ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери (старая).

Первая деревянная Иверская церковь


Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иверской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:1855.
Год утраты:приблизительно 1900 (разобрана и заменена новой)
Адрес:
Россия, Самарская область, г. Самара, Иверский монастырь, на месте действующей церкви Иерусалимской иконы Божией Матери (Волжский пр-т, д. 1 корп. 1)

Координаты: 53.200087, 50.099492
Проезд:Остановки "Иверский монастырь" (11,61 маршруты автобуса; 61д,247,261 маршруты маршрутного такси), "Площадь Куйбышева" (24 маршрут автобуса; 24,92,297 маршруты маршрутного такси), "ул. Вилоновская" (5,15,20,20к,22 маршруты трамвая).



Находилась на территории Иверского женского монастыря. В 1882-1888 гг. рядом была построена новая каменная церковь Иверской иконы Божией Матери (сохранилась, действует). Около 1900 г. старая деревянная Иверская церковь разобрана, на её месте в 1901-1903 гг. построена каменная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери (сохранилась, действует)



Иверский женский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери (старая),  Фотография конца 19 века, источник - сайт "Самара в открытках и фотографиях", используется с разрешения владельца<br>, Самара, Самара, город, Самарская область
Фотография конца 19 века, источник - сайт "Самара в открытках и фотографиях", используется с разрешения владельца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  21 февраля 2019

Главной святыней монастыря является Иверский храм. За столетие внешний вид и устройство храма был несколько раз изменены: из маленькой Казанской часовня он был перестроена в деревянный храм и после получил уже каменные величественные стены. Нынешний храм является украшением Иверской обители.

Прежняя деревянная Иверская церковь имела скромный вид. Освящение ее состоялось 4 апреля 1855 года Преосвященным Евсевием. Обшитая тесом и окрашенная масляной краской в коричневый цвет, она была продолговатой формы. Вход с нижней паперти вел по обеим сторонам лестницы на верхнюю площадку несколькими ступенями. На верхней площадке был вход в узкий коридор, где располагались две кельи. В одной из них находилась сестра, охраняющая храм, в другой происходило непрерывное чтение Псалтири. Через келью, где читалась Псалтирь, был вход на хоры и устроено помещение для настоятельницы. Потолок храма поддерживался четырехгранными колоннами. Две из них, стоящие ближе к амвону, были расписаны святыми изображениями. Церковь освещалась тринадцатью окнами, но так как с двух сторон она была заслонена горами, в ней чувствовался недостаток света. Иконостас в два яруса столярной работы, с вызолоченной резьбой по белому фону был устроен самарским купцом Василием Андреевичем Головачевым. С левой стороны царских врат помещалась Иверская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась особенно чтимая Иерусалимская икона Божией Матери.

Около тридцати лет простояла Иверская церковь. В 1881 году Епископ Серафим (Протопопов) указал место для строительства нового церковного здания на двадцатиметровой горе, которая возвышалась почти вертикально за дорогой против алтаря Иверского деревянного храма и опускалась к дороге крутым обрывом. Владыка предложил вместе с храмом устроить и корпус для настоятельницы, который бы соединялся с храмом просторным и светлым коридором. Храм, по мысли архипастыря, предполагалось выстроить настолько обширным, чтобы он мог вмещать в себя всех богомольцев в великие и торжественные зимние церковные праздники.

Ранней весной 1882 года приступили к работам. На нужное пространство срыли гору, образовав ровную площадку в виде буквы П. Земляные стены для предохранения от атмосферных влияний, от которых они могли бы рассыпаться, обложили каменной оградой значительной высоты. Епископ Серафим принимал непосредственное участие во всех главных событиях при постройке храма, составлении плана и проектировании фасада вместе с губернским архитектором П. А. Иностранцевым, вникал во все строительные детали, сам совершал Богослужения при закладке храма, поднятии крестов, сам же освящал оба престола.

Новый храм имел вид параллелепипеда, вытянутого с запада на восток, и был двухстолпным. Здание завершалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и венчалось небольшой главкой. Кресты сделали из железного стержня, обложили красной листовой медью и вызолотили. Высота храма с главкой и крестом составляла 30 метров. С западной стороны во всю длину фасада была сделана терраса из белого известняка. Внешний вид храма был достаточно скромным: плоскости фасада не имели выступающих частей, были разделены вертикальными пилястрами, плоскости стен по центру венчались треугольными фронтонами. Прекрасной была внутренняя отделка. Три иконостаса из дубового дерева с резьбой в стиле рококо и позолотой сделал симбирский мастер П. Н. Сибиряков. Иконы на все иконостасы писались в селе Палех Владимирской губернии живописцем Н. М. Сафроновым, который был уже известен своими работами для Сретенской церкви. Полы в алтарях и на солее были настелены паркетные. Освящение нового каменного храма состоялось 5 июня 1888 года. Его посвятили Иверской иконе, а придел устроили в честь Архистратига Михаила и освятили 29 июня того же года.

После закрытия монастыря, 1919 году, Иверский храм отдали под клуб завода «Металлист». Позже здесь разместились мастерские «Самараоблобувьбыта». Долгие годы простоял красавец-храм в непотребном состоянии.

В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола. Восстановление собора стало продвигаться быстрее, когда в 2000 году Правительство Самарской области приняло план комплексного возрождения Иверского монастыря. Согласно этому плану целевым назначением выделялись средства на восстановительные работы, за которыми с отеческой заботой всегда следил глава Самарской епархии Высокопреосвященнейший Сергий (Полеткин).

К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора.

26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в со­служении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году.

Летом 2010 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия московские мастера монументалисты приступили к росписи храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Поскольку этот собор посвящен Царице Небесной, центральное место в росписи занимают Богородичные сюжеты.

Придерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались творчески ее продолжать и развивать традицию. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художественный руководитель иконописной мастерской. – Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства ХV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».

Работы по созданию настенных росписей продолжались два года и были завершены в 2012 году к празднику Благовещения. Фрески, сделанные художниками, глубоко одухотворенные, выполнены в прекрасной цветовой гамме, имеют ясную и выверенную композицию. В куполе – изображение Христа Вседержителя. Высокий барабан храма расписан в четыре яруса. В верхнем регистре изображены архангелы как предстоящие Христу окрест Его славы. Ниже – праотцы и пророки. И в последнем, завершающем регистре – Господь Иисус Христос, предлагающий апостолам Святую Евхаристию.

Главный, центральный алтарь храма посвящен Иверской иконе Пресвятой Богородицы. Восточная стена алтаря украшена композицией «Литургия святых отцов» – ростовыми изображениями великих святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Над горним местом, в конце алтарной апсиды – традиционное изображение Богородицы – Оранты. Над Престолом размещена композиция «Се Агнец Божий». Верхний регистр южной и северной стен посвящен страстному циклу. Под потолочным сводом находятся росписи «Моление о чаше Господа нашего Иисуса Христа» и «Распятие Господа нашего Иисуса Христа», «Омовение ног» и «Тайная вечеря». Под ними нижним ярусом продолжена тема Литургии святых отцов изображением Святителей Климента, папы Римского, Григория Нисского, Иоанна Милостивого и других. Арка над царскими вратами содержит изображения первосвятителей Московских. Правый придел храма посвящен святому Архангелу Михаилу, здесь в росписи преобладают изображения ангельских чинов. На восточной стене над иконостасом изображена Святая Троица в окружении благоговейных ангелов.

Структурными и содержательными центрами росписи являются две большие композиции в трапезной части храма: на южной стене изображено Рождество Христово и на северной стене – Успение Богоматери. Здесь же размещены ростовые изображения святителей Илариона Троицкого, Серафима Чичагова, Патриарха Московского Тихона и др., а также святых жен Марии Магдалины, Людмилы, великомученицы Фотины, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и др. Столбы Иверского храма расписаны ростовыми фигурами мучеников, благоверных князей, преподобных столпников Симеона и Даниила и других святых. Основная часть западной стены расписана сюжетами, связанными с историей Иверской иконы Божией Матери: ее поругание воинами иконоборцами, чудесное избавление и путешествие по морю, обретение святого образа афонскими монахами.

http://иверский.рф/hramy/iverskiy-hram



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.