ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев.


Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев
Церковь. Не действует.  
Престолы:Феодора и чад его Давида и Константина
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1827 и 1831.
Архитектор:П.Я. Паньков
Адрес:
Ярославская область, г. Ярославль, Богоявленская пл., 25

Координаты: 57.62139, 39.8894





Сортировка:

Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
sasa_1941
8 сентября 2025
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Алексей Кротов
17 октября 2021
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 августа 2021
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Altaets
26 сентября 2019
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 декабря 2017
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 декабря 2017
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 декабря 2017
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
damar
6 апреля 2008
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, Апсидная часть храма<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Апсидная часть храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2025
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, Фрагмент Входоиерусалимской церкви XVII века<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Фрагмент Входоиерусалимской церкви XVII века
oldboy
22 июня 2013
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев.
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 мая 2012
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 апреля 2012
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1900
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, На фото изображены последствия бомбардировок Красной Армией Ярославля во время Ярославского мятежа в июле 1918 года.<br>, Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
На фото изображены последствия бомбардировок Красной Армией Ярославля во время Ярославского мятежа в июле 1918 года.
Олег Сыромятников
Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев, , Ярославль, Ярославль, город, Ярославская область
Фёдор Телин
30 октября 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Angelina 16 мая 2006
В 1827-1831 годах на территории Спасо-Преображенского монастыря, бок о бок со Спасо-Преображенским собором архитектором П.Я. Паньковым была сооружена церковь, освященная во имя Благоверных князей Ярославских Чудотворцев Федора, Давида и Константина. Западный фасад этого храма выполнен в классицистическом стиле: шесть изящных колонн ионического ордера подпирают традиционный треугольный фронтон, а примыкающая ко входу двухпролетная лестница, раздваивается, образуя своеобразный "каскад". Венчает данное сооружение плоский шлемовидный купол с маленькой главкой. Эту постройку, выполненную в духе "провинциального классицизма", можно было бы считать самой заурядной, если бы не оригинальный восточный фасад. Алтарная часть храма выполнена в духе древнерусской православной традиции в виде трех полукруглых апсид, с наиболее выступающей средней, а алтарные окна оформлены наличниками, по форме напоминающими древнерусские "кокошники". Таким образом, здесь уместно говорить о синтезе архитектурно-художественных традиций, свойственном эклектике.

Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 октября 2025

«…К Преображенской церкви с южной стороны прилегает церковь Св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина. Церковь эта, строенная Архиепископом Авраамом и им же освященная в 1831 году, заменила собою Чудотворскую и придельную во имя Преподобного Михаила Малой на, которые освящены были в 1612 году, при державе Михаила Феодоровича. Но и они, в свою очередь, не первые на месте сем явились, а созидалися на основаниях гораздо древнейшей Входо-Иерусалимской церкви, заложенной в 1218 году, т. е. лет за восемьдесят до блаженной кончины Преподобного Феодора.

В течении веков сих многие знаменитые лица погребены здесь, особенно из членов второй династии Ярославских Князей, и между прочими Василий Давидович в 1344 году, и последний из владетельных Князей Александр Феодорович в 1471. По всесокрушающее время ничего не оставило нам на память о покойниках. Только предание гласит, что над некоторыми из них лежали иссеченные камни с эмблемами и письменами. Но все это давно испепелилось.

Долее прочих сохранялись эпитафии над могилами Троекуровых, бывших потомков владетельных Ярославских Князей. Хроника, имеющаяся в руках моих, передает следующие гробовые надписи:

1. «Лета 7129 (1621), на память Св. Феодосии, преставися р. Б. Иван Феод. Троекуров, да сын его младенец Василий, и погребен с отцем вь одной могиле». Надпись эта находилась извне, на южной стороне Чудотворской церкви.

2. «Лета 7156 (1648) – преставися р. Божия Княгиня Ирина жена Князя Феодора Никитича Барятинского».

3. «Лета 7189-го Октября., преставися р. Божия Князя Бориса Ивановича Троекурова жена Агрипина».

4. «Мироздания 7203 (по Р. Хр. 1695) лета, на службе под градом Азовом Князь Феодор Иванович Троекуров ранен в 5-й день Августа, тело же привезено в Москву и надгробные пения над ним сотвори Святейший Адриан Патриарх; погребено же оное в обители Спасова Преображения на сем месте, мес. Декемврия в 20 день, идеже лежат усопшие сродники его. На погребении его, в граде Ярославле, ради милости своея к нему, присутствова Beликий Государь Царь Петр Алексеевич». Сии и подобные надписи находились на западной стене паперти, близ церкви Происхождения Честных Древ.

Но в настоящее время следы их утрачены, так как новая церковь Чудотворцев имеет большие против прежней размеры, и потому первобытные основания частию прикрыты новыми, частию разобраны. Но можно надеяться, что под темными сводами церкви отыщутся когда-нибудь достойные памяти начертания, которые для нас потеряли всякую видимость.

Церковь Св. Чудотворцев благолепно преукрашена. Ибо ктитор ее Преосвященный Авраам употребил все зависевшие от него средства, чтоб доставить церкви и величие и красоту. Но вещественные украшения, каковы бы они ни были, ничего не значат в сравнении с святынею честных мощей Преп. Феодора и чад его Давида и Константина. Они почивают у левого клироса, в серебряной раке, устроенной по заказу А. Авраама в 1833 г., Московским серебряных дел мастером Н. Д. Полтавцевым и стоившей, при тогдашних ценах, до 16-ти тыс. руб. асс.

Должно заметить, что переложение св. мощей в раку сию было третие. Первое совершилось в 1463 г., в след за обретением и прославлением Угодников Божиих. Второе – 21-го Июня 1704 года; в это время Святитель Димитрий, Митрополит Ростовский, преложил их из древней раки в новую кипарисную, которая обновлена была и украшена серебряным художеством в 1763 году, при Преосвященном Афанасии, Епископе Ростовском и при настоятеле монастыря архимандрите Арсении.

Купол в церкви и алтаре расписан, по золотому полю, тщаливою и опытною рукою иконописца Медведева, оставившего во многих храмах здешней паствы благодарную о себе память.

Вскоре после построения в 1831 году, церковь испытала беду от пожара. Бывшие до того времени над папертью деревянные накаты дали богатую пищу огню, и падением своим внутрь церкви удесятерили зло. На возобновление употреблено до 60 тысяч асс. Наученные тяжким опытом, ктиторы нашли довольные для себя побуждения к тому, чтоб зрело обсудить условия безопасности и предохранить здание от несчастия, подобного случившемуся, заменою в нем утлого дерева камнем и железом. Восстановленная, за тридцать пред сим лет, стенная живопись еще удерживает свои колориты и кажется далекою от ветшания.

В заключение статьи сей предваряем читателя, что сказанию о блаженном жительстве Угодников Божиих, Феодора, Давида и Константина, посвящена будет особая статья. А теперь займемся мы обзором других церквей обители нашей…»

Источник: Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина ярославских чудотворцев и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы / Сост. архиеп. Нил. - 2-е изд. - Ярославль: В тип. Г. Фальк, 1862.

По материалам сайта «Азбука веры»: https://azbyka.ru/

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев - архиепископ Нил (Исакович) - читать, скачать



Комментарии и обсуждение


Далеко не всем нравится, когда к древнему собору пристраивают нечто, соответствующее моде и вкусам поздних эпох. Я не исключение из этого списка. Конечно, говорить об этом явлении только в негативных тонах было бы неправильно. Это в каком-то смысле - отражение эволюции архитектурной мысли, застывшая в камне история. Многие монастырские архитектурные ансамбли представляют теперь конгломерат различных архитектурных стилей и направлений. В московском Новоспасском монастыре, например, в конце XVIII века к собору пристроили Знаменскую церковь-усыпальниицу Шереметевых. Тоже храм в классическом стиле, с портиком и куполом, но его удалось так вписать в ансамбль, что он не выглядит в нем инородным элементом. Здесь же... Огромный классический портик в линии западного фасада Спасо-Преображенского собора выглядит странно и неуместно, и это самое мягкое, что я могу об этом сказать. Нечто аналогичное мне довелось наблюдать однажды в Швейцарии, в Женеве - собор св. Петра. Там такой же классический портик как огромная заплатка напрочь похоронил за собой все романское и готическое.

...И еще несколько слов в русле разговора о смене стилей и эпох. Церковь Ярославских Чудотворцев строилась не на пустом месте, а на фундаменте Входоиерусалимского храма 1618 года, который в свою очередь сменил постройку XIII века. Если зайти с востока, то у алтарных апсид можно увидеть фрагмент древней кладки. Это остатки Входоиерусалимской церкви, выявленные и выделенные реставраторами.

25 июня 2013, oldboy .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.