«…В середине XVI в. за улицей, начинавшейся у подножия Кремля, закрепилось название Проломной. Именно здесь в результате подкопа и взрыва был сделан пролом в посадской стене, через который в октябре 1552 г. воины Ивана Грозного ворвались в город. В 1560-е гг. улица была небольшой, заканчивалась возле нынешнего театра им. Качалова и имела, как свидетельствуют хроники, на правой стороне, что ближе к Булаку, десять дворов, на левой четырнадцать. Дорога здесь была ухабистой, пересекалась промоинами, через которые перекидывались небольшие мостики.
Позднее по специальному указу Ивана Грозного в южном конце улицы была образована Новая слобода, земли для которой отобрали у Спасо-Преображенского монастыря, у воевод, дьяков, боярских детей и архиепископа Казанского и Свияжского Гурия. Согласно указу, на этих землях было велено «огороды больше не пахати, а ставити в тех местах дворы к посаду всяким людем». Дома слободы ставились возле озера, которое позднее засыпали, а на его месте возникла Рыбнорядская площадь (ныне Тукая).
Во второй половине XVII в. в слободе появилась новая деревянная церковь, которую поставили на месте бывших Проломных ворот. И еще долгое время Богоявленскую церковь так и называли: храм у Проломных ворот, когда давно уже не было ни крепостных стен, ни самих ворот. После этого посаду дали новое название в честь церкви - Богоявленская слобода. Посад неоднократно страдал от пожаров. В 1694 г., по словам историка М. Пинегина, новый пожар уничтожил строения слободы дотла. И тогда на их месте появляются каменные дома. В ХVІІІ в. улица была одной из десяти основных в городе вымощена булыжниками и стала называться Проломной в память о проломе городской стены (крепости) войсками Ивана IV Грозного в 1552 г.
В 1741 г. из камня начинается и строительство Богоявленской церкви. Закончено оно было в 1756 г. Средства на постройку выделили известный казанский фабрикант И. Михляев и купец С. Чернов. Современный адрес - ул. Баумана, 78. Изначально Богоявленская церковь была построена в виде пятиглаво го кирпичного храма с невысокой шатровой колокольней. В 1897 г. взметнулась ввысь новая, знаменитая колокольня из красного кирпича. Деньги на постройку этого архитектурного памятника завещал общине Богоявленской церкви купец Иван Кривоносов. На эти цели он оставил после своей смерти в 1892 г. 35 тыс. рублей. Иван Семенович был купцом первой гильдии, торговал мясопродуктами и владел салотопенным производством. За многочисленные заслуги был удостоен звания почетного гражданина города и несколько лет занимал должность заместителя директора Казанского городского общественного банка. В 1852-1863 гг. Кривоносов был старостой Богоявленской церкви, поэтому неудивительно, что часть своего состояния он завешал этому храму.
В июле 1893 г. в газете «Волжский вестник» появилось объявление о конкурсе на лучший проект постройки новой колокольни. Его участникам задали старорусский стиль, с подробной росписью изготовления всех самых тонких и изощренных деталей каменной кладки. В том же номере газеты сообщалось о наличии проекта с колокольней в 32 сажени (64 метра) высотой. Он и победил в итоге. Все старые краеведческие издания называли автором проекта колокольни Руша. Он представлял проект на конкурс и получил премию победителя в 150 рублей. Проект был экспонатом Всероссийской выставки 1896 г. В казанских же архивах сохранилось дело о тяжбе Руша и Михайлова за авторство проекта.
Известно, что строительство новой колокольни началось 24 ноября 1893 г. Был заложен фундамент, причем котлован под него рыли на «материковую глубину», на пять сажен от поверхности. Трудностей при строительстве было множество: болотный грунт требовал глубокого фундамента до 5 саженей, высота в 32 сажени требовала высочайшего мастерства в соблюдении строгой вертикали.
Историческая загадка. Зачем понадобилось авторам нарушить двухэтажный ансамбль застройки ул. Проломной? Одна версия: 64 метра - возраст купца Кривоносова; вторая версия: затмить все известные ранее в Казани церковные колокольни. После закладки фундамента дело встало, и лишь спустя почти два года, весной 1895 г., строительство возобновилось. 12 мая 1895 г. в городских газетах появилось сообщение: «...третьего дня началось строительство колокольни под личным управлением архитектора Михайлова». Конечно же, тогда не существовали подъемные краны, и строительные материалы подавались на высоту с помощью натянутых тросов, которые протянули аж до самой ул. Малой Проломной (ныне. Профсоюзной).
17 августа 1897 г. с готовой колокольни были убраны строительные леса. Сначала на колокольню подвесили старые колокола, вес самого тяжелого из которых составлял 217 пудов 31 фунт. В 1900 г. по железной дороге в Казань был доставлен новый колокол весом в 526 пудов. Он был временно подвешен на столбах, а 1 октября 1900 г. состоялся его торжественный подъем. Улица Большая Проломная была перекрыта, и колокол с помощью тросов был поднят толпой добровольцев на необходимую высоту. В этот же день подняли и двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест весом в семнадцать пудов. Газеты сообщали, что на постройку колокольни ушло почти 2 млн штук кирпича, итоговая стоимость ее составила 50 тыс. рублей.
Существует несколько легенд, связанных с колокольней Богоявленской церкви. Придуманные кем-то и когда-то, гуляют они из издания в издание, не имея под собой документальных оснований. Одна из них свидетельствует, что колокольня, якобы, не была принята церковью из-за того, что на верхних ярусах украшена иудейскими звездами Давида. Да и построена была из нехарактерного для православия «кирпичного узорочья». Однако совершенно достоверно известно: утвердило проект колокольни и одобрило ее строительство именно епархиальное начальство. К тому же сама Богородица, по Священному писанию, вышла из дома Давидова.
К 1917 г. церковь состояла из трех храмов - главного, холодного, двухпрестольного в честь Богоявления Господня с приделом святого первомученика и архидиакона Стефана. Второго - теплого, двухпрестольного, во имя святого апостола Андрея Первозванного, с приделом святых мучеников благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Федора Третьего, - холодного, однопрестольного, устроенного в 1902 г. на втором ярусе новой колокольни, в память третьего обретения Честной Главы святого Иоанна Предтечи. В новой колокольне на первом этаже находилось небольшое помещение, так называемые «собеседования» со старообрядцами, а также церковная лавка.
Приход Богоявленского храма был многолюдным и престижным. Улица Б. Проломная являлась торговой, и от прихожан разных сословий не было отбоя. В храме обычно служили два священника с ученой степенью. В 1854-1862 гг. это был доктор богословия протоиерей Михаил Зефиров, впоследствии переведенный в Казанский университет. Затем в 1862-1886 гг. - Евфимий Малов, знаменитый миссионер, известный этнограф, автор исторических источников (в частности, двухтомника «Историческое описание Казанских церквей»), языковед, активно участвовавший в издании Корана с параллельным русским переводом. Имея широкий кругозор и безупречную репутацию, Е. Малов впоследствии был переведен в кафедральный собор. Стал заслуженным профессором Казанской духовной академии, действительным членом Общества археологов, истории и этнографии.
На рубеже 1880-1890-х годов делал здесь свои первые шаги на певческом поприще Федор Шаляпин. О крещении Федора Шаляпина сведения значатся в метрической книге Богоявленской церкви. Необходимые изыскания были сделаны по просьбе дочери Шаляпина, Ирины Шаляпиной-Бакшеевой. В толстой хорошо сохранившейся книге, в разделе о родившихся есть запись, что 1 февраля (по старому стилю) 1873 г. у крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина и его законной жены Евдокии Михайловны родился сын Федор, а на следующий день, 2 февраля, его крестили. Метрическая книга хранится в Национальном архиве Республики Татарстан.
Вот как изложила историю крещения Шаляпина-Бакшеева по словам крестной матери ее отца, которая закончила свои дни в ее доме: «Когда родился у Шаляпиных сын, Авдотья Михайловна (мать певца) долго ходила по соседям, умоляя окрестить маленького Федю. Никто не соглашался, никому не хотелось родниться с бедной, почти нищей семьей. Наконец, сжалилась над ней жившая во дворе моя мать и приказала мне, 13-летней девочке, крестить младенца...» Таинство крещения Федора совершил протоиерей Малов, увековечив свое имя еще и столь важным событием для великого певца, а Богоявленская церковь прославилась своим незаурядным прихожанином.
Шаляпины жили в Казани во флигеле дома на Рыбнорядской улице (дом Лисицына не сохранился) (ул. Пушкина, 10). Если Алеша Пешков (М. Горький) считал Казань своей второй малой родиной (своими университетами), то Федор Шаляпин - казанский волгарь, родился, вырос и сформировался как певец в Казани. Несколько церквей могут похвастаться, что там с клироса в хоре пел молодой Шаляпин (Духосошественская, Варваринская, Богоявленская, Владимирский собор и др.). Известно, что даже став всемирно известным певцом, Шаляпин никогда не забывал о своих крестьянских корнях. Очень любил и тосковал по Казани, а будучи за границей, мечтал вернуться на Родину. Но это случилось уже через 46 лет, после его смерти. Утром 29 октября 1984 г. в России на Новодевичьем кладбище успокоилась душа великого русского певца, гражданина России.
Современные жители Казани чтят память Федора Ивановича Шаляпина. На протяжении 23 лет город становится местом проведения знаменитого Шаляпинского фестиваля. В самом центре города на ул. Баумана, у церкви Богоявления стоит теперь величественный монумент величайшему певцу Федору Шаляпину (единственный в мире). Есть рядом и Шаляпинское кафе. Век спустя для установки первого в России памятника великому артисту и певцу лучшего места, чем у Богоявленской колокольни, нельзя было и придумать.
Как и у многих сооружений религиозного культа, судьба храма резко изменилась после Октябрьской революции. Вплоть до своего закрытия в 1935 г. Богоявленская церковь становится кафедральным собором. Затем ее отбирают у верующих, разрушают купола и используют как складские помещения. В 1927 г. Сталин заявил: «Наша беда в том, что духовенство не вполне еще ликвидировано, и надо довести до конца это дело». И началось массовое закрытие церквей, мечетей и других культовых зданий, аресты и ссылки духовных лиц. В руины и щебень превратились многие храмы всех конфессий. Вскоре в Казани осталось всего два христианских и один мусульманский храм.
В церкви долгое время располагался спортивный зал Казанского государственного университета, а в колокольне ряд торговых лавок и мастерская оптики. Под другие нужды были приспособлены и остальные здания, некогда принадлежавшие храму. На месте Андреевской церкви до 1950-х гг. находился зверинец. Ныне на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом.
Бывшая ул. Б. Проломная с 1930 г. получила название ул. Баумана в память о пламенном революционере Николае Эрнестовиче Баумане (1873-1905), который родился и провел юность в Казани. В 1892 г. был организатором первой маевки казанских рабочих. С 1900 г. участвовал в издании газеты «Искра». 18 октября 1905 г. в Москве во время демонстрации убит черносотенцем. В начале ХХ в. по ул. Проломной ходил трамвай, сбегая вниз с Воскресенской улицы (теперь ул. Кремлевская). Ныне ул. Баумана, пешеходная на всем протяжении, привлекает к себе молодежь, туристов, правительственные делегации. Здесь прогуливались президенты России Б.Н. Ельцин и В.В. Путин.
В 1996 г. храм был передан в ведение епархии, а вот колокольню отдали в ведение Министерства культуры РТ и в ней устроили Камерный Шаляпинский зал. И хотя дух Шаляпина витает в этих стенах, православные прихожане хотели бы вернуть это здание и использовать его по назначению, тем более что Богоявленская церковь не имеет своей колокольни…»
Из книги: Милицын Б.Р. Казань. Эпизоды истории / Б.Р. Милицын. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012, стр. 152-159.