Николовешняковская церковь каменная, с каменною колокольнею вновь построена в 1853 г. после пожара 24 августа 1842 г. по высочайше утвержденному плану. В пожаре 1842 г. церковь сделалась почти первою жертвою пламени, потому что пожар возник близко от нее и с тех пор до 1850-х гг. она стояла разрушенною. Значительные пожертвования некоторыми лицами дали возможность исправить храм гораздо в больших размерах против прежде бывшей церкви и с большим великолепием.
Перестройка храма началась 2 мая 1849 г. на собранную от доброхотных дателей церковную сумму до 4000 руб. серебром и производилась до лета 1853 г. усердными приношениями казанского 2 гильдии купца Сергея Егоровича Павлова, имя которого поминается уже не в первом храме, как имя строителя: в 1832 г. сей радетель соорудил своими пожертвованиями Боголюбскую приходскую церковь в Адмиралтейской слободе. На построение Никольского храма, как докладывал сам Сергей Егорович высокопреосвящ. архиепископу Григорию, употребил он около 30 000 руб. серебром; за иконостас заплачено до 6 000 руб. серебром и, кроме того, С. Е. Павлов сделал много приношений в храм разною утварью.
Перестройка церкви производилась сначала архитектором Ломаном, который по желанию главного строителя, не решавшегося дать храму предположенные первоначально обширные размеры, сократил несколько общую величину; окончено же строение архитектором Бессоновым, так внимательно и прилежно следившим за успешным окончанием работ, что ему по справедливости принадлежит немалая честь в возведении Николовешняковской церкви. По окончании всей внутренней отделки храма освящение, по указанию его преосвящ. архиепископа казанского и свияжского Григория, назначено было на 10 сентября 1853 г.
Обновленный храм сохранил свои три бывшие придела: главный – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, по правую сторону – Алексия человека Божия, а по левую – св. и чудотворца Николая. Надо сказать, что новый храм как по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежит к числу красивейших в Казани. Архитектура его русско-византийская – первый пример такого здания в г. Казани; внутри же особенно привлекает на себя взоры иконостас, в коем позолота соединена с малиновым цветом.
Иконостас очень открытый и длинный, так как и придельные иконостасы идут под одну почти линию. Иконы написаны в Казани, в мастерской Гагаева. В верхних частях церковь украшена стенным писание. На западной стороне в церкви устроены хоры.
Несмотря на то, что главный престол в этом храме во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь сохраняет свое древнее название «Николовешняковской». Впрочем, престол Введенский в этом храме существует давно. Так в церковной книге Минее 1692 г. находится подпись, утверждающая, что «книга сия церкви Введения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца Вешнякова отдана 16 сентября 1699 г.».
Из древних икон сохранились: Введения во храм св. Девы Марии, св. Алексия человека Божия, св. Николая чудотворца. Две последние – в иконостасе под выдвинутым над ними балдахином. План и фасад церкви имеются; составлены в 1868 г. Для жительства священно-церковнослужителей построен в 1866 г. старанием церковного старосты Зиновия Несторовича Чистова новый каменный двухэтажный дом на месте, с высочайшего разрешения пожертвованном казанским купцом сыном Яковом Панфиловым.
При церкви существует с давнего времени часовня на северной стороне церкви, перестроенная в 1853 г. вышеупомянутым купцом Сергеем Павловым. Кроме того, на западной стороне, при вратах ограды помещена икона св. Алексия человека Божия.
«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1. - Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.