Собор Спаса Преображения занимает центральное место в монастыре. Строился при игумене Льве на рубеже 17-18 вв. и закончен в 1702 г. Возможно, включает в себя части более раннего храма этого монастыря. Северо-западный угол здания огибала утраченная открытая галерея, что подтверждают странные горизонтальные уступы на внешних стенах, не соответствующие южному промежуточному карнизу, а также асимметрия фасадов и художественно не оправданные паузы в декорировке лопаток на с. з. углу. В 2-й пол. 19 в. храм был расписан. В конце 19 в. изменили главу и, видимо, при этом заново сложили свод над основным объёмом. С запада пристроили массивный каменный тамбур в псевдорусском стиле (устранён при реставрации в 1950-е гг.). На рубеже 19-20 вв. появились новые росписи интерьера. В кирпичную кладку белёных стен включены изразцы и белый камень (в цокольной части, деталях убранства, ступенях и площадках крылец).
Это яркое архитектурное произведение «нарышкинского» стиля привлекает внимание виртуозно исполненным и оригинальным фасадным декором в ренессансно-маньеристских формах, а также нарядными полихромными изразцами.
Крупный кубический двусветный четверик на подклете увенчан луковичной главой с перехватом над гранёным барабаном. Алтарь из трёх полукружий вдвое ниже четверика. Стены храма на главном южном фасаде в три оси проёмов расчленены мощным карнизом на два яруса. Каждый фасад завершён поясом из пяти кокошников под карнизом. Углы четверика отмечены пучками полуколонн в два яруса.
В обоих ярусах основание каждой колонны – кубышка с гладким кубическим выступом. Причудливая форма нижних колонн с подобием балясины ниже перехвата и упрощёнными капителями созвучна сложным колончатым наличникам. Колонны на апсидах увенчаны резными коринфскими капителями. Наличники окон различаются по трём типам: в нижнем и верхнем ярусах, и в апсидах. Завершённые коринфскими капителями, колонки нижних наличников на вычурных консолях несут раскрепованный антаблемент. Стволы этих колонн выше перехвата имеют косую нарезку во встречных направлениях в каждом наличнике. Плавно изогнутый тимпан завершен каплевидным равно-конечным крестом, перебивающим межэтажный карниз. Поле тимпана заполнено своеобразно изображённым сиянием от креста.
Наличники в апсидах отличаются лишь более развитой формой разорванного тимпана, заполненного двумя встречными волютами с небольшой накладной доской в центре. Наличники верхнего яруса, с простым завершёнием из двух спиралей, гораздо скромнее. Колонки здесь не имеют нарезки, а антаблементы уже. Нарядные порталы вписывают входной проём в нишу с полукруглым верхом на северном фасаде и с необычным 7-гранным верхом – на западном. Сами порталы с колонками на консолях и фигурными тимпанами аналогичны наличникам 1-ого яруса.
С монотонно-светлой окраской стен и декора контрастируют полосы из полихромных изразцов – под карнизом алтаря и (в два ряда) под окнами 1-го яруса. Раппорт изразцов в их центральной, жёлтой части напоминает волнисто-ромбическую решётку; зелёное обрамление этого цветового пятна с крестом из коричневых дубовых листьев разрисовано синеватыми спиральными стеблями.
Внутри храм перекрыт сомкнутым сводом. Три прохода ведут в алтарь под конхами. Внутри храма нижние окна обрамлены валиком. На уровне второго света в 19 веке появились профилированные обрамления проёмов, а также филёнок в откосах и отливах. Решётки во всех окнах кубоватые, характерные для 17 века. Карниз на дентикулах отделяет стены от лотков свода. В алтарь ведут три арочных прохода. Перед боковыми сильно выдвинуты в храм квадратные площадки для клиросов. В ю.-з. углу алтаря устроена винтовая лестница в тайник над дьяконником. Небольшая прямоугольная комнатка освещается двумя окнами, вписанными снаружи в изразцовый фриз под карнизом апсиды. Другая внутристенная лестница начинается в с.-з. углу интерьера и поднимается к своду храма (снаружи видны три маленьких окошка – два на глади западной стены и одно между кокошниками на северном фасаде). Входы в основании алтаря ведут в небольшой подвал, вытянутый с севера на юг и дополненный восточной апсидой. На границе этого закругления и основной части подвала стоит прямоугольный пилон.
В основном объёме частично сохранилась академическая монументальная живопись двух периодов. Возможно, оба периода выполнены живописцами школы Н.В. Шумова. Более ранний слой клеевой росписи почти полностью скрыт под слоем более поздней масляной стенописи. Незаписанным был оставлен только красно-коричневый орнаментальный гризайль, проходящий над карнизом в основании свода. Выразительные вставки из орнаментальной плетёнки на ярко-голубом фоне чередуются с полуфигурами святых в медальонах, относящихся к более поздней росписи, занимающей также весь свод. На каждой стене расположено по пять медальонов, в некоторых из них святые изображены парами. На северной стене написаны: Кирилл и Мефодий, митрополиты Филипп и Иона, Василий Рязанский, Борис и Глеб, великомученица Варвара. На южной – три святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, объединённые одной рамой; далее следуют – Антоний и Феодосий Печерские, Иоаким и Анна, пророки Давид и Моисей, Игнатий Богоносец, Мария Египетская и преподобномученица Евдокия; на восточной – Александр Невский, Роман Рязанский, Владимир и Ольга, Константин и Елена.
Живопись на своде, выдержаненная в зеленовато-голубых и розоватых тонах, создана более профессиональными художниками, чем образы святых в медальонах, что особенно заметно на письме ликов. Четыре сюжета на лотках воспринимаются как единая уравновешенная и гармоничная композиция. Центр занимает крупная ромбовидная гризайльная розетка нежно-розового оттенка, от которой расходятся четыре широких орнаментальных полосы, разделяющих большие композиции. Западному лотку соответствует композиция «Отечество», восточному – «Покров Богородицы», на южном изображены четыре фигуры архангелов, на северном – остальные три. Композиции имеют единый ровный серо-голубой фон, лишённый пространственной глубины, что сочетается с лёгкими фигурами удлинённых пропорций без подчёркнутой объёмной трактовки. Гризайль на своде имеет большое сходство с живописью Казанского собора Казанского монастыря в Рязани, что делает возможным предположение о работе в них одной артели.
http://svodokn.ru/object/107867702?open=true