Приход Леонтьевский внутри большого земляного города, зовомый по теплой церкви. Церкви каменные две:
Первая холодная во именование Рождества Христова без придела. Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением Ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина в 1688 году; освящена Ярославского Успенского собора протоиереем Иоанникием. Внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена, пол в церкви белого камня, покрыта дранью, а пять глав железом.
Вторая церковь теплая во имя святого Леонтия епископа Ростовского чудотворца, без приделов. Построена каменным строением тщанием, радением и собственным иждивением Ярославского купца Василья Федотова Мальгина в 1635 году, а кем освящена, неизвестно; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол в церкви кирпичный, покрыта дранью, а глава черепицей.
Колокольня каменная при теплой церкви над всходом, вышиною в 15 сажен; на ней колоколов шесть: первый в 55, второй 12, третий 7, четвертый 4, пятый 2 и шестой 1 пуд.
Довольствуется оная церковь подаянием приходских людей; в церковь доходу на церковные потребы бывает до тридцати и более рублей в год, да издревле с церковной лавки, состоящей в рукавишном ряду собирается по семи рублей в год, из числа коих половина, т. е. три рубля пятьдесят копеек отдается священноцерковнослужителям, которые к довольствию своему, кроме добровольного подаяния от прихожан, другого дохода более не имеют.
Приходских дворов 43; в них жителей мужеска пола 82, женска – 119, обоего пола 201 душа.
В. Лествицын. Церкви города Ярославля в 1781 году. ЯЕВ № 43 от 23 октября 1874 г. Ч. неофиц.
Церковь во имя Св. Леонтия Ростовского, при городском кладбище, каменная, с двумя приделами в теплой трапезе: с южной стороны, во имя Св. девяти Мучеников, и с северной, Св. Феодора Стратилата, - построена от кочта граждан Ярославских в 1791 году, вместо церкви того же наименования, бывшей в Земляном городе.
Очерк церквей города Ярославля. За бывшим городским валом в предместьях Ярославля. ЯГВ № 16 от 22 апреля 1849 г. Ч. неофиц.
Ярославская Леонтьевская кладбищенская церковь находится на западной стороне города Ярославля, близ Углицкой дороги, в 300 саженях от крайних городских домов. Она была устроена в 1789-1791 г.г. 1) тщанием и коштом Ярославского городского общества и, частию, из материалов упраздненных двух каменных церквей Леонтиевского прихода. Равно и вся церковная утварь, колокола и имущество сих церквей – поступили в настоящую Леонтиевскую церковь.
http://elib.shpl.ru/.../page/17/zoom/6
До 1772 года в Ярославле (и др. городах) кладбища, для погребения умерших, были устрояемы на «монастырях» приходских церквей. Правда Петром Великим, еще в 1720 г., указывалось хоронить умерших за чертой города, но это указание исполнялось неохотно: русские мало верили, что от умерших мог быть какой-либо вред (в смысле заражения) живым, но, долгое время не прекращавшаяся в 1771 г. моровая язва воочию их убедила в противном... И Правительствующий Сенат, рассуждая, по представлению прокурора князя А.А. Вяземского, «о вящшей предосторожности от заразительных болезней», положительно указал (17 ноября 1771 г.) «при церквах по городам не хоронить никого, а отвесть для сего особые кладбища на выгонных землях – за городом – где способнее, и, построя при оных на первый случай хотя небольшие деревянные церкви, ограждать кладбища забором или плетнем».
С некоторыми пояснениями этот указ 29 ноября был получен из Синода Ростовской Духовной Консисторией, именно – в нем добавлялось (с согласия Сената), «чтобы отводом мест под кладбища и устроением на них церквей озабочивались и губернаторы, сносясь при этом с духовными командами, и если последние могут указать места удобные для кладбища, при которых находились бы и готовые церкви, считать бы те места кладбищами, что отдельного причта на кладбище быть не положено, а погребение и поминовение упосших совершали бы приходские священники».
На этих основаниях и по соглашению Московского губернатора И.И. Юшкова с администрацией гор. Ярославля, вне города и при готовых церквах, были отведены (воеводским товарищем и правящим в гор. Ярославле полициею асессором Толбугиным) в 1772 г. 25 мая, следующие кладбища: 1) Владимирское – при Владимирской, что на убогих домах, церкви; 2) Туговское, при Пятницкой, что на Туговой горе, церкви и 3) Тверицкое – за Волгой. Афанасию, епископу Ростовскому и Ярославскому осталось только подтвердить это распоряжение светской власти, о чем он и писал вскоре в Ярославское Духовное Правление. При выполнении же плана 1778 г. многие из горожан поселились около Владимирской церкви и образовали собой целую улицу, связавшую Владимирское кладбище с городом, что уже противоречило указам о кладбищах (дабы кладбище от жилья было по крайней мере на 100 саженей) и что, с 1779 г. заставило искать места для нового градского кладбища.
Поэтому Ярославское Наместническое Правление, 9 июня того же года предписало Кудрявцеву, коменданту города Ярославля отыскать для кладбища «новое способное место».
Чрез десять дней Кудрявцев ответил правлению, что «им усмотрено удобное место по Углицкой дороге в левую сторону в 80 саженях, а от Владимирского кладбища 300, окроме же оного, иного способного, нигде нет». Ярославское Наместническое Правление 29 ноября 1782 г. постановило «уведомить Ростовскую Духовную Консисторию и просить обратить ее особенное внимание на то, нет ли где-нибудь какой ветхой церкви для перенесения ее на кладбище?» 16 декабря Ростовская Духовная Консистория, по сказанному постановлению, представила архиепископу Самуилу такое мнение: «в городе Ярославле нет ни одной ветхой, к сносу способной, церкви, в прочих же городах епархии – Угличе, Мологе и Пошехонье, кладбищенские церкви построены на кошт обывателей. – Посему надлежит уведомить Ярославское Духовное Правление, чтобы оно, осмотрев пригодность нового кладбища, просило Наместническое Правление построить тут хотя бы небольшую деревянную церковь». Равно известило бы Консисторию – какой градской церкви священнослужителям удобно будет исполнять при кладбищенской церкви служение».
Мнение это, с резолюцией Самуила «учинить посему и, притом, Ярославскому Духовному Правлению выправиться – нет ли в уезде Ярославля ненужной и к переносу, коштом обывателей, способной церкви» было послано в Ярославское Духовное Правление 22 декабря. Правление еще «выправлялось ко учинению изъясненного» как (в мае 1783 г.) Наместническое Правление сделало следующее представление Яр. Дух. Правлению от имени А.П. Мельгунова: 1) «по высочайше конфирмованному плану о строении в г. Ярославле положено перенесть на кладбище какую-либо церковь, по рассмотрению Преосвященного... 2) из числа же градских церквей около Леонтьевской, состоящей в Земляном городе, по плану должно быть произведено казенное строение, а при оном и той церкви оставаться неудобно и бесполезно как по стеснению места, так и по неимению обывательских домов, кои могли бы составлять приход и содержать церковь, ... то не благоугодно ли будет духовной команде Леонтиевской церкви приказать разобрав перенесть на кладбищенское место?».
Духовное Правление, принимая во внимание это представление о отвечая на запрос Консистории (еще от 22 декабря 1782 г.) выяснило, что: 1) «так как место для кладбища и построение тут церкви оказалось удобным, только бы сделать около него законную изгородь, (2 арш. – дабы никакая скотина не заходила), да на ручье, находящемся недалеко от кладбища, мост – понеже ручей сей в водяное время может препятствовать сообщению; 2) а в уезде Ярославском свободной церкви не оказалось, то, - 3) принимая во внимание предложение г. наместника и заявление причта Леонтьевской церкви – письменное, что за расстройством прихода они не только себя, но и церковь содержать не могут, можно на этот предмет Леонтиевский приход вовсе упразднить, и состоящие в нем две церкви, разобрав, построить коштом обывателей на означенном кладбище» ...
На этом представлении архиепископ Самуил постановил с своей стороны: «учинить посему в самой скорости, точию Духов. Правлению иметь всемерное попечение к перенесению из Леонтиевских дву церквей иконостаса и всей церковной утвари и прочего имения в другое благоприятное место по своему рассмотрению и 2) о сохранении всего того в целости до построения и освящения оной кладбищенской церкви в прежнее наименование употребить все надлежащие меры». Постановление это «к исполнению» было переслано в Ярославское Наместническое Правление 13 июля 1783 года – конечного в существовании Леонтиевского прихода и его двух церквей. Считая вопрос об упразднении Леонтиевского прихода оконченным, Ярославское Духовное Правление, вместе с «Светскою командою», 31 декабря 1785 года «определило приступить и к разборке церквей прихода.
Когда церкви Леонтиевского прихода были разобраны, Ярославское Духовное Правление, в том же месяце (декабре) сделало наместнику Мельгунову представление – «О своевременном начатии постройкою новой церкви на отведенном, для кладбища новом месте» - такого содержания: «С аппробации бывшего в Ростове, архиепископа Самуила (что ныне митрополит Киевский), по сообщению ему Ярославского Наместнического Правления, назначены к перенесению на вновь отведенное, для погребения в гор. Ярославле, умерших, кладбище – две церкви Леонтиевск. Прихода, кои и разобраны. Но к строению на том месте церкви, от Ярославских граждан не видно расположения, и приготовления, хотя почти во всех городах Ростовской епархии по указу 1771 г., кладбищенские церкви сооружены уже коштом граждан. Принимая это во внимание, а также, что умершие в гор. Ярославле, по 1-й и 2-й части, уже погребаются на вновь отведенном кладбище, Духовное Правление почитает за нужное просить Ваше Преосвященство – сделать – кому следует из граждан – распоряжение о немедленном начатии постройки каменной церкви, а равно и о приеме для этой цели от кого следует, наличного материала из разобранных церквей и всей их утвари.».
Мельгунов не замедлил, с своей стороны, сделать о том предложение Ярославской Городской Думе, в лице головы Барсова, но дело постройки церкви церкви почему-то затянулось до 1787 года. Тогда Мельгунов (в ноябре мес.) вторично писал Думе, в следующих, довольно категорических выражениях: «К строению церкви на кладбищенском месте, яко необходимо нужной и по высочайше конфирмованному плану положенной притупить! К чему в строители и избрать из граждан способных и достойных людей, коим, как материалы разобранных и к тому упраздненных церквей, сколько ево найдетца, так и утварь – принять, и кто к ему выбран будет ко мне отрапортовать. Почему о заложении той церкви и к Преосвященному здешнему от меня сообщено будет, и, потом об успехах того дела до окончания строением церкви рапортовать ко мне чрез каждые два месяца».
http://elib.shpl.ru/.../page/73/zoom/4; http://elib.shpl.ru/.../page/17/zoom/6