Мужской монастырь, образованный не позже XVI в. Был немноголюден, с 1868 г. - резиденция викарного епископа. Закрыт в 1920 г., постройки заняты под жилье, затем переданы музею. С 1996 г. в части построек действует Рязанская духовная семинария. Вновь открыт в 2005, все постройки переданы епархии в 2007-2008 г.г.
https://svyatsy.org/churches/ryazanskaya_oblast/ryazan/kreml-4/preobrazhenskiy_ryazanskiy_muzhskoy_monastyr/
Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.
Несколько веков монастырь стоял деревянным. Он перенес несколько пожаров и разрушений, одно из которых пришлось на время нападения отрядов гетмана Петра Сагайдачного и войск королевича Владислава на Переяславль Рязанский. В 1647 г. сильный пожар уничтожил все деревянные постройки кремля и весь монастырь. В 1640-х г.г. была возведена первая каменная церковь Богоявления Господня, у которой было два придела - во имя Покрова Божией Матери и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с ней была возведена колокольня на шесть колоколов.
О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер».
О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так, на Соборе 1589 г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.
С 25 декабря 1742 г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты - на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743 г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868 г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902 г. А в 1902 г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907 г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911 г., замученного в Самаре в 1918 г.
Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746 г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском... К 1917 г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746 г.
В 1757 г. епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные, и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII в. архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.
Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия, архиепископа Рязанского, он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808 г., 19 апреля произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813 г. переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж, прекрасный педагог, устроитель обители и... монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.
Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался город. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI-начала XX века. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь, и западные для выхода были украшением монастыря.
При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу - круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой, к северу от первого, каменный, для жительства братии. Он был построен в 1825 г. и надстроен в 1894 г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901-1904 г.г. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан.
Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911 г.; 1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета; 2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет; 3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о...; 4. Келия из трех комнат... При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа... ».
В 1920 г. монастырь был закрыт.
Передача монастырских зданий началась в 1996 г. Вначале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 г. решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/ryazanskiy-spaso-preobrazhenskiy-muzhskoy-monastyr/