Комплекс расположен в глубине квартала между улицами Затинной, Скоморошинской, пл. 26-ти Бакинских комиссаров и пр. Речников. Церковное здание возвышается над малоприметной промышленно-хозяйственной застройкой 20 в. и, благодаря выразительному силуэту своих завершающих объёмов, остаётся существенным элементом исторической панорамы в центре Рязани. Входо-Иерусалимский храм «за торгом» на Нижнем посаде, на окраине Рыбацкой слободы существовал ещё в 1550 году. В 1626 г. церковь была «древяна клетцки». Существующий храм построили в 1679-84 гг., по соседству с таможенной избой, а также Пивной и Третьяковой улицами, исчезнувшими при реконструкции города по регулярному плану 1780 года. Судя по рисунку наличников вокруг нижних восточных окон главного четверика, его фасады подверглись частичной переделке в 1-й четв. 18 в. Кирпичные стены оштукатурены. В крупномасштабную кладку (толщина кирпича – от 8 до 11 см, шва – ок. 2 см) включён белый камень: цоколь, резные детали фасадного декора. Почти все окна забраны решётками рубежа 20–21 вв. (единственная первоначальная решётка уцелела в окошке на западной стене пониженного южного объёма колокольни). Тогда же в кирпиче воссоздали соорудили алтарную апсиду – вместо разобранной в советское время. До революции церковный участок окружала ограда из металлических решёток несложного рисунка, разделённых кирпичными столбами на низком ленточном основании. Ограду прерывали ворота под широкой тонкой аркой, рядом с арочной калиткой, и кубическая часовня под 4-скатным колпаком, стоявшая к северо-западу от колокольни. Все эти сооружения характерны для периода эклектики. Низкие пилоны ворот были усилены полуколоннами и завершались тумбой с вазоном. Крест над воротами опирался на пирамидальный постамент с вогнутыми гранями. В фасадах часовни использованы мотивы древнерусского зодчества. К юго-западу от церкви, ближе к ул. Скоморошинской, находится дом причта, построенный, в кон. 19 в.
Входо-Иерусалимская церковь - лучшее произведение древнерусского зодчества в Рязани за пределами Кремля. Типичный посадский трёхчастный храм, соединивший приёмы допетровской архитектуры узорочья с более поздними элементами нарышкинского стиля. Боковые фасадные плоскости поперечного храма и квадратной трапезной совпадают. Трапезная намного ниже главного двусветного четверика с довольно компактным и лёгким пятиглавием над пологой кровлей. Крыши над трапезной и алтарём были до революции немного круче, чем к началу 21 в. Примыкающую трёхъярусную колокольню подпирают с боков небольшие палатки под крутыми односкатными кровлями. Стройный шатёр колокольни обшит железом вместе с гуртами и двумя рядами слухов, что превратило их в ложные.
Поперечная ориентация четверика подчёркнута разным числом килевидных кокошников под его венчающим карнизом и над высоким фризом с листовидными выемками в ширинках. На западной и восточной сторонах – по пять кокошников, на других – по четыре. Многообломный периметральный карниз с поребриком, переходя с трапезной и алтаря на главный четверик, делит пополам его южную и северную стены ниже фриза с кокошниками. Фасады храма и главного объёма колокольни фланкированы ярусами лопаток по сторонам западающих углов; на углах трапезной и боковых объёмов трапезной лопатки огибающие.
Нижние восточные окна на асимметричных фасадах главного четверика, возможно, пробиты после 1723 г., когда было предписано зачитывать с клироса российским прихожанам царские и правительственные указы. Наличники остальных окон наборные без антаблемента. В нижнем ярусе они увенчаны треугольным фронтоном с притуплёнными нижними углами (как и на трапезной, где стойки наличников не наборные, а сплошные); в верхнем же – семиконечной коруной с полукруглым тимпаном, перебивающей периметральный фриз с ширинками. На северном фасаде в такой тимпан вписана пальметта.
На северном и южном фасадах четверика нижние восточные наличники, с довольно небрежной компоновкой фигурных белокаменных элементов, завершены килевидным очельем со срезанным остриём и с заполнением тимпана симметричным складчатым барельефом. Антаблемент под очельем опирается на колонки с энтазисом. Он подчёркнут пояском, под которым ствол гранёный либо декорирован ярусами чешуйчатых юбочек, а выше сделан витым и увенчан упрощённо-массивной коринфской капителью. Нарышкинский «караштын» под колонкой, как бы спрессованный по горизонтали и потому не имеющий привычных внутренних просветов, опирается на белокаменную виноградную гроздь. На северном фасаде такой наличник соседствует с типичным допетровским порталом 17 века.
Коробовые арки перспективного портала над полукружием проёма обильно украшены встречными и одинарными жгутами, выпуклыми косыми крестиками и мелкими астроидами, а также включают в себя дыньки из усечённых конусов с ложчатой поверхностью (подобные дыньки есть и в оконных наличниках). На подстава 17 века навешены пост-ампирные кованые створки 2-й трети 19 в. – сквозные в верхних двух третях и сплошные в нижней трети. Радиальные лучи завершающего полукружия соединены С-образными скобками со спиралями на концах, характерными уже для периода эклектики. На прямоугольных участках каждое пересечение в косой сетке из квадратов закрыто плоским георгиевским крестом. В портал и нижнее западное окно северного фасада упирается профилированная рамка закладной каменной плиты с текстом 1680 года. Две ниши для подобных плит – размером с киот между верхними кокошниками – сохранились на южном фасаде четверика в основании окон обоих уровней.
Барабаны всех пяти маковичных глав храма глухие, с аркатурно-колончатым поясом под боковыми главами и сплетением изогнутых контурных ромбов под центральной главой. Её крест в оригинальных формах 2-й пол. 17 в. увенчан объёмной ажурной короной. К вертикали этого креста, ниже главной поперечины, симметрично примыкают силуэтные фигурки ангелов в пустотелых нимбах вокруг головы и с тонкими линейными крыльями. Трёхлопастные концы центрального креста и процветший полумесяц в его основании заполнены своеобразной коруной, а на крестах боковых глав имеют вид ажурного листа с прожилками. Западающие углы крестов заняты волнистыми и прямолинейными остроконечными лучами.
Храм перекрыт лотковым сводом, с лотками от западной и южной сторон. В трапезной пересекаются пять коробовых сводов. Они опираются на пару квадратных столбов, которые сдвинуты к западной стене и освобождают место для придельных алтарей. Для них в восточную стену заглублены ниши. Арочные амбразуры окон храма и трапезной начинаются от пола. Верхние окна храма, расположенные над простенками, имеют пологий отлив. В интерьере, среди церковного убранства, изготовленного в конце 20 в., обращает на себя внимание раскрашенная деревянная статуя Николы Можайского с моделью одноглавого храма и мечом в руках – в традициях допетровской народной резьбы. В нижнем ярусе колокольни, под парусным сводом, – портал трапезной, обрубленный сверху и обуженный частичной закладкой под новейшие деревянные двери. В северной стене того же объёма – проход в каморку с проёмной печью для обогрева трапезной. По словам местных жителей, дрова для печи загружали через окошко в западной стене, несколько искажённое при восстановительных работах на рубеже 20–21 вв. В нише восточной стены уцелело закопчёное квадратное отверстие дымохода. Свод над каморкой истопника коробовый.
Дом причта. Выстроен в период эклектики. Одноэтажное кирпичное здание под вальмовой кровлей, сильно вытянутое с севера на юг. На торцовом северном фасаде с 4 окнами кладка, в основном, верстовая, а на западной стороне решительно преобладает тычковая. Длинный западный фасад прорезан 10 проёмами. Позднейшие входы сделаны с западного и южного фасадов. Под окнами с лучковыми перемычками и бровками, которые местами смыкаются заплечиками, помещены перспективные лежачие филёнки. Поверху стен, наподобие поребрика, проходит фриз с частым ритмом вертикальных впадин: здесь тычки кирпича, поставленного на ложок, заглублены в кладку.
Библиография: Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Т.1. Зарайск, 1884. С. 32–33, № 14; Ильин М.А. Рязань. М., 1954. С. 69, 71, 135; Михайловский Е., Ильенко И. Рязань. Касимов. М., 1969. С. 125; Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971. С.27; Дегтев Ю.А. Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 31-32; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 118, 120; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. С. 50, 55, 65.
http://svodokn.ru/object/107905749?open=true