«…Церковь во имя Св. Муч. Параскевы, нареченная Пятница, у жителей г. Ярославля известна более по имени урочища своего - Туговой горы. Храм сей стоить на горе, и при нем, с незапамятных времен, устроено городское кладбище. К этой местности относится следующее, сохранившееся в летописях отечественных, сказание. По кончине благовернаго кн. Вас. Всеволодовича, кн. Константин наследовал княжение братнее, но через 6 лет его постигло поражение от татар. Ватаги их безпрестанно скитались по земле русской; такое их полчище напало и на Ярославль 3 июля 1257 г. Константин вышел отразить их на соседнюю гору по другую сторону р. Которосли и пал в кровавой битве на этой горе, которая с тех пор прозвана Туговою, от туги и печали, нанесенной гор. падением его князя. Эта туга, или другая сильная скорбь увековечила за церковью знаменательное название.
Со времени образования прихода из ямщиков, отправлявших почтовую казенную гоньбу, в 1662 году была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, память коих пр. ц. 18 августа. Вместо обветшавшей деревянной, устроена настоящая каменная, одноэтажная, об одной главе, с каменною колокольнею на сводах паперти, усердием и иждивением приходских людей, в 1692 г., церковь во имя священномученицы Параскевы, память коей 28 октября, с приделом во имя Благовещения Пр. Богородицы; празднование 25 марта. Наружность храма простой архитектуры; внутренняя же настоящей на лепной уборке украшена стенным письмом, а в придельной - одною лепною уборкою, иконостас в настоящей 4-х ярусный, старинный, а в придельной - одноярусный, поздего времени, сделанный усердием прихожан в 1836 г. вместо прежняго ветхаго; в обоих иконостасах помещены иконы греч. письма, написанныя, как можно судить по стилю живописи, не одновременно и не одною кистью. Колокольня осмигранная до самаго купола, который в виде конуса соединяет все сии грани. С 1869 года обе церкви теплыя. В описании гор. Ярославля Головщикова о Пятницко-Туговской церкви сказано, что это единственная церковь, в коей престол обращен с большею верностью на восток.
В полуверсте от церкви сохраняется прежнее раскольническое кладбище под именем «Данилковскаго», на котором хоронились записные раскольники, приписанные к Пятницко-Туговскому приходу: кладбище это при проведении железнодорожного пути от вокзала на ветку Московско-Ярославской железной дороги было значительно изрыто, так что уцелели некоторые памятники.
Из примечательностей Пятницко-Туговской церкви заслуживают особеннаго внимания:
1) Икона Нерукотвореннаго Спасителя. Эта икона знаменита происхождением, древностию и отличным художеством рисунка. «Икона Нерукотворного Спаса писана неизвестно когда, греческою рукою, в совершенной точности с подлиннаго убруса, только в уменьшенном несколько против подлиннаго размере». В 1618 г. Иерусалимский Патриарх Феофан принес ее из Константинополя и поднес Царю Михаилу Феодоровичу, пред поставлением отца его Филарета Никитича, вместо Ростовскаго и Ярославского, в сан Патриарха Московскаго 100 лет находившуюся в царских чертогах. Императрица Анна Иоанновна наградила ею духовника своего Архим. Сергиевой Лавры, Варлаама, который благословил ею своего крестника Максима Парфентьевича, впоследствии сделавшегося священником Николо-Надеиной церкви. От священника Максима икона перешла к его дочери Феодосии, вышедшей замуж за купца Федора Холщевникова, а от нея к ея сыну Георгию Холщевникову. 1790 г. 4 августа, согласно желанию Георгия, с разрешения местнаго архиепископа Арсения, эта икона торжественно перенесена была в Туговскую церковь; украшена серебром и позолотою, она помещается теперь за правым клиросом главнаго храма.
2) Крест 4-х конечный в 7 вер.; на нем по дереву изображены страсти Христовы с особенным искусством. Крест пожертвован тем же Холщевниковым.
3) Благоговейно чтится всеми прихожанами икона священномучеников Флора и Лавра, праздник коих 18 августа. Праздник установлен в память упраздненнаго придельного храма в честь священномучеников бывшаго в деревянной церкви. Между прихожанами крестьянами, бывшими в сословии ямщиков, отправлявших казне почтовую гоньбу на своих лошадях, и доселе существует предание, что священномученики Флор и Лавр, равно как и священномученик Власий, являли их предкам великую помощь в скотоводстве; а потому и ныне, заняты хлебом и скотоводством, не перестают благоговеть пред иконою сих мучеников. Святая икона в 1854 г. усердием двух прихожан Петра Мальнева и Федора Лапина из ямщиков, освобожденных от сего звания, украшена сребро-позлащенною ризою 84 пробы в 3 фунта 88 золотников.
Из Пятницко-Туговской церкви совершалось три крестных хода: первый в июле месяце из трех церквей Пятницко-Туговской, Златоусто-коровницкой и Николо-тропинской; сей крестный ход есть окончание общаго городского крестнаго хода; второй крестный ход каждогодно совершался в кафедральный собор 27 октября для принятия иконы Смоленской Божией Матери на храмовой праздник 28 октября и иконы Спасителя из Спасской церкви. Случай к принесению иконы Смоленской Божией Матери по установленному преданию был следующий. В царствование Алексия Михайловича губительная смертоносная язва, начавшаяся в Москве, достигла и Ярославля. В это время Бог утешил жителей г. Ярославля явлением иконы Смоленской Божией Матери, указав в ней заступницу против страшной кары сей. По крестном обхождении с явленною иконою вокруг города смертоносная язва прекратилась. С этого будто бы времени приходящие люди Туговой церкви дали строгое обещание каждый год неизменно принимать сию икону на храмовый праздник; икона Спасителя, принимаемая прихожанами, как чудотворная и благоговейно чтимая в пределах гор. Ярославля; третий крестный ход совершается в половине июня в кафедральный собор для принятия иконы святителя Николая Чудотворца и Толгской Божией Матери и иконы Спасителя из Спасской церкви; крестный ход сей с благословения архипастыря установлен прихожанами с 1891 года в виду появившихся случаев падежа скота.
Земли при церкви состоит пахотной 30 десятин; сенокосной 3 десятины, под селением священно-церковно-служителей 1 десятина 2256 саженей; под церковью и кладбищем 2160 саженей, под полуоврагом 54 сажени; под проселочной дорогой 1656 саженей, а всего 36 десятин 1326 квадратных саженей значится она в общем плане с крестьянами, выданной в 1819 г.; хранится в церкви. Как пахотная, так и сенокосная земля отдана причтом в аренду на 10 лет ярославскому мещанину Ивану Федоровичу Козлову за 550 рублей в год.
Для жития священно-церковно-служителей имеются три двухэтажных деревянных, под железными крышами, дома, устроенных в 1885, 1891 и 1899 г.г.; в 1 помещаются священник и псаломщик; во 2-м в двухэтажном священник, а в нижнем устроена церковно-приходская школа; в 3-м диакон и псаломщик. Кроме того, имеется новая деревянная, одноэтажная, под железом крытою сторожка и сарай. Все здания застрахованы в ярославском земском страховом от огня обществе.
К 1 января 1906 капиталов, принадлежащих церкви, состоит 7602 р. 50 коп., причтовых 25539 р. 50 коп.
Жителей православнаго вероисповедания при церкви м. пола 476 чел., ж. 579 чел., кои по сословиям распределены так: духовного ведомства м. 17, ж. 19, итого 36 чел.; военных м. 68, ж. 87, итого 155; статских м. 2, ж. 1, итого 3; купцов, мещан, цеховых и прочих городских обывателей м. 131, ж. 154, итого 285; крестьян м. 258, ж. 318, итого 576.
Храм, с приютившимися около него домами священно-церковно-служителей и церковными зданиями, стоит на горе. Возвышенная местность его господствует над окружною со стороны города низиною, по временам затопляемою разлитием вод Волги и Которосли, протекающих в полуверсте от храма и в этой низине главным образом и расположилась Ямская слобода; небольшая часть прихода находится на той и другой возвышенности, параллельно шоссе, близ прежней городской заставы и еще меньшая часть прихода в самом городе. Местность Туговой горы, богатая прекрасными видами, представляет еще ту выгоду, что любознательный наблюдатель отсюда может обозреть Ярославль во всей его архитектурной полноте.
При церкви существует с 1891 г. церковно-приходская школа, помещающаяся в нижнем этаже церковного дома; учащихся 56 чел.: 35 мальчиков и 21 девочка. В содержании школы учавствуют: церковь, отделение епархиального училищного совета, Ямское общество. При школе с 23 марта 1903 г. ведутся в течение всего года, за исключением трех летних месяцев, вне-богослужебныя беседы с туманными картинами.
При церкви находится с 1880 г. каменная, одноэтажная, под железною крышею, богадельня, устроенная в память высокопреосвященнаго Иоанникия архипастыря Херсонскаго и Одесскаго, братом его коллежским советником Георгием Семеновичем Горским на оставшийся после смерти преосвященнаго капитал, для призрения в ней лиц духовнаго звания Ярославской епархии; она содержится на проценты с внесенного на сей предмет учредителем капитала в 16500 руб., увеличеннаго чрез присоединение остатков от содержания до 33½ тысяч, благодаря чему открылась возможность к осуществлению заветной мысли учредителя — расширению здания богадельни для увеличения существующаго штата призреваемых, коих в настоящее время помещается до 12 чел.
Церковно-приходское попечительство открыто прихожанами. Причта положено быть двум священникам, диакону и двум псаломщикам…»
Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 48-51.
Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии - Рыбин, Константин Григорьевич - Cистема онлайн-просмотра (rsl.ru)