ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Церковь Воскресения Христова.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Христова, Донской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1797 и 1819. 1847: расширена приделами.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:Подьяков
Адрес:
г.Харьков, Воскресенская ул.

Координаты:49.981846, 36.230294 (приблизительно)


Добавить фотографию
Церковь Воскресения Христова - Харьков - Харьков, город - Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
16 декабря 1909
Церковь Воскресения Христова - Харьков - Харьков, город - Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
30 мая 1908
Церковь Воскресения Христова - Харьков - Харьков, город - Украина, Харьковская область
Фото с сайта http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1105805&page=4
Андрей Агафонов
1 января 1897
Церковь Воскресения Христова - Харьков - Харьков, город - Украина, Харьковская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003678152/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1897



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  23 ноября 2016

Воскресенская церковь построена в 1797 г. старанием прихожан. В 1841 г. пристроены два придела и колокольня. Церковь каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Воскресения Христова, второй - в честь иконы Донской Божией Матери и третий – во имя крестителя Господня Иоанна.

Земли при церкви нет, прихожан муж. пола 1766 душ, жен. пола 1969 душ. Капитала в пользу причта 8 400 руб. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, жалование причту не положено. Помещения для всего причта церковные. Церковно-приходская школа мужская, приходское попечительство существует с 1866 г.

Протоиерей Николай Соколовский, на настоящем месте с 1877 г., священник Иоанн Гораин, на настоящем месте с 1892 г., диакон Петр Бутковский, на настоящем месте с 1894 г., псаломщик в сане диакона Григорий Музалевский, на настоящем месте с 1894 г., рукоположен в диакона в 1894 г., и псаломщик в сане диакона Константин Соколовский, на настоящем месте с 1894 г., рукоположен во диакона в 1901 г. Церковный староста коммерции советник Иван Велитченко с 1885 г., последняя награда – звание коммерции советника 1900 г.

«Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  26 декабря 2017

На площади Ирины Бугримовой на месте цирка до революции возвышалась одна из самых богатых церквей города – Воскресенская. Кстати, семья будущей дрессировщицы была приписана именно к этому приходу. Первые церкви, деревянные, находились на этом месте еще с конца XVII века. Приход Воскресенской церкви составляли купцы, которые щедро жертвовали на нужды храма. Но, как и в деле строительства Вознесенской церкви, не обошлось без небрежности и здесь. Уже практически отстроенный храм развалился в самом конце ХVIII века. Дважды горожан спасала от эпидемий холеры покровская икона Божией Матери, которая с 1830 года находилась в храме. Последний храм Воскресенья, с последующими неоднократными перестройками, был воздвигнут в 1857 году. С 1863 по 1865 год Вознесенский храм являлся главным собором города. В 1866 году здесь открыто начальное церковно-приходское училище. Воскресенский храм был уничтожен 3 ноября 1922 года.

https://kh.vgorode.ua/news/dosuh_y_eda/342778-ostalys-tolko-na-foto-7-khramov-kharkova-kotorye-my-poterialy


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  26 декабря 2017

Воскресенская церковь, именовавшаяся в 1803-1805 гг. градским собором, в течение первых четырех десятилетий XIX в. оставалась почти в том же виде, в каком вышла из рук своих строителей в конце XVIII в. Разница во внешности состояла лишь в том, что деревянный частокол, окружавший церковь, был в 1828 г. заменен каменной оградой. Рост населения прихода, увеличившегося сравнительно с концом XVIII в. в три раза, привел к необходимости расширения церкви. После разных мытарств по харьковским и петербургскими канцеляриям план на перестройку церкви, сочиненный местным архитектором Подьяковым, был наконец утвержден, и работы начались.

В 1810 г. и 1817-19 гг. окончилась перестройка западной части церкви, здесь устроены придельные алтари: однн в честь Донской иконы Божией Матери (по желанию ярмарочных купцов-москвичей, жертвовавших на устройство придела), другой — во имя Иоанна Крестителя. С устройством придельных алтарей эта часть храма на зиму отделялась от восточной, или главного алтаря деревянною перегородкою и отапливалась, представляя таким образом как бы отдельный теплый храм. Отделка главного алтаря и двух рядом с ним расположенных придельных (Николая Чудотворца и Петра и Павла) окончилась только в 1857 г. Таким образом, из однопрестольной, какой застал ее XIX в., церковь превратилась в пятипрестольную. Восточные приделы просуществовали, впрочем, не долго: в 1860 г. они были уничтожены. В это же время вся церковь внутри была расписана альфреско, а панель сделана из красного сукна. Устройством своим и украшением церковь много была обязана заботам тогдашнего своего настоятеля о. Иоанна Чижевскаго, старосты П.Л. Гребенщикова и помощника его, ставшего потом старостой, К.И. Велитченка. Благодаря им был поднят купол церкви, внутри ее устроен великолепный трехъярусный иконостас, покрытый хрусталем. Иконы написаны для него местным иконописцем М.А. Баско, а четыре иконы в первом ярусе и Тайная Вечеря над царскими вратами (копия с Леонардо да-Винчи) — академиком Лавровым. В алтаре устроены горнее место с "сенью" и жертвенник. В 1872 г. надстроен третий ярус на колокольне, а в 1881 г. в церкви устроено амосовское отопление. В 1885 г. старостою И.К. Велитченком возобновлен иконостас главного алтаря, переделана хрустальная облицовка его и облицованы хрусталем смежные с главным алтарем киоты Донской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца; в 1893 г. облицован хрусталем и иконостас горнего места.

Воскресенская церковь — одна из богатых в Харькове. В ней много икон в дорогих оправах. Ризы на наместных иконах стоят больше 3 т.р., риза на храмовой иконе 1856 р., на иконе св. Троицы — 2200 р., на образе Николая Чудотворца — до 2 т. р. и много других. Из древнейших икон следует отметить две, подаренные церкви в 1803 г. купцом Аникеевым: икону св. Троицы и икону Воскресения Христова и сошествия Его в ад; обе сделаны в 1801 г., в дорогих серебро-позолоченных ризах. Церковная утварь также не бедна: одна чаша стоит 275 р., другая - 160 р., напрестольный крест - 285 р., другой - 125 р., третий - 100 р. Две дарохранительницы оцениваются в 400 р. каждая, а третья в 186 р., Евангелие, купленное в 1825 г., стоит 700 р., паникадило - 800 р., плащаница - 333 р., брачные венцы - 200 р.; две ризы и два стихаря, пожертвованные старостой И.К. Велитченком в 1886 г., оцениваются в 2 т. р.; риза и стихарь, пожертвованные в 1872 г. братьями Гребенщиковыми, стоят 800 р.; риза и стихарь, подаренные Моисеевыми и Губенко - 550 р.

Воскресенский приход — один из многолюднейших в Харькове, к тому же и приход это купеческий. Приток пожертвований на церковь был поэтому всегда велик... Из крупных жертвователей на церковь отмечены купцы Аникеев, Шюкя, Ковалев, Гребенщиков, К.И. и И.К. Велитченко, Евдокимов, крест. Пономаренко.

В начале XIX столетия церковный причт в Воскресенской церкви состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря, причем дьяконскую вакансию занимали обыкновенно священники. В 1820 г. по просьбе прихожан штат был увеличен: полагалось уже 2 священника, дьякон, два дьячка и 2 пономаря. С 1852 г. по воле епархиального начальства назначен был в церковь и третий священник, а с 1859 г. третье священническое место вошло в "штат". С 1869 г., когда на Москалевке, входившей в состав Воскресенского прихода, устроилась своя церковь, священников осталось только два.

http://krotov.info/library/02_b/ag/aley_02.htm


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  27 мая 2018

Первый храм сего имени построен в Харькове не позже 1655 г. Указом 1742 г. дозволено было построить храм Воскресения Христова на новом месте, так как «прежняя церковь, говорит указ, за давностию времени весьма обветшала, от чего службы Божией служить не можно». В 1725 г. Воскресенский священник Иоанн писал, что он посвящен к Харьковскому Воскресенскому храму в 1708 г., а между тем под просьбою 1719 г. подписался Воскресенский священник Стефан; следовательно, тогда уже были два священника при этом храме, что опять указывает на давность храма.

Ныне существующий каменный храм, основанный в 1795 г., освящен в 1797 г., но начальный фасад его закрыт пристройками, которые начаты с 1841 г. для его распространения. В западной пристройке – теплый храм с двумя престолами: во имя Св. Иоанна Предтечи и в честь Донской иконы Божией Матери.

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoj-eparhii/2


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  23 августа 2018

Воскресенская церковь, также именовавшаяся в 1803—1805 г.г. градским собором, в течение первых четырех десятилетий XIX в. оставалась почти в том же виде, в каком вышла из рук своих строителей ее конце XVIII в. Разница во внешности состояла лишь в том, что деревянный частокол, окружавший церковь, был в 1828 г. заменен каменной оградой. В конце концов, однако, рост населения прихода, увеличившаяся сравнительно с концом XVIII в. в три раза, привел-таки к необходимости расширения церкви. После разных мытарств по харьковским и петербургскими канцеляриям план на перестройку церкви, сочиненный местным архитектором Подьяковым, был наконец утвержден, и работы начались.

В 1810 г. и 17-19 г.г. окончилась перестройка западной части церкви и здесь устроены придельные алтари: один в честь Донской иконы Божией Матери (по желанию ярмарочных купцов-москвичей, жертвовавших на устройство придела), другой — во имя Иоанна Крестителя. С устройством придельных алтарей эта часть храма на зиму отделялась от восточной или главного алтаря деревянною перегородкою и отапливалась, представляя, таким образом, как бы отдельный теплый храм.

Отделка главного алтаря и двух рядом с ним расположенных придельных (Николая Чудотворца и Петра и Павла) окончилась только в 1857 г. Таким образом из однопрестольной, какой застал ее XIX в., церковь превратилась в пятипрестольную. Восточные приделы просуществовали, впрочем, не долго: в 1860 г. они были уничтожены. В это же время вся церковь внутри была расписана альфреско, а панель сделана из красного сукна. Устройством своим и украшением церковь много обязана была заботам тогдашнего своего настоятеля о. Иоанна Чижевскаго, старосты П. Л. Гребенщикова и помощника его, ставшего потом старостой, К. И. Велитченка. Благодаря им был поднят купол церкви, а внутри ее устроен великолепный трехъярусный иконостас, покрытый хрусталем. Иконы написаны для него местным иконописцем М. А. Баско, а четыре иконы в первом ярусе и Тайная Вечеря над царскими вратами (копия с Леонардо да Винчи) - академиком Лавровыми. В алтаре устроены горнее место с "сенью" и жертвенник. В 1872 г. надстроен третий ярус на колокольне, а в 1881 г. в церкви устроено амосовское отопление. В 1885 г. старостою И. К. Велитченком возобновлен иконостас главного алтаря, переделана хрустальная облицовка его и облицованы хрусталем смежные с главным алтарем киоты Донской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца; в 1893 г. облицован хрусталем и иконостас горнего места.

Воскресенская церковь — одна из богатых в Харькове. В ней много икон в дорогих оправах. Ризы на наместных иконах стоять больше 3 т.руб., риза на храмовой иконе 1856 р., на иконе св. Троицы — 2200 р., на образе Николая Чудотворца — до 2 т.р. и много других. Из древнейших икон следует отметить две, подаренные церкви в 1803 г. купцом Аникеевым: икону св. Троицы и икону воскресения Христова и сошествия Его в ад; обе сделаны в 1801 г., обе в дорогих серебро-позолоченных ризах. Церковная утварь также не бедна: одна чаша стоить 275 р., другая —160 р., напрестольный крест — 285 р., другой — 125 р., третий — 100 р. Две дарохранительницы оцениваются в 400 р. каждая, а третья в 186 р., евангелие, купленное в 1825 г., стоит 700 р., паникадило — 800 р., плащаница - 333 р., брачные венцы - 200 р.; две ризы и два стихаря, пожертвованные старостой И. К. Велитченком в 1886 г., оцениваются в 2 т. р.; риза и стихарь, пожертвованные в 1872 г. братьями Гребенщиковыми, стоят 800 р.; риза и стихарь, подаренные Моисеевыми и Губенко, — 550 руб.

Воскресенский приход — один из многолюднейших в Харькове, к тому же и приход этот купеческий. Приток пожертвований на церковь был поэтому всегда велик... Из крупных жертвователей на церковь отмечаем купцов Аникеева, Шюкя, Ковалева. Гребенщикова, К. И. и И. К. Велитченко, Евдокимова, крест. Пономаренко.

В начала XIX столетия церковный причт в Воскресенской церкви состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря, причем дьяконскую вакансию занимали обыкновенно священники. В 1820 г. по просьбе прихожан штат был увеличен: полагалось уже 2 священника, дьякон, два дьячка и 2 пономаря. С 1852 г. по воле епархиального начальства назначен был в церковь и третий священник, а с 1859 г. третье священническое место вошло в штат. С 1869 г., когда на Москалевке входившей до сих пор в состав Воскресенского прихода, устроилась своя церковь, священников осталось только два.

Д. И. Багалей "История города Харькова", гл. 25, ч. 1


Статью добавил(а): Михаил Мещанинов,  4 сентября 2020


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  19 сентября 2020

Первая деревянная церковь во имя Воскресения Христова, в Нетеченской части, построена по мнению Преосвященного Филарета не позже 1655 г. С этой датировкой не соглашается автор новейшей истории г. Харькова (Д.И. Багалей). «Статистика первоначального населения Харькова, говорит он, известна нам по отпискам первых московских воевод и нет основания думать, что бы для небольшого сравнительно числа первых поселенцев Харькова потребовалось сразу так много церквей. К тому же нынешний Воскресенский приход представлял в то время остров, отрезанный от города реками Харьковом (старым его руслом) и Нетечью и селиться здесь вряд ли было удобно. Не следует упускать из виду, что о Воскресенской церкви не упоминает и челобитная 1633 г., что во всяком случае не говорит в пользу предположения автора «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Когда впервые была выстроена Воскресенская церковь, мы не знаем. Знаем только, что она помещалась не там, где теперь, а саженей на 100 к северу, в местности нынешнего Престольного переулка. Близ церкви находилось приходское кладбище, которое просуществовало до 1792 г., когда в силу указа о перенесении кладбищ вне черты городской оседлости было закрыто».

Простояв около ста лет, церковь пришла в ветхость и вместо нее в 1742-1743 г.г. была выстроена новая деревянная. Из описи 1789 г. видно, что церковь была трехглавая и имела крестообразную форму. В 1795 г. начата третья каменная церковь, оконченная в 1797 г. В 1847 г. церковь подверглась переделкам, расширению. Церковь в настоящее время благолепно украшена и имеет множество ценных предметов из церковной утвари для богослужения. Так все три престола его покрыты серебряными позолоченными досками с рельефными и гравировкой изображениями работы лучших мастеров фирмы Хлебникова и других. Иконостас, украшенный хрусталем, заключает в себе иконы живописи хорошей работы. Из Евангелий, украшенных богатыми окладами с художественными украшениями – изображениями в рельефах, или чернью, или финифтью – укажем на Евангелие Московской печати 1815 г. (оклад 1817 г.), Евангелие Московской печати 1841, Евангелие Московской печати 1852 г., Евангелие Московской печати 1821 г. (оклад 1823 г.). Серебряные позолоченные кресты: 1) 1815 г., 2) 1824 г., 3) 1846 г. Чаши: 1) 1834 г., 2) 1840 г. и три новейших.

Из памятников XVIII в. в церкви сохранился серебряный крест 1786 г., четырехконечный, с изображением чернью Распятого Христа с предстоящими, прекрасной работы, характерной для XVIII в., с явным подражанием лучшим западным образцам (размер 14х11 ½ см).

Имеются и иконы XVIII в.: 1) Воскресение Христово сложной композиции, в ризе 1801 г. (53х45 см), 2) Ахтырской Божией Матери, в ризе 1767 г. (36х26 см), 3) Св. Троицы, северорусского письма, в сложной композиции, в ризе 1801 года (54х45 см), 4) такого-же письма Св. Харлампия, в серебряной, позолоченной ризе (31х21 см), 5) Богородицы Млекопитательницы, XVIII, в., в окладе 1866 г. (37х30 см).

Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.