ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Четырех Евангелистов.

Евангелистская единоверческая церковь


Вахитовский район. Церковь Четырех Евангелистов
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Матфея апостола, Марка Печерского, Луки Евангелиста, Иоанна Богослова, Рождества Иоанна Предтечи , Екатерины Александрийской
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:не ранее 1769.
Год утраты:приблизительно 1938
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Татарстан, д. 3/2.

Координаты: 55.7819, 49.11578



Церковь Четырех Евангелистов, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Артур 955
1 апреля 1900
Церковь Четырех Евангелистов, Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1876
Церковь Четырех Евангелистов, Фото нач.ХХ в. Вид церкви в перспективе улицы Евангелической<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото нач.ХХ в. Вид церкви в перспективе улицы Евангелической
Гранковский Владимир
??
Церковь Четырех Евангелистов, С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
С СД "Экскурсия по старой Казани". Снято в конце ХIX века
Гранковский Владимир
??
Церковь Четырех Евангелистов, Снято в  конце XIX в. Из "Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Снято в конце XIX в. Из "Путеводителя по храмам и монастырям г.Казани"
Гранковский Владимир
??
Церковь Четырех Евангелистов, Вид церкви со стороны нынешней ул.Марджани. Фото конца XIX в. Из фотоальбома "Старая Казань.Фотопортрет"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид церкви со стороны нынешней ул.Марджани. Фото конца XIX в. Из фотоальбома "Старая Казань.Фотопортрет"
Гранковский Владимир
??
Церковь Четырех Евангелистов, На месте этого дома (пересечение ул.Татарстана и Ш.Марджани) до 1939 года стояла церковь<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
На месте этого дома (пересечение ул.Татарстана и Ш.Марджани) до 1939 года стояла церковь
Гранковский Владимир
8 января 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  2 декабря 2014

Церковь Четырех Евангелистов первой была построена в забулачной части Казани - по дореволюционной традиции, чисто мусульманском районе города. Как известно, после покорения края Иваном Грозным татарам запрещалось жить в центре Казани. Во время своего путешествия по Волге Екатерина II смягчила этот запрет, разрешила строить мечети и благословила мирное сосуществование православных и мусульман, как и вообще всех подданных без конфессиональных различий. В память об этом один из двух приделов Четырех-Евангелистовского храма стал носить имя Святой великомученицы Екатерины, а расположили церковь с умыслом на самой границе соприкосновения русской и татарской общин Казани - там, где Булак впадал в Кабан. Основной функцией храма стало донесение христианской веры до, как тогда выражались, населения. Отсюда апелляция к евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну - главным проповедникам слова Божия.

Церковь построили в 1769 году на средства купца Ивана Шемякина. В дальнейшем ее постоянно обустраивали и достраивали, в результате чего храм стал одним из самых крупных в городе. В 1877 году переименована в единоверческую. В конце XIX века при церкви открылись богадельня и общежитие, территорию обнесли высоким каменных забором. В приходе на 1904 г было 34 двора, более 300 православных.

Увы, в конце тридцатых годов, этот памятник архитектуры окончательно был стерт с лица земли, а на его месте вскоре построили монументальное жилое здание стиля сталинских времен.

По материалам издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань 1904 г и газеты «Республика Татарстан» от 1.03.2003 г.


На небосклоне Четырех-Евангелистовской общины стали собираться тучи в феврале 1930-го, когда редактор-консультант ТЦИКа тов. Перетц препроводил, согласно секретному циркуляру ТЦИК (имеется в виду циркуляр ТЦИК от 25.07.29 за № 841/с) в Наркомат ВД, переписку о закрытии четырех церквей, в число которых была включена и Четырех-Евангелистовская, на заключение и представление в ТЦИК со всеми материалами, необходимыми для окончательного разрешения вопроса. Но 1931-й был временем некоторого затишья, поскольку все усилия были направлены на выяснение вопроса о закрытии Духосошественской церкви. До единоверцев «руки не дошли». Но уже 9 марта 1932 года Президиум КГСа на заседании слушал заявление рабочих меховых фабрик с их «персональными подписями с просьбой закрыть церковь Четырех Евангелистов» и передать его стройконторе «Союзстройпушнины» для разбора и использования материала для строительства Дворца Культуры.

Президиум КГСа поддержал рабочих и просил ТЦИК утвердить данное решение. Но вмешательство комиссии по делам музеев и памятников старины, определило, что Четырех-Евангелистовский храм и колокольня является выдающимся для Казани памятником XVIII века, а сохранность их вполне удовлетворительная. Более того, церковь была отнесена к I категории памятников, т. е. ее можно было приспособить подо что угодно, но не разрушать. Это продлило жизнь храма на несколько лет. И все-таки, мнение ученых вновь было проигнорировано. Под различными предлогами в апреле 1939-го закончилось существование единоверческого благочиния, а вскоре был полностью разрушен и храм.

По материалам статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Из альманаха «Православный Собеседник», №1(16) 2008 г., изд-во КДС. - Казань. 2008 г.


После покорения Казанского ханства Иваном Грозным татарам запрещалось жить в центре Казани. Они в принудительном порядке были переселены за озеро Кабан, где образовалась Татарская слобода. Российское государство проводило активную работу по христианизации края. Так, в Татарской слободе различными льготными условиями удалось склонить к принятию христианства нескольких татарских семей. А с 1738 г. при назначении епископом казанским Луки Конашевича деятельность по переходу магометан в православие была крайне активирована. В 1749 г. преосвященный Лука открывает в Татарской слободе новокрещенскую школу, а при ней первую в магометанской части церковь во имя праведных Захария и Елизаветы. Через несколько лет, с умыслом на самой границе соприкосновения русской и татарской общин Казани - там, где Булак впадал в Кабан, построили еще одну новую деревянную церковь.

Основным призванием храма была проповедь христианства, в связи с чем было выбрано и главное посвящение - во имя четырёх евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна - главных проповедников слова Божия. В 1769 г. на средства купца Ивана Шемякина взамен деревянной строится каменная церковь. Традиционная схема восьмерика на четверике сопровождалась новыми декоративными элементами, близкими к европейскому барокко. Архитекторы считают, что эта церковь единственный пример елизаветинского барокко в Казани. В одной связи с основным объемом через широкую трапезную находилась 3-ярусная колокольня. Крупная церковь была теплой трехпрестольной: главный престол во имя св. четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, приделы – в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Екатерины Александрийской. Данный престол был освящен в честь приезда Екатерины II в Казань в 1767 г. и побывавшей в Татаркой слободе.

Храм сохранял свой первоначальный декор до последних дней существования, т.к. ни разу не горел, как большинство казанских церквей. Приход был очень бедный из-за малого числа прихожан. В 1797 г. архиепископ Казанский Амвросий, по просьбе старообрядцев, перешедших в единоверие, «находящуюся в праздности» церковь предоставил в их распоряжение. С этого момента храм получил второе рождение и стал первой единоверческой церковью в Казани. Среди старообрядцев-единоверцев было много купцов, материально поддерживающих храм, в результате он многократно обустраивался и достраивался, и стал одним из самых крупных в городе.

В конце XIX века при церкви открылись богадельня и общежитие, территорию обнесли высоким каменных забором. На 1904 г. в приходе было 34 двора, в которых проживало 333 чел. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Старостой был избран купец Яков Семенович Смоленцев.

В советское время, в 1934 г. церковь была разобрана и на ее месте в 1939 г. был построен жилой дом для стахановцев и специалистов валено-фетровой фабрики.

Из каталога-справочника: В. Гранковский "Унесенные революцией. Храмы Казани, утерянные и восстанавливаемые (1917-2020)". - Казань, 2021 г.



Комментарии и обсуждение


В январе 1901 г. во священника к этой церкви был рукоположен Симеон Шлеёв (впоследствии единоверческий епископ Симон). Он служил её настоятелем 4 года, до перевода в С.-Петербург.

2 января 2024.