Преображенская церковь была самым древним каменным храмом Самары. В 1685 г. ее построили на территории Спасо-Преображенского женского монастыря, неизвестно кем и когда основанного. Монастырь располагался возле западной стены деревянной самарской крепости, занимая небольшой холм, полого спускающийся к Волге. Белоснежная Преображенская церковь венчала монастырскую постройку, возвышаясь над низкими домами и строениями.
Церковь имела простейшую строительную конструкцию восьмерика на четверике и была невелика: ее размеры составляли 5,5 на 10 саженей. В купол основного придела были заделаны специальные «голосники» — керамические кувшины, что создавало в церкви особый звуковой резонанс. Поодаль стояла приземистая восьмериковая колокольня. Восточным фасадом церковь выходила на Хлебную площадь, где напротив стоял Казанско-Богородицкий собор. На нее ориентировалась первая самарская улица — Большая (Преображенская), идущая вдоль Волги. О первом столетии существования Преображенской церкви почти ничего неизвестно. Не обнаружено имен ее строителей и первых священников. Неизвестно, как она уцелела в пожаре 1703 г., погубившем деревянную крепость. Разрозненные сведения о ней сохранились лишь с середины XVIII столетия.
На гравюре Кэстеля первой пол. XVIII в. церковь показана с деревянным навершием: луковичной главкой над основной церковью и вытянутым шатром над колокольней. В 1775 г. у храма появился левый придел, освященный 27.10.1745 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, тогда же выстроили и трапезную, соединившую храм с колокольней. В 1764 г. монастырь упразднили, а монахинь перевели в симбирский Спасский монастырь. Преображенская церковь по малочисленности прихода была приписана сначала к Троицкому собору, а затем к Казанскому собору. Приблизительно в 1772 г. она сделалась самостоятельной приходской церковью, однако в период с 1834 по 1843 г. вновь считалась приписной к Казанскому собору.
Вот что написано про церковь у П. Алабина: «Въ описании Самары по вышеупомянутому экономическому камеральному примечанию значится вне Самарской крепости каменная приходская церковь, во имя Преображения Господня съ теплымъ приделомъ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, будто-бы построенная въ 1785 году. Между темъ, судя по описанию изветнаго К. Новоструева (Сам. Епарх. ведомости 1867, стр. 146), основанному на историческихъ документахъ. Каменная церковь во имя Преображения Господня построена, въ бывшемъ въ Самаре Спасопреображенскомъ женскомъ монастыре, въ 1685 году, а въ 1745 къ этой церкви уже пристроенъ каменный приделъ во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Съ упразднениемъ женскаго Монастыря, въ 1764 году, церковь Преображения приписана къ Троицкому собору, а въ 1765 году — обгорела. Но въ последствии церковь эта была возобновлена и около 1772 года вновь сделана приходскою, оставаясь приписанною къ собору. О древности Преображенской церкви свидетельствуютъ: самый цоколь храма, въ которомъ приметны цельныя каменныя глыбы, какихъ въ позднейшия времена на постройку не употребляли, и наружный видъ храма, сохранившийся почти безъ всякихъ переменъ, со времени своего сооружения. Перемены въ наружномъ виде храма если и сделаны, то незначительныя. Такъ въ 1850 году, после пожара выстроена вокругъ церкви новая каменная ограда, вместо бывшей деревянной, и внутри храма поставленъ новый иконостасъ. Къ сожалению при этой реставрации не пощажены остававщияся еще отъ монастыря царския двери съ резнымъ изображениемъ Богоявления Господня. Между темъ такого рода предметы должны храниться какъ святыня темъ более драгоценная, что здешний край чрезвычайно беденъ стариной и ея памятники по отдаленности этого края и исключительнымъ условиямъ, въ какихъ онъ всегда находился, могутъ представлять собою замечательныя особенности въ ряду церковныхъ древностей... Снизу эта церковь четыреугольная, потомъ осмигранная, съ таковою же колокольнею на паперти. Церковь вышиною 11 саженъ. Въ ней сохранились две древния иконы: одна Спаса нерукотвореннаго, писанная въ 1688 году, въ Симбирске, иконографомъ Иваномъ Семионовымъ, другая — образъ Смоленской Божией Матери, по преданию, вынесенный изъ Персии. Образъ этотъ чтится чудотворнымъ и во имя его воздвигнутъ, въ 1868 —73 годахъ, у Преображенской церкви особый каменный храмъ, по образцу греческой церкви въ С.-Петербурге... Церковь Смоленской Божией Матери сооружена на добровольныя приношения, преимущественно собранныя церковнымъ попечителемъ купцемъ П. Г. Барановымъ, ныне уже умершимъ».
Во время пожара 20.04.1765 г. все постройки женского монастыря сгорели. Пострадала от огня и Преображенская церковь. Она лишилась деревянного навершия, части имущества и иконостаса, от которого сохранились только иконы нижнего яруса. После пожара церковь долго восстанавливалась. Новый иконостас Благовещенского придела установили лишь в 1845 г. на средства купца В.И. Теплякова. Летом 1850 г. Преображенская церковь едва уцелела от нового пожара. В пламени сгорели главы, купола, двери, оконные рамы и деревянная ограда. Однако чудесным образом огонь потух над Благовещенским приделом, не повредив ни иконостас, ни его икон. Это событие долгое время удивляло самарцев, которые видели в нем знамение особой милости Божией и покровительство Божией Матери, икона которой, именуемая «Смоленской», находилась в храме. Скорейшее восстановление святыни самарцы посчитали своим долгом.
В 1851 г. храм отремонтировали, а через год установили новый иконостас, изготовление которого оплатил В.Е. Буреев. Средства на восстановление церкви пожертвовал купец М.М. Плешанов. К древним иконам Спаса Нерукотворного образа и Смоленской Божией Матери, уцелевшим от огня, отнеслись с особым почтением. Для них в 1865 г. сделали ценные серебряные с вызолоченными венцами ризы. Икона Смоленской Божией Матери почиталась как чудотворная. По преданию, она была принесена из Персии (около XVII в.). Во время эпидемий холеры и тифа икона помогала исцеляться больным.
В 1873 г. рядом выстроили новую Смоленскую церковь, которая сделалась главным приходским храмом. В конце 70-х гг. XIX в. Преображенская церковь пришла в аварийное состояние, по стенам и сводам здания пошли трещины. Но разрушать древнюю церковь не пожелали. Напротив, в 1882-83 гг. ее отремонтировали. К 200-летнему юбилею, который она отмечала в 1885 г., отреставрировали иконы и иконостасы. Живописец Е.И. Месяцев украсил стены храма росписями.
Из священников, служивших в Преображенской церкви, прихожане с благодарностью вспоминали прот. Петра Симского (1844-47 гг.), Николая Ястребова (1847-49 гг.), Ивана Евтихиева (1867-72 гг.) за их помощь в борьбе с холерой, жертвами которой они стали сами. 22 года священником церкви был прот. Иван Алексеевич Веселицкий (1843-44 гг. и 1849-70 гг.). Ему принадлежала инициатива восстановления храма после пожара 1850 г. и строительство новой Смоленской церкви. В 30-х гг. XX в. Преображенская церковь стала семиштатной, в ней служило 7 протоиереев и 7 священников. Церковь сломали в 1952 г. в связи со строительством моста через р. Самару.
В 1873 г. в ограде церкви Преображения Господня выстроили новую каменную церковь, освященную 15.07.1873 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери. С ее появлением у прихожан Преображенской церкви стало два храма. Основные богослужения проходили в Смоленской церкви, в Преображенской служили лишь ранние обедни летом. Строительство нового обширного здания было вызвано теснотой и ветхостью Преображенской церкви, а также желанием самарцев создать достойный храм в честь благоговейно чтимой иконы Божией Матери Смоленской. Прот. Иван Алексеевич Веселицкий, много путешествовавший по святым местам России, выбрал в качестве образца для Смоленской церкви петербургскую греческую церковь архитектора Р.И. Кузьмина (не сохранилась). Церковь поразила его гармонией архитектурных форм, плавностью силуэта, величием византийских куполов. Смоленская церковь повторила свой петербургский прототип. Внешне они отличались друг от друга лишь колокольнями: в петербургской церкви вместо нее над входом помещалась изящная звонница, а у Смоленского храма — массивная, многоярусная четвериковая башня.
Храм строился с 1868 г. по 1873 г. на средства прихожан. Первыми строителями и благотворителями храма были прот. И.А. Веселицкий (умер в 1870 г.), купцы П.Г. Баранов и М.П. Коренев. Крупные пожертвования внесли потомственные почетные граждане П.М. Журавлев, Ф.И. Никонов, И.А. Бахарев — (ктитор церкви). В 1875 г. в церкви устроили амосовские печи и она стала теплой. Год спустя построили колокольню и оборудовали нижний храм, освященный 17.11.1876 г. во имя Рождества Христа Спасителя. В зимнее время в нем служили ранние литургии. Иконостас нижнего храма был установлен на средства Ф.И. Никонова. В 1879 г. живописец Я.И. Ручкин расписал стены храма фресками.
В 1877-78 гг. под церковную ограду было выделено 295 кв. саж. земли за счет Хлебной площади, после чего устроили новую ограду. В северо-восточном углу ограды появилась каменная часовня, в которой продавались книги Священного Писания и свечи.
Из Преображенской церкви сюда перенесли древние образы Спаса Нерукотворного и Божией Матери Смоленской. Их установили возле иконостаса на особых возвышениях. Для иконы Спаса Нерукотворного на средства купцов Д.С. Печерского и С.У. Субботина сделали серебряную ризу с вызолоченным венцом. Риза иконы Смоленской Божией Матери была еще более богатой: имела корону, украшенную жемчугом, алмазами и бриллиантами. Купец В.Е. Буреев заказал ее в московской ювелирной фирме Овчинникова. 28.07.1877 г. ко дню празднования иконы Смоленской Божией Матери она была возложена на икону. В начале 90-х гг. XIX в. в верхнем храме установили новый иконостас. Он был изготовлен самарским мастером Павлом Федоровичем Бычковым по эскизам архитектора А.А. Щербачева. Иконы для него написал московский живописец Соколов. Старый иконостас перенесли в летнюю церковь Сергия Радонежского в садах, приписанную к Преображенской церкви.
В конце 20-х гг. XX в. Смоленскую церковь закрыли и передали заводу «Автотрактородеталь» (ныне завод клапанов). В ней разместили монтажную мастерскую. В 1952 г. здание церкви постигла участь Преображенской церкви. Она была снесена для строительства дороги к мосту через р. Самару.
Православные святыни самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001. Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. http://hphram.ru/история-прихода/