ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Казань. Собор Богоявления Господня.

Богоявленский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Стефана архидиакона
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1731 и 1756. 1756-трапезная, 1897-колокольня.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 78, корп. 1.

Координаты:55.788215, 49.118887




Добавить фотографию
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
апсиды
Матишо
8 июня 2012
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
18 августа 2008
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Irina
3 июня 2006
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Михаил Суханов
21 января 2005
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Иконостас храма
Гранковский Владимир
26 марта 2015
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
18 августа 2008
Собор Богоявления Господня - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Собор Богоявления и Андреевская церковь.Снято в 1930 г. Путеводитель по храмам и монастырям г.Казани
Гранковский Владимир
1 мая 1930




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Андрей Рощектаев,  16 декабря 2005

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР
Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, - запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья».
Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, - лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы…
Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, - был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых…
Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.
Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков, был возведен, однако, не в XVI веке, как запросто может показаться, а в 1741 году: на средства уже упоминавшегося купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани.
Тончайший заостренный колышек из 8 граней – с тремя ярусам окошечек на каждой из восьми плоскостей… и еще венчавший его, как искорка, крошечный купол – все это поразительно напоминает лучшую колокольню Ярославля: «Ярославскую свечу» конца XVII века. Казань, в отличие от этого города на Верхней Волге, своей «свечи» лишилась…
Также на аналогии со знаменитыми памятниками «Золотого кольца» наводит сохранившийся западный портал храма, весь изукрашенный узорами из фигурного кирпича. Из него составлены гигантские «косички» и «канаты» - арочной и треугольной формы. Вспоминаются Святые врата Горицкого монастыря Переславля-Залесского (его еще иногда называют по ошибке переславским кремлем, а его «кружевные врата» с неизменным восхищением описываются в любых путеводителях) – и некоторые другие образцы «русского узорочья».
Вообще до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка.
Постройка к юго-востоку от храма огромной колокольни, которую мы сейчас в первую очередь видим – это одно из важнейших событий в жизни православной Казани конца XIX века. В 1895 – 1897 гг. ее всего за два года возвел архитектор Михаил Михайлов на средства купца Ивана Кривоносова, чуть-чуть не дожившего до этого (он умер в 1892 г). По богатству кирпичного декора она намного превзошла не только сам собор, но и все, что до и после возводилось в Казани. В советских путеводителях эта манера оформления называлась «псеводорусским стилем»; в настоящее время все в большем количестве искусствоведческих работ пренебрежительная приставка «псевдо-» исчезает и подобный стиль XIX - начала XX века называется уже просто «русским». В нашей епархии в этот период особо отличились зодчие Ф. Малиновский и М. Михайлов, но если у Малиновского кирпичный декор его сооружений, действительно, несколько упрощен и бедноват, то Михайлов сотворил настоящую чудо-колокольню, где глаз наблюдателя способен просто заблудиться на несколько минут в чаще объемных узоров. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно.
На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. Так часто бывало и с древнерусскими храмами и звонницами, построенными на купеческие деньги. Отсюда – огромные подклеты у многих городских церквей Москвы, Ярославля, Ростова, Костромы… Чем ближе к храму, тем вернее, что воры побоятся святотатства.
В 1901 г, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Вот как писали про это газеты того времени: «На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в 3-м ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину [ок. 30 см] и на аршин [71 см] в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную».
А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина, что власти используют в качестве одного из формальных поводов, чтобы не возвращать верующим колокольню.
Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году.
И еще одно знаменитое имя – правда, знаменитое уже лишь на местном уровне, - связано с этой церковью. Четверть века (1862 – 1886 гг.) протоиереем в ней был Евфимий Александрович Малов, одни из крупнейших церковных историков-краеведов, работы которого оказались незаменимыми и при подготовке этой книги, которую вы сейчас держите в руках.
Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор.
С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Некоторое время возле него ютился в страшной тесноте казанский зоопарк – пока его не перевели из центра города на нынешнее место из-за крайней негигиеничности. Старожилы Казани еще помнят это.
Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину 1990-х годов. Были крестные ходы, акции протеста, требования, надписи на стенах… Наконец, в 1996 году приняли половинчатое решение: храм был возвращен, а колокольня до сих пор – нет.
Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола, а сам он выкрашен в небесно-голубой цвет. То и дело, как грозные отметины-знамения из прошлого, как тучи на этом голубом «небе», выступают пятна из отсыревших до предела, обветшалых стен. Вновь и вновь их приходится перекрашивать. В интерьере не сохранилось никаких древностей. Иконостас и все иконы – современные. Восстановление такого огромного храма требует и соответственных огромных средств – поэтому дальнейшая судьба собора во многом зависит от благо.

(Это раздел из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии».)


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  3 августа 2012

Первый деревянный Богоявленский храм на этом месте существовал уже в конце XVI века.
Храм, изображенный на фотографии, построен в 1741 году на средства купца Сергея Александровича Чернова. Весьма крупный пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры в стиле русского барокко.

Колокольня

Уже в XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший кроме главного храма зимнюю церковь во имя Андрея Первозванного (снесен в советское время), стоявшую с северной стороны от Богоявленской, невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением, стоявшую со стороны нынешней улицы Островского (снесена в 1909 году), дом причта, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны, и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Шаляпину).
В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были как аристократы и крупные предприниматели, так и простые горожане. 2 февраля 1873 года здесь крестили Федора Ивановича Шаляпина. В советское время, вплоть до закрытия в 1939 году, Богоявленская церковь являлась кафедральным собором. К сожалению, в 1950-е годы храм Андрея Первозванного был снесен, а Богоявленская церковь, в которой находился спортивный зал Казанского университета, была сильно обезображена: снесены главы и заштукатурен декор. Церковь возвращена общине в 1997 году. 
Новая колокольня Богоявленской церкви, стоящая на главной улице Казани, представляет самостоятельную архитектурную ценность. Она построена на средства, завещанные купцом Иваном Семеновичем Кривоносовым (ум.1892), в 1895-1897 - по проекту архитектора М.Д. Михайлова. Это сооружение представляет собой нечто большее, чем просто колокольня. На втором этаже находился довольно большой храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи. Огромная высота - 74 метра, удачная композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани.
Духовенство собора:
Настоятель - иерей Дмитрий Фомин. Клирики - иерей Александр Махов, иерей Иоанн Тимофеев, диакон Валерий Покровский.
Расписание богослужений:

Богослужение совершается ежедневно. Начало Божественной литургии в будние дни 8:00, в воскресные и праздничные дни в 9:00. Начало вечернего богослужения в 17:00. В субботу по окончании литургии в часовне при колокольне будут служиться заказные молебны и панихиды, в воскресенье в 17:00 - акафистное пение перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы.

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  17 мая 2013

Выстроена в 1731-1756 на средства казанского фабриканта И.А.Михляева и купца С.А.Чернова. Здание является памятником казанского зодчества первой половины 18 в., построена в традициях барокко. Принадлежит к типу бесстолпных пятиглавых храмов с трехчастной композицией. Основной крупный двусветный объем, первоначально увенчанный главками на круглых барабанах, возвышается над алтарем с термя апсидами и над более поздней трапезной (выстроенной в 1756). Свойственное рубежу 17-18 вв. нарядное декоративное убранство фасадов включает в обработку стен лопатки, аркатуру и прямоугольный небольшой карниз. Окна основного объема и апсид обработаны барочными наличниками с килевидными фронтонами в духе московского барокко. Интерьер храма имеет арки, образующие сомкнутый и коробовый своды.

С сайта "Объекты культурного наследия" Министерства культуры Республики Татарстан.


Статью добавил(а): Гранковский Владимир,  3 ноября 2014

Богоявленская церковь - замечательный памятник не только церковный, но и исторический. Она была построена по линии «пролома» посадской стены при взятии Казани 2 октября 1552 года и обозначила первую улицу, названную Проломной(ныне Баумана). Церковь существовала уже в 1566 году. Современная церковь построена в 1731 году. О древности церкви говорит то, что вокруг нее образовался более чем полутораметровый культурный слой и она буквально «утонула» в земле.
По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.