Расположен в северо-западной части города, за бывшей пригородной Троицкой (Ново-Александровской) слободой, в двухстах метрах от шоссе Москва-Рязань. Троицкий монастырь – один из древнейших на территории Рязанской области. Несмотря на переделки и утраты имеет большое значение для изучения архитектуры данного региона, в кон. 17 в. на территории монастыря существовал целый комплекс построек. В 1749-1753 гг. здесь располагалась арифметическая школа, основанная в г. Рязани ещё Петром I в 1722 г. На мемориальном кладбище монастыря, кроме монахов, были захоронены многие именитые люди Рязани и среди них знаменитый русский зодчий М.Ф. Казаков, умерший в монастырской больнице в 1812 г. после своего отъезда из сожжённой Москвы.
Основан монастырь на возвышенном месте среди лугов и лесов, на берегу речки Павловки, впадающей в Трубеж, и поначалу носил название «Усть-Павловский». Согласно некоторым источникам, в древние времена неподалёку от этого места располагался княжеский соколиный двор. Позади монастыря возвышалась пологая поросшая лесом Швивая гора (почти полностью срыта в 1974 г.), а речку Павловку, подходившую к ограде, перегораживала мельничная плотина. До строительства Московско-Рязанской железной дороги (1864 г.) и прокладки нового шоссе древний гужевой Московский тракт проходил с северной стороны под стенами монастыря. После проведения железной дороги на Козлов, Казань и Окскую пристань территория монастыря оказалась окружена с трёх сторон путями. Со временем ландшафт вокруг монастыря совершенно изменился. Располагавшиеся на западных подступах к Рязани села вошли в черту города и превратились в новые микрорайоны с многоэтажной застройкой.
Существует предание, что Сергий Радонежский, посещавший Рязань в 1385 г. для примирения Рязанского князя Олега Ивановича с Московским великим князем Дмитрием Донским, останавливался на месте нынешнего Троицкого монастыря. Здесь он якобы нашёл церковь, монахов черноризцев и заночевал. В связи с этим некоторые исследователи относят возникновение монастыря к кон. 13 или нач. 14 в., но, по свидетельствам авторитетного историка Л.И. Денисова и известного знатока рязанского края И.В. Добролюбова, это не подтверждается ни одной летописью. Они утверждают, что монастырь был основан не ранее 15в. – в память пребывания Преподобного Сергия в Рязани и впервые упоминается в списке с платёжных книг (1595-1597 гг.). В выписи из писцовых книг Кирилла Воронцова-Вельяминова (1628-1629 гг.) о Троицкой обители говорится уже более конкретно: «монастырь сей по многим нападения от врагов, в кон. 16 и нач. 17 в. был в большом разорении и многие лета находился в запустении и в последующее за сим время. Церковь была в нём скудная деревянная строение клецки; во всём монастыре были небольшие деревянные кельи; братии не было; жил в монастыре один только старец, по имени Симеон».
Восстановителем и благоустроителем монастыря считается стольник И.И. Вердеревский, который вместо одного деревянного храма возвёл два каменных: холодный во имя Троицы, с приделом Алексея Митрополита (1695 г.) и тёплый во имя Иоанна Предтечи (1697 г.). На средства стольника были построены также другие каменные здания: колокольня со Святыми воротами, кельи для братии и настоятеля, хозяйственные службы, а также каменная ограда с 4 угловыми башнями. Кроме того, он пожертвовал монастырю из своих владений несколько земельных угодий и деревень. Размеры прясел ограды, указанные в документах, свидетельствуют о том, что уже к началу 18 столетия территория монастыря обрела очертания в виде неправильного многоугольника и сохраняла эту форму и величину вплоть до закрытия монастыря (1918 г.). В середине монастырского двора стояли две церкви, к северу от Троицкого храма в линию ограды была встроена колокольня. Местоположение остальных построек неизвестно, но, вероятно, бóльшая часть из них располагалась по периметру ограды, что было традиционно для небольших монастырей. При подъезде к Рязани со старой Московской дороги открывалась живописная панорама монастыря, в которой преобладала вертикаль трёхъярусной колокольни и массив Троицкого храма, эффектно отражавшиеся в речных водах Павловки. Пожар 1736г. истребил многие здания, и в дальнейшем монастырь неоднократно перестраивался.
В 1752 г. родственник стольника дворянин А.П. Вердеревский пристроил к церкви Иоанна Предтечи придел во имя Сергия Радонежского, а находившийся в её трапезной старый Сергиевский придел был упразднён. Возведение нового высокого объёма обогатило силуэт монастырского комплекса. В описи монастыря 1763 г. впервые конкретно говорится о внешнем облике его церквей. Тёплая Предтеченская церковь – «каменная, одноэтажная, длина 6 сажень, кровля деревянная, при ней придельная церковь каменная, окна в два яруса, освящена в память Сергия Радонежского». В Троицкой холодной церкви – «свод каменный, глухой … второй ярус восьмигранный; в притворной половине (вероятно, речь идёт о трапезной или притворе), которая по 2 окна внизу и по 2 малых окна на боковых стенах, на западной – дверь. Карниз храма с сухариками, по углам граней по две колонки, над окнами прямые карнизы с прорезями, … кровля тесовая». Помимо каменных церквей, колокольни и ограды с башнями, в описи перечисляются другие многочисленные постройки. Внутри ограды – деревянные кельи, склад, каменные хлебня и поварня, сарай конюшенный и колёсный, конюшня. За оградой – каменная часовня, деревянная богадельня, овин, погребица, огороженные плетнём фруктовый сад, скотный двор и рига.
В 1764 г. Рязанский Троицкий мужской необщежительный монастырь становится третьеклассным, в 1795 г. при нём открывается больница. В 1797 г. по высочайшему указу утверждается штат монастыря в количестве 11 человек и настоятель – в сане архимандрита. В 1811 г. построена гостиница для богомольцев в северо-восточном углу монастырской территории. В 1826 г. в противоположном (юго-восточном) углу возникает целый комплекс хозяйственных построек: деревянная житница, конюшня, каретный сарай и складской сарай для дров. В 1834 г. за стенами монастыря выстроен скотный двор.
В 1852 г. супруги Анзимировы на свои деньги возвели при церкви Сергия Радонежского придел во имя иконы Фёдоровской Богоматери, с фамильным склепом. Построив придел, они пожертвовали монастырю свою домашнюю икону, хранившуюся в их семье около полувека и прослывшую чудотворной. Если верить преданию, то это была копия со знаменитой одноимённой костромской иконы 12в. (ею в 1613г. благословили Михаила Фёдоровича Романова на царство). Список с древней иконы был сделан по желанию потомственного почётного гражданина Рязани Г.Г. Анзимирова. Существует легенда, что Фёдоровская икона дважды уберегла Троицкий монастырь от уничтожения пожаром. Начиная с сер. 19 в. своим дальнейшим процветанием Троицкий монастырь в значительной степени обязан именно этой чудотворной иконе, привлекавшей многочисленных паломников и жертвователей.
В 1858 г. к северному братскому корпусу (построен между 1836 и 1854 гг.) примкнул каменный двухэтажный корпус для настоятеля. В 1860-е гг. после перенесения Московского шоссе по другую сторону от монастыря, на 150 м южнее древнего гужевого тракта, занятого железнодорожным полотном, восточные ворота в ограде монастыря и северные ворота в нижнем ярусе колокольни теряют своё прежнее значение. Чтобы связать монастырь с въездом в город, на юго-западной границе монастырской территории, подле нового шоссе, выстроили двухэтажные Святые ворота с проездной аркой и часовней. Отсюда к монастырю проложили дорогу с ограждением. По сторонам устроили фруктовый сад и огород, а также вырыли колодец. В 1888-89 гг., на пожертвования почётного потомственного гражданина Рязани Д.Е. Юкова, к храму Сергия Радонежского вместо упразднённого древнего Предтеченского храма пристроили одноимённый южный придел.
В 1902 г. кафедру викарных михайловских епископов переносят из Рязанского Спасского монастыря в Троицкий, что свидетельствует о повышении авторитета и статуса последнего. С 1902 г. по 1905 г. происходит самое активное переустройство и окончательное формирование монастыря с расширением его хозяйственных функций. Большое участие в ремонтно-восстановительных работах монастыря принимает Д.Е. Юков, на средства которого в 1902-1904 гг. проводятся серьёзные перестройки в Сергиевском храме. Значительно увеличивают в размерах Фёдоровский придел, в нём устанавливают новый позолоченный иконостас и расписывают стены. Во всех помещениях церкви устраивают духовое отопление. В процессе строительных работ сносят примыкавший к зимнему храму с запада каменный одноэтажный флигель, в котором помещались кухня, трапезная, две кладовые и три кельи. Ремонтируются все существующие постройки, исправляется монастырская ограда.
В 1903 г. возводится южный каменный братский корпус, а за ним на монастырском экономическом дворе, на месте сгоревших в этом же году деревянных хозяйственных построек, возводят каменные службы (среди них– баня, каретный сарай, конюшня, амбар, погреба). Значительно увеличивают расположенный с юго-западной стороны от северного братского корпуса небольшой садик с беседкой, в который спускается лестница с балкона настоятельских покоев. Вокруг корпусов, на монастырском кладбище, а также за оградой монастыря высаживают каштаны, тополя, ели и дубы, пожертвованные П.П. фон Дервизом из своего питомника. За восточной линией ограды на монастырской усадьбе устраивают огороды. Пострадавший от пожара и холодов старый яблоневый сад, пополняют новыми деревьями. Расширяют церковно-приходскую школу, устроенную в Святых воротах ещё в 1884 г. Здесь же, при въезде в монастырь, возобновляют колодец и строят для богомольцев новую деревянную гостиницу с целым комплексом хозяйственных служб. Поблизости на огороженном участке взводят новые коровники. В нач. 20 в. кроме земли под Троицким монастырём (с усадьбой, лугом, огородами, пасекой и мельницей) ему принадлежали и другие владения: близ сел Мервино и Ситникова, близ деревни Ефремовская (в Пронском уезде), близ села Подвислово (Ряжского уезда) и др. Увеличилось и количество монахов: в 1914 г. при монастыре их уже было 43.
В 1918 г. монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. За годы советской власти на его территории размещались различные промышленные предприятия. В результате сильно пострадали оба храма, почти полностью утрачена колокольня, от первоначальной ограды сохранился очень небольшой фрагмент с северо-восточной башней, разобраны восточные ворота и многочисленные служебные постройки, уничтожено находившееся внутри монастыря кладбище. В 1990-е гг., после возвращения монастыря Рязанскому епархиальному управлению, был проведён целый ряд работ по восстановлению некоторых монастырских построек. Новые главы церквей сделаны грубовато, а наличники Троицкого храма отлиты из цемента. Между братскими корпусами установили новую ограду с воротами, у Московского шоссе возвели Святые ворота, приблизительно в тех же формах, что и уничтоженные.
От некогда обширной территории, принадлежавшей монастырю, сохранился лишь неправильной формы участок внутри ограды, но и он сильно застроен. Производственные здания, окружившие монастырь, практически полностью заслонили вид на него со стороны Московского шоссе, а уничтожение дороги, связывавшей монастырь с въездом в город, изменило общую композицию. Вход на территорию монастыря с юго-западной стороны фланкируют два братских корпуса, намечающие главную ось комплекса, по сторонам которой в середине монастырского двора стоят две церкви. Несмотря на все изменения, Троицкий собор и Сергиевская церковь остаются композиционным центром комплекса, в котором доминирует собор. Северная стена нижнего яруса колокольни зрительно почти сливается с примыкающим к ней участком ограды. От старых монастырских стен уцелел лишь небольшой фрагмент с единственной, северо-восточной башней.
Колокольня
От высокой трёхъярусной колокольни, выстроенной в характерных формах второй половины 17 в. и доминировавшей в монастырском комплексе, сохранилась практически лишь одна северная стена нижнего яруса, да и та сильно испорчена. Внизу четверик прорезан широкой аркой въезда, фланкированной тонкими колонками, поднимающимися до широкого фриза из перспективных ширинок и поребрика. На углах яруса сохранились колонки бóльшего диаметра с такими же оригинальными капителями, включающими пояс мелкого поребрика.
Над мощным четвериком колокольни до её разрушения поднимались ещё два восьмигранных яруса. Верхний ярус, с небольшой главкой на глухом барабане, был столпообразным, что зрительно увеличивало высоту колокольни.
Северный братский корпус, 2-я треть; сер. 19 в.
Образец скромного жилого монастырского здания, почти полностью утратившего фасадный декор в результате многочисленных переделок. Двухэтажное каменное, оштукатуренное здание, состоящее из двух разновремённых прямоугольных объёмов под вальмовыми кровлями, имеет Г-образный план. Часть верхнего этажа занимали покои настоятеля, одно из помещений предназначалось для казначея, в остальных были устроены братские кельи. По периметру здания проходит простой междуэтажный пояс, и завершает стены профилированный карниз с широким гладким фризом. Оси прямоугольных окон обоих этажей, как правило, совпадают. Все проёмы без обрамлений, но на южном торцовом фасаде более позднего восточного объёма над некоторыми окнами уцелели полукруглые нишки. В корпус ведут несколько входов. В обоих этажах здания неплохо сохранилась характерная для жилых монастырских построек коридорная система планировки, с помещениями по сторонам продольного и поперечного коридоров. Перекрытия здания деревянные.
Южный братский корпус, 1903 г.
Двухэтажный каменный, с лицевой кладкой фасадов южный братский корпус (1903 г.) выстроен в эклектичных формах кирпичного стиля. В нём размешалось 10 келий, трапезная и кухня с подвалом. Прямоугольный объём, с широким выступом на южном фасаде, под пологой вальмовой кровлей расчленён прямоугольными проёмами в равномерном ритме. Углы корпуса и некоторые из фасадных членений отмечены двухъярусными пилястрами, над которыми проходят раскрепованные междуэтажный и венчающий карнизы. Окна первого этажа (с замковыми камнями в лучковых перемычках) помещены в плоские прямоугольные ниши с зубчиками в верхней части. Точно такой же пояс зубчиков проходит под профилированным венчающим карнизом. На северном и восточном фасадах оконные проёмы второго этажа с рамочными наличниками, массивными профилированными подоконниками и щипцовыми сандриками. В здание ведут два входа с деревянными крыльцами, расположенные на поперечной оси здания. Главный вход устроен в середине северного фасада, а дворовый – на противоположной стороне. В нижнем этаже поперечный коридор делит здание на две равные части (трапезную и кухню), а между ними в середине коридора установлена лестница на второй этаж, где небольшие помещения келий расположены по сторонам продольного коридора. Перекрытия здания деревянные.
Северо-восточная башня ограды
Из 4 угловых башен монастырской ограды сохранилась лишь северо-восточная башня с небольшим первоначальным участком стены под двускатной кровлей. Довольно высокое круглое сооружение покрыто пологой кровлей, заменившей утраченный купол. Кирпичные стены башни оставлены почти без декора, за исключением тяги простого профиля, проходящей на уровне двух третей от высоты башни.
Библиография: Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской епархии. М. 1820. С. 313; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. 1852. С. 461; Диттель И.Ф. Древности и достопримечательности г. Рязани. М. 1860.С. 27-28; Добролюбов. И.В. Святыни и древности г. Рязани. Описание Троицкого монастыря // Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 г. Рязань. 1883. С. 27-28; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Т. I, Зарайск, 1884. С. 50-53; Иероним арх. Дополнительные сведения о Рязанской епархии. Рязань. 1891. С. 32; Зверинский В.В. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 г. Т. 1-3. Спб. 1890; Троице-Сергиев монастырь. // Рязанские епархиальные ведомости. 1890. № 6. С. 314-316; Троице-Сергиев монастырь. // Рязанские епархиальные ведомости. 1902. № 21. С. 636-642; Денисов Л.И. Рязанский Троицкий третьеклассный необщежительный мужской монастырь. Историко-статистический очерк. М. 1907; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Ч. 2. Нижний Новгород. 1907. С. 579-580; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 713-714; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. М. 1975. С. 142; Чугунов С., Сытых В. К чему приводит забвение. // Приокская правда. 1987. 4 июня; Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 41-44; Сытых В.Л. Троицкий монастырь. Рязань. 1993; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных монастырей в Российской империи и на Афоне. Спб. 1894. С. 398-400; Солодовников Д.Д. Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань. 1995. С.113-115; Аграмаков Н.Н. Каширин Е.Н. Прогулки по губернской Рязани. Рязань. 2000. С. 77-81 Архивные источники: ГАРО Ф. 869. Оп. 1. Д. 328. Лл. 1-1об.; Ф. 869. Оп. 1. Д. 297. Лл. 4-36об.; Ф. 627. Оп. 2-доп. Д 1. (1886 г.).
http://svodokn.ru/object/107873610?open=true