ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рязань. Церковь Николая Чудотворца.

Николо-Ямская церковь в Ямской слободе


Рязань. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Мирона Критского, Григория Армянского (Просветителя), Флора и Лавра
Год постройки:1788.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, город Рязань, улица Циолковского, д. 8.

Координаты: 54.617629, 39.757342
Проезд:от станции Рязань-1 или Рязань-2 троллейбусом №2





Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Олег Трегубов
8 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Dmitry N.
20 июня 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
22 сентября 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
22 сентября 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
oldboy
13 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Олег В
9 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Римма
18 мая 2008
Церковь Николая Чудотворца, В момент реставрации<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
В момент реставрации
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца, В момент реставрации<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
В момент реставрации
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1993
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Николая Чудотворца, Из фондов ГАРО<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Из фондов ГАРО
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Николая Чудотворца, Рязань. Ямская слобода. Фото начала XX века. Из фондов ГАРО<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Рязань. Ямская слобода. Фото начала XX века. Из фондов ГАРО
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Николая Чудотворца, открытка с сайта http://www.p-porfir.ru/postcartb/post005ryb.htm<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
открытка с сайта http://www.p-porfir.ru/postcartb/post005ryb.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1902



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В давние времена на самой окраине Рязани, у тракта на Астрахань, в 1788 году была выстроена Никольская церковь, прозванная Николо-Ямской. Строилась она на добровольные пожертвования ямщиков, и была посвящена св. Николаю Чудотворцу, покровителю всех странствующих. В те времена в этих местах селились в основном ямщики, которые и были прихожанами храма. Если в храме проходило венчание, то после обряда молодые под звон колоколов совершали на тройке три круга вокруг церкви. Говорят, что семья после этого стояла нерушимо. Была у храма еще одна особенность. В нем бил родник, поивший прихожан изумительно чистой и вкусной водой.

В Никольской церкви главный престол был посвящен святому Николаю Чудотворцу, но были устроены ещё два придела. Один во имя преп. Мирона и другой  в честь св. Григория Просветителя Великой Армении. В 1822 году была построена колокольня. Высокий, красивый храм с пятью главами и колокольней был виден даже с реки Оки. После революции 1917 года главки Николо-Ямской церкви, колокольня и старинный иконостас были разрушены. Колокола, иконы и вся церковная утварь реквизированы новыми властями. Вся внутренняя роспись была утрачена, иконостас уничтожен. Местный горисполком задумал построить в церкви пролетарский пивоваренный завод. Часть стен была разрушена, к стене пристроили котельную и начали варить пиво. Но со временем вода, дотоле исправно поступавшая из источника, стала иссякать и  однажды вовсе исчезла. Пришлось пивзавод закрыть. Затем власти задумали открыть в церковных стенах реставрационные мастерские. Но тут источник опять ожил и принялся затапливать нижнюю часть здания. Работать в сырости мастера отказались, мастерские ликвидировали. А вода исчезла, будто ее тут и не бывало. Долго никто не хотел подступаться к своенравному храму. Наконец местный машиностроительный завод вознамерился вообще снести церковь, и построить дворец культуры. Но этот проект не состоялся  из-за финансовых трудностей завода. Верующие же люди говорили, что это святитель Николай уберег храм.

Долгое время Никольский храм стоял заброшенный и заколоченный. С годами он всё больше ветшал и разрушался. В 1992 году Николо-Ямская церковь была возвращена Рязанской епархии в фактически полуразрушенном состоянии. Необходимо было делать срочный ремонт, который затянулся на несколько лет. 30 октября 2004 года в Николо-Ямском храме состоялось освящение и поднятие колоколов. После Литургии при большом стечении верующих был свершен крестный ход, а потом отслужен молебен с чином освящения колоколов для церковной колокольни. Главный колокол, весом 6 тонн, отлитый из сплава меди и олова на одном из Уральских заводов с иконой святителя Николая на средней части колокола является на сегодня самым большим в Рязани. На нем написаны имена благотворителей, способствовавших возрождению Николо-Ямского храма. Всего же звонница состоит из одиннадцати колоколов. С ноября 2009 года Николо-Ямской храм является архиерейским подворьем. В здании церкви располагаются: православная библиотека, читальный зал, епархиальные учреждения. В  Николо-Ямской церкви почивают мощи блаженной Любушки Рязанской, поклониться которым едут паломники со всей России, там же находятся две особо почитаемые чудотворные иконы: образ Божией Матери "Корчемная" и святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Старинная Никольская церковь вновь стала местом молитвы для всех верующих.

По материалам церковных изданий http://www.ryazan-hram.ru/node/178


Иванов Дмитрий  23 мая 2011

В 1788 году построена каменная пятиглавая с колокольней Новоямская Никольская церковь, в народе «Николо-Ямская», с главным престолом в честь святого Николая Чудотворца. В храме было ещё три придела: преподобного Мирона; в середине в арке над дверьми в церковь - придел во имя святого Григория Просветителя Великой Армении. В 1822 году была построена колокольня. Николо-Ямская церковь, сама по себе очень высокая, - своими пятью главками и колокольней с православным крестом видна была за несколько вёрст, даже с реки Оки.

После 1917 года главки Николо-Ямской церкви, колокольня и старинный иконостас были разрушены. Колокола, иконы и вся церковная утварь реквизированы новыми властями. В святом храме устроен и долго действовал пивоваренный завод. В 1992 году, очень поврежденная, Николо-Ямская церковь возвращена Рязанской епархии. Было начато восстановление. Храм являлся подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.

С ноября 2009 года Николо-Ямской храм является архиерейским подворьем. В здании церкви располагаются: православная библиотека, читальный зал, епархиальные учреждения.

Источник: http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71:2009-12-30-13-58-32&catid=33:2009-12-30-11-56-56&Itemid=8


Марина Зуйкова  6 октября 2020

Церковь Николая Чудотворца расположена к югу от исторического центра города, в бывшей Новоямской слободе. Обширный, прямоугольный участок со стоящей на ней церковью занимает целый квартал. До 1780 г. данная территория не входила в границы города. Населяли слободу преимущественно ямщики и извозчики. Место для строительства церкви было выбрано на западной стороне Астраханской улицы, а само здание было поставлено таким образом, что апсида выходила за линию жилой застройки.

В литературных источниках установилось мнение, что каменный храм был возведён на месте деревянного в 1788 г. при Рязанском и Шацком епископе Симоне (Лагове) из материалов упразднённой церкви «Николы Мокрого» в Выползовой слободе. Но местоположение церкви на планах губернского города Рязани не указывалось вплоть до 1825 г. Поэтому принятая дата постройки, по мнению некоторых исследователей, подлежит уточнению. Из архивных документов известно, что в 1826 г. была перестроена и распространена придельная церковь, а в 1822 г. была сооружена колокольня. Настоящая холодная церковь перестраивалась в 1837 и 1845 гг. на средства ямщика Ивана Ивановича Жучкова. Позднее участок вокруг церкви обнесли металлической оградой на кирпичном основании. В её северо-западном и северо-восточном углах поставили две одинаковые восьмигранные часовни с купольной кровлей и главкой в завершении. На церковной территории было два деревянных дома причта, а также хозяйственные постройки.

В 1920-е гг. храм был закрыт. В 1933 г. сломали четырёхколонные портики храма и верхние ярусы колокольни. В 1950-е гг. разрушили ограду, часовни и хозяйственное здание. Заложили нижние боковые окна храма, а с южной стороны сделали обширную пристройку, почти полностью закрывшую фасад трапезной. Четверик храма разделили междуэтажными перекрытиями на пять ярусов и установили железобетонную лестницу. Для освещения ярусов в стенах пробили новые оконные проемы, снесли главы, купольную кровлю заменили на скатную. Восьмигранный барабан трапезной с главой и крестом разобрали и надстроили её стены на один этаж. Оконные проемы на скругленных углах трапезной заложили, а центральные трёхчастные растесали.

В 1992-1995 гг. Рязанским научно-реставрационным управлением по проекту архитектора С.Г. Варганова проводились ремонтно-реставрационные работы. Были разобраны поздние боковые пристройки к колокольне, восстановлен купол и пятиглавие четверика, отреставрированы фасады, заново расписаны своды в главном алтаре. В 1996 г. церковь была освящена. В период с 2001-2005 гг. восстановлены верхние ярусы колокольни, портик и оконные проёмы на северном фасаде трапезной, стены которой ещё раз надложили и установили на кровле барабан с главой. Не удалось разобрать железобетонные перекрытия и вернуть интерьеру храма первоначальный вид. Остались не восстановленными портики храма. Здание кирпичное, оштукатуренное с многочисленными белокаменными деталями. Несмотря на переделки, это самый значительный церковный памятник Рязани в стиле позднего классицизма с оригинальным трёхсветным храмом.

Николая Чудотворца церковь. В продольной композиции здания стройной трёхъярусной колокольне соответствует необычайно высокий пятиглавый четверик храма. Пирамидальная группировка маковичных глав (с сильно приподнятой центральной главой) на купольной кровле четверика и вытянутые пропорции барабанов придают силуэту храма особую выразительность. Прямоугольный со скруглёнными углами алтарь сильно понижен по отношению к четверику, но почти одной с ним ширины. Крупная, квадратная трапезная с энергично скруглёнными углами, значительно шире остальных объёмов. Все ярусы колокольни – четверики.

Архитектурный декор первого светового яруса храма, апсиды, нижнего объёма трапезной и колокольни имеют близкую по характеру обработку фасадов. Белокаменные детали наружного убранства отличаются пластической выразительностью: тонкой профилировкой карнизов, архивольтов проёмов, капителей и баз колонн. От боковых портиков храма, завершавшихся фронтонами, уцелели лишь соответствующие им пилястры на стенах четверика. В нижних ярусах проёмы арочной формы, в последнем – прямоугольные. Углы и простенки между окнами двух верхних ярусов также подчёркнуты пилястрами, но более вытянутых пропорций. Окна второго света, с профилированными архивольтами и филёнками в подоконной части, фланкированы тосканскими колонками на постаментах. Архивольты окон последнего яруса опираются на консоли. Над широким венчающим карнизом поднимается невысокий аттик. Наиболее эффектно выглядит хорошо сохранившийся декор апсиды. Трёхчастное окно в центре фланкировано по сторонам сдвоенными тосканскими колоннами, несущими фронтон, скаты которого, как и раскрепованный на скруглённых углах белокаменный антаблемент, украшены мутулами. Среднее более крупное окно арочное, боковые, как и проёмы по сторонам портика – прямоугольные. Те и другие с белокаменными архивольтами.

Трапезная имела очень близкую по характеру обработку фасадов в виде своеобразных портиков с окнами серлиано. Такие же трёхчастные проёмы в середине фасадов с тосканскими колоннами, белокаменным антаблементом и фронтоном. Сходные приёмы использованы и в декоре колокольни. Сдвоенные колонны, несущие лучковые полуфронтоны, подчёркивают раскрепованные углы двух нижних ярусов, прорезанных высокими арочными проёмами с белокаменными архивольтами. В последнем ярусе ребра украшены пучками из трёх колонн. На куполе с люкарнами установлен восьмигранный барабанчик с колонками на рёбрах и главкой со шпилем в завершении.

Некогда высокое, открытое до самого верха пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с отверстием светового барабана в центре (заложено). При переходе от квадратного в плане четверика, со скругленными изнутри углами, к своду использованы трёхчастные сферические тромпы. В центре алтаря коробчатый свод с распалубками и четвертные своды по сторонам. В обширной четырёхстолпной трапезной на поперечной и продольной осях – крестовые своды, угловые ячейки перекрыты отрезками коробовых сводов. Широкий арочный проём в массивной стене, связывавший храм с трапезной, заложен; вместо него с южной стороны устроен узкий проход, а с северной в толще стены (вход из трапезной) установлена металлическая винтовая лестница, ведущая к северо-западной главе.

Библиография: Архимандрит Макарий. Сборник церковно-исторических сведений о Рязанской епархии. М. 1863; Токмаков И. Собрание материала для описания церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязанская епархия 1883-1884 г.; Иероним. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань. 1891; Солодовников Д.Д. Переславль-Рязанский. Рязань. 1995. С. 116; Дегтев Ю.А. Рязань православная. Рязань. 1993. С. 32. Архивные источники: Варганов С.Г. Историческая записка. Архив Рязанского научно-реставрационного управления; РИАМЗ №№ 546, 547, 902, 808, 1555.

http://svodokn.ru/object/107908119?open=true


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 июня 2022

На самой крайней северо-воcточной окраине города Рязани, за Рыбной слободой, на береговой возвышенности реки Трубежа близ впадения в Оку была некогда церковь Николая Чудотворца, именуемая в народе «Никола Мокрый». И потому, что это населенное место как бы выдвинулось или «выползло» на край города, называлось оно Выползовой слободой. Никольский храм («Никола Мокрый») существовал до конца XVIII века. В памяти многих рязанцев сохранилось предание, что архиепископ Симон (Лагов) в храмовый праздник в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари («Николы Вешнего») отправлялся служить в этот храм по Трубежу на лодке, так как сухого пути к нему не было.

В 1786 году Никольская церковь на этом месте была упразднена и перенесена сначала в Староямскую-Николодворянскую церковь, а затем в начавшуюся строиться Никольскую церковь в новой Ямской слободе. В 1780 году Рязань получила новый регулярный план застройки города, и Ямская слобода, ранее простиравшаяся от реки Лыбеди до современной площади Свободы, была перенесена на южную окраину города.

Каменный Николо-Ямской храм по данным клировых ведомостей построен в 1788 году. Хотя до нас не дошли документы о точной дате постройки этого храма, однако в духовных книгах церкви за 1788 год, куда записывали всех православных данного прихода, явившихся на исповедь и к причастию, значится: «города Рязани новопостроенной Ямской слободы ямщики...». Кроме кирпича из церкви «Николы Мокрого», используемого для стройки, из старого храма был перенесен и иконостас, а также вся церковная утварь. Оттуда же перенесли «напрестольный крест, устроенный в 1648 году» и чтимую храмовую икону святителя Николая Чудотворца.

Архивные источники говорят о том, что в Ново-Ямской Никольской церкви находился надгробный камень, на котором была выбита фамилия некоего Колмакова. Камень этот был перенесен туда с кладбища, которое ранее было у церкви «Николы Мокрого». Известно, что прихожанами этой старинной церкви были некогда три известных в Рязани купеческих двора: Колмаковых, Крюковых и Рюминых. Колмаковы были благоукрасителями старой церкви, меценатами, поэтому, возможно, надгробный камень и был перенесен к новой церкви.

С годами храм ветшал, и его несколько раз поновляли. По архивным документам, дошедшим до нас, известно, что придельная церковь была перестроена и распространена в 1826 году, а колокольня - в 1822 году. Настоящая холодная церковь перестраивалась в 1837 и 1845 годах. Перестройка «произведена была тщанием бывшего церковного старосты ямщика Ивана Ивановича Жучкова меньшего. Зданием каменная, крыта железом, крепкая, с таковою же колокольнею».

Престолов в храме сначала было три: в настоящей холодной - во имя святителя Николая, в теплой в приделах: в правом - во имя святых мучеников Флора и Лавра; в левом - во имя преподобного Марона чудотворца. Четвертый престол появился значительно позже: в клировых ведомостях за 1861 год он еще не указан, а в документах за 1862 год значится престол «в середине в арке над дверьми в настоящую церковь - во имя священномученика Григория Великого Армении».

Новая церковь представляла собой грандиозное кирпичное сооружение. Храм снаружи оштукатурили и украсили белокаменными деталями. Рязанский архитектор и краевед С.В. Чугунов, много лет занимавшийся исследованием архитектуры этого храма, писал: «обширный центральный объем бесстолпового храма состоит из трехсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом с пятью глухими барабанами и главками наверху. С запада к четверику примыкает четырех-столповая трапезная с трехъярусной колокольней, покрытой четырехчастным куполом с люкарнами-резонаторами звона и увенчанной фонарем и главкой. С востока к четверику примыкает апсида - алтарь, обращенный в сторону проезжей части Астраханской улицы. Лаконизм фасадов церкви подчеркнут четырехколонными портиками и развитыми карнизами тосканского ордера. В виде портика обработан и алтарь церкви». Чугунов заключал, что архитектура памятника проста и монументальна, выполнена в пропорциях и формах русской позднеклассической школы.

С.В. Чугунов высказал предположение, что в средней части Ямской слободы «в конце 18 века была построена другая деревянная церковь. Новая же каменная церковь в то же наименование была построена на том же месте в 1845-1848 г.г. по проекту (предположительно) рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина, прибывшего в Рязань после окончания Санкт-Петербургской Академии художеств в 1832 году». Николай Ильич Воронихин - племянник знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, по проектам которого в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, Горный институт и другие здания. Однако клировые ведомости опровергают мнение Сергея Чугунова. Здание церкви уже в 1837 году было каменное. Возможно, что при участии известного архитектора шла уже перестройка храма.

Вновь построенный Никольский храм в Ямской слободе был необычайно красив и изящен, его колокольню видели издалека, а колокольный звон разносился на всю округу.

К церкви были приписаны две часовни. Одна - при ограде храма с северо-восточной стороны, другая - близ городской заставы. По последним клировым ведомостям при церкви состояло усадебной земли вместе с церковным погостом 3 десятины 825 квадратных саженей. На церковной усадебной земле располагались два дома причта, которые построили на церковные средства. Дома были деревянными, крыты железом. Они составляли собственность церкви. В клировой ведомости значатся и другие здания, принадлежавшие церкви: две каменные сторожки, крытые железом, крытый железом каменный сарай для дров, и отхожее помещение - тесовое...

Оба церковные дома приобретены на церковнокошельковую сумму в 2200 рублей с добавлением к ним с разрешения епархиального начальства еще 801 рубля из капитала, завещанного жертвователем для вечного поминовения. Кроме домов причта на церковной земле находилось 10 домов разночинцев, арендующих церковную усадебную землю под свои постройки на условиях, составленных по взаимному согласию с причтом. В 1837 году церкви принадлежало также каменное здание богадельни на четыре человека.

Скупы архивные сведения. Но за ними скрыта духовная жизнь прихода. Если мы заглянем в метрические книги и исповедные росписи храма, то увидим людей, которые жили в Ямской ободе, были прихожанами церкви, вносили свою лепту в её украшение.

Рязанские ямщики... Многие из них занимались извозом в Москве, но не забывали свой город и родной храм. На собранные средства они заказывали иконы и дарили их храму. В Николо-Ямской церкви были свои святыни: «икона Св. Николая и св. Марона древние были и почитаемы» (клировые ведомости за 1901 и 1915 годы). И стекался народ в праздники в храм, пока не пришли другие времена...

Печальной была история Николо-Ямской церкви, как и других в период «отделения церкви от государства». Болезненным было изъятие в 1922 году из храма церковных ценностей. Но тогда он ещё жил - в нём продолжались богослужения.

В свое пребывание на Рязанской кафедре священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий, с почтением относился к Николо-Ямскому храму. В воспоминаниях рязанского краеведа С.Д. Яхонтова говорится: «Колоссальный храм - остановил на себе внимание Ювеналия, чтобы сделать его своею кафедрою. Но храм не ремонтировался и ремонт назначил Горсовет такой, что прихожане не в силах были его выполнить, к тому же в Ямской слободе устроен был колхоз. Поэтому от ремонта как непосильного - отказалась слобода, а отсрочки не давали».

Это подтверждается «Постановлением президиума Рязанского Горсовета от 10.12.1933 года». На президиуме заслушивался вопрос «Об отказе уплаты недоимки по налогам и сборам группой верующих Ямской общины». Из представленных материалов РФО было сделано заключение, «что религиозная община Ямской церкви категорически отказывается от уплаты недоимки и к ликвидации таковой мер никаких не принимает, и в течение ряда лет зданию церкви не производили никакого ремонта, чем приводят помещение к разрушению и полной непригодности». Было принято постановление: «1) заключенный договор с религиозной общиной Ямской церкви расторгнуть; 2) здание церкви передать в Госфонд; 3) церковное имущество взять на учет Госфондов, приняв его по описи». Но постановление осталось невыполненным. Спустя почти год Горсовет вновь своим постановлением от 9 сентября 1934 года подтверждает свое ранее принятое решение и предписывает уже «в 2-хдневный срок принять здание церкви и церковное имущество по имеющейся описи».

Но борьба за храм продолжалась ещё целый год, до постановления ВЦИК от 25 сентября 1935 года о закрытии Николо-Ямской церкви. Вариантов использования церквей было немного, они не отличались особым разнообразием. Никольскому храму «повезло», не разрушили, «храм закрыли и завалили его внутри капустой и прочими овощами из колхоза», - вспоминал С.Д. Яхонтов.

Шли годы, менялся внешний облик храма, и менялись вывески-указатели на его стене о принадлежности к тому или иному учреждению. Долго в нем размещался завод по выпуску безалкогольной продукции. Внутри и снаружи храм был перестроен. В конце 1980-х предлагалось даже переоборудовать его под областной архив...

Но храм дожил до светлого дня, когда осенью 1996 года его передали в ведение Рязанской епархии. Николо-Ямская церковь стала подворьем Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря. Митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (в то время еще архиепископом) Никольский храм был освящен уже 4 декабря 1996 года.

Храм возрождается, до сих пор продолжаются восстановительные работы. Здесь чтят традиции прошлого, здесь рождаются новые, о которых знает вся Рязанская епархия: изучение истории Православия, крестные ходы и паломнические поездки к святыням епархии. В Николо-Ямском храме действуют Епархиальная библиотека, воскресная школа и многое другое, что привлекает к нему много молодежи - для нее он стал родным домом.

Главная святыня храма - честные мощи блаженной Любови Рязанской, месточтимой святой, горячо почитаемой всеми верующими, но особенно рязанцами, и образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей - к нему стекаются люди со всех уголков Рязанской земли.

Татьяна Синельникова «Николо-Ямской храм города Рязани (Новоямской Никольский храм)», «История, культура и традиции Рязанского края»



Комментарии и обсуждение


Храм располагается в практически в центре города, рядом с пл. Театральная. В нем почивают мощи св. блаж. Любови Рязанской.
3 февраля 2009, Зодчий.