ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.


Харьков. Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:1689.
Адрес:
Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10

Координаты: 49.99173, 36.22904





Сортировка:

Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
16 апреля 2018
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
2 сентября 2016
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Олег В
3 июля 2013
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
V.Petrovich
22 августа 2010
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Ole Lukoye
30 апреля 2007
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
als
5 апреля 2006
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Трапезная, объединившая храм с колокольней(не работает)<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Трапезная, объединившая храм с колокольней(не работает)
Сергей Ковров
17 октября 2023
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2016
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Вид на колокольню собора с ул.Клочковской<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид на колокольню собора с ул.Клочковской
V.Petrovich
17 сентября 2010
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Колокольня<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Колокольня
als
5 апреля 2006
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Нижний храм - Трёхсвятительский храм Покровского собора.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Нижний храм - Трёхсвятительский храм Покровского собора.
Сергей Ковров
21 марта 2022
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Сюжет академической росписи взят с гравюры из сборника "Иллюстрации к Библии" Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда "Притча о милосердном самарянине" (Евангелие от Луки 10:25-37), 1852—1860 гг.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сюжет академической росписи взят с гравюры из сборника "Иллюстрации к Библии" Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда "Притча о милосердном самарянине" (Евангелие от Луки 10:25-37), 1852—1860 гг.
Сергей Ковров
14 марта 2022
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2021
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2021
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженский придел<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Крестовоздвиженский придел
Сергей Ковров
16 апреля 2018
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженский придел<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Крестовоздвиженский придел
Сергей Ковров
16 апреля 2018
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженский придел<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Крестовоздвиженский придел
Сергей Ковров
16 апреля 2018
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Нижний Трёхсвятительский храм<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Нижний Трёхсвятительский храм
Сергей Ковров
15 апреля 2018
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженский придел<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Крестовоздвиженский придел
Сергей Ковров
15 апреля 2018
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2017
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2017
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2017
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2016
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2021
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Сергей Ковров
14 октября 2016
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с запада, фото 1960-х г.г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид с запада, фото 1960-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1965
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Таким был собор в 1943 году после освобождения города. Фото с сайта: Obitel.kh.ua<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Таким был собор в 1943 году после освобождения города. Фото с сайта: Obitel.kh.ua
Алексей Кротов
1943
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Центральный купол. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Центральный купол. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Нижний трёхсвятительский храм собора. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Нижний трёхсвятительский храм собора. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из личного альбома Стефана Андреевича Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото из личного альбома Стефана Андреевича Таранушенко, 1921 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Детали фасада, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Детали фасада, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Детали фасада, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Детали фасада, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Детали фасада, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Детали фасада, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Купол колокольни, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Купол колокольни, фото С.А. Таранушенко. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1921
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Собор с пристройкой, которая в 1920-е гг. отдана под музей, а позже снесена. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Собор с пристройкой, которая в 1920-е гг. отдана под музей, а позже снесена. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: ф. 282 Института Рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, 1894 год<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
1894 год
Сергей Ковров
1 июня 1894
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Нижний Трёхсвятительский храм-усыпальница, 1840 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Нижний Трёхсвятительский храм-усыпальница, 1840 г.
Елена Григорьева
1 июня 1840
Покровский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, 1801 год<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
1801 год
Сергей Ковров
1 июня 1801



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


als  4 июля 2006

Одновременно с Успенским собором в XVII веке возникали приходские церкви за пределами крепости, в слободах и посадах. В числе первых уже в 1659 г. существовала Благовещенская церковь, в 1683 г. - Николаевская, Рождественская и Михайловская церкви, а к концу века город имел шесть деревянных и два каменных храма. Среди них особое место заняла каменная Покровская церковь, освященная митрополитом Авраамием в 1689 г. Это единственный храм XVII века, дошедший до наших дней в близком к первоначальному виде.

Сооружена Покровская церковь была за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены. Построили храм казаки, проживавшие в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне у берега реки Лопань. В 1724 г. в этом приходе насчитывалось всего 87 прихожан с семьями. Имена основателей храма не установлены, ее строили опытные мастера, владевшие знаниями народного зодчества, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная "теплая" зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном "гульбищем", возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной - такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 м. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.

В 1709 г. по указанию Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший церковь земельный участок до этого принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Федору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных строений, и было начато невдалеке от церкви строительство большого двух-этажного каменного дома с подвалом. С южной и западной сторон был разбит сад. В 1708 г. владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Федора Шидловского), а участок с садом и находившимися на нем строениями был отдан князю Кантемиру.

В 1726 г. в культурной жизни Слобожанщины произошло весьма важное событие, отразившееся на дальнейшей судьбе Покровской церкви. В Харькове по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Коллегиумом - первым высшим учебным заведением на Левобережье. Покровская церковь при этом с 1729 г. стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 г. на колокольне установили колокол весом 1,6 т. В 1799-1800 гг. верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины - напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане.

В 1820-26 гг. при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 г. позолотили главки и кресты. В 1846 г. кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-56 гг. ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-74 гг. расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры.

На протяжении XIX и начала XX века в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Была воздвигнута Озерянская церковь (базиликальное здание рядом с Покровским собором), дом настоятеля с главными воротами, бывшая Консистория, корпус келий с трапезной и квартирой для приезжающих высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня с запасными воротами со стороны Клочковской улицы (не сохранилась) и несколько жилых и служебных зданий.

В начале 1920-х гг. Свято-Покровский монастырь закрыли. В его зданиях разместили разные музеи и сторонние организации. Покровская церковь использовалась беспорядочно и разрушалась. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 1950-х гг. Она носила внешний косметический характер, но спасла храм от окончательной гибели. В 1960-х гг. решили возродить храм в том виде, который он имел в XVII веке. Разобрали для этого части, достроенные в XIX веке: трапезную между церковью и колокольней и переходы в Архиерейский дом и Озерянскую церковь.

В 1992 году комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви. Ей переданы в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на его территории здания - памятники архитектуры. По договоренности с Епархиальным управлением помещения будут использоваться находящимися в них организациями и под квартиры жильцов. Продолжаются работы по реставрации Покровского храма, в нижней церкви которого возобновлена служба. Новым проектом восстановления храма предусматривается воссоздание ранее разобранных частей.

www.kharkov.com/news/?p=57&secure=&lang=[/http][/p]


als  14 апреля 2007

Наверное, наиболее выразительным памятником, демонстрирующим синтез трансформированных идеи и конструкций слобожанского деревянного зодчества в каменной архитектуре, являлся Покровский собор в Харькове. Этот собор, созданный в 1689 г., - один из старейших архитектурных памятников Слобожанщины. Собор практически дословно повторяет слобожанскую деревянную церковь бойковского типа. Он имеет трёхструбное основание и трёхкупольное здание. В наземном плане собор представляет собой три соединённые меж собой восьмиугольника, наибольший из них по размеру — в центре. Из могучего основания, образованного из глухих ренессанных аркад, вырастают три трёхъярусных купола. При этом каждый ярус, более узкий по сравнению с предыдущим, вырастает из срезанного барочного основания, как будто пытается устремиться в небо стройными световыми проёмами и необычайно лёгкой маковкой. Все простенки куполов прорезаны изящными окнами в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов. По словам исследователя украинской культуры Дмитрия Антоновича, "Словно тесно сомкнутые друг с другом три свечи тракирия, разделена она от самой земли на три логичных купола, которые гармонично объединены в одно целое". Нет в украинской каменной архитектуре другого такого сооружения, где так блистательно был бы осуществлён приём высотного раскрытия внутреннего пространства . Монументальный и возвышенно-величественный образ Покровского собора как нельзя ярче выражает эстетические представления народа Слобожанщины.

http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm


als  27 сентября 2007

Харьковский Покровский храм — самое древнее и прекрасное здание в Харькове расположенное на берегу реки Лопани, внутри бывшей Харьковской крепости. От него когда-то вел подземный ход к реке Лопань, на случай осады Харькова татарами. Храм освящен в 1689 г. митрополитом Авраамием. С 1689 по 1726 гг. — приходская церковь бывшей крепости тогдашнего Харькова. С 1726 г. по 1799 г. — Коллегиумский храм. 3 июня 1738 г. в Покровском монастыре сгорела церковь Пресв. Богородицы. С 1799 г. — Кафедральный собор и до 1815 г. — Коллегиумский храм. С 1846 г. — главная крестовая церковь архиерейского дома. В конце XVIII века, когда все украинские монастыри, за исключением училищного Покровского, были разрушены, Покровский храм служил местом убежища для Чудотворной Иконы Божией Матери, именуемой Озерянскою и считающейся покровительницей Слобожанщины и ее жителей. Отец Федор уведомил своего архипастыря о том, что в его владениях — Озерянке — появилась чудотворная икона Богоматери. Это событие относят к 1668-1696 гг.

В 1787 г. Екатерина II подписала указ о передаче управления Харьковским наместничеством Григорию Потемкину. По приказу князя Таврического было закрыто 15 монастырей Слобожанщины, в том числе и Озерянская Богородичная пустынь. Имущество было передано в казну, а братия отправлена в Куряжский монастырь. Сюда же перенесли и Озерянскую чудотворную икону, но скоро и этот монастырь был закрыт. Именно в это время чудотворная икона Божией Матери обрела для себя приют в училищном Покровском храме, где и хранилась около 10 лет, до времени нового открытия Куряжского Монастыря (1797 г.). С 1844 г. эта икона ежегодно с 30 сентября по 22 апреля находилась в Покровском храме. В нижнем храме Покровского монастыря был престол в честь трёх святителей, который с построением храма в честь Озерянской Иконы Божией Матери находился теперь в новой церкви. В 1844 г. окончена роскошная переделка Покровской (верхней) церкви, а в 1846 г. возобновлен иконостас и освящен храм (нижняя церковь) в честь Воздвижения Креста Господня. Перед царскими вратами стояло Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами, которое было подарено потом Ахтырскому Свято-Троицкому монастырю. Здесь же находилась драгоценная святыня - напрестольный крест с мощами святых печерских угодников. Во время чтения акафиста Страстям Господним этот крест возлагали на аналое посреди храма. К монастырскому храму с северо-западной стороны примыкал архиерейский дом, в котором находилась домовая церковь во имя "Всех скорбящих радости" Божией Матери.

21 ноября 1896 г. в Харьковском Покровском монастыре Высокопреосвященным Амвросием было совершено освящение нового храма во имя Озерянскои чудотворной Божией Матери. «Успешность и легкость, с каким происходило сооружение храма, благодаря горячему участию, которое принимало в этом деле духовенство епархии, и многочисленные пожертвования, принимаемые не только от местных жителей, но и из других городов. Поступили пожертвования от духовенства монашествующего, и было личных пожертвований, доставленных владыке, 75213 р. 52 к.. Трудами духовенства собрано в приходах городских и сельских 25155 р. 11 к.; всего от духовенства 100368 р. 36 к., от жителей г. Харькова 23000 р., из С.-Петербурга 3200 р., из Москвы 7050 р., из Киева 1500 р., из сумм 22800 р., от разных лиц и из разных мест 9424 р. 35 к. Всего 196142 р. 71 к.». Перед утренней литургией был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского и перед вечерней — во имя Ап. и Ев. Иоанна Богослова. Кроме главного престола, в честь Озерянскои иконы Божией Матери, имелись приделы: (правый) Иоанна Богослова и (левый) Димитрия Солунского. Внизу, где усыпальница, Трех Святителей.

В начале 20 гг. XX столетия Свято-Покровский монастырь был закрыт. Свято-Озерянский храм превратили в хранилище госархива. В 1960-е гг. приняли решение возродить храм в его первоначальном виде. Для этого были разобраны строения, возведенные в XIX веке. В 1992 г. комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви.

Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 - 232 с.:ил. ISВN 966-637-257-6.


Сергей Ковров   16 февраля 2019

Древнейшее сооружение города и единственное сохранившееся от застройки Харьковской крепости. В архитектуре собора сочетаются черты русского и украинского барокко XVII в. Памятник кирпичный, побелен по тонкой затирке, двухъярусный, на подклети, с церквами в каждом ярусе. В его объемно-пространственном решении отражены традиции украинской трехмастной, трехверхой, многозаломной церкви. К центральному восьмигранному башенному объему храма примыкают пятистенные притвор и алтарная часть. Нижняя зимняя церковь перекрыта сомкнутыми сводами с распалубками, верхняя - летняя - восьмигранными верхами с двумя заломами. Средний объем верхнего храма значительно выше и шире боковых. Верхняя церковь в плане почти целиком повторяет нижнюю, только по периметру центрального и западного объемов устроено гульбище, опирающееся на аркаду нижнего яруса. Отвечающие поперечной оси памятника небольшие ризалиты первого яруса играют роль контрфорсов. Стены основного объема и глав завершены карнизом с зубчатым поребриком, углы подчеркнуты висячими полуколоннами на кронштейнах. Наличники, колонки, сандрики декорируют оконные проемы. Интерьер отличается стройностью.

Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Реставрирован в 1960-1965 гг. (архитекторы В. Б. Петичинский и В. И. Корнеева): укреплены основные конструкции, восстановлены главы и утраченные архитектурные детали, разобраны поздние притвор между церковью и колокольней и переход к архиерейскому дому. Экстерьеру сооружения возвращен первоначальный вид.

Колокольня возведена одновременно с собором. Кирпичная, побелена по затирке, восьмиугольная в плане, четырехъярусная с подвалом. Имеет вид оборонной башни, входила в систему укреплений Харьковской крепости. Подвал, первый и третий ярусы перекрыты сомкнутыми сводами, второй ярус имеет плоское перекрытие. Верхний звонный ярус с арочными проемами в гранях завершен кирпичным, шатровым, в котором восемь слуховых окон размещены в два яруса. Шатер колокольни увенчан луковичной главкой на восьмигранном барабанчике. Колокольня снаружи поярусно расчленена карнизами. Фасады нижнего яруса отвечают архитектуре первого яруса собора. Здесь и венчающий карниз с зубчатым поребриком, над которым протянут пояс ширинок и арки, обрамленные архивольтами, соединенными у пят горизонтальной тягой. Внутри арок - прямоугольные перспективные ниши, скомпонованные по вертикали по три в каждой арке.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог, 4 том. Харьковская область.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 марта 2025

Одним из любимейших мест для любителей старины, безусловно, являются Покровский мужской монастырь. Много событий помнит это место. Здесь, 2 июля 1709 г., в доме полковника Фёдора Шидловского гостил Петр Первый, под своды монастырских ворот входил, торопясь в класс, преподаватель Харьковского Коллегиума Григорий Савич Сковорода. В монастырском храме служили святители Мелентий и Амвросий Ключарев, здесь писал свои исторические труды архиепископ Филарет (Д.Г. Гумилевский). Здесь располагается самое древнее каменное здание города – Покровская церковь. Она прекрасна! Находиться подле неё истинное удовольствие для каждого православного. В ней воплотился весь опыт наших славных предков, основателей города, в сооружении истинных духовных центров.

Всё в ней замечательно – и гордый взлёт изящных верхов, смотря на которые забываешь о массивности древних стен и изящный декор из лекального кирпича, и внутренняя динамичность архитектурных объёмов. Здесь присутствует и волнообразность форм, и живописная причудливость своеобразно решенного ордерного декора, и изначальная контрастность цветов белых легких стен и вознесенных над ними тяжелых, более тёмных гонтовых крыш бань, нарастание пластических эффектов у верхних границ ярусов и сужение, перетекание многозаломных верхов ввысь к стройным, с перехватом главам. К архаичным чертам храма относится деревянная галерея-опасанния, готические ступенчатые фронтоны ризалитов, первоначальные оборонные приспособления.

Покровский собор заметно отличается от барочных памятников Западной Европы, которым присущи драматизм, напряженность, перегруженность формальными элементами. Гармоничность, симметрия, кажущаяся простота архитектурных объёмов и композиции плана, двухъярусность, унаследованные от украинских деревянных храмов Северщины и, с другой стороны, неудержимость вертикального взлёта масс, доступные лишь взгляду мягкость плоскостей и изменчивость очертаний собора вызывают подчас различные впечатления, позволяют ощутить всю тревожность, смутность времени, когда памятник был сооружен.

Архивы не сохранили имён строителей и заказчиков Покровского храма. Известно только, что он освящён митрополитом Аврамием в 1689 г., через год после новопостроенного, стоящего рядом, но за крепостными стенами, Успенского собора. Именно этот исторический факт не даёт покоя многим исследователям. Один из самых известных украинских искусствоведов XX ст. Стефан Таранушенко в своей монографии посвященной храму сделал предположение, что Успенский собор финансировала казацкая старшина Харьковского полка, а Покровскую церковь простолюдины. Возможно, в советские времена эта гипотеза была, как никогда кстати, особенно для поклонников марксистской историографии региона. И большинство краеведов до сих пор повторяют в разных интерпретациях этот сюжет. Однако вряд ли такое могло быть на самом деле, достаточно вспомнить то факт, что Харьковский полковник того времени Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский сам начинал свою карьеру казаком, да и большая часть старшины также. Можно было бы говорить о том, что церковь строили на взносы прихожан, церковного прихода, однако её дальнейшее использование, органичное сочетание с системой укреплений Харьковской крепости дают основание сделать несколько отличные предположение о заказчиках и целях постройки храма.

Реставрационные работы на территории Покровского монастыря свидетельствуют, что рядом с Покровской церковью располагался двор харьковского полковника Г.Е. Донца – первый каменный дом в Харькове, позже перестроенный другим харьковским полковником Фёдором Григорьевичем Шидловским. В начале XVIII ст. церковь становится усыпальницей высшего руководства Харьковского полка. За похороны в храме полковника Фёдора Донца-Захаржевского в 1706 г. притчу было передано сельцо Основа. Когда же Основа перешла в собственность другого полковника, Григория Семёновича Квитки, его семья также была погребена в Покровской церкви. Узлы и детали Покровского храма повторяют применённые несколько ранее в первых каменных храмах Слободской Украины, что неоднократно отмечалось многими исследователями. В строительстве двух из них принимала непосредственное участие семья Донцов-Захаржевских. Именно они, очевидно, были основными заказчиками – Покровский или нижний Трехсвятительский храм был их домовой церковью. Как и прежде, Покровский храм гордо поднимает на 44 метровую высоту свои башни на монастырском подворье.

Ещё совсем недавно, до ремонта, произведенного Харьковской епархией в 2000 г., можно было подолгу рассматривать изящный кирпичный декор стен, покрытый тонкой известковой затиркой, любуясь работой древних мастеров. До этого реставраторы бережно расчищали и восстанавливали его несколько десятилетий. Теперь тонкие кирпичные профили, кронштейны, перехваты и капители колонн скрыты толстым цементным намётом – местами полностью исчезая под ними, отбрасывая на древние стены глубокие тени. Особенно пострадал декор первого яруса поэтому приведём его в отдельной таблице, а уничтоженные порталы в реконструкции.

Особым изяществом отличалось обрамление восточного алтарного окна – в упрощенной форме оно воспроизводило белокаменные наличники Преображенской надвратной церкви Новодевичьего монастыря. Близок к нему был и декор завершений несохранившихся порталов. Зодчий планировал пышно оформить их, в том числе и белокаменными деталями (ширина портальных ниш внутри помещения 2,5 м), но, видимо, по требованию заказчика, учитывавшего оборонные функции постройки, порталы были сделаны узкими, шириной 1,1 м, без белокаменного декора. Только на главном, северном входе, выходившем к полковничьему дому были редкие вставки из белого камня – тесаные раковины, обелиски-пинаклии и крестообразная вставка в тимпане. Возможно, были и резные приставные колонки на пьедесталах, но их фрагментов пока не найдено.

Понимая, что здание лишается архитектурных акцентов, подчеркивающих основную ось, зодчий возвел во втором ярусе галереи над ризалитами входов высокие ступенчатые фронтоны, первоначально украшенные крупными иконами. Позднее, видимо в XVIII ст. появились иконы и в других нишах фасада – остатки живописи обнаружили при реставрационных работах в нишах западного фасада в XIX ст. закрытых поздними прикладками.

Первый ярус храма окружает глухая аркада, напоминающая аркады крепостных стен. Во втором ярусе на неё опирается деревянная галерея – опасание с каменными парапетами. Функции её типично оборонные – ширина прохода в 90 см мала для крестного хода, а первоначальная высота парапета была 160 см – он закрывал стрелка по грудь, давая возможность простреливать из стрелкового оружия обширную территорию. Декор устоев галереи и фронтоны ризалитов близки Северским памятникам XV-XVI ст. Высота аркады 4 «торговых» сажени по 176,4 см, а галереи опасанния 2,5 м (4 м вместе с кровлей) – такая же высота галереи была в Николаевском храме Святогорского монастыря. Помещение нижнего, Трехсвятительского, теперь Крестовоздвиженского храма, напоминает жилые палаты.

Центральная часть перекрыта восьми лотковым, восточная и западная шести лотковыми сводами. Их высота 6 и 5 м. Сейчас только одно окно в северо-западной грани центрального объёма сохранило свой древний приземистый откос. Ранее у северной стены бабинца в нише стояла невысокая, похожая на деревянный шкаф – поставец печь красных неполивных изразцов. Она состояла, как мы видим по материалам последних археологических исследований поселений Слобожанщины, из трёх частей – основания (ножек-балясин накрытых изразцами с рельефными двойными арками), собственно тела печи, выложенного крупными 20×20 см рельефными изразцами, и короны завершения (валик, поясок, карниз и зубцы-корона). А. Парийский видел поясок этой печи с крупными криновидными пальметками. Где-то рядом находился вход на внутристенную лестницу, выводившую в подпол верхнего храма. Западная часть собора меняла свой вид множество раз и сейчас существует в виде, приобретенном ею в XVIII – середине XIX ст. В своё время реставраторы и архитекторы В.В. Петичинский, В.И. Корнеева разобрали поздние пристройки и попытались восстановить вход в верхний храм таким, каким он был в XVII – первой половине XVIII ст., однако, вовремя разобраться в следах многочисленных переделок, открывшихся в руинах до конца не смогли. Теперь, когда исследования храма практически закончены, по мере нашего рассказа мы будем говорить о том, как выглядела западная часть храма в разные исторические периоды.

Первоначально, как и другие храмы этого времени, собор не имел колокольни. С запада в него вела широкая открытая лестница на три всхода (наружная ширина маршей 5,3 м). Её ступени опирались на четвертные каменные арки. Средний рундук высотой около 3 м имел шестигранную форму и располагался на склоне холма примерно в шести метрах от западного фасада храма. Ниже по склону в его основании была часовня для заупокойной службы а под еёполом подземный склеп. Возможно, что на каменном парапете рундука стояла двухпролётная звонница Псковского типа как в московских храмах первой половины XVII ст. Впоследствии при постройке каменной башни-колокольни в начале XVIII ст. части рундука и крыльца были встроены в её основание и в каменный переход соединивший колокольню с верхним храмом. Западное крыльцо храма было возведено по образцу крылец московского храма Воскресения в Кадашах, но раскинуто более широко. Впоследствии оно будет повторено практически в тех же габаритах, но с более богатым декором в церкви Покрова в Филях выстроенной артелью Осипа Старцева.

В галерею верхнего храма выводят три крупных портала, обрамлённые двойной профильной рамкой и полуколонками с перехватами и верхним карнизом. Дверь из алтаря шириной всего 65 см имеет такое же обрамление – по её образцу реставраторы восстановили обрамления других входов. Именно такой тип порталов станет самым характерным на Слобожанщине. Алтарь освещает крупное крестообразное окно – характерная деталь деревянных черниговских храмов, перешедшая в каменную архитектуру. Такое же окно, видимо, было до переделок в алтаре Изюмского собора.

Войдем под своды верхнего Покровского храма. Сейчас они сплошь покрыты росписью достаточно высокого уровня, почти не портящей прекрасного интерьера. Но раньше, когда центральный верх высотой более 24 м и восемнадцатиметровые боковые верха были просто побелены, впечатление было ещё более ошеломляющим. Лишь где-то в высоте парили отдельные фигуры Архангелов, Троицы да над алтарной аркой широко разворачивалась Покрова, где в толпе молящихся были чубатые казаки, бурсаки в свитках, написанные клеевыми красками. Иконы были, как и сейчас и в небольших нишах стен – своеобразных киотах. Вот что писал об интерьере Покровского храма С. Таранушенко: «Интерьер поражает красотой, стройностью и высотой. Стены имеют легкий наклон в середину (10-15 см), как в деревянных храмах. Они обступают со всех сторон, захватывают ритмикой переходов от грани к грани, от стены к залому, от залома к восьмерику, уводя взгляд все выше и выше. Многочисленные линии среднего верха стремительно взлетают ввысь и на высоте первого залома начинают сближаться, но в гранях первого восьмерика они выпрямляются и устремляются вверх; в следующий момент они ещё раз ломаются и сближаются, чтобы третий раз стремительно взлететь ввысь и напряженной кривой сойтись в зените верха. Тут не найти тёмного уголка; церковь залита светом, в одной только центральной башне 22 окна, которые прорезают её стены в 3-х уровнях, отбрасывая глубокие ореолы».

В течении трёх столетий оформление интерьера Покровского храма неоднократно менялось. Около 1775 г. он был отштукатурен, первоначальные хоры над бабинцем, выступавшие балконом – эмпорой в центральный объём и поддерживавшая их арка были разобраны и заменены узкими балконами вдоль стен западной части – во всю высоту открылся верх западного объёма. Тогда же были выполнены лепные обрамления 14 окон центрального объёма, архивольтов арок, вытянуты карнизы в главах. В начале 30-х годов XVIII ст. на деньги ректора Коллегиума Досифея Любимского, был изготовлен новый резной золоченый иконостас. Лепные обрамления верхнего храма в поврежденном виде ещё существовали в 40-х годах XX ст. и окончательно были уничтожены во время ремонта 1993 г.

Начиная с 1799 г., когда Покровский храм временно становится кафедральным, его интерьер переделывается в духе позднего классицизма. Сначала стены интерьера выкрасили светлой охрой, в карнизах и арках нарисовали лепной декор на красном и розовато-коричневом фоне. Позднее хоры перенесли в притвор, лепку и карнизы покрыли позолотой, а стены храма на высоту 8 м белым искусственным мрамором. Представление о подобном интерьере можно получить глядя на восстановленное внутреннее убранство собора Данилова монастыря в Москве. Дальнейшие ремонты уничтожили и эту отделку. Существующая, вместе с новым иконостасом, выполнена в 2002 г.

Нельзя не коснуться вопросов пропорционирования Покровского храма. До сего времени никто этим углубленно не занимался, не смотря на то, что по памятнику существует наиболее полный комплект чертежей с обмерами, хотя и зафиксировавшими переделками XIX ст. Сейчас, когда эти обмеры уточнены студентами ХГУСА под руководством В.М. Лопатько и даже выполнен проект графической реконструкции храма на середину XVIII ст. это особенно актуально.

Покровский собор стал образцом для целой группы храмов ныне не существующих и полученные данные послужили подспорьем в их графической реконструкции. Внутренняя длина верхнего храма, как и в Изюмском соборе равна 18 м, общая наружная длина несколько больше примерно 21,8 м. Размер центрального восьмерика 10×8,5 м. (4 великих косых сажени и диагональ подкупольного квадрата Изюмского собора). Ширина лтаря и бабинца такие же, как в Изюме, а длина их соответственно уменьшилась до 4,5 и 5 м. Центральной восьмерик не совсем симметричен относительно поперечной оси – часть обращенная к алтарю шире на локоть, здесь была низкая солея в одну ступень и две крупные ниши для напольных киотов.

Высота стен до начала заломов в восточном и западном отсеках 7,7 м – 3,5 нижегородских сажени, в центральной башне 8 м – нюанс, характерный для деревянный храмов. Далее, в центральном верхе высота первого залома 1,5 нижегородских сажени. Высота стен первого восьмерика вместе со следующим заломом 7,7 м, из них высота залома составляет 4 м (1/2 высоты стен первого яруса). Высота второго восьмерика вместе с куполом примерно 5,3 м – три сажени торговых, из них высота купола 1,5 м, – сажень простая. Таким образом, высота центрального верха в интерьере 24,3 м. В боковых верхах высота первого залома также 1,5 нижегородских сажени. Далее высота первого восьмерика вместе со вторым заломом 4,5 м – три простых сажени. Высота второго восьмерика вместе с куполом 3 м – две простых сажени, такая же, как и высота фонарей в завершении Изюмского собора. Общая высота боковых верхов 18,5 м. Любопытно, что если на разрезе продолжить линию первого залома центральной башни она попадет в центр купола; наклон граней второго залома параллелен первому, т.е. составляя разрез храма, зодчий применял чертежные инструменты. Видимо, изначально была задана и общая высота башен «от подошвы» - 44 м для центральной и 33 м - для боковых – соответственно 20 и 15 нижегородских саженей. Подоконники окон первого яруса заложены на высоте 4 м – половина высоты стен с некоторой коррекцией по отношению к более высокому полу алтаря и первоначальным хорам над бабинцем. Высота восточной арки 6,6 м от солеи.

Если мы возьмем чертеж бокового фасада храма, то увидим, что он не совсем совпадает с разрезом. Отметим такие общие для Покровского храма и Изюмского собора моменты, как уровень постановки завершающей главы по отношению к боковым. Разница в отметке карнизов первых восьмериков уже не 1,1 м, а 1,76 м – торговая сажень. Как установил В.М. Лопатько, чертеж бокового фасада построен на крупной диагональной сетке, где диагональ квадрата составляет 2,81 м – великую государеву городовую сажень. Любопытно, что мастера, достраивавшие западную часть храма в XVIII ст., полностью вписались в неё – они работали в одном ключе, продолжая местные традиции.

Расскажем теперь о западной части храма. Древняя шатровая колокольня архаичного вида, хотя и встроена до половины в трапезную середины XIX ст. все же сохранила свою стать. Её завершение возведено около 1740 г. по образцу оборонной колокольни Ахтырского Троицкого монастыря, 30-е годы XVIII ст. Только они две и сохранились из всех, возведённых на Слобожанщине до 1770 годов. Колокольня Покровского храма также входила в оборонный комплекс. Только по ней мы сейчас можем судить о древних каменных оборонительных сооружениях Слобожанщины.

Колокольню строили не одновременно. Её первые два этажа возвели как оборонную башню на рубеже XVII и XVIII ст. Согласно описи монастыря 1739 г., верх колокольни был деревянным. В каменном основании около 8 м высотой (не считая подклета) было 10 бойниц, в семи из них можно было установить легкие орудия, а три западные имели варовые окна – машикули. Второй этаж башни был перекрыт полуциркульным сводом, на котором и стояла деревянная каркасная колокольня. Общий вид постройки напоминал деревянные башни – колокольни киевских монастырей – Софийского, Михайловского, Печерского и был не совсем характерным для Слободской Украины. Вход в верхний храм был сделан через башню внутри зарытого каменного перехода. По его верху галерея-опасанния храма соединялась с галереей колокольни, значительно увеличивая сектор обстрела. Тогда же под бабинцем храма был выкопан подвал с тайником, из которого расходились подземные хода. Из алтаря нижнего храма тайный спуск вел в другую систему подземелий четырёх направлениях в форме Андреевского креста.

В начале 40-х годов XVIII ст. была предпринята попытка строительства каменной ограды, приспособленной к обороне вокруг верхней территории Покровского монастыря. В этот период и надстроили в камне колокольню собора. В её третьем ярусе появилась келья с пятью маленькими окошками-бойницами и печью зеленых изразцов, а в основании башни был насыпан кольцевой бастион. Тогда же возвели каменную надвратную башню овальной формы с двумя пушечными полубастиями по сторонам. Высота стен монастыря составляла около 6 м, а толщина – 1 м. Боевая галерея стен опиралась на консольные балки и выносные кирпичные столбы опоры.

В середине 1740-х годов с севера к колокольне Покровского собора пристроили каменное крыльцо с тремя рундуками, в состав которого входила привратная башня с проходом на западный склон монастырской горы. Из основания башни шёл ход на север и юг вдаль склона холма, представлявший собой тип противоминной галереи. Позже, в 1750-е годы, вместо древнего перехода между колокольней и собором встраивают восьмигранный притвор с усыпальницей в подвале. Верхний этаж притвора первоначально был открытым, галерейного типа.

Восьмигранные притворы характерны для архитектуры Левобережья, особенно для Черниговщины. Такой притвор украинские мастера возвели даже в далекой Тюмени в Покровской надвратной церкви Троицкого монастыря. Её колокольня архаичностью форм, простым декором и нерегулярностью восьмигранного плана, также очень напоминает храмы Слобожанщины. К сороковым годам XIX ст. притвор неоднократно перестраивался, пока в 1843 г. полностью не утратил свой древний облик. В 1825 г. к нему с севера примкнул закрытый переход из нового Архиерейского дома на трёх сквозных арках, возведённый взамен разобранного крыльца XVIII ст.

В 1850 г. взамен существующей по проекту епархиального архитектора Ф.И. Данилова была выстроена новая трапезная, превосходящая старую по площади в четыре раза, большая предыдущей. Разрушенная в конце 50-х годов XX ст., она отстроена в середине 1990-х годов в виде близком к первоначальному. К чести архитектора Ф.И. Данилова следует сказать, что, возводя её, он повторил мотивы декора древнего храма – наличники, арки, первого яруса, зубчатые карнизы – в это время передовые люди уже начинали интересоваться родной стариной, начался выпуск изданий с описанием архитектуры и обмерами древних храмов, первые археологические исследования домонгольских памятников. В конце XIX-XX ст. древний храм пережил множество перестроек и разрушений. Особенно он пострадал в 1930-е и в годы Великой Отечественной войны, после чего стоял без кровель около двух десятилетий.

Из многочисленных реликвий, хранившихся в нём, сохранились: 1) Большой запрестольный серебряный с позолотой и финифтяными медальонами крест (85×43 см) – выдаюшийся памятник ювелирного искусства XVIII ст. Из надписи на нем узнаем что он «сооружен в 1724 г. коштом Митрофана Епископа Тверского»; 2) Большие иконы – список чудотворного образа Озерянской Божией Матери, 40-х годов XVIII ст. и Покрова рубежа XVIII и XIX ст. в массивных чеканных с гравировкой окладах – сейчас стоят в соседнем Озерянском храме монастыря в больших напольных киотах; 3) На колокольне Покровского храма в настоящее время висит большой колокол, отлитый в марте 1776 г. для несохранившейся Николаевской церкви. Редкое произведение слобожанских мастеров украшено по кайме тонким орнаментом и пространной надписью, в которой указано, что «соорудися сей звон стараниями отца Михаила и многих вкладчиков». В настоящее время это самый старый сохранившийся крупный колокол в Харьковской области.

Имевшиеся в храме захоронения – архиерейские в усыпальнице под трапезной и основателей города под полом нижнего храма разрушены в разное время. В 1911 г. перенесен в Новочеркасск прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Орлова-Денисова, погребенного в 1843 г. в аркасолии Крестовоздвиженской церкви. Лишь подземный склеп в склоне горы до сих пор не исследован – не в нем ли покоится ктитор храма полковник Харьковского слободского казачьего полка Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский, предположительно умерший в 1691г. (можно также предположить, что Г.Е. Донец-Захаржевский не умер, а перешёл монашествовать в Куряжский Преображенский монастырь, основателем которого он также является).

В 1989 г. Покровский храм после долгих лет запустения, вновь передан православной церкви. Тогда же возобновилась служба в стенах Покровского монастыря.

Погребенные в Покровском храме: Нижний храм: 1) Фёдор Григорьевич Донец-Захаржевский, полковник Харьковский, 1706 г. 2) Его дочь, Марфа Фёдоровна Квитка, 1721 г. 3) Василиса Красовская и Василий Григорьевич Квитка, 1734 г. 4) Стефан Григорьевич Квитка, сын харьковского полковника Григория Семёновича Квитки, 1735 г. 5) Архимандрит Куряжского монастыря Наркис, из рода Квиток, 1793 г. Усыпальница под колокольней и притвором-трапезной: 1) Христофор (Сулима), первый епископ Харьковский, 1813 г. 2) Аполлас (Тереткевич), 1817 г. 3) Мелентий (Леонтович), 1840 г. 4) Нектарий (Надеждин), 1874 г. 5) Амвросий (Ключарев), 1901 г.

А. Парамонов, А. Парийский «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины».



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 1998 году в Украине была выпущена почтовая марка с изображением Покровского собора.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.