ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Собор Богоявления Господня.

Богоявленский собор


Вахитовский район. Собор Богоявления Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Стефана архидиакона
Год постройки:Между 1731 и 1741. 1756 трапезная.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Баумана, д. 78, корп. 1.

Координаты: 55.788215, 49.118887





Сортировка:

Собор Богоявления Господня, Вид с востока<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 ноября 2021
Собор Богоявления Господня, Вид с колокольни<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид с колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 ноября 2021
Собор Богоявления Господня, Вид с юго-востока<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 ноября 2021
Собор Богоявления Господня, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
15 сентября 2009
Собор Богоявления Господня, Главы<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 ноября 2021
Собор Богоявления Господня, Портал<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Портал
Михаил Владимиров
5 сентября 2019
Собор Богоявления Господня, апсиды<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
апсиды
Матишо
8 июня 2012
Собор Богоявления Господня, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Собор Богоявления Господня, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Собор Богоявления Господня, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Irina
3 июня 2006
Собор Богоявления Господня, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Михаил Суханов
21 января 2005
Собор Богоявления Господня, Иконостас храма<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Иконостас храма
Гранковский Владимир
26 марта 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Рощектаев  16 декабря 2005

Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, – запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья». Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Также, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, – лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы…

Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, – был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых… Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.

Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV-XVI веков, был возведен, однако, не в XVI веке, как запросто может показаться, а в 1741 году: на средства уже упоминавшегося купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани. Тончайший заостренный колышек из 8 граней – с тремя ярусам окошечек на каждой из восьми плоскостей… и еще венчавший его, как искорка, крошечный купол – все это поразительно напоминает лучшую колокольню Ярославля: «Ярославскую свечу» конца XVII века. Казань, в отличие от этого города на Верхней Волге, своей «свечи» лишилась…

Также на аналогии со знаменитыми памятниками «Золотого кольца» наводит сохранившийся западный портал храма, весь изукрашенный узорами из фигурного кирпича. Из него составлены гигантские «косички» и «канаты» - арочной и треугольной формы. Вспоминаются Святые врата Горицкого монастыря Переславля-Залесского (его еще иногда называют по ошибке переславским кремлем, а его «кружевные врата» с неизменным восхищением описываются в любых путеводителях) – и некоторые другие образцы «русского узорочья».

Вообще, до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка.

Постройка к юго-востоку от храма огромной колокольни, которую мы сейчас в первую очередь видим – это одно из важнейших событий в жизни православной Казани конца XIX века. В 1895 – 1897 гг. ее всего за два года возвел архитектор Михаил Михайлов на средства купца Ивана Кривоносова, чуть-чуть не дожившего до этого (он умер в 1892 г). По богатству кирпичного декора она намного превзошла не только сам собор, но и все, что до и после возводилось в Казани. В советских путеводителях эта манера оформления называлась «псеводорусским стилем»; в настоящее время все в большем количестве искусствоведческих работ пренебрежительная приставка «псевдо-» исчезает и подобный стиль XIX – начала XX века называется уже просто «русским».

В нашей епархии в этот период особо отличились зодчие Ф. Малиновский и М. Михайлов, но если у Малиновского кирпичный декор его сооружений, действительно, несколько упрощен и бедноват, то Михайлов сотворил настоящую чудо-колокольню, где глаз наблюдателя способен просто заблудиться на несколько минут в чаще объемных узоров. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно.

На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. Так часто бывало и с древнерусскими храмами и звонницами, построенными на купеческие деньги. Отсюда – огромные подклеты у многих городских церквей Москвы, Ярославля, Ростова, Костромы… Чем ближе к храму, тем вернее, что воры побоятся святотатства.

В 1901 году, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Вот как писали про это газеты того времени: «На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в 3-м ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину [ок. 30 см] и на аршин [71 см] в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную». А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина, что власти используют в качестве одного из формальных поводов, чтобы не возвращать верующим колокольню. Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году.

И еще одно знаменитое имя – правда, знаменитое уже лишь на местном уровне, – связано с этой церковью. Четверть века (1862 – 1886 гг.) протоиереем в ней был Евфимий Александрович Малов, одни из крупнейших церковных историков-краеведов...

Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор. С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Некоторое время возле него ютился в страшной тесноте казанский зоопарк – пока его не перевели из центра города на нынешнее место из-за крайней негигиеничности. Старожилы Казани еще помнят это.

Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину 1990-х годов. Были крестные ходы, акции протеста, требования, надписи на стенах… Наконец, в 1996 году приняли половинчатое решение: храм был возвращен, а колокольня до сих пор – нет. Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола, а сам он выкрашен в небесно-голубой цвет. То и дело, как грозные отметины-знамения из прошлого, как тучи на этом голубом «небе», выступают пятна из отсыревших до предела, обветшалых стен. Вновь и вновь их приходится перекрашивать. В интерьере не сохранилось никаких древностей. Иконостас и все иконы – современные. Восстановление такого огромного храма требует и соответственных огромных средств – поэтому дальнейшая судьба собора во многом зависит от благо.

Раздел из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 мая 2013

Выстроена в 1731-1756 на средства казанского фабриканта И.А.Михляева и купца С.А.Чернова. Здание является памятником казанского зодчества первой половины 18 в., построена в традициях барокко. Принадлежит к типу бесстолпных пятиглавых храмов с трехчастной композицией. Основной крупный двусветный объем, первоначально увенчанный главками на круглых барабанах, возвышается над алтарем с термя апсидами и над более поздней трапезной (выстроенной в 1756). Свойственное рубежу 17-18 вв. нарядное декоративное убранство фасадов включает в обработку стен лопатки, аркатуру и прямоугольный небольшой карниз. Окна основного объема и апсид обработаны барочными наличниками с килевидными фронтонами в духе московского барокко. Интерьер храма имеет арки, образующие сомкнутый и коробовый своды.

С сайта "Объекты культурного наследия" Министерства культуры Республики Татарстан


Богоявленская церковь - замечательный памятник не только церковный, но и исторический. Она была построена по линии «пролома» посадской стены при взятии Казани 2 октября 1552 года и обозначила первую улицу, названную Проломной(ныне Баумана). Церковь существовала уже в 1566 году. Современная церковь построена в 1731 году. О древности церкви говорит то, что вокруг нее образовался более чем полутораметровый культурный слой и она буквально «утонула» в земле.

По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.


Первая попытка закрыть Богоявленский храм состоялась в конце декабря 1929 года. Собрание Татстраха постановило просить Горсовет о закрытии Богоявленской церкви для устройства в ней сельхозмузея. Вскоре состоялось еще одно собрание сотрудников Татлесотреста, которые согласились с постановлением собрания Татстраха, одновременно прося «снять колокола со всех церквей, употребив их на индустриализацию страны». Затем собирались швейники и безработные. 12 января 1930 г. собрание рабочих и служащих валяно-обувной фабрики просит скорейшего закрытия церквей и мечетей и передачи их под школы и дома культуры, в общем списке и Богоявленская церковь. Всего через четыре дня в НКВД ТР поступило заявление от общины Воскресенской церкви, которая решила по закрытии своего храма присоединиться к Богоявленскому и принести с разрешения компетентных органов особо чтимые и ценные иконы. Слияние общин несколько притормозило процесс закрытия Богоявленской церкви.

Все меры воздействия властных структур имели свои результаты. 30 января 1930 года в правление общины подал заявление протоиерей Иван Красовский. Ссылаясь на слабость здоровья, он просил освободить его от обязанности приходского священника. 10 марта 1930 года комиссия, осмотрев состояние здания церкви, заключает, что его можно приспособить под клуб или кинотеатр, на что потребуется 10-15 тыс. руб. Но этих 10-15 тыс. руб. не нашлось и вопрос закрытия церкви опять приостановлен. Через год первой утратой общины стала колокольня. Весной 1931 года в КазГорсовет обратились представители общины евангельских христиан о предоставление им один из православных храмов под свои собрания. На выбор Горсовета были заявлены Богоявленская колокольня, Владимирский храм, Московских чудотворцев и пустующая церковь на Большой Проломной улице, что против Ивановского монастыря. Община выбирает Богоявленскую колокольню, и их пожелание было удовлетворено. 1 июня 1931 года состоялась передача в бессрочное пользование для религиозных нужд верующих «Евангельского исповедания» колокольни Богоявленской церкви.

В течение 4-х лет не прекращаются движения по закрытию церкви. Многие события помогали это предотвращать. Одним из самых значимых в жизни всей Казанской церкви явилось назначение в 1933 году митрополитом Серафима (Александрова). С 11 августа он приступил к управлению епархией, избрав кафедральным храмом Богоявленскую церковь, которую с тех пор стали именовать собором. К февралю 1934 года в списке служителей культа, кроме Серафима – митрополита Казанского и Свияжского, было шесть человек: два протоиерея, митрополичий протодиакон Грекулов., сверх штата трое – священник, игумен и диакон, которых приписали из сострадания к их полуголодному существованию. Список членов общины состоял из 650 человек, хотя объединенная из трех общин Богоявленская была самой многочисленной. Гром грянул, как всегда, неожиданно: в первой половине 1935 года храм закрыли. Ходатайства митрополита Серафима остались без удовлетворения. Как последний крик души было обращение стариков в ТЦИК к тов. Байчурину с великой просьбой проявить понимание к старикам и дать «дожить, как полагается», – «откройте нам храм Богоявления, ходим вокруг и плачем, последнее удовольствие у стариков отняли». Они заверили, что молодое поколение не будет ходить в храм, ибо дети служат в доблестной Красной Армии на пользу государству. Что удивительно, этот аргумент сыграл свою роль и храм продолжил, как и прежде, полноценно жить. Но Союз воинственных безбожников (СВБ) продолжал массированную агитационную работу по закрытию храма.

В течение двух недель октября 1935 г. проводятся собрания и собираются подписи рабочих меховой фабрики – 82, фабрики «Спартак» – 321, СК – 4, механического цеха Жиркомбината, цеха питания и мыловаренного цеха Жиркомбината – 64, студентов КЖТТ – 240, физкультурников Льнокомбината, рабочих трампарка – 222, студентов Ветинститута – 190, бюро ФК завода им. Ленина – 74, рабочих 4-го участка «Кинопленки» – 69, завода «Красный Восток» – 472, Татполиграфа – 350. Данные ходатайства стали хорошим обоснованием для закрытия собора, что и было сделано постановлением Казгорсовета от 20.11.35 г. Удивительно была и формулировка о дальнейшем использовании здания церкви « … закрыть Богоявленскую церковь и передать какой-нибудь организации для использования...». Вскоре для здания церкви нашлась и организация. Высший Совет физкультуры при ЦИКе ТР ходатайствует в ТЦИК, рапортуя при том о достижениях, рекордах, количествах участников и т.д., о закрытии ныне действующей в г. Казани церкви Богоявления и передаче помещения церкви в распоряжение физкультурных организаций для создания общегородского спортклуба.

Дата 4.12.35 г. этого ходатайства не стыкуется с реальностью: ведь храм был закрыт еще 20.11.35 г., а в документе церковь действующая. 9 декабря во время Рождественского поста КазГорФО предлагает Центральному музею ТР в трехдневный срок очистить здание церкви от имущества культового характера. Этот процесс затянулся на два месяца. В начале 1936 г колокольня собора была отдана под канцелярию и антирелигиозный кабинет Республиканскому Совету СВБ, а сам храм Богоявления подвергся разграблению со стороны КазГорФО: сняли и увезли электрооборудование, расковыряли стену под окном (снимали радиаторы отопления), сняли дверь, выдернули ручки из дверей. Несмотря на все эти действия, храм еще имел относительно приличный вид. Обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями. Небольшой промежуток времени в нем даже располагался казанский зоопарк. До возвращения храма в 1996 г. Казанской епархии, являлся спортзалом Казанского госуниверситета.

По материалам статьи протоиерея Владимира Мухина «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия», сборник «Православный собеседник», ч. 2, 2017 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 июня 2024

«…В середине XVI в. за улицей, начинавшейся у подножия Кремля, закрепилось название Проломной. Именно здесь в результате подкопа и взрыва был сделан пролом в посадской стене, через который в октябре 1552 г. воины Ивана Грозного ворвались в город. В 1560-е гг. улица была небольшой, заканчивалась возле нынешнего театра им. Качалова и имела, как свидетельствуют хроники, на правой стороне, что ближе к Булаку, десять дворов, на левой четырнадцать. Дорога здесь была ухабистой, пересекалась промоинами, через которые перекидывались небольшие мостики.

Позднее по специальному указу Ивана Грозного в южном конце улицы была образована Новая слобода, земли для которой отобрали у Спасо-Преображенского монастыря, у воевод, дьяков, боярских детей и архиепископа Казанского и Свияжского Гурия. Согласно указу, на этих землях было велено «огороды больше не пахати, а ставити в тех местах дворы к посаду всяким людем». Дома слободы ставились возле озера, которое позднее засыпали, а на его месте возникла Рыбнорядская площадь (ныне Тукая).

Во второй половине XVII в. в слободе появилась новая деревянная церковь, которую поставили на месте бывших Проломных ворот. И еще долгое время Богоявленскую церковь так и называли: храм у Проломных ворот, когда давно уже не было ни крепостных стен, ни самих ворот. После этого посаду дали новое название в честь церкви - Богоявленская слобода. Посад неоднократно страдал от пожаров. В 1694 г., по словам историка М. Пинегина, новый пожар уничтожил строения слободы дотла. И тогда на их месте появляются каменные дома. В ХVІІІ в. улица была одной из десяти основных в городе вымощена булыжниками и стала называться Проломной в память о проломе городской стены (крепости) войсками Ивана IV Грозного в 1552 г.

В 1741 г. из камня начинается и строительство Богоявленской церкви. Закончено оно было в 1756 г. Средства на постройку выделили известный казанский фабрикант И. Михляев и купец С. Чернов. Современный адрес - ул. Баумана, 78. Изначально Богоявленская церковь была построена в виде пятиглаво го кирпичного храма с невысокой шатровой колокольней. В 1897 г. взметнулась ввысь новая, знаменитая колокольня из красного кирпича. Деньги на постройку этого архитектурного памятника завещал общине Богоявленской церкви купец Иван Кривоносов. На эти цели он оставил после своей смерти в 1892 г. 35 тыс. рублей. Иван Семенович был купцом первой гильдии, торговал мясопродуктами и владел салотопенным производством. За многочисленные заслуги был удостоен звания почетного гражданина города и несколько лет занимал должность заместителя директора Казанского городского общественного банка. В 1852-1863 гг. Кривоносов был старостой Богоявленской церкви, поэтому неудивительно, что часть своего состояния он завешал этому храму.

В июле 1893 г. в газете «Волжский вестник» появилось объявление о конкурсе на лучший проект постройки новой колокольни. Его участникам задали старорусский стиль, с подробной росписью изготовления всех самых тонких и изощренных деталей каменной кладки. В том же номере газеты сообщалось о наличии проекта с колокольней в 32 сажени (64 метра) высотой. Он и победил в итоге. Все старые краеведческие издания называли автором проекта колокольни Руша. Он представлял проект на конкурс и получил премию победителя в 150 рублей. Проект был экспонатом Всероссийской выставки 1896 г. В казанских же архивах сохранилось дело о тяжбе Руша и Михайлова за авторство проекта.

Известно, что строительство новой колокольни началось 24 ноября 1893 г. Был заложен фундамент, причем котлован под него рыли на «материковую глубину», на пять сажен от поверхности. Трудностей при строительстве было множество: болотный грунт требовал глубокого фундамента до 5 саженей, высота в 32 сажени требовала высочайшего мастерства в соблюдении строгой вертикали.

Историческая загадка. Зачем понадобилось авторам нарушить двухэтажный ансамбль застройки ул. Проломной? Одна версия: 64 метра - возраст купца Кривоносова; вторая версия: затмить все известные ранее в Казани церковные колокольни. После закладки фундамента дело встало, и лишь спустя почти два года, весной 1895 г., строительство возобновилось. 12 мая 1895 г. в городских газетах появилось сообщение: «...третьего дня началось строительство колокольни под личным управлением архитектора Михайлова». Конечно же, тогда не существовали подъемные краны, и строительные материалы подавались на высоту с помощью натянутых тросов, которые протянули аж до самой ул. Малой Проломной (ныне. Профсоюзной).

17 августа 1897 г. с готовой колокольни были убраны строительные леса. Сначала на колокольню подвесили старые колокола, вес самого тяжелого из которых составлял 217 пудов 31 фунт. В 1900 г. по железной дороге в Казань был доставлен новый колокол весом в 526 пудов. Он был временно подвешен на столбах, а 1 октября 1900 г. состоялся его торжественный подъем. Улица Большая Проломная была перекрыта, и колокол с помощью тросов был поднят толпой добровольцев на необходимую высоту. В этот же день подняли и двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест весом в семнадцать пудов. Газеты сообщали, что на постройку колокольни ушло почти 2 млн штук кирпича, итоговая стоимость ее составила 50 тыс. рублей.

Существует несколько легенд, связанных с колокольней Богоявленской церкви. Придуманные кем-то и когда-то, гуляют они из издания в издание, не имея под собой документальных оснований. Одна из них свидетельствует, что колокольня, якобы, не была принята церковью из-за того, что на верхних ярусах украшена иудейскими звездами Давида. Да и построена была из нехарактерного для православия «кирпичного узорочья». Однако совершенно достоверно известно: утвердило проект колокольни и одобрило ее строительство именно епархиальное начальство. К тому же сама Богородица, по Священному писанию, вышла из дома Давидова.

К 1917 г. церковь состояла из трех храмов - главного, холодного, двухпрестольного в честь Богоявления Господня с приделом святого первомученика и архидиакона Стефана. Второго - теплого, двухпрестольного, во имя святого апостола Андрея Первозванного, с приделом святых мучеников благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Федора Третьего, - холодного, однопрестольного, устроенного в 1902 г. на втором ярусе новой колокольни, в память третьего обретения Честной Главы святого Иоанна Предтечи. В новой колокольне на первом этаже находилось небольшое помещение, так называемые «собеседования» со старообрядцами, а также церковная лавка.

Приход Богоявленского храма был многолюдным и престижным. Улица Б. Проломная являлась торговой, и от прихожан разных сословий не было отбоя. В храме обычно служили два священника с ученой степенью. В 1854-1862 гг. это был доктор богословия протоиерей Михаил Зефиров, впоследствии переведенный в Казанский университет. Затем в 1862-1886 гг. - Евфимий Малов, знаменитый миссионер, известный этнограф, автор исторических источников (в частности, двухтомника «Историческое описание Казанских церквей»), языковед, активно участвовавший в издании Корана с параллельным русским переводом. Имея широкий кругозор и безупречную репутацию, Е. Малов впоследствии был переведен в кафедральный собор. Стал заслуженным профессором Казанской духовной академии, действительным членом Общества археологов, истории и этнографии.

На рубеже 1880-1890-х годов делал здесь свои первые шаги на певческом поприще Федор Шаляпин. О крещении Федора Шаляпина сведения значатся в метрической книге Богоявленской церкви. Необходимые изыскания были сделаны по просьбе дочери Шаляпина, Ирины Шаляпиной-Бакшеевой. В толстой хорошо сохранившейся книге, в разделе о родившихся есть запись, что 1 февраля (по старому стилю) 1873 г. у крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина и его законной жены Евдокии Михайловны родился сын Федор, а на следующий день, 2 февраля, его крестили. Метрическая книга хранится в Национальном архиве Республики Татарстан.

Вот как изложила историю крещения Шаляпина-Бакшеева по словам крестной матери ее отца, которая закончила свои дни в ее доме: «Когда родился у Шаляпиных сын, Авдотья Михайловна (мать певца) долго ходила по соседям, умоляя окрестить маленького Федю. Никто не соглашался, никому не хотелось родниться с бедной, почти нищей семьей. Наконец, сжалилась над ней жившая во дворе моя мать и приказала мне, 13-летней девочке, крестить младенца...»  Таинство крещения Федора совершил протоиерей Малов, увековечив свое имя еще и столь важным событием для великого певца, а Богоявленская церковь прославилась своим незаурядным прихожанином.

Шаляпины жили в Казани во флигеле дома на Рыбнорядской улице (дом Лисицына не сохранился) (ул. Пушкина, 10). Если Алеша Пешков (М. Горький) считал Казань своей второй малой родиной (своими университетами), то Федор Шаляпин - казанский волгарь, родился, вырос и сформировался как певец в Казани. Несколько церквей могут похвастаться, что там с клироса в хоре пел молодой Шаляпин (Духосошественская, Варваринская, Богоявленская, Владимирский собор и др.). Известно, что даже став всемирно известным певцом, Шаляпин никогда не забывал о своих крестьянских корнях. Очень любил и тосковал по Казани, а будучи за границей, мечтал вернуться на Родину. Но это случилось уже через 46 лет, после его смерти. Утром 29 октября 1984 г. в России на Новодевичьем кладбище успокоилась душа великого русского певца, гражданина России.

Современные жители Казани чтят память Федора Ивановича Шаляпина. На протяжении 23 лет город становится местом проведения знаменитого Шаляпинского фестиваля. В самом центре города на ул. Баумана, у церкви Богоявления стоит теперь величественный монумент величайшему певцу Федору Шаляпину (единственный в мире). Есть рядом и Шаляпинское кафе. Век спустя для установки первого в России памятника великому артисту и певцу лучшего места, чем у Богоявленской колокольни, нельзя было и придумать.

Как и у многих сооружений религиозного культа, судьба храма резко изменилась после Октябрьской революции. Вплоть до своего закрытия в 1935 г. Богоявленская церковь становится кафедральным собором. Затем ее отбирают у верующих, разрушают купола и используют как складские помещения. В 1927 г. Сталин заявил: «Наша беда в том, что духовенство не вполне еще ликвидировано, и надо довести до конца это дело». И началось массовое закрытие церквей, мечетей и других культовых зданий, аресты и ссылки духовных лиц. В руины и щебень превратились многие храмы всех конфессий. Вскоре в Казани осталось всего два христианских и один мусульманский храм.

В церкви долгое время располагался спортивный зал Казанского государственного университета, а в колокольне ряд торговых лавок и мастерская оптики. Под другие нужды были приспособлены и остальные здания, некогда принадлежавшие храму. На месте Андреевской церкви до 1950-х гг. находился зверинец. Ныне на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом.

Бывшая ул. Б. Проломная с 1930 г. получила название ул. Баумана в память о пламенном революционере Николае Эрнестовиче Баумане (1873-1905), который родился и провел юность в Казани. В 1892 г. был организатором первой маевки казанских рабочих. С 1900 г. участвовал в издании газеты «Искра». 18 октября 1905 г. в Москве во время демонстрации убит черносотенцем. В начале ХХ в. по ул. Проломной ходил трамвай, сбегая вниз с Воскресенской улицы (теперь ул. Кремлевская). Ныне ул. Баумана, пешеходная на всем протяжении, привлекает к себе молодежь, туристов, правительственные делегации. Здесь прогуливались президенты России Б.Н. Ельцин и В.В. Путин.

В 1996 г. храм был передан в ведение епархии, а вот колокольню отдали в ведение Министерства культуры РТ и в ней устроили Камерный Шаляпинский зал. И хотя дух Шаляпина витает в этих стенах, православные прихожане хотели бы вернуть это здание и использовать его по назначению, тем более что Богоявленская церковь не имеет своей колокольни…»

Из книги: Милицын Б.Р. Казань. Эпизоды истории / Б.Р. Милицын. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012, стр. 152-159.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.