ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим.

Входоиерусалимская церковь


Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим
Церковь. Действует.  
Престолы:Входа Господня в Иерусалим, Ювеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого, Иерусалимской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:не ранее 1684.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Рязань, ул. Скоморошенская, 6

Координаты: 54.634875, 39.758257
Проезд:Вход со стороны улицы Скоморошинской



Сортировка:

Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
21 сентября 2020
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
4 апреля 2014
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, до ремонта<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
до ремонта
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Ole Lukoye
12 июня 2021
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
21 сентября 2020
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
oldboy
24 февраля 2019
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
22 сентября 2017
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
5 апреля 2014
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, На  переднем  плане  дом  причта<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
На переднем плане дом причта
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Входа Господня в Иерусалим, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1994
Церковь Входа Господня в Иерусалим, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1905



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  19 сентября 2009

Первое упоминание о небольшой деревянной церкви Входа Господня в Иерусалим «на посаде, за торгом» относится к 1550 году. В Писцовых книгах Мины Лыкова (1626 г.) говорится о храме: «Церковь Вход в Иерусалим деревянная, а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение мирское». Храм неоднократно страдал от пожаров, опустошавших Рязань, и во время одного из них сгорел дотла (1670-е годы). Новый каменный храм с трапезной был выстроен к 1680 году и освящен, митрополитом Рязанским Иосифом IV (1674- 1681 гг.) Из священнослужителей храма упоминается в 1613 году «поп Андрей», находившийся в числе т.н. «выборных» при избрании на царство Российское Михаила Федоровича Романова. Трое священнослужителей храма впоследствии стали епископами Русской Православной Церкви – известный своими миссионерскими трудами архиепископ Иркутский Тихон (Донебин) (+1903 г.), его родной брат Смарагд (Троицкий), епископ Ковенский, а также архиепископ Феофан, служивший в храме в сане игумена, а затем, уже, будучи архиереем, находившийся в ссылке вместе со сщмч. Иувеналием (Масловским) (+1937 г.), архиепископом Рязанским и Шацким. Прот. Иоанн Косьмич Добротворский, настоятель храма в начале ΧΧ века, был духовником блаж. Любови Рязанской, которая была прихожанкой Входоиерусалимского храма.

Находится этот прекрасный храм на бывшей Иерусалимской улице (ныне – Затинной). До Октябрьской Революции при церкви была часовня (в советское время разрушена), над входом которой находилась резная икона Входа Господня в Иерусалим. В храме любил совершать ночные богослужения (полуночницы) архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), прославленный в лике святых как священномученик, живший неподалеку от церкви. Этот храм он считал «малым Иерусалимом». Последним настоятелем храма до его закрытия в 1936 году являлся игумен Полихроний. В 1936 году храм был закрыт богоборческими властями, помещение передали артели по производству мебели, затем в течение многих лет здание храма использовалось как цех и складское помещение фирмы «Ока». В советское время храм неоднократно горел.

В 1992 году церковь возвращена верующим. 2 декабря этого года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) был освящен придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией матери. Ныне этот придел носит имя и сщмч. Иувеналия, архиеп. Рязанского и Шацкого. После восстановления разрушенного главного алтаря храма, проведения других ремонтно-восстановительных работ, 14 декабря 1996 года, в день памяти прав. Филарета Милостивого, архиепископ Симон освятил главный алтарь храма в честь Входа Господня в Иерусалим. 


Марина Зуйкова  6 октября 2020

Комплекс расположен в глубине квартала между улицами Затинной, Скоморошинской, пл. 26-ти Бакинских комиссаров и пр. Речников. Церковное здание возвышается над малоприметной промышленно-хозяйственной застройкой 20 в. и, благодаря выразительному силуэту своих завершающих объёмов, остаётся существенным элементом исторической панорамы в центре Рязани. Входо-Иерусалимский храм «за торгом» на Нижнем посаде, на окраине Рыбацкой слободы существовал ещё в 1550 году. В 1626 г. церковь была «древяна клетцки». Существующий храм построили в 1679-84 гг., по соседству с таможенной избой, а также Пивной и Третьяковой улицами, исчезнувшими при реконструкции города по регулярному плану 1780 года. Судя по рисунку наличников вокруг нижних восточных окон главного четверика, его фасады подверглись частичной переделке в 1-й четв. 18 в. Кирпичные стены оштукатурены. В крупномасштабную кладку (толщина кирпича – от 8 до 11 см, шва – ок. 2 см) включён белый камень: цоколь, резные детали фасадного декора. Почти все окна забраны решётками рубежа 20–21 вв. (единственная первоначальная решётка уцелела в окошке на западной стене пониженного южного объёма колокольни). Тогда же в кирпиче воссоздали соорудили алтарную апсиду – вместо разобранной в советское время. До революции церковный участок окружала ограда из металлических решёток несложного рисунка, разделённых кирпичными столбами на низком ленточном основании. Ограду прерывали ворота под широкой тонкой аркой, рядом с арочной калиткой, и кубическая часовня под 4-скатным колпаком, стоявшая к северо-западу от колокольни. Все эти сооружения характерны для периода эклектики. Низкие пилоны ворот были усилены полуколоннами и завершались тумбой с вазоном. Крест над воротами опирался на пирамидальный постамент с вогнутыми гранями. В фасадах часовни использованы мотивы древнерусского зодчества. К юго-западу от церкви, ближе к ул. Скоморошинской, находится дом причта, построенный, в кон. 19 в.

Входо-Иерусалимская церковь - лучшее произведение древнерусского зодчества в Рязани за пределами Кремля. Типичный посадский трёхчастный храм, соединивший приёмы допетровской архитектуры узорочья с более поздними элементами нарышкинского стиля. Боковые фасадные плоскости поперечного храма и квадратной трапезной совпадают. Трапезная намного ниже главного двусветного четверика с довольно компактным и лёгким пятиглавием над пологой кровлей. Крыши над трапезной и алтарём были до революции немного круче, чем к началу 21 в. Примыкающую трёхъярусную колокольню подпирают с боков небольшие палатки под крутыми односкатными кровлями. Стройный шатёр колокольни обшит железом вместе с гуртами и двумя рядами слухов, что превратило их в ложные.

Поперечная ориентация четверика подчёркнута разным числом килевидных кокошников под его венчающим карнизом и над высоким фризом с листовидными выемками в ширинках. На западной и восточной сторонах – по пять кокошников, на других – по четыре. Многообломный периметральный карниз с поребриком, переходя с трапезной и алтаря на главный четверик, делит пополам его южную и северную стены ниже фриза с кокошниками. Фасады храма и главного объёма колокольни фланкированы ярусами лопаток по сторонам западающих углов; на углах трапезной и боковых объёмов трапезной лопатки огибающие.

Нижние восточные окна на асимметричных фасадах главного четверика, возможно, пробиты после 1723 г., когда было предписано зачитывать с клироса российским прихожанам царские и правительственные указы. Наличники остальных окон наборные без антаблемента. В нижнем ярусе они увенчаны треугольным фронтоном с притуплёнными нижними углами (как и на трапезной, где стойки наличников не наборные, а сплошные); в верхнем же – семиконечной коруной с полукруглым тимпаном, перебивающей периметральный фриз с ширинками. На северном фасаде в такой тимпан вписана пальметта.

На северном и южном фасадах четверика нижние восточные наличники, с довольно небрежной компоновкой фигурных белокаменных элементов, завершены килевидным очельем со срезанным остриём и с заполнением тимпана симметричным складчатым барельефом. Антаблемент под очельем опирается на колонки с энтазисом. Он подчёркнут пояском, под которым ствол гранёный либо декорирован ярусами чешуйчатых юбочек, а выше сделан витым и увенчан упрощённо-массивной коринфской капителью. Нарышкинский «караштын» под колонкой, как бы спрессованный по горизонтали и потому не имеющий привычных внутренних просветов, опирается на белокаменную виноградную гроздь. На северном фасаде такой наличник соседствует с типичным допетровским порталом 17 века.

Коробовые арки перспективного портала над полукружием проёма обильно украшены встречными и одинарными жгутами, выпуклыми косыми крестиками и мелкими астроидами, а также включают в себя дыньки из усечённых конусов с ложчатой поверхностью (подобные дыньки есть и в оконных наличниках). На подстава 17 века навешены пост-ампирные кованые створки 2-й трети 19 в. – сквозные в верхних двух третях и сплошные в нижней трети. Радиальные лучи завершающего полукружия соединены С-образными скобками со спиралями на концах, характерными уже для периода эклектики. На прямоугольных участках каждое пересечение в косой сетке из квадратов закрыто плоским георгиевским крестом. В портал и нижнее западное окно северного фасада упирается профилированная рамка закладной каменной плиты с текстом 1680 года. Две ниши для подобных плит – размером с киот между верхними кокошниками – сохранились на южном фасаде четверика в основании окон обоих уровней.

Барабаны всех пяти маковичных глав храма глухие, с аркатурно-колончатым поясом под боковыми главами и сплетением изогнутых контурных ромбов под центральной главой. Её крест в оригинальных формах 2-й пол. 17 в. увенчан объёмной ажурной короной. К вертикали этого креста, ниже главной поперечины, симметрично примыкают силуэтные фигурки ангелов в пустотелых нимбах вокруг головы и с тонкими линейными крыльями. Трёхлопастные концы центрального креста и процветший полумесяц в его основании заполнены своеобразной коруной, а на крестах боковых глав имеют вид ажурного листа с прожилками. Западающие углы крестов заняты волнистыми и прямолинейными остроконечными лучами.

Храм перекрыт лотковым сводом, с лотками от западной и южной сторон. В трапезной пересекаются пять коробовых сводов. Они опираются на пару квадратных столбов, которые сдвинуты к западной стене и освобождают место для придельных алтарей. Для них в восточную стену заглублены ниши. Арочные амбразуры окон храма и трапезной начинаются от пола. Верхние окна храма, расположенные над простенками, имеют пологий отлив. В интерьере, среди церковного убранства, изготовленного в конце 20 в., обращает на себя внимание раскрашенная деревянная статуя Николы Можайского с моделью одноглавого храма и мечом в руках – в традициях допетровской народной резьбы. В нижнем ярусе колокольни, под парусным сводом, – портал трапезной, обрубленный сверху и обуженный частичной закладкой под новейшие деревянные двери. В северной стене того же объёма – проход в каморку с проёмной печью для обогрева трапезной. По словам местных жителей, дрова для печи загружали через окошко в западной стене, несколько искажённое при восстановительных работах на рубеже 20–21 вв. В нише восточной стены уцелело закопчёное квадратное отверстие дымохода. Свод над каморкой истопника коробовый.

Дом причта. Выстроен в период эклектики. Одноэтажное кирпичное здание под вальмовой кровлей, сильно вытянутое с севера на юг. На торцовом северном фасаде с 4 окнами кладка, в основном, верстовая, а на западной стороне решительно преобладает тычковая. Длинный западный фасад прорезан 10 проёмами. Позднейшие входы сделаны с западного и южного фасадов. Под окнами с лучковыми перемычками и бровками, которые местами смыкаются заплечиками, помещены перспективные лежачие филёнки. Поверху стен, наподобие поребрика, проходит фриз с частым ритмом вертикальных впадин: здесь тычки кирпича, поставленного на ложок, заглублены в кладку.

Библиография: Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Т.1. Зарайск, 1884. С. 32–33, № 14; Ильин М.А. Рязань. М., 1954. С. 69, 71, 135; Михайловский Е., Ильенко И. Рязань. Касимов. М., 1969. С. 125; Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971. С.27; Дегтев Ю.А. Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 31-32; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 118, 120; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. С. 50, 55, 65.

http://svodokn.ru/object/107905749?open=true


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 декабря 2023

Первоначальное построение Иерусалимской церкви «на посаде, за торгом» относится к 1550 г. В писцовых книгах Мины Лыкова 1626 г. она описывается так: «Церковь Вход во Иерусалим древяна клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строенье мирское, да место церковное св. муч. Флора и Лавра да св. жен Мироносиц, а запустело от черкесского разоренья; а у церкви: во дворе поп Иван, во дворе вдовой поп Севериан, во дворе проскурня Марья, во дворе пономарь Лучка Васильев; да на церковной земле живут всякие люди: во дворе подьячий Ермола Гаврилов, во дворе черкашенин Иван Китовский, во дворе Фомка красильник… во дворе пушкарь Тимошка Кузмин… во дворе нищий Василий Максимов, питается от церкви Божии, во дворе казенный плотник Иван Ондреев, во дворе пушкарь Митка Спицын».

По Окладным книгам 1676 г. в приходе к этой церкви показано 76 дворов, в числе коих находился двор «именитого человека Григорья Дмитриевича Строганова», 3 двора монастырских и 3 соляных сарая на церковной земле.

Существующая ныне каменная церковь построена вместе с трапезою в 1680 г. При Иерусалимской церкви имеется капитала в билетах 8 495 руб. 50 коп., в числе коих 952 руб. положены на украшение храма, 7 072 руб. в пользу причта и 40 руб. в пользу бедных прихожан. Приходских дворов в 1880 г. состояло 60, в них муж. пола 191, жен. пола 210. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.

Добролюбов Иоанн Васильевич «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных...» Зарайск. Типография А. Н. Титовой, I том, 1884 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 февраля 2024

В 1680 году "на посаде за торгом", то есть за базаром, что исстари собирался против кремлёвского земляного вала на правом берегу р. Лыбедь, выстроили церковь каменную с престолом в честь праздника "Вход Господень во Иерусалим".
Входоиерусалимская, одна из немногих в Рязани древних, кирпичной кладки, церквей с "шатровой" колокольней, сохранила в веках до наших дней первозданный архитектурный вид. В храме были два придела: один во имя зачатия Предтечи Господня Иоанна, другой придел - во имя Архангела Михаила и всех Сил Небесных бесплотных.

После 1917 года чудом уцелели уникальные старинные: шатровая колокольня, главы-луковицы на "барабанах", под ними "кокошники". Православные кресты кованые, узорчатые, многими поколениями горожан - предками нашими - "намоленные". Однако, древние колокола были сняты, внутри уничтожен старинный иконостас; иконы и церковная утварь изъяты новыми властями.

Почитаемыми в храме были старые иконы: чудотворная икона Богородицы "Живоносный Источник"; иконы "Преображение Господне" и "Распятие Господне". 

Возле церкви до 1917 года стояла часовня, над входом которой была резная икона "Вход Господень во Иерусалим".

В приходе этой церкви (1880 г.) числилось 60 дворов, в них 210 душ обоего пола. Иерусалимская церковь имела капитал 8 495 руб., с которого шли проценты причту. По штату 1883 года в причте церкви были 1 священник и 1 псаломщик. При церкви до 1917 года действовала приходская школа.

После 1917 года, переживший века Входоиерусалимский храм служил подсобным помещением мебельной фирме "Ока".

В 1992 году церковь возвращена епархии, подновлена внутри, в ней проводятся службы.

«Церкви и монастыри на рязанских улицах (ныне существующие и упразднённые)», http://62info.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.