ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Владимирской иконы Божией Матери и церковь Рождества Христова.


Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Владимирской иконы Божией Матери и церковь Рождества Христова
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Московская, д. 23.

Координаты: 55.790968, 49.106445
Проезд:По улице Московской до перекрестка с улицей Чернышевского (ост. "Улица Чернышевского")





Храмовый комплекс. Собор Владимирской иконы Божией Матери и церковь Рождества Христова, Снято в 1878 г. Из Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Снято в 1878 г. Из Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани.
Гранковский Владимир
1 июня 1878



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 октября 2018

На левой стороне Булака, недалеко от Успенского собора, находится собор Владимирский. Первоначальное сооружение Владимирской церкви, переименованной в последствие времени в собор, на основании некоторых документов, относится к XVII ст. Владимирская церковь первоначально была не одна. Будучи холодною, она имела около себя, кроме приделов, еще церковь теплую. О последней известно, что она освящена в 1687 г.

В документах о Владимирском соборе говорится: «Церковь и собор Владимирской Богородицы близ Булаку. При ней церковь теплая положение ризы Господней, при ней же два придела: первый – мучеников Флора и Лавра, второй – мученицы Парасковеи, нареченной Пятницы, оная церковь теплая освящена в 1687 г., и церковь Пресвятой Богородицы всех скорбящим…». Из этого сведения открывается, что при Владимирском соборе были еще две церкви.

Из надписи на Евангелии, пожертвованном в церковь Владимирской Божией Матери Иоанном Колтовским, известно, что сия церковь существовала в 1682 г., но была она, вероятно, деревянная. Когда она возникла – неизвестно.

В «Клировых ведомостях» о Владимирском соборе говорится, что холодный каменный собор построен в 1694 г. на сумму, собранную от доброхотных дателей. В 1860-х гг. на Владимирском соборе перекрывали крышу, снимали железные стропила для облегчения крыши, и в это время в верхней главе собора найдена была медная доска, на которой написана крупным полу-уставом следующая летопись собора: «начата сия святая церковь каменная постройкою во имя Богородицы Владимирской от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего императора и самодержца всероссийского Петра Великого… по благословению преосвященного Маркелла, митрополита казанского и свияжского, а освящена сия святая церковь… 1718 году апреля 5 дня преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, и со всем освященным собором, а в 1732 г. ноября 5 дня, по благословению преосвященного Иллариона, архиепископа казанского и свияжского, у сей св. церкви быть собору и произвел протопресвитером Иоанна Семенова, ключарем Андрея Петрова, а зиждема сия св. церковь приходскими людьми и других доброхотию подателей». Из этой летописи понятно только, что каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской начала строиться с 1694 г.; освящена в 1718 г. и сделана собором в 1732 г. Почему она так долго строилась, именно 24, года летопись умалчивает.

Каменная колокольня, отличающаяся высотою и особенно тонким шпицом, устроена не в одно время с Владимирским собором, а в XIX ст. при архиепископе Владимире (в 1836 – 47 гг.), прихожанином казанским купцом Петром Герасимовичем Корюкиным, который и похоронен под колокольнею, как об этом передает надпись на жестяном листе, вделанном в стену колокольни с внешней южной стороны. Над этой надписью в углублении поставлена икона св. апостола Петра и мученицы Марины.

Всех колоколов на колокольне девять: колокол, в коем весу 109 пуд. и 37 ½ фунт., лит мастером Иваном Ефимовичем Астраханцевым в 1804 г. 11 марта при протопопе Василии Семенове. На колоколе вылита икона Владимирской Божией Матери, за этот колокол, с прибавлением в него старого 64 пудового, отдано было казанскому купцу Ивану Ефимовичу Астраханцеву 450 руб., собранных от доброхотных дателей, за подъем его в 1807 г. уплачено было 6 руб.; колокол в 62 пуд. 12 ¼ фунт. лит Разумовым в 1810 г. 15 февраля, на нем вылиты две иконы: Спасителя и св. Николая чудотворца; колокол в 42 пуд. 13 фунт., на нем икона Божией Матери, лит в 1812 г. 20 марта; колокол в 14 пуд. 8 фунт., разбит; колокол в 7 пуд. 18 ½ фунт.; колокол в 6 пуд. 12 фунт.; колокол 38 фунт.; колокол около 4 пуд., он без языка.

Владимирский собор в 1749 г. подвергся пожару, а в 1774 г. был разграблен во время Пугачевского бунта, но особенно пострадали Христорождественская церковь и Скорбященская при Владимирском соборе в сильный пожар 1815 г. В это время в Христорождественской церкви сгорел протоиерей Владимирского собора Василий Семенов с дочерью и женою.

В 1860-х гг. Владимирский собор перекрывался белым английским железом. Стропила все на нем были до этого времени железные. От тяжести ли этих стропил или от того, что связей было мало, в соборе начали замечаться трещины как в переднем куполе, так и в западной стене. Чтобы облегчить тяжесть, надавливавшую на стены, положено было снять железные стропила и заменить их деревянными. Для укрепления стен признано за лучшее уничтожить существующие внутри храма хоры, а снаружи подвести в углах так называемые контрфорсы или упоры из кирпича.

Когда все было кончено, приступлено было к внутреннему обновлению собора, к позолоте иконостаса, к реставрации икон, к стенному писанию и т. п. Вся эта работа произведена была в 1873 – 75 гг. Реставрацию икон взялся было произвести иконописец Петр Абрамович Пыпин, но реставрация ему не удалась, и он вновь написал все иконы на прежних досках и по прежним рисункам. Он же производил и стенное писание. 22 июня 1875 г. холодный Владимирский собор был освящен высокопресвящ. Антонием, архиепископом казанским и свияжским. Престол в холодном Владимирском соборе один, во имя Владимирской Божией Матери.

Кругом престола устроено каменное широкое возвышение на одну ступень от пола, горнее место каменное на две ступени. Иконостас вышиной в 6 ярусов, а шириной в 9 икон (с царскими вратами); весь иконостас вызолочен, без красок или полей. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя, по левую – икона Владимирской Божией Матери; обе иконы в серебряных вызолоченных ризах с венцами. В венце у Божией Матери и на плече – камни дорогие. Ризы эти работы Антонова 1847 г. – жертва прихожан Вериных… Все иконы в иконостасе поновлены в 1873 – 74 гг. иконописцем Петром Абрамовичем Пыпиным.

За правым клиросом в киоте икона св. Николая с серебряным венцом. Киот и сама икона устроены старанием и средствами казанского купца Александра Михайловича Студенцова. За левым клиросом киот с иконою ветхозаветной Троицы – жертва казанского купца Павла Федоровича Трефилова. Близ клиросов поставлены первые металлические хоругви – жертва казанского купца Максима Егоровича Окулова. По середине Владимирского собора подвешено большое бронзовое литое и вызолоченное паникадило в три яруса, на 36 свечей, заплачено 2050 руб. Перед местными иконами 6 подсвечников больших, с прозолотой и подвесками, каждый по 125 руб., 4 подсвечника преданалойных и спускное паникадило малое в 50 руб. – все это жертва прихожанина казанского купца Сергея Евсеевича Александрова.

На аналогии полагается икона Владимирской Божией Матери местная, из теплой Рождественской церкви. На лето она переносится в холодный Владимирский собор. Письмо иконы живописное, хорошее греческое. Оклад иконы и венец Божией Матери серебряные вызолоченные, а риза жемчужная с разными дорогими камнями. Все украшения на иконе Владимирской Богоматери оцениваются в 3048 руб. 60 коп. Особую заботу об устройстве драгоценной ризы проявил церковный староста Михаил Никифорович Жеребков…

Пол во Владимирском соборе чугунный, а на амвоне, солее и в св. алтаре каменный. Столбов внутри собора нет, поэтому вид при входе в церковь, особенно в настоящий храм после его обновления, открывается великолепный: вызолоченный иконостас весь открыт, отдаленность купола напоминает свод небесный, поновленные иконы издали можно ясно различать, стенное писание бросается в глаза яркостью красок, новые хоругви, бронзовое вызолоченное паникадило, чистота и новость всего собора производят в душе молящихся самое высокое религиозное чувство.

В собор ведут три входные двери: западная, северная и южная. Западный вход проходит через колокольню и длинную галерею. Северные и южные крыльца были прежде открыты, но в недавнее время отчасти и для поддержки стен самого собора и удобства над этими крыльцами сделаны каменные крытые железом паперти с прочными дверями. В северной боковой паперти помещается ризница. Под собором находятся 4 палаты, кладовые, с коих за кладку в них разных товаров в пользу церкви в 1868 г. получено 100 руб., а в 1877 г. более 400 руб.

При Владимирском холодном соборе находится теплая церковь, каменная и с каменною же колокольнею. Она стоит отдельно от холодного собора, с северной стороны, освящена была в 1687 г. в четь положения ризы Господней. Раньше этого времени церковь в честь положения ризы Господней едва ли могла существовать в Казани. Известно, что риза Господня прислана персидским шахом Аббасом к царю Михаилу Федоровичу в 1625 г. Нужно было пройти довольно времени, чтобы весть о ризе Господней, находящейся в Москве, распространилась и чтобы установлено было празднество и самая служба на день положения ризы Господней.

Во Владимирском холодном соборе в Казани сохраняется икона положения ризы Господней. Наружный вид этой церкви показывает, что она принадлежит по своему стилю к концу XVII или началу XVIII вв. Корпус ее – простой квадрат, св. алтарь – полукругом, колокольня многогранная, заканчивается острым углом.

Церковь положения ризы Господней существовала до конца XVIII ст. В 1793 г. благочинный протоиерей Владимирского собора Гавриил Михайлов в прошении на имя преосвящ. Амвросия заявлял, что в теплой церкви, при Владимирском соборе, во имя положения ризы Господней и состоящем при ней приделе св. муч. Параскевы на иконах писание местами попортилось, в приделе пол опустился, а при поднятии оного нужно будет и престол разобрать, и окна в величину надобно для светлости храма прибавить, каковую поврежденность некоторые из прихожан, желая исправить, просят также на место старого иконостаса новый соорудить и проч. Преосвящ. Амвросий дал резолюцию: «14 апреля 1793 г. Бог благословит, а о разборке окон поступить по совету архитектора».

Получив благословление, прихожане начали производить обновление своей теплой церкви; в том же 1793 г. по окончании работ, по желанию всех прихожан и по благословению Амвросия, архиепископа казанского и свияжского, как значится в церковной описи 1776 – 93 гг., произошло переименование храма: главный престол устроен был в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а по правую сторону придел в честь положения ризы Господней. Придел муч. Параскевы был уничтожен.

В пожар 1815 г. сия церковь сгорела и не скоро была исправлена. После этого пожара теплая церковь во имя Рождества Христова сделалась однопрестольною, придел во имя положения ризы Господней был уничтожен. В 1817 г. за поправку, побелку теплой церкви и колокольни, за окрашение крыши было уплачено 200 руб.

В 1819 г. в апреле дан был указ из казанской духовной консистории «о благословении» при Владимирском соборе в теплой церкви устроить иконостас по утвержденному его преосвящ. фасаду, который был выдан церковному старосте оного собора мещанину Семену Ивановичу Гладкову. Антиминс в Христорождественской церкви был освящен преосвящ. Амвромием, архиепископом казанским и симбирским Амвросием, 28 декабря 1820 г. В 1823 г. протоиерей Владимирского собора Филипп Андреевич Раев с причтом и старостою репортовал казанской духовной консистории, что Владимирский собор после пожара 1815 г. поправлен.

Другая церковь при Владимирском соборе также теплая каменная, маленькая, с одним престолом во имя Пресвятой Богородицы всех скорбящих. Когда она построена и кем – неизвестно, но в 1739 г. она уже была. По церковной описи антиминс этой церкви значится освященным преосвящ. Гавриилом, епископом казанским и свияжским, в 1762 г.

В 1800 г. 21 марта в сей церкви произошел пожар и покража церковных и братских денег; виновных в пожаре и в хищении денег не отыскали. После пожара 1815 г. церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех скорбящих радости была возобновлена. В церкви достаточно икон и церковной утвари, украшена стенным писанием.

В прежнее время эта церковь была довольно поместительною, а в нынешнее время трапеза и паперть обращены в квартиру священника. Диакон и псаломщики живут в деревянном флигеле, расположенном на меже южной стороны погоста. Рядом с флигелем, в самой церковной ограде находится деревянная церковная сторожка. С трех сторон погост огорожен деревянною оградою с каменным фундаментом и столбами. При Скорбященской церкви, с северной стороны, с давних времен имеется небольшая каменная часовня. По штату 1877 г. положено быть при соборе причту: протоиерею, диакону, псаломщику.

«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.