Недавнее празднование 800-летия существования города Рязани и 600-летия со дня кончины блаженного Василия, епископа Рязанского, дает нам повод познакомить читателей с достопримечательными древними сооружениями Рязанского Кремля. Соборная площадь или, как в старину называли, Кремль Рязанский, где находятся Успенский собор и другие церкви, колокольня и архиерейский дом, занимает наилучшее местоположение по крутому берегу реки Трубежа, впадающей в реку Оку. Откуда кто не подъезжал бы к Рязани, первое, что издали перед ним откроется,- это высокий шпиль колокольни и золоченые кресты собора.
Основание Кремля относится ко времени основания самой новой Рязани, т.е. к одиннадцатому веку, когда этот город носил название Переяславль-Рязанский и когда стольным городом Рязанского княжества был город Рязань, ныне село Спасского уезда, Старая Рязань, в 50 верстах от нынешней, на берегу р.Оки.
Начало построения Успенского собора относится со времени управления Рязанской паствой митрополита Иосифа. В челобитной грамоте, поданной царю Феодору Алексеевичу в ноябре 1677 года, он просил у государя дозволение построить новую соборную церковь на том месте, где стояла зелейная (пороховая) палата. В 1679 году, по указу царя, палата была разобрана, и приступлено было к подготовительным работам для построения храма, но за смертью митрополита Иосифа, в 1681 году, к постройке собора приступлено было лишь в 1683 г., при преемнике его митрополите Павле. За кратковременным управлением этого святителя работа по сооружению собора подвинулась вперед немного и лишь при новом Рязанском митрополите Авраамии она пошла более успешно. Но неопытность мастеров и недоброкачественность материала привели к несчастью. В ночь на 18 апреля 1692 года здание, доведенное до сводов, рухнуло. Более года нужно было употребить на расчистку и уборку развалин и на приготовление места для новой закладки.
18 мая 1693 г. митрополит Авраамий после молебствия вновь заложил сохранившийся доселе величественный храм в честь Успения Божией Матери. Через 6 лет каменная кладка была окончена, и приступлено было к наружной и внутренней отделке храма. В 1700 году на место удалившегося на покой преосвященного Авраамил назначен был митрополитом известный сподвижник Петра Первого Стефан Яворский. При нем в течение двух лет производились как наружная окончательная отделка собора, так и внутреннее его украшение.
На устройство иконостаса употреблено было более 10 000 руб. 15 августа 1702 года благополучно оконченный постройкой храм торжественно был освящен митрополитом Стефаном. В начале нынешнего столетия собор по причине ветхости капитально был возобновлен, - на что израсходовано было до 70 000 рублей, - и 15 августа 1804 года освящен преосвященным Амвросием. В 1864-1867 годах внутренность собора была вновь великолепно возобновлена и украшена, так что одна позолота и отделка иконостаса стоила более 13 000 руб.
В последний раз собор возобновлен был к юбилею 800-летнего существования города Рязани. Освящение его совершено было 27 июля сего года.
По наружному своему виду собор представляет продолговатый четырехугольник; отвесные четыре стены его основаны на высоком цоколе; пять верхов с луковицеобразными главами и столькими же золочеными узорчатыми восьмиконечными крестами венчают наружное здание собора. Размеры собора таковы: в длину он имеет 55 арш., в ширину ЗЗ 1/4 арш., а в высоту 102 арш.; толщина стен 4 арш.
Собор в три света, с очень большими окнами. С западной, северной и южной сторон имеет три входные двери. При входе в собор, взор богомольца прежде всего останавливается на величественном по размерам и благолепию иконостасе; резные колонны, карнизы, киоты икон, - все здесь свидетельствует о выдающемся таланте мастера.
Особо чтимую святыню собора составляет древнейшая чудотворная Федотьевская икона Божией Матери, явившаяся в 1487 году, близ села Федотьева. Исторические записи свидетельсвуют о явлении святой иконы в таком виде: «По Божию смотрению в пределах Рязанских, при великих князях, на поле близ села Федотьева, на пустом месте явися икона Пресвятыя Богородицы, нарицаемая Федотьевская; ту святую икону великий князь Рязанский Иван Васильевич третной, по совету в, то время бывшего архиерея Симеона, взяв принесли для ограждения и спасения в град Рязань, и поставили с подобающей честью в соборной церкви, яже икона зрится и до ныне». В честь этой иконы установлено ежегодное празднование, 2 июля.
Вторая особо чтимая икона Божией Матери именуется Муромской. По преданию, она принесена в Рязань в ХIII веке св. Василием, епископом Рязанским, из Мурома. Кроме этих икон, обращают на себя внимание древняя хоругвь с изображением: на одной стороне - Божией Матери, сидящей на престоле, окруженной ангелами, а на другой - Архангела Михаила, Иоанна Предтечи, св. князей Владимира, Бориса и Глеба; плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году; золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиеписком Феодоритом, мерой 10 1/2 вершков в длину и 5 вершков в ширину, весом 3 фунта и 28 золотников; золотой потир, устроенный в 1672 году, при митрополите Иларионе, и прочее...
Из книг, принадлежащих собору, замечателен синодик, относящийся к началу шестнадцатого века; в нем вписаны имена выдающихся жертвователей, патриархов вселенских, митрополитов и патриархов Московских, владык Рязанских, Крутицких, Ростовских, Смоленских, Полоцких и др., а также великих князей и княгинь Московских и Рязанских. В синодике перечисляется более трехсот родов. В старину собор имел крестьян и земли, называемые пустошами, при селе Подвязье и деревне Минееве.
Кроме Успенского собора, в Рязанском Кремле находятся еще два собора: Рождественский и Архангельский. Но эти храмы в архитектурном отношении не имеют ничего общего ни по обширности, ни по наружному виду с величественным Успенским собором.
По древности нужно признать первым собор Архангельский. Построение его относится к пятнадцатому веку, т.е. ко времени великих князей Рязанских. С самого начала церковь была каменная, с двумя пределами святых князей Владимира, Бориса и Глеба и каменной колокольней. В продолжение четырех веков своего существования церковь эта много раз подвергалась разнаго рода несчастиям и в особенности разрушительным действиям пожара. Во второй половине прошлого столетия церковь так обветшала, что около семидесяти лет в ней не совершалось богослужения, и лишь в 1819 году, при преосвященном Cepгии, архиепископе Рязанском, нашлись радетели купец Михаил Афанасьев Живаго и мещанин Василий Дементьев Харин, которые совместно с купеческим и мещанским обществом возобновили этот древнейший храм снаружи и внутри. 8 ноября 1819 года церковь торжественно была освящена преосвященным Сергием, и с этого времени богослужение стало совершаться в храме постоянно.
В 1865 году, вместо прежнего старого, устроен в Архангельском соборе новый, очень изящный по рисунку и исполнению иконостас, который существует и доселе. В иконостасе имеются древние иконы: Святой Троицы, Софии Премудрости Божией, Благовещения Пресвятой Богородицы, святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, и храмовая икона святого Архангела Михаила. В последние годы церковь также пришла в ветхость и только в недавнее время, старанием старосты Успенскаго собора Постникова, она была возобновлена.
В Архангельском соборе предаются земле усопшие Рязанские святители. В нем у южных дверей почивает архиепископ Мисаил, убитый мордвой в 1655 году 10 апреля, во время проповеди Евангелия язычникам; над гробницей сего святителя в футляре хранится мантия его со следами крови. Кроме него, в соборе погребены святители: Гурий, Феодорит, Иосиф, Антоний, Симеон, Феодосий, Иона, Алексий, Павел, Сергий, Смарагд, Феоктист, Стефан и Гавриил. С нынешнего года храм Архангела Михаила будет принадлежать братству святителя Василия, епископа Рязанского.
Третья историческая церковь, на берегу самого Трубежа - Христорождественский собор - это небольшая одноглавая церковь, в которой служба происходит преимущественно зимой. Она построена была в конце пятнадцатого, века; затем в 1598 году заново перестроена архиепископом Митрофаном; до 1753 года церковь эта посвящена была празднику Успения Пресвятой Богородицы. При архиепископе Димитрии она снова была перестроена и посвящена празднику Рождества Христова. Затем, при последующих возобновлениях и перестройках, она совершенно утратила свой древний характер.
В этом соборе под спудом почивают мощи святителя Василия Рязанского, скончавшегося 600 лет тому назад. Здесь же погребены были великие князья и княгини Рязанские Феодор Ольгович (умерший 1427 г.), Иван Феодорович (1456 г.), сын Василия Ивановича (1483 г.), Иван Васильевич (1502 г.), княгиня София Димитриевна, дочь Димитрия Донского, княгиня Анна Васильевна и княгиня Анна.
Позади Христорождественского собора, вдоль берега Трубежа, тянется длинный трех-этажный старинной архитектуры (XVI-XVII веков) корпус архиерейских палат. Это здание было некогда чертогами князей Рязанских и, хотя не раз было возобновляемо и перестраиваемо, но до сих пор называется «Дворцом князя Олега».
Самым же превосходным сооружением в Рязанском Кремле, после главного Успенскаго собора, без сомнения, является соборная колокольня. Она в четыре яруса с высоким шпилем; размещение колонн, карнизов, поясов и арок так в ней настолько гармонично, что по легкости и красоте она может называться образцом подобного рода сооружений. В нижнем ярусе устроены проходные арки, называемые Святыми воротами, через которые идет путь из города к соборам Кремля. Колокольня начата постройкой в 1799 году, при архиепископе Симоне, а окончена в 1840 году. Вышина колокольни вместе со шпилем 40 сажень 2 аршина; на ней имеется богатый гармоничный подбор колоколов.
Рязанский Кремль. Прибавления к «Церковным Ведомостям» №44 1895 года, «История, культура и традиции Рязанского края».