«…К Преображенской церкви с южной стороны прилегает церковь Св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина. Церковь эта, строенная Архиепископом Авраамом и им же освященная в 1831 году, заменила собою Чудотворскую и придельную во имя Преподобного Михаила Малой на, которые освящены были в 1612 году, при державе Михаила Феодоровича. Но и они, в свою очередь, не первые на месте сем явились, а созидалися на основаниях гораздо древнейшей Входо-Иерусалимской церкви, заложенной в 1218 году, т. е. лет за восемьдесят до блаженной кончины Преподобного Феодора.
В течении веков сих многие знаменитые лица погребены здесь, особенно из членов второй династии Ярославских Князей, и между прочими Василий Давидович в 1344 году, и последний из владетельных Князей Александр Феодорович в 1471. По всесокрушающее время ничего не оставило нам на память о покойниках. Только предание гласит, что над некоторыми из них лежали иссеченные камни с эмблемами и письменами. Но все это давно испепелилось.
Долее прочих сохранялись эпитафии над могилами Троекуровых, бывших потомков владетельных Ярославских Князей. Хроника, имеющаяся в руках моих, передает следующие гробовые надписи:
1. «Лета 7129 (1621), на память Св. Феодосии, преставися р. Б. Иван Феод. Троекуров, да сын его младенец Василий, и погребен с отцем вь одной могиле». Надпись эта находилась извне, на южной стороне Чудотворской церкви.
2. «Лета 7156 (1648) – преставися р. Божия Княгиня Ирина жена Князя Феодора Никитича Барятинского».
3. «Лета 7189-го Октября., преставися р. Божия Князя Бориса Ивановича Троекурова жена Агрипина».
4. «Мироздания 7203 (по Р. Хр. 1695) лета, на службе под градом Азовом Князь Феодор Иванович Троекуров ранен в 5-й день Августа, тело же привезено в Москву и надгробные пения над ним сотвори Святейший Адриан Патриарх; погребено же оное в обители Спасова Преображения на сем месте, мес. Декемврия в 20 день, идеже лежат усопшие сродники его. На погребении его, в граде Ярославле, ради милости своея к нему, присутствова Beликий Государь Царь Петр Алексеевич». Сии и подобные надписи находились на западной стене паперти, близ церкви Происхождения Честных Древ.
Но в настоящее время следы их утрачены, так как новая церковь Чудотворцев имеет большие против прежней размеры, и потому первобытные основания частию прикрыты новыми, частию разобраны. Но можно надеяться, что под темными сводами церкви отыщутся когда-нибудь достойные памяти начертания, которые для нас потеряли всякую видимость.
Церковь Св. Чудотворцев благолепно преукрашена. Ибо ктитор ее Преосвященный Авраам употребил все зависевшие от него средства, чтоб доставить церкви и величие и красоту. Но вещественные украшения, каковы бы они ни были, ничего не значат в сравнении с святынею честных мощей Преп. Феодора и чад его Давида и Константина. Они почивают у левого клироса, в серебряной раке, устроенной по заказу А. Авраама в 1833 г., Московским серебряных дел мастером Н. Д. Полтавцевым и стоившей, при тогдашних ценах, до 16-ти тыс. руб. асс.
Должно заметить, что переложение св. мощей в раку сию было третие. Первое совершилось в 1463 г., в след за обретением и прославлением Угодников Божиих. Второе – 21-го Июня 1704 года; в это время Святитель Димитрий, Митрополит Ростовский, преложил их из древней раки в новую кипарисную, которая обновлена была и украшена серебряным художеством в 1763 году, при Преосвященном Афанасии, Епископе Ростовском и при настоятеле монастыря архимандрите Арсении.
Купол в церкви и алтаре расписан, по золотому полю, тщаливою и опытною рукою иконописца Медведева, оставившего во многих храмах здешней паствы благодарную о себе память.
Вскоре после построения в 1831 году, церковь испытала беду от пожара. Бывшие до того времени над папертью деревянные накаты дали богатую пищу огню, и падением своим внутрь церкви удесятерили зло. На возобновление употреблено до 60 тысяч асс. Наученные тяжким опытом, ктиторы нашли довольные для себя побуждения к тому, чтоб зрело обсудить условия безопасности и предохранить здание от несчастия, подобного случившемуся, заменою в нем утлого дерева камнем и железом. Восстановленная, за тридцать пред сим лет, стенная живопись еще удерживает свои колориты и кажется далекою от ветшания.
В заключение статьи сей предваряем читателя, что сказанию о блаженном жительстве Угодников Божиих, Феодора, Давида и Константина, посвящена будет особая статья. А теперь займемся мы обзором других церквей обители нашей…»
Источник: Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина ярославских чудотворцев и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы / Сост. архиеп. Нил. - 2-е изд. - Ярославль: В тип. Г. Фальк, 1862.
По материалам сайта «Азбука веры»: https://azbyka.ru/
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев - архиепископ Нил (Исакович) - читать, скачать
Комментарии и обсуждение
Далеко не всем нравится, когда к древнему собору пристраивают нечто, соответствующее моде и вкусам поздних эпох. Я не исключение из этого списка. Конечно, говорить об этом явлении только в негативных тонах было бы неправильно. Это в каком-то смысле - отражение эволюции архитектурной мысли, застывшая в камне история. Многие монастырские архитектурные ансамбли представляют теперь конгломерат различных архитектурных стилей и направлений. В московском Новоспасском монастыре, например, в конце XVIII века к собору пристроили Знаменскую церковь-усыпальниицу Шереметевых. Тоже храм в классическом стиле, с портиком и куполом, но его удалось так вписать в ансамбль, что он не выглядит в нем инородным элементом. Здесь же... Огромный классический портик в линии западного фасада Спасо-Преображенского собора выглядит странно и неуместно, и это самое мягкое, что я могу об этом сказать. Нечто аналогичное мне довелось наблюдать однажды в Швейцарии, в Женеве - собор св. Петра. Там такой же классический портик как огромная заплатка напрочь похоронил за собой все романское и готическое.
...И еще несколько слов в русле разговора о смене стилей и эпох. Церковь Ярославских Чудотворцев строилась не на пустом месте, а на фундаменте Входоиерусалимского храма 1618 года, который в свою очередь сменил постройку XIII века. Если зайти с востока, то у алтарных апсид можно увидеть фрагмент древней кладки. Это остатки Входоиерусалимской церкви, выявленные и выделенные реставраторами.