиным, сыном М. Н. Мусина-Пушкина, попечителя казанского учебного округа. Над жертвенником икона "Моление о чаше" – жертва и работа академика Крюкова. Сосуды, напрестольные Евангелия, кресты и др. вещи из церковной утвари частью пожертвованы, а больше всего куплены на казенный или церковный счет. Одни сосуды со всем прибором пожертвованы в поминовение бывшего инспектором студентов Ивана Федоровича Геркена его родными.

Причта положено по высочайше утвержденному штату 1804 г. 5 ноября – 1 священник, с 1825 по 1844 гг. иногда было по 2 причетника. По штату, высочайше утвержденному и изъясненному указом казанской консистории от 13 октября 1844 г., полагается священник, диакон на вакансии дьячка и дьячок. Церковных домов нет, диакон с причетником имеют помещение в зданиях университета, а священник, как законоучитель университета, получает квартирные деньги. На содержание священнослужителей определено жалования: диакону на причетнической вакансии 200 руб., дьячку – 142 руб. 85 коп., священник же, как законоучитель университета, получает профессорский оклад.

«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1. - Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.