В нач. 17 в. в городе уже была деревянная церковь Екатерины с приделом преподобного Онуфрия. Стояла она за Глебовскими воротами, в остроге, в Стрелецкой слободе (вблизи того места, где располагается театр Юного зрителя). В 1697-99 гг. взамен деревянной возвели каменную. По преданию, подрядчиком был Никита Бухвостов. В нач. 18 в. её разобрали.
Существующая каменная церковь Екатерины находится на территории центрального рынка, устроенного в советское время на месте снесённых городских кварталов. Построена в 1798 г. в бывшей Солдатской слободе на высоком левом р. Лыбедь (во 2-й пол. 20 в. реку заключили в трубу, а русло осушили и разбили там сквер). До 1836 г. при церкви была отдельно стоящая колокольня, в 1885 г. её соединили с расширенной трапезной. Своды трапезной разобрали, а наружные стены частично использовали как внутренние столбы для опоры стропильных конструкций крыши и плоского дощатого перекрытия. В 1906 г. после устройства ещё двух приделов престолов в церкви стало три: во имя Рождества Богородицы, великомученицы Екатерины, Георгия Победоносца. В кон. 19 в. к колокольне пристроили дополнительные помещения. Вокруг церкви сделали ажурную металлическую ограду (утрачена) на кирпичном цоколе с арочными воротами и калитками; кирпичные столбы ограды завершались шарами. Стены и своды четверика расписали заново. Рядом с церковью, за оградой стояло кирпичное здание церковно-приходской школы, выстроенное на средства попечителя школы Евлампия Ефимовича Акимова (не сохр.).
За годы советской власти церковь использовалась под торговый павильон рынка, столовую, парикмахерскую. В связи с этим верхние ярусы колокольни были разобраны, а в четверике и апсиде устроены междуэтажные перекрытия, над окнами второго света храма стёсаны барочные бровки. С 1978 по 1990 гг. Рязанским научно-реставрационным управлением по церкви велись реставрационные работы: разобрали поздние перегородки и перекрытия. По проекту архитектора С.Г. Варганова были восстановлены свод и кровля четверика с главой и крестом, крыша трапезной, дверные и оконные заполнения. В 1991 г. возобновились Богослужения. В 1998 г. восстановили верхние ярусы колокольни.
Один из немногих сохранившихся храмов Рязани в формах раннего классицизма, с элементами зрелого классицизма в обработке фасадов колокольни. Стилизованный декор трапезной выполнен в духе эклектики. Принадлежит к традиционному трёхчастному типу церквей. Продольно-осевая композиция памятника включает двусветный четверик храма с прямоугольным алтарём (со скруглённой восточной стеной), более широкую пониженную трапезную и трёхъярусную колокольню. Выпуклая гранёная кровля храма завершается небольшим глухим восьмериком и маковичной главкой на барабанчике. Два нижних яруса колокольни – четверики, причём средний по своим размерам скорее напоминает полуярус. Третий цилиндрический ярус завершается купольной кровлей со шпилем на восьмигранном постаменте.
Боковые фасады храма делятся на два яруса широким карнизом, переходящим на апсиду и трапезную. Внизу – три окна и входной проём, смещённый к западу. Простенки между проёмами отмечены лопатками. Между окнами второго света и на углах – пилястры на постаментах. Оси проёмов в ярусах совпадают. Рамочные наличники нижних прямоугольных окон с едва заметными ушками украшены над перемычками накладными досками с круглыми филёнками и полочками в завершении. В цокольной части стены под окнами – лежачие филёнки. Верхние окна с лучковыми перемычками первоначально тоже были прямоугольными с профилированными полочками. Венчает четверик массивный антаблемент с очень низким аттиком. Переход от четверика храма к апсиде смягчён выкружками. Прямые участки алтарной стены подчёркнуты раскреповками. Характер оконных проёмов такой же, как в нижнем световом ярусе четверика и на западных участках трапезной. Восточные углы поздней трапезной скруглены, а западные – срезаны. Между крупными арочными окнами с профилированными обрамлениями помещены пилястры. Нижний четверик колокольни, покрытый квадровым рустом (сохранился на западном фасаде), завершается треугольными фронтонами, профилированные карнизы которых дополнены мутулами. Такой же карниз венчает стены среднего яруса. Его квадратные проёмы помещёны в полукруглых нишах. Самый эффектный цилиндрический ярус прорезан высокими арочными проёмами звона с трёхчетвертными колонками по сторонам, объединёнными карнизом. На свободных от проёмов стенах яруса помещении вертикальные филёнки.
Прямоугольный, вытянутый по продольной оси четверик перекрыт сомкнутым сводом с высокой стрелой подъёма. Три арочных проёма ведут в алтарь, цилиндрический свод которого переходит в конху. С трапезной храм связывает узкий арочный проём. Её плоское перекрытие, опирается на подпружные арки и столбы (по два с каждой стороны), отделяющие основное пространство трапезной от приделов. В нижнем ярусе колокольни в центре купол с арочками по сторонам. Пол в церкви выложен метлахской плиткой в виде шестигранников и ромбов: красного, серого и чёрного цветов.
Библиография: Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.1. Зарайск, 1884. С. 25; Дегтёв Ю.А. Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 30; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 140.
http://svodokn.ru/object/107906516?open=true