ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Казань. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская).

Николо-Вешняковская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Алексия, человека Божия
Год постройки:Между 1849 и 1853.
Год утраты:1929 (разобрана)
Архитектор:Ломан А. К., Бессонов А. П.
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Островского, д. 1.

Координаты:55.790892, 49.111258


Добавить фотографию
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская) - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века
Гранковский Владимир
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская) - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Николо-Вешняковская церковь в перспективе ул.Петропавловской.С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века
Гранковский Владимир
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская) - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
На месте церкви построен жилой дом.(ул.Островского, 1)
Гранковский Владимир
19 ноября 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Гранковский Владимир,  5 декабря 2014

Деревянная церковь на этом месте существовала уже с 1566 года. «Вешняковской» называлась потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова. В 1674 году деревянная постройка заменена каменной. Церковь неоднократно горела, а после пожара 1842 года она была полностью перестроена. В 1849 году строительство начал архитектор Ломан А. К., а в 1853 году его окончил архитектор Бессонов А. П. В храме было три престола - главный Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы - Алексия, человека Божия и Николая чудотворца. Храм был небольшим, с единственной главой на массивном барабане и двухярусной колокольней, но на старых планах видно, что церковь до 1853 года была пятиглавой. Иконы были написаны в мастерской Гагаева. При церкви с северной стороны также была построена часовня.

Сейчас на месте церкви стоит дом №1 по ул.Островского.

Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани»/ составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.


Статью добавил(а): Гранковский Владимир,  5 декабря 2014

Николо-Вешняковская церковь построена в 1853 г на средства купца Сергея Павловича Павлова, каменная, теплая, трехпрестольная: главный- в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы – с правой стороны во имя Алексия человека Божия, с левой во имя св. Николая Чудотворца. Священник – протоиерей Гавриил Александрович Павловский, 59 лет. В приходе 19 дворов, жителей 151 чел., русские, православные.

Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии». - Казань, 1904 г.


Статью добавил(а): Гранковский Владимир,  17 декабря 2014

Церковь св. Николая Чудотворца принадлежала к древним казанским храма. Ее основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Иоанна Грозного казанскому архиепископу. В писцовых книгах Казани за 1566-1568 гг. ее место обозначается как «на старых воеводских огородах, в новом остроге, в Вешняковской слободе».

Значительные пожертвования мирян дали возможность значительно расширить и украсить храм. Особую лепту в это внес казанский 2-й гильдии купец Сергей Егорович Павлов, который до этого, в 1832 г., благоустроил Боголюбскую (Екатерининскую) приходскую церковь, что в Адмиралтейской слободе. Кроме 30 тыс. руб. серебром, затраченных на строительство, он заплатил за изготовление иконостаса 6 тыс. серебром. Иконы были написаны в мастерской Гагаева. Павловым также были куплены все три паникадила в трех приделах, все подсвечники и лампады. Храм был освящен Архиепископом Казанским и Свияжским Григорием 10 сентября 1853 года.

Церковь по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежала к числу красивейших в городе. Она была выполнена русско-византийском стиле. Храм венчала единственная глава на массивном барабане, рядом с ней была пристроена двухъярусная колокольня. При церкви с северной стороны в 1853 году усердием Сергея Павловича Павлова была устроена часовня.

Церковь разобрали в 1929 году. Сейчас на ее месте стоит пятиэтажный «сталинский» дом.

Из статьи А.М. Елдашева «Святая земля казанская»», журнал КДС «Семинарский вестник» № 2(17) 2006 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  11 октября 2018

Николовешняковская церковь каменная, с каменною колокольнею вновь построена в 1853 г. после пожара 24 августа 1842 г. по высочайше утвержденному плану. В пожаре 1842 г. церковь сделалась почти первою жертвою пламени, потому что пожар возник близко от нее и с тех пор до 1850-х гг. она стояла разрушенною. Значительные пожертвования некоторыми лицами дали возможность исправить храм гораздо в больших размерах против прежде бывшей церкви и с большим великолепием.

Перестройка храма началась 2 мая 1849 г. на собранную от доброхотных дателей церковную сумму до 4000 руб. серебром и производилась до лета 1853 г. усердными приношениями казанского 2 гильдии купца Сергея Егоровича Павлова, имя которого поминается уже не в первом храме, как имя строителя: в 1832 г. сей радетель соорудил своими пожертвованиями Боголюбскую приходскую церковь в Адмиралтейской слободе. На построение Никольского храма, как докладывал сам Сергей Егорович высокопреосвящ. архиепископу Григорию, употребил он около 30 000 руб. серебром; за иконостас заплачено до 6 000 руб. серебром и, кроме того, С. Е. Павлов сделал много приношений в храм разною утварью.

Перестройка церкви производилась сначала архитектором Ломаном, который по желанию главного строителя, не решавшегося дать храму предположенные первоначально обширные размеры, сократил несколько общую величину; окончено же строение архитектором Бессоновым, так внимательно и прилежно следившим за успешным окончанием работ, что ему по справедливости принадлежит немалая честь в возведении Николовешняковской церкви. По окончании всей внутренней отделки храма освящение, по указанию его преосвящ. архиепископа казанского и свияжского Григория, назначено было на 10 сентября 1853 г.

Обновленный храм сохранил свои три бывшие придела: главный – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, по правую сторону – Алексия человека Божия, а по левую – св. и чудотворца Николая. Надо сказать, что новый храм как по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежит к числу красивейших в Казани. Архитектура его русско-византийская – первый пример такого здания в г. Казани; внутри же особенно привлекает на себя взоры иконостас, в коем позолота соединена с малиновым цветом.

Иконостас очень открытый и длинный, так как и придельные иконостасы идут под одну почти линию. Иконы написаны в Казани, в мастерской Гагаева. В верхних частях церковь украшена стенным писание. На западной стороне в церкви устроены хоры.

Несмотря на то, что главный престол в этом храме во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь сохраняет свое древнее название «Николовешняковской». Впрочем, престол Введенский в этом храме существует давно. Так в церковной книге Минее 1692 г. находится подпись, утверждающая, что «книга сия церкви Введения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца Вешнякова отдана 16 сентября 1699 г.».

Из древних икон сохранились: Введения во храм св. Девы Марии, св. Алексия человека Божия, св. Николая чудотворца. Две последние – в иконостасе под выдвинутым над ними балдахином. План и фасад церкви имеются; составлены в 1868 г. Для жительства священно-церковнослужителей построен в 1866 г. старанием церковного старосты Зиновия Несторовича Чистова новый каменный двухэтажный дом на месте, с высочайшего разрешения пожертвованном казанским купцом сыном Яковом Панфиловым.

При церкви существует с давнего времени часовня на северной стороне церкви, перестроенная в 1853 г. вышеупомянутым купцом Сергеем Павловым. Кроме того, на западной стороне, при вратах ограды помещена икона св. Алексия человека Божия.

«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1. - Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.