Несмотря на очень скромные размеры обычной приходской церкви XVIII – XIX веков, этот храм носит статус кафедрального собора епархии. Статус этот оставлен за ним по традиции – с тех советских времен, когда кроме него и совсем уж крошечной церкви Ярославских Чудотворцев, во всей миллионной Казани больше не было действующих храмов. Так продолжалось в течение 1944 – 1989 г., до Новых Времен, то есть до передачи верующим Петропавловского собора. Никольский же храм в XX закрывался лишь на 14 лет: с 1930 по 1944 год. Снаружи и внутри он сохранился практически без изменений.
Храм очень красив, хотя раза в три меньше Петропавловского по высоте и сильно уступает ему по многоцветию. Здесь только четыре краски – мягких и неброских: светло-зеленая, светло-желтая, белая и голубая. Да еще золото – яркое золото центрального купола и всех семи крестов, считая колокольню. Кресты по необычайной ажурности очень похожи на гигантские снежинки; по красоте им нет равных в Казани. Особо праздничный вид придают церкви и 4 боковых купола, раскрашенные «в шахмат» бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.
Весь собор представляет собой комплекс из двух храмов: Покровской пятикупольной церкви (1696 года, по дате на антиминсе, или 1703 года, по всем клировым ведомостям) и Никольского придела к ней с южной стороны (1885 года). Но здесь – тот редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм стали называть Никольским.
А) Покровский храм
Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам – прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно – одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря). Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.
Живопись – не очень яркая, дневного света в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты – поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, подстать своей 3-вековой древности. Из-за «леса» круглых расписных столбов, он еще и довольно тесен, хотя неспешно гулять в этом лесу, разглядывая священные сюжеты можно довольно долго – покидать храм не хочется. В полумраке, освещаемом звездочками свечей, особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа, чуть меньше человеческого роста. Такие скульптурные изображения довольно редки в православных храмах. Что-то неказистое в исполнении этого Распятия производит особенное впечатление: невыносимые страдания Сына Человеческого как-то особенно проникают в душу – от искренне простонародной попытки их передать.
С северо-запада к Покровской церкви примыкает построенная одновременно с ней колокольня около 30 м высоты. Это одна из красивейших башен Казани. По праву, ее можно признать лучшим из сохранившихся в Казани памятников самого раннего русского барокко. Над четвериком поднимаются ступеньками три уменьшающихся восьмерика, один из которых – глухой, а два верхних – арочные сквозные. Из-за них башня кажется ажурно-воздушной. Кружево узоров делает ее как будто еще более легкой и парящей. Кирпичные пояски под кровлями ярусов составляют очень прихотливую и причудливую бахрому. Каждый угол верхних восьмигранников – это белая полуколонна на желтом фоне. Из-за них оба колокольных яруса похожи на беседки.
Особенность древней колокольни – ее довольно сильный наклон. Она – вторая «падающая» башня Казани, после башни Сююмбеки. Только знают об этом даже не все казанцы. Хотя не заметить этот наклон невозможно. Справедливости ради надо сказать, что «падающие» башни – конечно, редкость, но все же не такая, как многие думают. В мире их известно около полутора сотен, но вероятно, многие еще просто не учтены. В одном только Поволжье – несколько падающих колоколен: две – в Нижнем Новгороде (обе в древнем Печерском монастыре), одна – в Костроме (тоже в монастыре – Богоявленском). В Казани, кроме башни Сююмбеки и Николо-Покровской колокольни, наклон имеет еще и Безымянная круглая стрельница кремля – стянутая из-за этого для прочности железными обручами.
В настоящее время крен Покровской колокольни пока не угрожает ей разрушением. Этот замечательный памятник русского зодчества рубежа XVII – XVIII веков украшал и еще будет украшать центр Казани.
Б) Никольский храм
Если слева от входа в древнюю Покровскую церковь стоит колокольня, то справа, как уже упоминалось – придел XIX века, давший имя всему собору. Придел – самое молодое сооружение в комплексе собора, но зато построен он, наоборот, на месте самой древней церкви, тоже Никольской. Николо-Низский храм («На Низу» – т.е. под горой) известен еще с 1565 года. Тогда он был деревянным, в конце XVII века (одновременно с соседней Покровской церковью) стал каменным, в 1883 г. из-за ветхости снесен. В 1885 г. новая постройка, сдвинутая чуть севернее, вплотную примкнула к Покровской церкви. Этот длинный и относительно узкий Никольский придел увенчан снаружи лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Этот купол сияет свечой ближе к алтарю. Стены храма – светло-зеленые, что очень сочетается с солнечно-желтой окраской Покровской церкви. Словно Никольский храм своим обликом напоминает о мае (Николин день «вешний» – 22 мая по н. ст.), а Покровский – о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября).
Внутри безстолпный храм напоминает узкую галерею, в восточном конце которой сверкает невысокий, белый с золотом иконостас. Живопись его сильно европеизирована: например, над Царскими вратами – почти точная, но уменьшенная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Никольский храм более многоцветен и гораздо более светел, чем Покровский. Его масляная стенопись – это в основном коричнево-золотистые, зеленые, белые, ярко-синие и темно-розовые тона. Они составляют повторяющийся геометрический орнамент из прихотливо украшенных и как бы вложенных друг в друга равноконечных крестов, переходящих в четырехлепестковые цветы. В рамках из этих узоров – сюжеты двунадесятых праздников, а также сцены из жития свт. Николая Чудотворца. Ближе к иконостасу, в треугольных парусах свода, как и положено – четыре евангелиста. Все это ярко освещено двумя ярусами широких окон южной стены. Особый колорит интерьеру придают ярко-красные стекла, вставленные в окна в форме крестов. В солнечный день золотистые и алые блики играют по всему собору, придавая ему очень праздничный вид.
Очень украшают интерьер три роскошные люстры, каждая из которых по мере приближения к иконостасу больше предыдущей.
Кстати, Никольская церковь одной из первых в епархии была электрифицирована – в 1901 году. Тогда это казалось уникальным. Даже кафедральный Благовещенский собор получил электрическое освещение на несколько лет позже. Забавный курьез: благочиннический съезд в 1901 году постановил обложить Никольский приход особым сбором в 200 руб. за то, что его пользование электрическим светом (а оно «не есть необходимость, а скорее роскошь») наносит ущерб епархиальному свечному заводу.
В правом углу перед иконостасом в небольшом киоте установлена под стеклом Казанская чудотворная икона Божией Матери – один из старинных и почитаемых списков с первоявленного образа (другой особо почитаемый список – в церкви Ярославских Чудотворцев). Риза ее увешана крестиками-пожертвованиями от тех, кому Пречистая Богородица помогла по молитвам перед этим Ее образом. Ежегодно на праздник Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н. ст.) образ выносится на середину церкви, а торжественную службу и молебен обычно проводит сам Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий. Именно перед этой иконой стоит удивительный по красоте серебряный подсвечник высотой в человеческий рост – единственный старинный подсвечник, сохранившийся в Никольском соборе. Основание его – как у гигантской св. чаши, середина расширяется, как литой тульский самовар, вершина – опять как чаша. Края чаши украшены восемью головками Херувимов и восемью отростками в виде больших раскрытых цветов – для самых крупных свечей.
Над подсвечником почти всегда – целый куст трепетных огоньков. Люди очень любят эту чудотворную икону и постоянно ставят к ней свечи. Благодаря этому, святой образ можно сразу отыскать взглядом среди всех остальных – его легко найти даже человеку, первый раз в жизни вошедшему в этот храм.
Из других почитаемых икон Никольского собора можно назвать: Феодоровский образ Божией Матери – старинный, в сверкающей ризе из цветного стекляруса, чуть левее Казанской иконы (в отдельном киоте); образ Божией Матери «Всеблаженной» – отмеченный мироточением; очень маленькую (так называемую «вершковую») икону свт. Николая Чудотворца, вставленную в равноконечный крест и помещенную вместе с ним в раму под стекло – тоже рядом с Казанской чудотворной иконой; икону преп. Сергия Радонежского с частицей его мощей.
Раздел из книги Андрея Рощектаева "Путеводитель по святыням Казанской епархии"