Первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов решил для проживания и обучения детей-сирот возвести большой каменный благоустроенный дом. В 1784 г. он обратился к ярославскому обществу с предложением «сложить капитал для построения приюта бедным сиротам, требующим воспитания, и для призрения дряхлой старости и беспомощной нищеты». Одним из первых откликнулся на этот призыв местный купец Иван Яковлевич Кучумов: уже на смертном одре он завещал на строительство и содержание Сиротского дома пятую часть своего состояния - 23 000 рублей.
Строительство было завершено в 1786 г. Открытие Дома призрения ближнего, приуроченное к 21 апреля - дню рождения императрицы Екатерины II, происходило торжественно: архиепископ Арсений (Верещагин) совершил божественную литургию в церкви Ильи Пророка, по окончании богослужения была произведена пушечная пальба.
А. П. Мельгунов считал необходимым устройство при Сиротском доме храма, с просьбой об этом он обратился в письме к архиепископу Арсению. Церковь разместили в северном конце здания, выходящем во Всехсвятский переулок (ныне - улица Максимова), и уже 1 октября 1786 г. владыка освятил её во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость.
В 1830-х г.г. на средства А.М. Пастухова и попечением гражданского губернатора Константина Марковича Полторацкого Всехскорбященская церковь была расширена и благоустроена - «удлинена святым алтарем» (северное крыло здания протянулось вдоль Всехсвятского переулка) и снабжена «богатою и весьма ценною утварью».
Второй раз церковь капитально ремонтировалась в начале XX в. - на средства церковного старосты коммерции советника И.А. Вахромеева (городской голова и почетный гражданин города Ярославля, Иван Александрович был одновременно и членом-казначеем попечительского совета Дома призрения ближнего). В ходе работ вместо деревянной была устроена каменная колокольня. Её и сегодня можно увидеть, если зайти во двор корпуса Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова на ул. Андропова - она возвышается над крышей северного крыла, напоминая нам о существовании здесь церкви.
И Дом призрения ближнего, и храм при нем играли важную роль в жизни города. «Это заведение, кроме воспитания и призрения сирых, имеет высокое значение и в общественном быту губернии, привлекая к себе все свободные сословия, - писал Ф.Я. Никольский в 1859 г. - В его домовую церковь по воскресным и другим праздничным дням собирается к богослужению высшее ярославское общество. Храмовый праздник (24 октября) и день открытия заведения знаменуются всегда торжественными заседаниями действительных и почетных членов совета дома».
Не менее празднично проходил в храме и день 24 ноября - память великомученицы Екатерины и день тезоименитства Екатерины II, чье имя носил Сиротский дом. При собрании самой «благородной публики» совершались в церкви литургия и панихида за упокой души императрицы. Богослужение отправляли или владыка, или викарный епископ.
После установления советской власти встал вопрос о закрытии храма. В 1920 г. церковь в Доме призрения ближнего была осмотрена «на предмет определения ее художественно-исторической ценности» знатоком древнерусского искусства, сотрудником Ярославского краеведческого музея В. А. Перцевым. Он в своем докладе писал: «Церковь занимает верхний этаж правого (северного) крыла здания, имеет совершенно отдельный вход со стороны Всехсвятского переулка… Занимает два смежных зала, соединенных арками, и аванзал; принимая во внимание, что устройство церкви относится к концу XVIII в. и что незаметно признаков переделов или реставрации, кроме входной лестницы со Всехсвятского переулка, можно считать, что эта церковь есть одна из немногих уцелевших без изменения построек времен возврата классических форм в искусстве, в архитектуре выразившегося в так называемом стиле «русский ампир». Стиль этот выдержан очень строго как в простой обработке белых стен, так и в обработке лепных карнизов и в росписи плафонов… В церковном зале коробовый свод расписан al fresco очень простыми и красивыми золотыми гирляндами по синему фону; иконостас белый с золотом в том же духе, как и вся церковь, с образами «академического стиля прекрасной работы… В алтаре за престолом фреска «Тайная вечеря» по Леонардо да Винчи. Вообще церковь оставляет прекрасное впечатление своей выдержанностью; если к тому же принять во внимание, что она обслуживает общину-приход из шестидесяти человек, имеет священнослужителя, то есть представляет живое тело, то мне думается, что есть много оснований оставить эту церковь в настоящем помещении и в ее настоящем виде; тогда будет полная гарантия, что не погибнет и не исказится памятник большой художественной ценности».
Тем не менее вскоре Всехскорбященский храм был закрыт, в постановлении горисполкома от 16 декабря 1920 г. говорилось по этому поводу: «Существование церкви как домовой до настоящего времени было совершенно незаконно, потому что будучи домовой церковью и находясь под одной кровлей с женской гимназией, она попадала под действие циркуляра Наркомпроса о закрытии домовых церквей при учебных заведениях… от 1918 года».
Храм, как имеющий художественное значение, предполагалось передать под музей, но это намерение не было осуществлено. О судьбе церковного имущества известно лишь, что шесть колоколов отправили в село Зачатьевское Ростовского уезда.
В 1949 г. в храме разместили Ярославский театр кукол, а после его переезда в 1983-м г. в новое здание на площади Юности - областной Дом народного творчества. Вход в него - через крыльцо, устроенное когда-то для церкви.
http://yarwiki.ru/article/2555/cerkov-bogomateri-vseh-skorbyacshih-radost-pri-dome-prizreniya-blizhnego