Не залюбоваться этим уникальным храмом невозможно. По многоцветию убранства он напоминает Покровский собор в Москве, по богатству лепнины – лучшие произведения барокко в России. По количеству цветов, листьев и плодов в этой лепнине (виноград, яблоки, сливы, персики, груши…) он заслужил прозвище «Каменных висячих садов Казани». По высоте (52 м) собор намного превосходит не только любой другой храм Казанской епархии, но и практически всего Поволжья. А то, что при такой высоте он еще и стоит на главной городской горе, сделало его одной из архитектурных доминант Казани, видной с Волги за много километров.
Сама история постройки Петропавловского собора интересна, пожалуй, как ни у одного другого из казанских храмов. Одноименная деревянная приходская церковь на этом месте известна еще с 1565 года. Нынешний же каменный собор появился полтора века спустя. 27-30 мая 1722 г. в Казани, уже в третий раз за свою жизнь, побывал Петр I, направлявшийся в Персидский поход (первое посещение им нашего города состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе – в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство). Император остановился в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева, владельца суконной мануфактуры, жившего рядом с Петропавловской церковью. Именно в Казани 30 мая Петр отпраздновал свое 50-летие. В память такого события Михляев решил построить вместо малой церкви небывалый для Казани по высоте и роскоши собор. Так началось 4-летнее строительство...
Конструкция храма уникальна. К тому времени, да и позже, в России было возведено множество барочных храмов в форме восьмерик на четверике. Но ни в одном из них – по всей стране! – купольный свод не поднимался над полом бесстолпного зала на 38 метров: это на 3 метра выше, чем центральный неф собора Парижской Богоматери. Такая высота при такой малой площади! По сути, возводился пустой перевернутый кратер размеров небывалых для всей России. До этого лишь несколько шатровых храмов страны могли похвастаться подобной или даже чуть большей высотой, но шатровая архитектура – это совсем другая конструкция. Когда стройка уже, казалось бы, завершилась, обрушился свод храма. К счастью, произошло это ночью и поэтому, по воле Божьей, никто не пострадал. Когда царь узнал об этом, то распорядился прислать новых мастеров из Москвы. Есть даже предание, что мастера были присланы из Италии, но документальных подтверждений этому не найдено.
Так или иначе, к 1726 году строительство удалось завершить, и казанский митрополит Сильвестр освятил великолепный собор. Тогда же к северо-востоку от него, недалеко от алтаря, возвели шестиярусную 49-метровую колокольню. Это довольно необычное размещение. Чаще колокольня, даже если и не смыкается с храмом, то все равно стоит ближе к его западной части, а не к алтарю. Здесь – ровно наоборот.
Колокольня украшена лишь ненамного менее пышно, чем сам собор. Изящество ее, подчеркнутое тоненькой, вытянутой в небо сине-золотой главкой, придает как бы дополнительную легкость и воздушность самому храму. Форма ее ярусов такова, что при приближении они как бы «вдеваются друг в друга», и тогда башня «складывается» и превращается в нарядный расписной терем с множеством фигурных кровель. Такова ее тайна. В 1888–1890 гг. в предпоследнем ярусе были установлены действующие и поныне часы работы Петра Ионовича Климова. В наше время благовест 8 колоколов «Петропавловки» мощным гулом покрывает весь центр города, а в тихую погоду хорошо слышен даже за Казанкой, в новых районах. По красоте звонов эта колокольня сейчас не имеет себе равных в нашем крае. Недавно на нее был водружен 3-тонный колокол современного ярославского литья – взамен точно такого же, уничтоженного в советские времена.
Что же можно сказать про сам собор? Первоначально главный подход к нему был с севера – со стороны Кремля и многолюдного Гостиного двора. С этой стороны ансамбль собора и колокольни и сейчас выглядит особенно внушительно. И вдобавок, отсюда видны два северных придела, один над другим: во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» – на первом этаже, и иконы «Живоносный Источник» – на втором. Третий придел, во имя Сретения Господня – это весь первый этаж храма. Главный же храм – Первоверховных Апостолов Петра и Павла - это весь второй этаж, полуопоясанный с севера и запада широкой открытой галереей. С юга на галерею ведет «изломанная» коленом лестница, с севера, со стороны бывшего главного входа – более удобная, прямая. Разрушенная пожаром 1815 г., она была восстановлена в 1888–1890 гг., но к тому времени северный подход к собору был уже застроен, и значение главной она, в любом случае, потеряла. Сейчас северная лестница необходима лишь для крестных ходов. Поистине незабываемое зрелище, когда на Пасху река людей, как будто преодолевая закон природы, мощно течет по ней вверх, в мерцании сотен свечей.
С самой галереи открывается замечательный вид на центр Казани, лежащей внизу, как на ладони, и даже на Волгу и заволжские дали. Здесь красиво в любое время года. И в любое время года «цветет» стена, каждую деталь убранства которой особенно удобно разглядывать именно с галереи. Помимо богатейшей лиственно-фруктовой лепнины, о которой уже говорилось, и «виноградных» полуколонн с зелеными коринфскими капителями, похожими на букеты, стена по линии галереи украшена еще и большими – аршинными – изразцами. Это единственные уцелевшие старинные изразцы во всей архитектуре Казани и окрестностей. Их мало, но по красоте они ничуть не уступают знаменитым московским и ярославским XVII – начала XVIII вв. Гамма их та же, традиционная: сине-бело-желто-зеленая, а прихотливый растительный орнамент переходит с плитки на плитку, как, например, у знаменитой Богоявленской церкви Ярославля конца XVII века (только там из плиточек составлен целый пояс, а здесь – отдельные квадраты, обрамленные рамкой). Западные двери ведут с галереи в трапезную храма с небесно-синими сводами. Эти своды еще более пышно украшены многоцветной лепниной, чем наружная часть собора. Кажется, что будто это небо расцвело небывалыми садами. Вообще Петропавловский собор еще красивее внутри, чем снаружи – в отличие, например, от столь же многоцветного узорного Покровского собора в Москве… который внутри не производит такого впечатления. Три арки ведут из синей трапезной в розово-золотистый основной объем храма – в тот самый 38-метровый кратер. Это очень символично: цвета светлеют при приближении к востоку, к алтарю. Словно постепенно в небе начинается рассвет. Из упомянутых арок, центральная – самая широкая, а две боковых – несимметричного размера, хотя видно это не сразу. Правый проход – уже левого. Малая, еле заметная несимметричность характерна для большинства старинных храмов: часто архитекторы из смирения боялись создавать абсолютную гармонию и совершенство, которые, конечно же, невозможны на Земле. Страшились повторить печальный опыт «Вавилонской башни».
За арками золотится, как райский сад, главное украшение храма: иконостас. Он уникален – 25-метровый 7-ярусный, современный самому собору. Если считать малые иконы, расположенные над самым полом, да еще фигуры Христа и четырех Евангелистов на самом верху, то даже – 9-ярусный. Нечто подобное имеется еще в нескольких церквях России, но именно лишь отдаленно подобное. В целом по сочетанию огромных размеров с необычайным богатством резьбы иконостас не имеет себе равных в России. Есть такие же по числу ярусов, но гораздо меньшие по размерам (например, в Троицкой Останкинской церкви в Москве), есть и более крупные по размерам, но меньшие по ярусности и куда менее прихотливые по резьбе (в соборах Московского Кремля), есть почти такие же шедевры резьбы, зато совершенно несопоставимые по величине (например, в строгановской Рождественской церкви Нижнего Новгорода). Впрочем, когда видишь этот иконостас – особенно в розово-золотистых полотнах от заката, пробивающихся через широкие окна, – пропадает желание его с чем-либо сравнивать. Кажется, что видишь нерукотворное чудо. Между тем, чудо все-таки - именно рукотворное. Даже сохранилось имя мастера-резчика, что бывает исключительно редко. Удивительное произведение деревянной резьбы, покрытое сусальным золотом, сотворил мастер Гусев. Позже, когда оно несколько обветшало, его с максимальной точностью отреставрировал подрядчик М.А. Тюфилин (в 1864-65 гг.). А ветхие старинные иконы тогда же чуть «подновил» Н.А. Мензитов.
Вообще собор довольно часто и очень грамотно реставрировался снаружи и внутри лучшими специалистами XIX века. И именно этим объясняется его уникальная сохранность, вплоть до малейших деталей изначального убранства. Собор пострадал в печально знаменитом казанском пожаре 1815 г., но в 1824 – 1825 гг. был полностью отреставрирован под руководством старосты купца С.С. Зайцева. Внешнюю роспись – многочисленные наружные иконы – обновил известнейший казанский художник того времени Василий Турин. Он же обновил и некоторые иконы внутри собора. От следующего пожара (1824 г.) собор пострадал меньше, но и после него потребовалась реставрация. Ее провели на средства следующего старосты – тоже состоятельного купца В.Н. Унженина. Вообще храму везло на богатых церковных старост. Род Унжениных, представители которого сменяли один другого на этой должности, благоукрашал и, когда необходимо, реставрировал собор на протяжении почти всего XIX века. Самая капитальная и самая профессиональная реставрация была проведена в 1888–1890 гг. К этому времени собор обветшал – в основном из-за большой нагрузки на старый фундамент. Стали разрушаться и были закрыты оба северных придела, появился крен у колокольни. Для спасения уникального храма понадобились лучшие реставраторы. Общее руководство реконструкцией осуществлял архитектор М.Н. Литвинов, а за основу были взяты подробнейшие чертежи 1815 г., составленные А.К. Шмидтом – одним из лучших зодчих начала XIX в. (Казань обязана ему возведением Храма-памятника над братской могилой павших в 1552 г.). Именно благодаря реставрации Литвинова собор окончательно приобрел знакомый нам вид. Были подведены крепкие фундаменты под сам храм и колокольню, разобраны и сооружены заново два аварийных северных придела. Главное, что было выполнено с почти ювелирной точностью – это восстановление обветшалой лепнины петровской эпохи. Многие сотни квадратных метров лепных поверхностей были реконструированы замечательно даже с точки зрения строгих искусствоведческих критериев нашего времени. Что интересно, за почти 300 лет существования собора, цвет свой они меняли не раз, первоначально же были просто белыми (из бутового камня) на фоне некрашеной краснокирпичной стены – как у Строгановской Рождественской церкви Нижнего Новгорода.
Даже после революции собор, как уникальный памятник архитектуры, долгое время не трогали. Закрыт он был лишь в 1939 г. – ровно на полвека. Правда, еще до этого, в 1930 г. были сняты и разбиты колокола и конфискованы ценности богатейшей церковной ризницы. В здании разместился партархив, а с 1945 г. – реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. Так главный храм на втором этаже оказался закрыт для доступа «простых смертных». На первом же этаже разместился планетарий: невысокие округлые своды Сретенского храма как раз оказались подходящими для размещения «звездного неба» (ныне они заново расписаны, и в «небе» появился апокалиптический образ: юноша Агнец в окружении четырех животных – символов Евангелистов). Примечательно, что и в некоторых других городах СССР, например в Горьком (Нижнем Новгороде), планетарии тоже размещались именно в бывших церквях.
Собор всегда формально находился под охраной государства как памятник архитектуры. Но словно по злой иронии, реставраторы, квартировавшиеся в нем, не только не думали реставрировать его, а довели до аварийного состояния. Сырость и холод погубили немало старинных икон и хрупких деталей иконостаса. Трапезная была разделена грубыми перегородками на несколько комнат, а для основного объема храма «реставраторы» не нашли другого применения, кроме как превратить его… в биллиардную.
Мощная общественная борьба за возвращение храма верующим началась в новую эпоху – в конце 1980-х годов. Общее дело Возрождения Церкви в разных городах и епархиях начиналось со своих знаковых событий местного значения. Они отражали, как в маленьком зеркале, общероссийский процесс, сравнимый по значению только лишь с эпохой Владимира Святого. Таким, безусловно, знаковым событием для Казанской епархии стала именно кампания за возвращение Петропавловского собора, впервые так сплотившая силы Церкви и, казалось бы, формально далекой от нее светской интеллигенции. Для всех, кто помнит те месяцы, это событие представляется уникальным и беспрецедентным для нашей республики по масштабам вовлечения в него общественности. Огромную роль в мобилизации общественного мнения сыграла популярнейшая в то время газета «Вечерняя Казань» (официально признанная в те годы лучшей региональной и городской газетой России) и лично ее редактор Андрей Петрович Гаврилов. Серия публикаций поставила власть предержащих в условия, когда не выполнить требования православной общины было бы крайне «недемократично». А триумфальное избрание А.П. Гаврилова народным депутатом СССР на первых альтернативных выборах весной 1989 г. открыло новые возможности. Учитывая смену общего курса в стране, руководство города и республики в том же году объявило об одновременном возвращении православным – Петропавловского собора, а мусульманам – Азимовской мечети. Это решение поистине открыло новую эпоху в истории Казанской епархии. Появилась «первая ласточка» – первый возвращенный храм после десятков лет воинствующего безбожия, важнейший прецедент. И не просто храм, а самый красивый храм Казани! И самый большой по высоте из сохранившихся.
13 июля 1989 г. Госмузеем были торжественно переданы ключи от собора, а уже 25 июля владыка Анастасий освятил престол и совершил первое богослужение. С тех пор вот уже 15 лет в Петропавловском соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения, и жизнь епархии невозможно себе представить без этого храма. Полностью отреставрированный в первые же годы после передачи, он стал хранилищем многих величайших святынь нашего края. Из них стоит отметить, в первую очередь, Смоленскую Седмиозерную икону Божией Матери из Седмиозерного монастыря. Вообще, все уцелевшие древности из разоренных окрестных храмов и монастырей попали сначала в церковь Ярославских Чудотворцев (которая никогда не закрывалась), а после 1989 г. некоторые из них перенесены в Петропавловский собор. Такова судьба и Седмиозерной иконы XVII века, спасшей Казань от чумы в 1654 г. и с тех пор ставшей, пожалуй, одной из трех самых почитаемых в епархии (сначала явилась Казанская чудотворная икона, потом, почти одновременно с Седмиозерной, прославилась и Грузинская Раифская). Хотя Седмиозерный монастырь и возрождается уже не первый год, но условий для полноценной охраны такой святыни в нем не имеется (да и приток паломников туда пока не очень велик) – поэтому чудотворная икона хранится до сих пор в алтаре Петропавловского собора и выносится на всеобщее поклонение обычно по пятницам каждой недели. Тогда перед ней служится молебен, собирающий каждый раз сотни людей.
Из святынь, утерянных в советское время и вновь найденных уже через несколько лет после открытия собора, можно назвать мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских (XVI век) и мощи святителя Ефрема (†1614) – все заново обретенные при раскопках на месте Спасского монастыря кремля (1995 г.).
Мощи Ионы и Нектария помещены в единой раке, под стеклом и тонким тканным покровом. Рака стоит в верхнем, основном храме, у северных дверей иконостаса. Иона и Нектарий – отец и сын, в миру Иоанн и Нестор, - самые первые известные нам по именам монахи Земли Казанской. Можно сказать, они являются «отцами монашества» нашей епархии. В 1555 г. боярин Иван Застолбский был послан царем вместе со свт. Гурием в качестве его помощника во всех светских делах епархии. Его юный сын Нестор стал духовным чадом св. Гурия. Горячо желая принять монашество, Нестор отказался от блестящей мирской карьеры и был пострижен в Спасском монастыре с наречением имени Нектарий. Довольно часто бывает, что, видя такое горение души, Господь очень быстро забирает молодого подвижника в Свое Царство. Так, например, духовные дочери преп. Серафима Саровского – Елена и Марфа – скончались, соответственно, в 27 и 18 лет. Быстро забрал Господь и душу святого Нектария, а тело его, похороненное, согласно завещанию, в одной могиле со св. Гурием, сподобил нетления. Похоронив и св. Гурия († 5 декабря 1563 г.), и любимого сына, боярин Иоанн, которого больше уже ничто не удерживало и не привлекало в миру, сам принял постриг в Спасском монастыре, получив новое имя – Иона. И он через некоторое время упокоился в той же могиле. Годы кончины обоих преподобных неизвестны, поэтому память их празднуется Церковью в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв. Гурия и Варсонофия 4 октября 1595 г. (17 октября по н. ст.). Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь, что очень символично.
Митрополит Ефрем (рака которого стоит в нижнем, Сретенском храме) известен тем, что венчал на царство первого из династии Романовых – царя Михаила в 1613 г. Он был тогда первым по старшинству иерархом Русской Православной Церкви. Кроме перечисленных святынь, прихожанами Петропавловского собора также издавна почитаются: Сама храмовая икона свв. апостолов Петра и Павла – в местном чине иконостаса (XVII в). Чудотворная Федоровская икона Божией Матери (кон. XVI в.), перенесенная из разоренного Феодоровского монастыря.
Чудотворная икона свт. Николая Чудотворца (XVI в.) из разоренной Николо-Гостинодворской церкви – одной из древнейших в Казани.
Иверская икона Божией Матери (XVIII в., писана на Афоне), прославившаяся мироточением, икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (примерно того же времени). Все они находятся сейчас в нижнем Сретенском приделе, кроме храмовой – Петра и Павла.
Ни одна из туристических и паломнических групп, прибывающих в Казань, не минует Петропавловского собора, ставшего наравне с кремлем главной достопримечательностью нашего города.
По материалам книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»