Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке - один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный шатровый храм Ярославля. Храм хорошо просматривается с одной из главных магистралей современного Ярославля - улицы Свободы, хотя и отгорожен от неё громоздким зданием позднесоветского времени.
Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича - хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий (крест) на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием». Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Божедомка - это братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название - Семик.
В 1771 г. сенатский указ в санитарных целях запретил убогие дома и повелел мёртвых хоронить за пределами городов. В связи с этим в Ярославле остались только три кладбища - при церквях на Туговой горе, на Божедомке и в Тверицах. После принятия генерального плана (1778) Владимирская кладбищенская церковь оказалась в центре жилого квартала. Наместник А.П. Мельгунов в 1779 г. распорядился перенести кладбище к Леонтьевской церкви, где оно существует и по сей день.
Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семен Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей,строился в 1670-1678 г.г. Как свойственно церквям такого типа, основной объём заметно вытянут по оси север-восток, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним - невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты. Фресковые росписи 1691 г. не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.
Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском (его шатры обрушились в 2007 г.). Эти два памятника - последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.
В XIX в. мрачное прошлое Божедомки было забыто, и на месте старого кладбища был разбит Власьевский сад, куда на Троицу ходили гулять дети и «девицы, убранные цветами и лентами». При церкви на Угличской «трактовой дороге» действовала каменная часовенка. Приход рос быстрыми темпами. В начале XX в. к нему было приписано несколько крупных деревень. К югу от шатрового храма в 1821 г. была возведена теплая Покровская церковь, крытая куполом. Это был характерный памятник эпохи классицизма, с высокой ярусной колокольней, увенчанной изящным шпилем.
Во время Ярославского восстания 1918 г. с одной из колоколен храма раздались пулемётные очереди. Красногвардейцы ворвались в церковь и вместо скрывшегося пулемётчика расстреляли священника Геннадия Здоровцева. В 2000 г. он был причислен к лику святых.
Летняя церковь закрыта в 1930 г., зимняя в 1929 г. Зимняя церковь до неузнаваемости перестроена. После того как к зданию был надстроен второй этаж, снесена колокольня, оно более напоминает жилой дом. Летняя церковь сохранилась как единственный в Ярославле отдельно стоящий шатровый храм. 4 июля 2017 г. храм Владимирской иконы Божией Матери передан Русской Православной Церкви. На данный момент идет его реставрация.
В 1992-2017 г.г. храм находился в ведении неканонической Российской православной автономной церкви, относясь к Суздальской епархии РПАЦ.
http://pravyaroslavl.ru