Одновременно с Успенским собором в XVII веке возникали приходские церкви за пределами крепости, в слободах и посадах. В числе первых уже в 1659 г. существовала Благовещенская церковь, в 1683 г. - Николаевская, Рождественская и Михайловская церкви, а к концу века город имел шесть деревянных и два каменных храма. Среди них особое место заняла каменная Покровская церковь, освященная митрополитом Авраамием в 1689 г. Это единственный храм XVII века, дошедший до наших дней в близком к первоначальному виде.
Сооружена Покровская церковь была за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены. Построили храм казаки, проживавшие в небольшом посаде и на ближайшем хуторе на северо-западной стороне у берега реки Лопань. В 1724 г. в этом приходе насчитывалось всего 87 прихожан с семьями. Имена основателей храма не установлены, ее строили опытные мастера, владевшие знаниями народного зодчества, форм украинского барокко и приемов московской архитектуры. По композиции Покровская церковь подобна типичным трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящей колокольней, но она двухэтажная. В основании храма находится подклет, окруженный открытой аркадой. В подклете расположена однопрестольная "теплая" зимняя церковь во имя Трех Святителей. На верхнем этаже, опоясанном "гульбищем", возвышается однопрестольная летняя церковь (первоначально она не отапливалась) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом в последующем устроили усыпальницу, в которой хоронили представителей местной знати. К центральному, восьмигранному в плане, башнеподобному объему с западной стороны примыкает шестигранная алтарная часть, с восточной - такой же притвор. Восьмигранные башенные объемы верхнего храма разделены заломами на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части 48 м. Наружные стены украшены выложенными из кирпича карнизами с зубчатым поребриком, углы акцентированы тонкими, висящими на кронштейнах полуколонками. Оконные проемы обрамлены изящными наличниками с колонками и фигурными сандриками. Внутри верхнего храма открытое светлое пространство трех камер, объединенных по низу широкими арочными проемами, создает исключительный по красоте эффект. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана с ней галереей. В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная, с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. Завершает колокольню звоновый ярус, над которым возвышается каменный шатер со слуховыми окнами и маленькая луковичной формы главка с крестом.
В 1709 г. по указанию Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший церковь земельный участок до этого принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Федору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных строений, и было начато невдалеке от церкви строительство большого двух-этажного каменного дома с подвалом. С южной и западной сторон был разбит сад. В 1708 г. владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Федора Шидловского), а участок с садом и находившимися на нем строениями был отдан князю Кантемиру.
В 1726 г. в культурной жизни Слобожанщины произошло весьма важное событие, отразившееся на дальнейшей судьбе Покровской церкви. В Харькове по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Коллегиумом - первым высшим учебным заведением на Левобережье. Покровская церковь при этом с 1729 г. стала монастырской и коллегиумской. Ее отремонтировали, украсили внутри и снабдили церковной утварью. В 1732 г. на колокольне установили колокол весом 1,6 т. В 1799-1800 гг. верхнюю церковь преобразовали в кафедральный собор, а нижняя продолжала служить коллегиумской. В ризнице монастыря хранилось много памятников церковной старины - напрестольные Евангелия, кресты, подсвечники и другое. В усыпальнице были погребены видные священнослужители и именитые граждане.
В 1820-26 гг. при возведении нового Архиерейского дома соорудили между ним и храмом переход, а также устроили трапезную, объединившую храм с колокольней. В 1837 г. позолотили главки и кресты. В 1846 г. кафедральным собором вновь стала Успенская церковь, к которой была пристроена колокольня, а Покровскую церковь обратили в главную крестовую церковь Архиерейского дома. В 1844-56 гг. ее расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-74 гг. расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры.
На протяжении XIX и начала XX века в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Была воздвигнута Озерянская церковь (базиликальное здание рядом с Покровским собором), дом настоятеля с главными воротами, бывшая Консистория, корпус келий с трапезной и квартирой для приезжающих высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня с запасными воротами со стороны Клочковской улицы (не сохранилась) и несколько жилых и служебных зданий.
В начале 1920-х гг. Свято-Покровский монастырь закрыли. В его зданиях разместили разные музеи и сторонние организации. Покровская церковь использовалась беспорядочно и разрушалась. Первая попытка ее реставрации была предпринята в 1950-х гг. Она носила внешний косметический характер, но спасла храм от окончательной гибели. В 1960-х гг. решили возродить храм в том виде, который он имел в XVII веке. Разобрали для этого части, достроенные в XIX веке: трапезную между церковью и колокольней и переходы в Архиерейский дом и Озерянскую церковь.
В 1992 году комплекс Свято-Покровского монастыря был возвращен церкви. Ей переданы в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на его территории здания - памятники архитектуры. По договоренности с Епархиальным управлением помещения будут использоваться находящимися в них организациями и под квартиры жильцов. Продолжаются работы по реставрации Покровского храма, в нижней церкви которого возобновлена служба. Новым проектом восстановления храма предусматривается воссоздание ранее разобранных частей.
www.kharkov.com/news/?p=57&secure=&lang=[/http][/p]