ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе.

Троицкая церковь


Вахитовский район. Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, "Знамение" иконы Божией Матери, Корсунской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1722. Перестроена 1888.
Год утраты:1931 (разрушена)
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Нариманова, д. 13.

Координаты: 55.786695, 49.103084



В ограде церкви была расположена часовня



Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе, 1920-ые<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
1920-ые
shritt
1 января 1920
Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Артур 955
1 декабря 1890
Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Артур 955
1 ноября 1890
Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе, До 1931 года<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
До 1931 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
??
Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе,  Отремонтированные кирпичные столбы церковной ограды сохранились с тех времен.....<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Отремонтированные кирпичные столбы церковной ограды сохранились с тех времен.....
Гранковский Владимир
31 мая 2014
Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе, На месте церковного комплекса теперь хлебокомбинат<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
На месте церковного комплекса теперь хлебокомбинат
Гранковский Владимир
6 октября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  4 октября 2014

До Октябрьской революции Троицкий храм был культовым центром Ямской слободы. Свое название она получила от тюркского слова "ям" - повинность, установленная монголами на Руси в середине ХIII века и обязывавшая население участвовать в перевозках людей и грузов на лошадях. Возчики, выполнявшие ямскую повинность, обычно селились в отдельной слободе. Ямы в Московском государстве были прообразами почтовых станций, а ямщики - почтальонов. От казанской Ямской слободы начинался Ямской тракт, соединявшийся с Московской улицей и выходивший за пределы города в Адмиралтействе на Московский тракт.

Символично, что именно в Ямской слободе, возле старинных "ворот" города, в конце позапрошлого века был построен железнодорожный вокзал. Сегодня старое его здание из красного кирпича и 1-й хлебозавод разделяют каких-то триста метров... Казанская Ямская слобода была крупнейшей в стране по своим размерам и количеству охотников-ямщиков ("охотник" - согласившийся на повинность по своей охоте, то есть желанию). Уже в 1566 году охотников-ямщиков в городе было 62 человека - очень много для середины ХVI века. По всей видимости, Иван Грозный хотел поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную и быструю связь. Ведь город стоял на пересечении важных торговых и военных путей. В те времена Ямская слобода была огорожена, попасть сюда можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами. Вот что сообщается по этому поводу в писцовой книге Казани за 1566-1568 годы: "Ворота острожные от Ямские слободы, на воротах башня середняя, Караишевские, а в ней на стороже сын боярской да четыре человека стрельцов, а наряду пищаль затинная, да стрелецких четыре рушницы".

Уже с момента основания Троицкого храма в начале XVII века в нем был придел во имя святого мученика Флора. Об этом в начале прошлого года напоминала икона мучеников Флора и Лавра, находившаяся в церкви до ее разрушения и экспроприированная в 1922 году большевиками. Связь между святыми мучениками братьями Флором и Лавром и Ямской слободой неслучайна. Именно они являлись покровителями ямщиков, кучеров и вообще людей, так или иначе связанных с лошадьми. Считалось, что и сами лошади находятся под покровительством Флора и Лавра. Будучи каменотесами, братья построили здание, которое первоначально было предназначено для языческого храма. Однако в итоге Флор и Лавр посвятили его Христу, за что подверглись пыткам и мучениям. Позднее мощи братьев были обретены и перенесены в Константинополь.

Первоначально храм в Казани был деревянным, а в 1722 году его перестроили, сделав каменным. Обновленная Троицкая церковь имела уже два придела: холодный - во имя Живоначальной Троицы и теплый - во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Престол располагался в трапезной - небольшая главка в правой части трапезной позволяет понять место его расположения. После перестройки церкви в 1888 году в храме появился еще один придел - в честь популярной в народе Корсунской иконы Божией Матери. В ограде церкви также находились кельи и жилые помещения для священнослужителей. По всему видно, что особой нужды храм не испытывал. И неудивительно: конец XIX века - время расцвета Троицкой церкви, когда она была реконструирована, вследствие чего весь храмовый комплекс обрел торжественные черты в русско-византийском стиле.

Главный придел и колокольня украшены оригинальными архитектурными и скульптурными деталями, на звонницу подняты новые колокола. На колокольне Троицкого храма в конце ХIХ века было восемь больших колоколов. Самый большой имел надпись: "Въ царствующем граде Казани ко храму Живоначальной Троицы въ царство благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великаго Государя нашего Императора Александра Павловича всея России и при супруге его благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне, при Казанском и Симбирском архиепископе Серапионе, того-же храма священникъ Иоаннъ Ионновъ, с прихожанами и прочих приходов прихожанами, всеобщимъ ихъ учердиемъ вылитъ сей колокол во 100 пудовъ. 1802, мая 22". В 1864 году на средства прихожанина Евдокима Савватеева на углу погоста была построена часовня. Именно в ней до революции хранилась Корсунская икона Божией Матери. Наконец, в 1875-76 годах вместо обветшавшей деревянной ограды на пожертвования прихожан и благодаря трудам церковного старосты Наума Широкова была возведена каменная - с железными решетками и тремя железными воротами.

Но были и смутные времена в истории храма. Не раз он страдал от пожаров. Порой церковь выгорала полностью. Так было, например, в 1749, 1815 и 1859 годах. А в 1774-м перед сожжением храм первоначально подвергся еще и варварскому разграблению пугачевцами. Однако, как птица Феникс, церковь каждый раз восставала из пепла (и становилась другой - вот почему ее описания в литературе столь противоречивы).

А ведь приход храма был небогатый. Прилегающая слобода в ХIХ веке была одним из районов, где селились в основном люди с небольшим достатком. Помимо икон святых Флора и Лавра и Корсунской Божией Матери, в храме хранились и другие святыни. Например, напрестольные Евангелия - в золотом и серебряном окладах (1701 год написания) и в медном окладе (1858), древний напрестольный крест с надписью: "Дал вкладу казанский жилецъ Исакъ Герасимовъ, сынъ Свешниковъ, въ домъ Живоначальной Троицы въ Ямскую слободу, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ злоченъ съ каменьемъ, а весу 30 рублевъ, при попе Ондрее Одинцове, и за тотъ вкладъ родители мои поминать и въ сенодикъ написать. Лета 7139 году апреля въ 9 день". 7139 год от сотворения мира - 1631-й по христианскому календарю. Отсюда следует, что Троицкая церковь существовала уже тогда. 

Сегодня на месте храмового комплекса находится «Казанский хлебо-булочный комбинат», построенный на фундаменте разрушенного в 1931 г храма. О том, что было на углу улиц 2-й Ямской (ныне – Нариманова) и Посадской (Т.Гиззата) в позапрошлом веке, в наши дни напоминает лишь бывшая кладбищенская ограда с характерными архитектурными деталями. Металлические решетки чебаксинской ковки, которые украшали ограду, были вырваны и уничтожены, а проемы заложены кирпичом или забиты досками. Некоторые капитальные строения церкви ныне едва угадываются в основании некоторых цехов хлебозавода.

С использованием материалов: газетa «Республика Татарстан» № 85-86 28 апреля 2005 г., статьи В.Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия.» Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г изд-во КДС, Казань -2008 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2018

Церковь Живоначальной Троицы была сооружена, вероятно, в самом начале XVII ст. и до сих пор в ней сохранились напрестольный крест и кадило из того времени. Первоначально церковь была деревянная. Кто ее строил, когда она была освящена в первый раз, неизвестно. По клировым ведомостям значится, что она построена в 1722 г. Сведение это, по всей вероятности, заимствовано из казанской истории Рычкова, который руководствовался в этом отношении сообщениями геодезиста Пестрикова, посетившего Казань и собравшего о ней нужные для него сведения за 1738 – 39 гг.

Но очевидно, что 1722 г. не есть время первоначального возникновения Троицкой церкви, а по всей вероятности в это время она была или капитальным образом перестроена, или вместо деревянной изменена на каменную. В Троицкой церкви был в то время придел св. муч. Флора. Об этом приделе напоминает древняя икона святых мучеников Флора и Лавра; она помещается в трапезе или в приделе теперь существующей каменной Троицкой церкви. Известно, что к молитвам муч. Флора и Лавра прибегают ямщики и вообще владетели лошадей, поэтому в Ямских слободах г. Казани почти каждая церковь имела придел во имя этих мучеников, как покровителей лошадей. Так придел Флора и Лавра был в Успенском соборе, а также в соборе Владимирской Богородицы.

Кроме деревянной Троицкой церкви была еще другая каменная теплая церковь Знамения Богородицы с приделом Грузинской Богородицы. Когда она была построена – неизвестно. Вероятно. прихожане даже не знают, что в Троицкой церкви были приделы во имя муч. Флора и Лавра и Грузинской Божией Матери.

В настоящее время Троицкая церковь каменная и с каменною же колокольнею. Престолов в ней два: в настоящей, холодной – во имя Живоначальной Троицы, а в теплой – во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Из истории Троицкой церкви известно: в 1749 г. она погорела, в 1774 г. была ограблена во время Пугачевского бунта. После ограбления церковь Живоначальной Троицы стала поправляться: она приобрела не только то, что было пограблено, но исправляла другие нужды. Так в сентябре 1774 г. закуплено было тесу на церковное строение и исправлялась внутри колокольня; в октябре того же года поднят был на колокольню большой колокол. В 1775 г. куплено было кровельного тесу и бревен для церковной крыши на стропила. Прихожане радовались благоустройству церкви и подавали на церковь Божию свои доброхотные подаяния, каковых за 1775 – 77 гг. было сделано 115 руб. 20 коп. от ямщиков Андрея Суханова, Акима Пьянкина, Ивана Кабанова, Ивана Филатова, от купца Ивана Алмазова и от цеха Ивана Гаврилова, а также от священника Троицкой церкви Андрей Сидорова.

Вместе с внешним устроением церкви внутри побелили стены, вызолотили резьбу иконостаса и поновили иконы, украсили церковь стенным писанием. Кресты на церкви вызолочены, за подъем креста на церковную главу в июне 1777 г. отдано было боцману и матросам 3 руб. Доброхотные подаяния приносились не только жертвователями в церковь, но и по домам ходили к прихожанам и просили жертв на помощь. Так в 1779 г. сборщиком Алексеем Новиковым собрано было 99 руб. 60 коп. В июне месяце 1779 г. иконостас надлежащим образом был разобран и починивался и богослужение по этому случаю прекращалось. За поновление иконостаса Троицкой церкви золотом и серебром и разными красками отдано художникам 135 руб., за работу было уплачено 58 руб. В 1784 г. был изготовлен на александрийском листе церковный план; в 1785 г. была перекрыта крыша на св. алтаре.

Когда к 1788 г. церковь приняла благоустроенный вид внутри и снаружи, прихожане решили подумать о новом большом колоколе. Правда, не прошло еще и 15 лет, как подымали на колокольню в 1774 г. большой новый колокол, но он казался теперь для прихожан незначительным. Они осознавали, что для их благоустроенной теперь церкви нужен колокол побольше. Начались усердные приношения на колокол. В июле 1788 г. колокол весом 76 пуд. 29 ½ фунт. был куплен ценою по 10 руб. 20 коп. пуд, всего оплачено с работою 238 руб. 65 ½ коп., колокол доставлен и повешен, о чем говорится в «своеручной росписке дьякона Григория Иванова». Старый колокол был снят.

В 1814 г. были сделаны новые исправления деревянной крыши и покрыта железом, сделана новая деревянная глава, вместо каменной, выведен купол, покрыт железом и установлен на нем крест. В 1815 г. Троицкая церковь погорела. Купол на холодной церкви, крытый железом с главою и крестом, также и крыша на алтаре – погорели. Всего погорело на сумму 2284 руб. 60 коп. В 1859 г. 25 мая Троицкая церковь обгорела вся снаружи. Так как после последнего пожара приход и церковь обеднели, то положено было, вместо полного штата, быть при церкви 1 священнику и 1 псаломщику.

«Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.