ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская).

Николо-Вешняковская церковь


Вахитовский район. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Алексия, человека Божия
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1849 и 1853.
Год утраты:1929 (разобрана)
Архитектор:А.К. Ломан, А.П. Бессонов
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Островского, д. 1.

Координаты: 55.790892, 49.111258



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская), С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века
Гранковский Владимир
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская), В перспективе ул.Петропавловской.С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
В перспективе ул.Петропавловской.С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века
Гранковский Владимир
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская), Вид храма с колокольни церкви Московских чудотворцев.Фото нач.ХХ в.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид храма с колокольни церкви Московских чудотворцев.Фото нач.ХХ в.
Гранковский Владимир
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская), На месте церкви построен жилой дом.(ул.Островского, 1)<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
На месте церкви построен жилой дом.(ул.Островского, 1)
Гранковский Владимир
19 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  5 декабря 2014

Николо-Вешняковская церковь построена в 1853 г на средства купца Сергея Павловича Павлова, каменная, теплая, трехпрестольная: главный- в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы – с правой стороны во имя Алексия человека Божия, с левой во имя св. Николая Чудотворца. Священник – протоиерей Гавриил Александрович Павловский, 59 лет. В приходе 19 дворов, жителей 151 чел., русские, православные.

Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии». - Казань, 1904 г.


Гранковский Владимир  5 декабря 2014

Деревянная церковь на этом месте существовала уже с 1566 года. «Вешняковской» называлась потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова. В 1674 году деревянная постройка заменена каменной. Церковь неоднократно горела, а после пожара 1842 года она была полностью перестроена. В 1849 году строительство начал архитектор Ломан А. К., а в 1853 году его окончил архитектор Бессонов А. П. В храме было три престола - главный Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы - Алексия, человека Божия и Николая чудотворца. Храм был небольшим, с единственной главой на массивном барабане и двухярусной колокольней, но на старых планах видно, что церковь до 1853 года была пятиглавой. Иконы были написаны в мастерской Гагаева. При церкви с северной стороны также была построена часовня.

Сейчас на месте церкви стоит дом №1 по ул.Островского.

Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани»/ составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.


Гранковский Владимир  17 декабря 2014

Церковь св. Николая Чудотворца принадлежала к древним казанским храма. Ее основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Иоанна Грозного казанскому архиепископу. В писцовых книгах Казани за 1566-1568 гг. ее место обозначается как «на старых воеводских огородах, в новом остроге, в Вешняковской слободе».

Значительные пожертвования мирян дали возможность значительно расширить и украсить храм. Особую лепту в это внес казанский 2-й гильдии купец Сергей Егорович Павлов, который до этого, в 1832 г., благоустроил Боголюбскую (Екатерининскую) приходскую церковь, что в Адмиралтейской слободе. Кроме 30 тыс. руб. серебром, затраченных на строительство, он заплатил за изготовление иконостаса 6 тыс. серебром. Иконы были написаны в мастерской Гагаева. Павловым также были куплены все три паникадила в трех приделах, все подсвечники и лампады. Храм был освящен Архиепископом Казанским и Свияжским Григорием 10 сентября 1853 года.

Церковь по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежала к числу красивейших в городе. Она была выполнена русско-византийском стиле. Храм венчала единственная глава на массивном барабане, рядом с ней была пристроена двухъярусная колокольня. При церкви с северной стороны в 1853 году усердием Сергея Павловича Павлова была устроена часовня.

Церковь разобрали в 1929 году. Сейчас на ее месте стоит пятиэтажный «сталинский» дом.

Из статьи А.М. Елдашева «Святая земля казанская»», журнал КДС «Семинарский вестник» № 2(17) 2006 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 октября 2018

Николовешняковская церковь каменная, с каменною колокольнею вновь построена в 1853 г. после пожара 24 августа 1842 г. по высочайше утвержденному плану. В пожаре 1842 г. церковь сделалась почти первою жертвою пламени, потому что пожар возник близко от нее и с тех пор до 1850-х гг. она стояла разрушенною. Значительные пожертвования некоторыми лицами дали возможность исправить храм гораздо в больших размерах против прежде бывшей церкви и с большим великолепием.

Перестройка храма началась 2 мая 1849 г. на собранную от доброхотных дателей церковную сумму до 4000 руб. серебром и производилась до лета 1853 г. усердными приношениями казанского 2 гильдии купца Сергея Егоровича Павлова, имя которого поминается уже не в первом храме, как имя строителя: в 1832 г. сей радетель соорудил своими пожертвованиями Боголюбскую приходскую церковь в Адмиралтейской слободе. На построение Никольского храма, как докладывал сам Сергей Егорович высокопреосвящ. архиепископу Григорию, употребил он около 30 000 руб. серебром; за иконостас заплачено до 6 000 руб. серебром и, кроме того, С. Е. Павлов сделал много приношений в храм разною утварью.

Перестройка церкви производилась сначала архитектором Ломаном, который по желанию главного строителя, не решавшегося дать храму предположенные первоначально обширные размеры, сократил несколько общую величину; окончено же строение архитектором Бессоновым, так внимательно и прилежно следившим за успешным окончанием работ, что ему по справедливости принадлежит немалая честь в возведении Николовешняковской церкви. По окончании всей внутренней отделки храма освящение, по указанию его преосвящ. архиепископа казанского и свияжского Григория, назначено было на 10 сентября 1853 г.

Обновленный храм сохранил свои три бывшие придела: главный – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, по правую сторону – Алексия человека Божия, а по левую – св. и чудотворца Николая. Надо сказать, что новый храм как по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежит к числу красивейших в Казани. Архитектура его русско-византийская – первый пример такого здания в г. Казани; внутри же особенно привлекает на себя взоры иконостас, в коем позолота соединена с малиновым цветом.

Иконостас очень открытый и длинный, так как и придельные иконостасы идут под одну почти линию. Иконы написаны в Казани, в мастерской Гагаева. В верхних частях церковь украшена стенным писание. На западной стороне в церкви устроены хоры.

Несмотря на то, что главный престол в этом храме во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь сохраняет свое древнее название «Николовешняковской». Впрочем, престол Введенский в этом храме существует давно. Так в церковной книге Минее 1692 г. находится подпись, утверждающая, что «книга сия церкви Введения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца Вешнякова отдана 16 сентября 1699 г.».

Из древних икон сохранились: Введения во храм св. Девы Марии, св. Алексия человека Божия, св. Николая чудотворца. Две последние – в иконостасе под выдвинутым над ними балдахином. План и фасад церкви имеются; составлены в 1868 г. Для жительства священно-церковнослужителей построен в 1866 г. старанием церковного старосты Зиновия Несторовича Чистова новый каменный двухэтажный дом на месте, с высочайшего разрешения пожертвованном казанским купцом сыном Яковом Панфиловым.

При церкви существует с давнего времени часовня на северной стороне церкви, перестроенная в 1853 г. вышеупомянутым купцом Сергеем Павловым. Кроме того, на западной стороне, при вратах ограды помещена икона св. Алексия человека Божия.

«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1. - Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.


О закрытии церкви.

К концу 1931 г. активизировалась антирелигиозная работа в отношении Николо-Вешняковской церкви, в общину которой к этому времени влились прихожане Вознесенской,Ильинской, и Николо-Ляпуновской церквей.14 декабря 1931 года состоялось ничем не выделявшееся в череде прочих заседание рабочих строителей. Такие собрания проводились десятками, и это только в масштабах района, а в масштабах города, республики количество увеличивалось на несколько порядков. Так вот на вышеупомянутом собрании рассматривались всего три пункта, но каких! Во-первых, слушался доклад областного инструктора В. Петрова на тему «что такое физкультура?»; во-вторых, доклад активиста СВБ «о религии»; и наконец, в-третьих, вопрос… «о закрытии Николо-Вешняковской церкви». Вопрос о том, чем занять здание, не стоял: конечно, домом физкультуры для союза строителей и древоотделочников. Несложно догадаться, что решение 235 человек было единогласным. Днем позже состоялось собрание рабочих строителей шести групкомов, посвященное антирелигиозной кампании. 355 присутствовавших внимательно прослушали доклад представителя ЦС СВБ, лектора-химика тов. Кратера о религиозных чудесах, после чего поразмышляли «о Центральном Доме Физкультуры для рабочих строителей» (помогал мыслить все тот же инструктор Петров). Резолюция такова: «организовать ячейки СВБ и просить проведения аналогичных докладов» и требовать освобождения под Центральный Дом Физкультуры церковь Николо-Вешняковскую, «для проведения военной и физкультурно-оздоровительной работы».Ровно через неделю ФЗУ Пушносиндиката собирает 420 человек и ставит перед ними два вопроса; председательствует тов. Гизатуллин, слушают доклад человека неуемной энергии (физкультурника-инструктора областного уровня) Петрова «о физкультуре» и о закрытии церкви Николо-Вешняковской. Постановление опять принято единогласно: «организовать кружок физкультуры» и развернуть массовую работу, закрыть церковь, передать ее под Центральный Дом ФК. Через день к этой резолюции присоединится 137 человек, а 25 декабря – еще 175 человек, параллельно с ними дает свое согласие на закрытие Президиум КГСа. Закончилась физкультурная эпопея собранием 158-ми представителей меховой фабрики № 3, ОМКУЗа красильного цеха, желавшими быть физически культурными, и именно в стенах Николо-Вешняковской церкви. Кампания проводилась с размахом, с привлечением «широких масс» рабочих и комсомольцев. В начале февраля 1932 года ТатЦИК слушал ходатайство КГСа от 1.02.32 г. «о закрытии Николо-Вешняковской церкви, находящейся на Банковской улице города Казани», обильно сдобренное штампованными резолюциями собраний: меховой фабрики № 3 «ОМКУЗ», «ОМКУЗ» красильного цеха, фабрики «Татваленки», фабрики «Спартак», «ТатСоюзТранса», рабочих строителей, охранников «ОМКУЗа», школы «СтройУча», рабочих строителей группы Лесосплава, школы ФЗУ КазМехКомбината, ФЗУ Пушносиндиката, меховых фабрик № 1 и № 2. Итог – 2085 подписей «за закрытие». Прошла неделя, и уже Совет Профсоюзов настоятельно просит ТЦИК отвести Николо-Вешняковскую церковь под ЦД ФК, замечая при этом, что средства на ремонт и оборудование помещения запроектированы и отпущены (а церковь еще не закрыта). 21-го февраля ответственный секретарь ГСФК Павлов просит секретариат ТЦИКа не отказать в передаче церкви под Центральный Дом ФК. 4-го марта ТЦИК на заседании Секретариата протоколом № 38, заслушав ходатайства рабочих союзов, постановил: «Постановление КазГорСовета утвердить, церковь закрыть и использовать под Центральный Дом ФК». Страстному желанию заняться физкультурой не суждено было сбыться. 9-го марта (всего через пять дней) Президиум КГСа предложил начальнику конторы «Комжилстроя» для разбора в паре с Евдокиинской церковью и Николо-Вешняковскую. По кирпичу до самого основания церковь разобрали к 1933-му году.

Сегодня место Николо-Вешняковской церкви занимает «сталинка» с магазинами на первом этаже. И ничто уже не намекает даже любопытствующему взгляду, что здесь в течение 80 лет стояло «культовое здание».

Из Альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г: В.Мухин «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия.» изд-во КДС, Казань -2008 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.