1929 года августа месяца, дня 25-го Совет общины Николо-Ляпуновской церкви рассматривал желание членов закрытой Николо-Низской церкви присоединиться. Влившаяся община принесла с собой серьезное «приданое». В список имущества входили: престол, жертвенник, плащаницы, книги, хоругви, аналои, иконы.
Наступил 1930-й. Первого числа последнего месяца зимы состоялось заседание Президиума Казанского Городского Совета, где постановили рационально использовать помещения церквей (перечень включал в себя монастырь и семь церквей, под № 5 шла Николо-Ляпуновская церковь). Община жила обычной приходской жизнью, абсолютно не подозревая, что участь её уже решена каким-то протоколом № 6.
В последний день декабря 1930 года, учитывая свое положение, община принимает важное для себя решение – слиться с Николо-Вешняковской общиной, как ближайшей к своему храму, с перенесением (разумеется, с разрешения НКВД) с собой храмовых святынь. Тяжело далось решение. Архипастырь одобрил решение прихода и благословил переход в Николо-Вешняковскую. Механизм был запущен, и 2-го февраля на свет появился «акт передачи имущества Николо-Ляпуновской церкви общине Николо-Вешняковской».
Пока ТЦИК рассматривал и утверждал решение, представитель Госфонда при Горсовете «изваял» памятник бюрократизму, лишенный здравого смысла. Позволю себе привести текст с небольшими сокращениями: «Акт 1931 г. марта 8 дня. Настоящий акт составлен комиссией о приемке имущества Николо-Ляпуновской г. Казани в составе следующих лиц (далее фамилии и занимаемые должности)… в том, что при приемке имущества старой Николо-Ляпуновской церкви самое здание вследствие ветхости разрушается и грозит падением… …при изъятии иконостасов, чтобы были приняты соответствующие меры предосторожности. При осмотре оказалось следующее: два иконостаса, 18 шт. разных подсвечников металлических, старый битый колокол весом 3 пуда 35 фунтов, чугунный столб от крыльца с кронштейнами. (Далее «верх совершенства» лексики и логики). Все означенное имущество, кроме столба, находится в храме и запломбировано».
В день рождения вождя пролетариата (22 апреля) казанская община евангельских христиан «положила глаз» на Николо-Ляпуновскую церковь как на возможное место для своих собраний, однако храм передан не был. До начала лета церковь так и пустовала, пока НКВДешники, преобразованные в ТатОГПУ, не собрались заняться строительством жилья. Для этой цели решили использовать кирпич Николо-Ляпуновской церкви. Фракция ВКП(б) Президиума КазГорСовета 7.06.31. постановила, заслушав ходатайство, «разрешить» церковь разобрать для использования в качестве строительного материала для дома чекистов. Было бы крайне удивительно, если бы не разрешили! (Кто рискнул бы связаться с Республиканским ОГПУ?). Дом чекиста стоит и по сию пору – построен добротно. А вот от Николо-Ляпуновской церкви остался лишь адрес: ул. Баумана, 18…
По материалам: В. Мухин «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия.» Альманах «Православный Собеседник» №1(16)2008 г. изд-во КДС. - Казань.