ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне (старая).


Вахитовский район. Церковь Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1850 и 1851.
Год утраты:приблизительно 1889
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Япеева, д. 2.

Координаты: 55.79633, 49.115636
Проезд:По улице Карла Маркса от площади Свободы в сторону Кремля. Не доезжая до Кремля 400 метров, на перекрестке с улицей Япеева, повернуть налево, новая церковь, распложенная на месте старой, будет следующим зданием вдоль улицы после углового по левую сторону.





Церковь Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне (старая), Старое здание богадельни, в котором в 1851 г. была освящена Сергиевская церковь. Снято в период с 1851 по 1861 г. С СД "Экскурсия по старой Казани"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Старое здание богадельни, в котором в 1851 г. была освящена Сергиевская церковь. Снято в период с 1851 по 1861 г. С СД "Экскурсия по старой Казани"
Гранковский Владимир
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2018

На Черноозерской улице, напротив зданий 1 Императорской казанской гимназии, находится каменный Дом призрения бедных, престарелых и увечных граждан г. Казани. Учреждение этого заведения совершилось в 1848 г. Прежде всего один дом для призрения был пожертвован казанским купцом Василием Михайловичем Ложкиным, а общество казанское вследствие этого основало капитал и открыло казанский общественный банк. Капитал этого банка разделялся на две части, и одна из этих частей служила средством обеспечения призреваемых. Впрочем, со временем Дом призрения уже имел свой собственный капитал более 200 000 руб.

Кроме дома – жертвы В. М. Ложкина, особенное пособие в устроении этого заведения оказали граждане: Гавриил Афанасьевич Мясников, Петр Васильевич Барашев, Иван Тимофеевич Лихачев, Федор Михайлович Корольков и др.

Вначале штат призреваемых был на 50 кроватей и постепенно, с развитием этого заведения и распространением его зданий, увеличивался, так что в настоящее время призреваемых более 200 чел.

Еще в 1848 г. предположено было в стенах этого благотворительного заведения устроить храм, в котором призреваемые могли бы возносить благодарные молитвы за свои благодетелей. И храм этот устроен усердием купца В. М. Ложкина. Оттого в народе как самая церковь, так и богадельня получили название «Ложкинская церковь», «Ложкинская богадельня». В 1850 г. церковь была уже устроена и снабжена тем же В. Ложкиным приличною ризницею и утварью. Престол в церкви один во имя св. преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. С благословения и разрешения высокопреосв. Григория, архиепископа казанского и свияжского, 7 октября 1851 г., в день святых Сергия и Вакха, произошло освящение этого храма, совершенное ректором казанской духовной академии, архимандритом Григорием, в присутствии исправляющего должность казанского военного губернатора и других высших особ военного и гражданских ведомств гор. Казани.

Попечитель Дома призрения В. М. Ложкин на завтраке, устроенном им после освящения церкви, «в память светлого дня освящения храма» изъявил готовность устроить на свой счет, кроме 50 кроватей, дозволенных с высочайшего разрешения, еще 20 кроватей и просил и. о. казанского военного губернатора употребить с его стороны начальственное содействие на утверждение этого предположения.

Церковь в Доме призрения сначала была приписана к церкви Николы Ляпуновского, но потом была сделана самостоятельною, со штатным священником и причетником. В 1854 г., указом казанской духовной консистории от 4 ноября за № 7755, к Сергиевской Ложкинской церкви причислен был Гостиный двор с находящейся при нем упраздненною Николаевскою церковью.

Прошло не более 10 лет, как церковь при Доме призрения пришлось вновь устраивать и освящать: в 1861 г. 11 июля в 5 часов утра под зданиями Ложкинской богадельни с сильным треском расселась земля, отчего в нескольких местах треснуло само здание, перекосилось и частью осело на землю. Когда разрушившееся здание было перестроено, церковь также была устроена и вновь освящена 3 ноября 1863 г. высокопреосв. Афанасием, архиепископом казанским. Церковь была улучшена во всех отношениях и приобретены некоторые новые предметы из церковной утвари, благодаря усердию и помощи казанского купца М. П. Платонова. Иконы в иконостасе писаны в Казани, в мастерской Гагаева.

Из икон имелись: икона Спасителя в серебряной вызолоченной ризе, риза на иконе устроена усердием казанского купца Ф. М. Королькова в 1854 г.; икона Божией Матери Всех скорбящих радости в серебряной вызолоченной ризе, риза – жертва разных лиц; над царскими вратами небольшая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, эта икона пожертвована высокопреосв. Филаретом, митрополитом киевским; икона преп. Сергия Радонежского писана в московской Троице-Сергиевской лавре и пожертвована высокопреосв. Филаретом, митрополитом московским. На иконе серебряная вызолоченная риза, венец и ожерелье убраны стразами и аметистами, в венце преп. Сергия звездичка, в середине коей бриллиантовый крупный камень и несколько мелких бриллиантов – эти украшения пожертвованы купцом Павлом Егоровичем Арским; икона св. Николая также писана в лавре, на ней риза и венец серебряные вызолоченные – жертва казанского купца Ф. М. Королькова и его супруги Степаниды Андреевны.

В 1874 г. церковь украшена стенным писанием московским мастером Павлом Николаевиче Щепетовым. Все стенное писание произведено на церковный счет. Колокольни особой при церкви не имеется, но 3 колокола имеются и висят на столбах. Священнослужители имеют казенные, достаточно приличные квартиры с отоплением и им из казанского общественного банка дается небольшое жалование. Кроме этого священник получает 420 руб. в год, а псаломщик 208 руб. При церкви с самого начала священствовал о. Гавриил Николаевич Спасский.

«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.