Находится в северо-западной окраине города (в его дореволюционных границах). Церковь Бориса и Глеба существовала в Рязани уже в 1152 г. недалеко от нынешнего храма. Здание, не дошедшее до нашего времени напоминало о соборах того же посвящения в Старой Рязани и Вышгороде, возведённых в 1110-е гг. С 13 в. до 1522 г. церковь Бориса и Глеба в Переяславле-Рязанском была городским кафедральным собором. Потом эта функция перешла к Успенскому собору на Кремлёвском холме (позднее переименован Христорождественским), но местное население почти до конца 19 в. продолжало называть Борисоглебский храм соборным (в 1947 г. он снова официально стал кафедральным собором Рязани). Каменная церковь Бориса и Глеба, построенная на посаде при владыке Ионе, то есть в промежуток с 1522 по 1547 г., возможно еще в начале этого периода, имела придел Параскевы Пятницы. Это здание сильно пострадало в 1618 г. от набега запорожских казаков. Вскоре (не позднее 1620 г.) вместо него построили деревянную церковь с приделом Ильи Пророка в трапезной части, заменившим обветшавшую Ильинскую церковь, которая стояла неподалёку. Возможно, фрагмент Ильинского храма вошёл в кладку алтаря нового храма Бориса и Глеба, возведённого в 1685–1687 гг.
Кубический объём храма, типичный для посадской архитектуры 2-й пол. 17 в., вероятно первоначально имел другое завершение. По неизвестным причинам предположительно на рубеже 17-18 вв. оно было заменено существующим восьмериком с характерным нарышкинским декором. Вероятно тогда же с запада появилась четырёхъярусная шатровая колокольня с квадратным основанием и тремя восьмигранными ярусами. Богатый декор колокольни и характерное шатровое завершение роднили её с колокольней церкви в Березниках (не сохр.), а также московского храма Воскресения в Кадашах. В 1810 г. был устроен южный придел, В 1829 г. изготовили главный иконостас. Тогда же были написаны почти все его иконы кроме Федотьевского образа Божией Матери (1611), повторявшего древнее изображение. Другую почитаемую икону – Корсунской Божией Матери – написали на листе железа, а затем богато украсили жемчугом, драгоценными камнями (настоящими и искусственными).
В 1836 г. на деньги купца Панова к югу от храма был установлен памятник Св. Василию Рязанскому. Он представлял собой киворий на 4 коринфских колонках с куполом и крестом. Под киворием стоял приземистый обелиск с рельефными изображениями жития святителя. Памятник был сломан в советское время.
В 1840–1841 гг. трапезную Борисоглебского храма увеличили к северу, завершили низким восьмеричком с маковичной главкой и крестом и устроили в ней три придела. Северный придел создавался на средства купца И.В. Осьминина. Один из приделов разместили во 2-м этаже трапезной, над проходом в храм. Обрамления окон трапезной повторяли рисунок нижних килевидных наличников храма. В западной части, включившей первый ярус колокольни, была устроена открытая колонная галерея-папетрть. В 1858 г., для защиты от оползня, под здание Борисоглебской церкви подвели стилобат с гульбищем. В кирпичную кладку наклонной подпорной стенки с заглублёнными крупными арками под полукруглой перемычкой включили светлый камень. Немного раньше, к юго-востоку от храма поставили крупный киворий с главкой над купольной кровлей. Под ней, на квадратном постаменте, возвышался огромный колокол, подаренный храму в 1852 г. Осьмининым, и поначалу не использовавшийся по назначению, так как был слишком велик для старой колокольни. Вскоре специально для него соорудили деревянную звонницу (не сохр.) к югу от церковного здания. Трёхпридельная трапезная Борисоглебской церкви была очень тесной и поэтому в 1870 и 1902 гг. её повторно перестраивали, сильно удлинив к западу. Между перестройками, около 1873 г., возвели новую массивную колокольню в грубых формах русско-византийского стиля. С древности и по 2-ю пол. 19 в. церковь была крыта черепицей либо лещадью. В 1882 г. эта кровля пришла в негодность, и её заменили железной. Видимо, тогда же в основании восьмерика, завершающего храм, сделали дополнительные кирпичные конструкции, которые освободили свод храма от избыточной нагрузки. В 1940-е гг. палехские живописцы братья Блохины заново расписали интерьер. В северном приделе тогда был установлен фаянсовый иконостас кон. 19 в., прежде находившийся в церкви села Ижевское, для которой он был изготовлен на средства лесопромышленника Горелышева.
Церковь расположена на крутом обрывистом участке над поймой реки Трубеж, при пересечении улиц Сенной и Трубежной. К северо-западу от церковной ограды стоит богадельня, выходя главным протяжённым южным фасадом на улицу Трубежную. Кирпичная с белокаменными деталями церковь Бориса и Глеба – оригинальный памятник рязанской архитектуры 17 века, соединивший в своём облике черты узорочья и нарышкинского стиля с поздними эклектическими дополнениями. Ядро объёмной композиции – четверик храма, по пропорциям, членениям, распределению проёмов и фасадному декору типичный для рязанского церковного зодчества 1680-х годов. Небольшой завершающий восьмерик на позднейшем крещатом трибуне зрительно увеличивают фигурные фронтоны-кокошники над каждой гранью. Фронтоны с необычной акцентировкой киля фланкированы пинаклями под шаром и закрывают основание глухой главки над храмом. Удлинённый к востоку алтарь из трёх полукружий вдвое ниже двусветного главного четверика. Его стены, слегка вытянутые вверх, разделены двумя промежуточными карнизами. Нижний делит стену пополам, над верхними окнами проходит фриз с тремя килевидными кокошниками на каждой стороне. К промежуточным карнизам снизу примыкает поребрик, к венчающему – бегунец. Стены в нижней половине фланкированы лопатками, во 2-м ярусе – пучками опоясанных полуколонн. Они чередуются с вертикальными остроугольными выступами.
Первоначальный декор асимметричных фасадов четверика родственен предпетровскому зодчеству, но обладает индивидуальными чертами. К ним надо отнести сложные очелья сдвоенных окон 2-го света на южной стороне: полукруглый тимпан, с многолучевым расчленением по радиусам, вписанный в арку с зубчатой профилированной окантовкой; полуколонны по сторонам единственного окна 2-го света на северной стороне. В нижней части фасадный декор подвергался переделкам. Странно выглядит килевидная ниша вокруг перспективного портала с узкими филёнками на вертикальных уступах опор. Необычен очень частый ритм поперечин в наборных колонках, Стыки выгнутых поверхностей алтаря отмечены лопатками.
Новые веяния архитектурной моды проявились в очельях наличников на завершающем восьмеричке – с симметричными встречными завитками наподобие бараньих рогов, свойственными нарышкинскому стилю. Малоприметные килевидные карнизы в основании этого объёма появились при переделках здания во 2-й пол. 19 века, в период стилизаторской эклектики. К нему относятся 5-осные фасады трапезной, симметрично разделённые на неравные прясла и фланкированные парами филёнчатых внеордерных пилястр. На них опирается карниз с фризом из мелких квадратных ширинок. Выше фриза по периметру трапезной проходит низкий раскрепованный аттик. Все окна трапезной довольно высокие, с полукруглой перемычкой. Архивольты опираются на опоясанные порлуколонки. Не совсем обычный атрибут трапезной – низкий восьмеричок над её центром, завершённый очень короткой луковичной главкой с крестом.
Эклектичное стилизаторство бескомпромиссно проявилось в фасадах колокольни. Сдвоенные арочные окна в её нижнем ярусе заключены в тяжеловесное обрамление с резким заострением полукруглой перемычки, нависшей над рельефным многообломным кольцом по оси простенка. Короткие заплечики арки опираются на кубышки – в подражание древнерусским репрезентативным крыльцам. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом. В алтарь ведут три прохода. Цилиндрическая поверхность внутренней стены алтаря переходит в конху с распалубками над окнами.
Трапезная, вытянутая с севера на юг, связана с храмом аркой во всю его ширину. Четыре крещатых столба трапезной, смещённые к её углам, связаны арками в плоскостях северной и южной стен храма. Благодаря этому интерьер от колокольни до главного иконостаса пронизан длинным пространством одинаковой ширины. Из девяти ячеек трапезной самая крупная центральная перекрыта квадратным парусным сводом, средние прямоугольные участки по северной и южной сторонам – крестовым сводами большого пролёта; остальные шесть (меньшей площади) – циркульным сводом с такими глубокими распалубками, что он кажется вытянутым крестовым. Крестовыми сводами завершаются и западные помещения на той же продольной оси здания: квадратный переход от трапезной к колокольне и центр её крестообразного нижнего яруса. Здесь перегородки также подчёркивают продольную ось, закрывая боковые рукава креста. В северном поднимается лестница к ярусу звона. В западном каменном крыльце, со стилизованными кубышками в опорах, свод парусный.
Нынешнее богатое убранство интерьера характерно для периода эклектики, однако в основании свода над главным четвериком проходит лепной классицистический антаблемент. В его фризе изогнутые желобчатые кронштейны чередуются с розетками в восемь лепестков. Окна в четверике храма забраны кубоватыми решётками. В окнах трапезной – решётки постампирного рисунка: с вертикальными прутьями, соединёнными С-образными скобками, и фризом из колец в основании веерного полукружия.
Небольшое здание богадельни (3-я четв.19в.) выстроено из кирпича на белокаменном основании, стены оштукатурены. В советское время приспособлено под жилой дом. В 1990-е гг. возвращено церкви; в 2000-х гг. была проведена капитальная реконструкция. Фасады получили новую штукатурную отделку. На главном фасаде изменена форма щипцового завершения, в треугольном тимпане которого пробито шестиугольное окно. Утрачен венчающий карниз. Внутренняя планировка полностью переделана. Несмотря на сильные переделки, богадельня представляет собой интересный пример рядовой застройки Рязани периода эклектики. Исторически входит в комплекс Борисоглебской церкви. Одноэтажный на высоком полуподвале Г-образный в плане объём завершён высокой вальмовой кровлей. Главный фасад в семь осей проёмов в целом симметричен. Средняя ось выделена щипцовым фронтоном и плоской арочной нишей, объединяющей окна первого и полуподвального этажей. Лёгкую асимметрию вносит расположенная на большем расстоянии от других правая фланговая ось. Этажи разделены карнизом. Полуподвальный этаж обработан квадровым рустом, первый имеет гладкие стены. Все окна с лучковыми перемычками – в первом этаже украшены тянутыми наличниками и дуговыми бровками. Под окнами лежачие филёнки. Вход в здание расположен со двора, в Г-образно выступающем объёме сеней. Ещё один вход, также со двора – на левом фланге заднего фасада. Первоначальная внутренняя планировка была построена по коридорному принципу.
Библиография: Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 год. Рязань, 1883. С. 16; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия и библиографическими указаниями. Т. 1. Зарайск, 1884. С. 20–22; План Рязани. 1899 г. Изд.: Н.Д. Малашкин; С-в Н. Исторический очерк всех церквей и монастырей г. Рязани в их хронологической последовательности с основания города и до настоящего времени // Рязанские епархиальные ведомости. 1904. № 11. С. 123, 125, 363; 1906. №№ 13–15; Макарий, архим. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 210; Ильин. М. А. Рязань. Историко-архитектурный очерк. Ч. 1. М. 1954. С. 84-87; Михайловский Е.В. Рязань. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985. С. 34 – 35; Дегтев Ю.А. Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 26; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 104; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. С. 99. Архивные источники: План Рязани. 1909 г. Сост.: В.Н. Галактионов (Фонды ГАРО); Архив Рязанской СНРПМ. Материалы к проекту реставрации церкви Бориса и Глеба, 1961 г. (инв. № 21-а/50. С.4); РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 881.
http://svodokn.ru/object/107904968?open=true