ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Казань. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Ретроспективизм
Год постройки:Между 1905 и 1909.
Адрес:
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ульянова-Ленина, д.11.

Координаты:55.783333, 49.131389


Добавить фотографию
Сортировка:


Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
3 мая 2013
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
3 мая 2013
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Маслов Сергей
17 января 2015
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Сергей Ушаков
3 января 2014
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Вид с юго-востока
Наталия
25 мая 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Вид с запада
Наталия
25 мая 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
22 марта 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
anna
16 мая 2007
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
anna
16 мая 2007
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Маслов Сергей
17 января 2015
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Элемент кирпичного декора врат ограды церкви
Гранковский Владимир
30 ноября 2014
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
3 мая 2013
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Луковки храма.
Антон Юрьевич Шабалкин
26 мая 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Часовня при соборе
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
30 октября 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Часовня рядом с Собором.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
22 марта 2012
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы - Казань - г. Казань - Республика Татарстан
Рис. из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1909




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  30 марта 2012

Самым благоприятным был для казанского старообрядчества, как и по всей России, период после принятия законоположений о веротерпимости 1905-1906 годов, в значительной степени положивших конец религиозным и гражданско-правовым лишениям старообрядцев. В Казани были зарегистрированы Община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии; Община христиан древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия Старопоморского согласия; Община старообрядцев Поморского согласия, приемлющих брак и молящихся за царя (с 1917 года - за российский народ); так называемое Новопоморское согласие.
Самой многочисленной оставалась община старообрядцев, приемлющих священство, что типично для крупных городов, где позиции Белокриницкого согласия обычно были сильны.  
В ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма, в июле 1907 была совершена его закладка, а в сентябре 1909 года собор был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани (впоследствии его обычно называли храмом Пресвятой Богородицы). Несколько необычный вид храму придало то, что он не возводился заново, а перестраивался из существующего (упомянутого выше) здания, предназначавшегося в 1880-е годы под часовню и пробывшего четверть века под запретом. В освящении собора участвовали архиепископ Московский Иоанн (Картушин) и епископ Казанский Иоасаф.  

Н.И. Ивановский был вынужден признать: "Сегодня у нас особый день. Мы могли видеть, а многие и видели торжественную процессию с крестами и иконами, видеть могли вышитые архиерейские шапки на головах, омофоры на плечах, посохи в руках, могли услышать,- а иные из нас, может, и сейчас слышат, - старинное пение, и многое другое могли увидеть и услышать, напоминающее по внешности нашу старину, столь любимую и привлекательную" . Никанор, архиепископ Казанский, распорядился - "в предотвращение соблазна" и излишнего любопытства - совершить особые богослужения в ближних храмах, причем в соседней Георгиевской церкви совершил литургию сам.  В создании собора участвовали и затем служили в нем два священника - о. Петр (Данилович) Залетов и о. Алексей (Иванович) Калягин. А.И. Калягин служил в Покровском храме с момента его строительства и вплоть до закрытия в советское время. Под храмом ("под алтарем") были погребены епископ Иоасаф (скончался в марте 1912 года) и о. Петр Залетов (сентябрь 1917). В 1914 году на старообрядческую Казанскую епархию был рукоположен епископ Филарет, который окормлял епархию до 1930-х годов. 

С сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  30 марта 2012

«Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря Твоему любвеобильному сердцу…»
Адрес казанских старообрядцев Императору Николаю II по случаю освящения храма Во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани и комментарий к нему специалиста
Во время недавней встречи в Казанском Кремле митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Корнилия (К.И.Титова) с Президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым главой староверов белокриницкого согласия была озвучена и получила одобрение первого лица республики идея проведения в 2009 г. в столице Татарстана "Всемирного Старообрядческого Собора" РПСЦ. Приурочить данное событие планируется к вековому юбилею освящения одного из местных старообрядческих храмов (именуемого в настоящее время Покровским Кафедральным собором Казанско-Вятской епархии РПСЦ), которое состоялось в Казани в сентябре 1909 г.
В связи с тем, что за прошедшее столетие в жизни местных старообрядцев произошло немало драматических событий, в истории "гремевшего" когда-то на всё Поволжье казанского староверия образовалось множество "белых пятен", дающих, помимо прочего, некоторым нерадивым журналистам почву для откровенно глупых утверждений. Самое забавное из них, перекочевавшее в новостные заголовки, гласит, что: "В Казани готовятся отметить вековой юбилей казанского старообрядчества". Видимо, тот, кто запустил в информационное пространство сию "крылатую фразу", полагает, что в Казани церковный раскол произошёл не в семнадцатом, как в целом по России, а только в двадцатом веке. Нет у журналистов и "единого мнения" насчёт того, какой же, собственно, из двух находящихся ныне в распоряжении РПСЦ казанских храмов собирается отмечать вековой юбилей своего освящения и принимать делегатов грядущего старообрядческого Собора.
Дабы хоть отчасти развеять клубы напущенного местными "масс-медиа" информационного "дыма", обратимся к изданному в 1998 году в Казани исследованию "Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI – начало XX веков)" и приведём один из ранее не публиковавшихся документов, имеющих непосредственное отношение к истории освящения готовящегося к своему юбилею храма.
Из вышеупомянутого издания явствует, что приемлющие священство старообрядцы, принадлежавшие, как известно, к предшественнице РПСЦ – Древлеправославной Церкви Христовой (ДПЦХ), пытались устроить свой храм в Казани, начиная ещё с 1884 г., однако постоянно натыкались в своих устремлениях на ограничительные административные препоны. Ситуация резко изменилась после издания 17 апреля 1905 г. Высочайшего Манифеста Императора Николая II об укреплении основ веротерпимости, который дал этому строительству "зелёный свет". Возведение храма, на который жертвовали средства десятки казанских и московских купцов, началось уже в мае 1905 г. Причём, как отмечается в том же исследовании: "Принадлежность храма к Старообрядческой церкви никак не отразилась на его внешнем облике. Это довольно крупный пятиглавый храм, выстроенный в духе национального романтизма, типичном для православных храмов начала XX в.". Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника – Пётр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин.
Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения – 6 сентября 1909 г. (по старому стилю) – казанские старообрядцы белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес Императору Николаю II Александровичу, оригинал которого хранится сейчас в Национальном архиве Республики Татарстан. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру – И.А.Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру – И.П.Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру – А.П.Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д.Залетов и А.И.Калягин, самарский протоиерей М.В.Захарьичев, представители известных местных староверческих династий Барабановых, Свечниковых (Свешниковых), Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст данного обращения напоминал местами молитву, возносимую староверами за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нём говорилось: 

"ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО,
ЦАРЬ САМОДЕРЖЕЦ всея Руси,
ГОСУДАРЬ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ!
Сего шестого сентября, Казанская старообрядческая община древле-православных русских христиан, приемлющих священство, торжественно празднует освящение своего Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани.
Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря ТВОЕМУ любвеобильному сердцу, ЦАРЬ ВСЕРОССИЙСКИЙ! Ты милостивым и прозорливым оком воззрел на нас, ТВОИХ верных подданных и слуг, исконных чад земли Русской, и как чадолюбивый ОТЕЦ ВЫСОЧАЙШИМ указом от 17 апреля 1905 года ТЫ даровал и нам возможность наряду со всеми ТВОИМИ верноподданными вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви.
Ныне, при освящении Святого нашего храма, сугубо и от глубины душевной воссылаем мы с нашими Архипастырями и священнослужителями горячие молитвы о ТЕБЕ, ГОСУДАРЬ, О ТВОЁМ НАСЛЕДНИКЕ – ЦЕСАРЕВИЧЕ со всем ТВОИМ Августейшим Семейством и о всей земле Свято-русской, к Царю-Царей во Святей Троице славимому Единому Богу и к Пречистой Заступнице гор.[ода] Казани, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии со всеми Святыми. С умилением ума и сердца взываем мы, о ЦАРЮ! Да продлит Господь Бог ТВОИ драгоценные для России дни, да подает ОН мир и тишину земле Русской на возделание ей блага в любви, совете и соединении ТВОЁМ с ТВОИМИ верными подданными и слугами во славу ТВОЕГО Самодержавия.
ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верноподданные члены Казанской общины древле-благочестивых православных христиан, приемлющих священство
Старообр[ядческий] Архиепископ Иоанн / Епископ Иоасаф / Епископ Алезандр[1] / Священник Пётр Залетов / Священник Алексий Калягин / Михаил Свечников / Пётр Барабанов / Иван Савин / Николай Барабанов / Стефанида Терентьева Бочаров[а] Казанска[я] купечес[кая] жен[а] / Устин Феофилеичев Бочар[ов] Казанск[ий] Купец / Харлампий Шорников / Дмитрий Мухин / Кар[…][2] / Климент Четвергов / […][3] / Василий Свечников / Павлинов Степан Фёдорович / Алексеев Павел Дмитриевич / Павел Свечников / Евстратий Бусыгин / Протоиерей Макарий Захарьичев / Иван Барабанов / Артемий Марков / Дм[итрий] Бондарев".[4]
Вскоре старообрядческий адрес был представлен на докладе министра внутренних дел самому императору. Как сообщал 23 сентября 1909 г. в Казань товарищ (заместитель) министра, шталмейстер Высочайшего Двора П.Г.Курлов, ознакомившись с адресом, Николай II "в 16 день сего Сентября собственноручно изволил начертать: "Прочёл с удовольствием".
Мало кто из тех, кто подписал сей адрес, мог даже предположить, что не пройдёт и десяти лет, как крепкая и многолюдная казанская старообрядческая община, вместе со всем местным обществом, окажется втянута в кровавый водоворот гражданского противостояния и последовавшего за ним богоборческого лихолетья, выбраться из которых суждено будет очень и очень немногим. Что же касается самого Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани, то он, к счастью, уцелел и теперь носит статус Покровского Кафедрального собора Казанско-Вятской епархии РПСЦ. Есть основания предполагать, что к столетию своего освящения затянувшиеся в нём ремонтно-реставрационные работы будут успешно завершены, и храм вновь примет в себя богомольцев.
Вот только вспомнят ли нынешние старообрядцы и их архиереи добрым словом и благодарственным молебном того, чьей монаршей милости были так искренне признательны сто лет назад их духовные предшественники? Хотелось бы, конечно, чтобы вспомнили и помолились за царя-страстотерпца…

Л.В.Алексеева, историк (Казань)
СНОСКИ:
1. Так в оригинале. – Л.А.
2. В оригинале – неразборчиво. – Л.А.
3. В оригинале – неразборчиво. – Л.А.

4. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1184. Л. 70 и об.

С сайта "Русская линия"


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  17 мая 2013

Покровский храм старообрядцев Белокриницкой иерархии строился в несколько этапов. Известно, что в 1877г. участок принадлежал старообрядцу Е.А.Хворову, на нем располагался небольшой деревянный дом. К 1884г. участок переходит во владение купца А.И.Володина. Так как старообрядцам запрещалось строить церкви и молельные дома, А.И.Володин начал с постройки "складочного места", которое стало главным объемом будущего храма. Пятиглавая, четырехстолпная, трехнефная церковь с колокольней над входом. Представляет собой прямоугольное в плане сооружение, средняя квадратная часть которого в 2 этажа и является основным объемом церкви, выступающим за пределы всего объема на северном и южном фасадах. На восточном фасаде размещена апсида с надстройкой на 2-м этаже и примыкающими по сторонам квадратными в плане приделами, покрытыми скатной кровлей. Одноэтажные приделы и апсида представляют прямоугольный объем, освещенный на восточном фасаде 5-ю высокими арочными окнами (среднее окно заложено) и по одному окну на боковых фасадах. Второй ярус апсиды освещен 2-мя прямоугольными окнами с востока, и по одному окну с севера и юга. Вальмовая крыша увенчана главкой на глухом барабане. Над правым углом апсиды выложена дымовая труба. На западном фасаде на вытянутом прямоугольном объеме, включающем внутреннюю паперть и боковые приделы, в центре высится двухъярусная, квадратная в плане колокольня, увенчанная большой главкой на освещенном барабане. Наружная паперть - крыша с цилиндрическим сводом на мощных цилиндрических столбах с арками по сторонам. Третий ярус колокольни освещен широкими полукруглыми проемами, расчлененными 2-мя вертикальными перемычками на 3 части. Северный и южный фасады основного объема освещены на 1-м этаже 4-мя высокими арочными окнами, а на 2-м антресольном этаже - 4-мя прямоугольными окнами. Боковые входы на этих фасадах выделены крыльцами, аналогичными главному на западном фасаде.

С сайта "Объекты культурного наследия" Министерства культуры Республики Татарстан.

Комментарии и обсуждение

Купец-старовер В.Свешников захоронен рядом с моим дедом. Свешников - крестный отец моего деда Егорова Н.А., работавшего мастером на казанском жиркомбинате. Памятник В.СВЕШНИКОВА находится в плачевном состоянии. Есть церковный документ - метрическая выписка из церковнорй книги Казанской Борисоглебской церкви 1879 года, 3 сентября номер 547, таинство крещения совершил священник Самсон Красовск.
12 апреля 2013.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.