ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Церковь Жён-мироносиц (старая).

Мироносицкая церковь


Харьков. Церковь Жён-мироносиц (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Жён-мироносиц
Год постройки:Между 1781 и 1783.
Год утраты:1930 (взорван и затем разобран)
Архитектор:П.Я. Ярославский (?)
Адрес:
Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Сумская, сквер Победы

Координаты: 49.998504, 36.23581
Проезд:от станций метро Советская или Университет, по ул. Сумской до "Зеркальной струи"



Церковь Жён-мироносиц (старая), Газетное фото 1930 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Газетное фото 1930 г.
Михаил Мещанинов
28 марта 1930
Церковь Жён-мироносиц (старая), Колокольня Мироносицкой церкви г. Харькова построена в 1909-1911 г.г. по проекту архитектора В.Н. Покровского. 1912 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Колокольня Мироносицкой церкви г. Харькова построена в 1909-1911 г.г. по проекту архитектора В.Н. Покровского. 1912 г.
Елена Григорьева
1 июня 1912
Церковь Жён-мироносиц (старая), фото Руднева, сделано в 1911 году.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
фото Руднева, сделано в 1911 году.
Максим2014
1 января 1911
Церковь Жён-мироносиц (старая), фото Руднева, сделано в 1911 году.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
фото Руднева, сделано в 1911 году.
Максим2014
1 января 1911
Церковь Жён-мироносиц (старая), фото до 1917 года<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
фото до 1917 года
Максим2014
1 января 1908
Церковь Жён-мироносиц (старая), фото до 1917 года<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
фото до 1917 года
Максим2014
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Максим2014  13 января 2015

Мироносицкая церковь. Храм был при кладбище, располагавшемся в ХVII веке за чертой Харькова. Теперь это центр города. Улица Мироносицкая называлась изначально Ново-Мало-Сумской, с 1921 года —улицей Равенства и Братства, с 1930 по 1993 годы — улицей Дзержинского.

Отец Филарет в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» говорит, что название церкви связано с памятью об «обществе благочестивых жен», которые в 1701 году купили книгу для Куряжского монастыря» на общие гроши сестер Мироносиц, жителей города Харькова». Это — первое упоминание харьковских мироносиц...

Судьба харьковского Мироносицкого храма трагична, как и многих других. Он был уничтожен безбожной властью в 1930-х годах, однако, как водится, память о нем пребывает как на небесах, так и в сердцах православных горожан. На месте храма ныне располагается аллея героев-комсомольцев. Перед аллеей, на улице Сумской, — ставшая за несколько послевоенных десятилетий знаменитой Зеркальная струя, одна из визитных карточек города. Поэтому когда в православной среде, у руководства Харькова, а также архитекторов возникла инициатива возвести на месте уничтоженного храма новый, общественность отреагировала противоречиво, на телевизионных ток-шоу вопрос стоял остро: Зеркальную струю отдавать горожане не хотели. Но, надо признать, никто на нее и не посягал. Она органично вписывается в храмовый ансамбль.

Предлагалось просто перенести или реконструировать аллею героев-комсомольцев, о которой тоже непременно следует рассказать. Она, совсем небольшая, была заложена во время празднования 40-летия ВЛКСМ в 1958 году. Вдоль нее по сей день на круглых белых постаментах располагаются 8 бронзовых бюстов — Николая Островского (скульптор Д.Г. Сова), Зои Космодемьянской (скульптор И. П. Ястребов), Александра Матросова (скульптор А.А. Ивченко), Олега Кошевого (скульптор В.В. Петренко), Ляли Убийвовк (скульптор В.Ю. Обидион), Вани Минайленко (скульптор М.Н. Михайловский), Александра Зубарева (скульптор Б.К. Волков) и Галины Никитиной (скульптор Л.Г. Жуковская).

В конце аллеи установлена стела с изображением 6-ти орденов, которыми был награжден комсомол, и текстом: «Герої полягли за Батьківщину, / Але живуть у нинішніх ділах. / І вічно буде комсомольска зміна/ Тримати їхній прапор у руках». После реконструкции надпись на стеле была изменена. Сейчас она звучит так: «Дела и подвиги их — грядущим поколениям». Как видим, аллеей преимущественно увековечена память героев Великой Отечественной войны, отдавших свои молодые жизни за други своя, за свое Отечество.

В День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, 23 августа 2008 года, произошло освящение символической закладки новой церкви Жен Мироносиц. На месте будущего трехпрестольного девятикупольного храма пока установлен деревянный крест. Строительство храма на 330 человек планировалось завершить к 2011 году, но работы еще не начинались. Трудно сказать, что тому причиной — экономический кризис, нерадение или протесты жителей дома по улице Чернышевской, 15 (единственный жилой дом, находящийся в непосредственной близости от места, где стоял храм). Архитектор Павел Чечельницкий рассказывает: «Количество куполов обусловлено тем, что раньше на Слобожанщине строили храмы только девятикупольные. Сейчас ни одного такого на Харьковщине нет». Он же возражает местным коммунистам, утверждая, что нет противоречия между храмом и памятниками героям-комсомольцам, поскольку люди, пожертвовавшие своими жизнями за добро, церковью признаются как безусловные праведники.

После установления Советской власти Мироносицкая церковь некоторое время была открытой для прихожан. Затем было принято решение построить на Мироносицкой площади «Театр массового музыкального действа». Строительство «театра» так и не было завершено. Предполагалось, что новая советская постройка будет грандиозной, совмещающей в себе цирк, кинотеатр и театр с залом на 4000 мест и огромной сценой. А Мироносицкий храм решено было снести, потому что старая церковь «портила бы вид» всей площади возле театра. Площадь, возникшая на месте церковного кладбища, закончила существование вместе с церковью, которая была взорвана 11 марта 1930 года около 4 часов утра. Однако взрыв не снес храм полностью, верхушка колокольни никак не падала, и в народе говорили, что это Бог не дает рушить церковь. В итоге храм был разобран.

До Великой Отечественной войны на месте сквера располагался троллейбусный парк, а после окончания Великой Отечественной войны на месте депо был разбит сквер Победы, в котором и заложили аллею героев-комсомольцев.

А какова же история разрушенного храма? В 1780 году прихожане обратились к генерал-майору Норову, возглавлявшему Харьковское Наместничество, с просьбой о строительстве каменной церкви Жен Мироносиц на месте обветшавшей деревянной. 12 марта 1781 года была выдана храмозданная грамота с разрешением на строительство церкви. Строительство заняло около двух лет и 9 июня 1783 года кладбищенская церковь была освящена. Это был небольшой каменный однопрестольный храм, с деревянной колокольней с 4 колоколами (самый тяжелый весил 30 пудов 5 фунтов).

В 1813 году были проведены все согласования с архиепископом Курским и Белгородским Феоктистом, временно управлявшим Харьковской епархией в связи со смертью Христофора. Было решено пристроить два притвора, освятив их во имя святого Николая Чудотворца и святых Жен Мироносиц. Главный же престол — освятить во имя Образа Тихвинской Божией Матери. Освящение и заложение притворов прошло в 1813 году. Строительство завершилось в начале 1819 года. 7 мая Николаевский предел освятил архиепископ Павел. Длина здания составила 38 аршин, ширина 25 аршин. Вся церковь была покрыта белым листовым железом и покрашена в зеленый цвет, вокруг церковного двора построили новую деревянную ограду. 16 октября был освящен Мироносицкий притвор. А 31 октября архиепископ Павел подписал храмозданную грамоту на переименование Мироносицкой церкви в Тихвинскую.

Несмотря на перестройку 1813—1819 годов, полностью переделка храма не была завершена из-за недостатка средств, и в июне 1826 года священник Трифон Копьев с прихожанами решили перестроить главный алтарь. Проект перестройки церкви и обновления фасада разработал профессор Харьковского императорского университета Евгений Васильев. Планируемая смета достройки составляла 12255 рублей. Прихожане собрали необходимую сумму, но утверждение проекта затянулось надолго из-за смертей архитектора Васильева и главного идеолога планировавшейся реконструкции — священника Трифона Копьева. В 1833 году новый настоятель церкви, отец Иаков Голяховский, вернулся к идее реконструкции. Проект был слегка изменен «дабы дать церкви фасад более правильный и соответственный русскому штилю».

19 октября 1841 года был освящен главный престол — в память Воздвижения Креста Господня. Таким образом, церковь снова поменяла имя — сей раз на Крестовоздвиженскую. После завершения перестроечных работ 1856 года и освящения всех престолов церковь стала пятипрестольной: в главном (холодном) храме находились Крестовоздвиженский, Сергиевский и Тихвинский, а в теплом храме — Николаевский и Мироносицкий.

Интересная деталь, о которой мы не всегда задумываемся по причине наличия современных способов отопления и освещения храмов. Тогда зимние богослужения проводились только в двух отапливаемых голландскими печами притворах теплого храма, а холодную церковь отгораживали теплой деревянной стеной. Но что интересно, к 25 марта стену разбирали и все лето служили в притворах теплого храма.

Спустя три десятилетия, в 1889 году новоизбранный церковный староста Л.П. Соколов начал сбор средств на реконструкцию храма, проект которой подготовил профессор Харьковского технологического института архитектор М.И. Ловцов. 18 июня 1890 года архиепископ Амвросий разрешил реконструкцию, которую завершили к ноябрю. Были убраны и торжественно сожжены два престола теплого храма, разрушены две стены, разделявшие теплую и холодную церкви, увеличена высота потолка и размеры окон, толстые колонны заменены тонкими и сделано центральное калориферное отопление. Также была обновлена внутренняя отделка храма, перестелены полы, позолочены иконы. Первоначальная сметная стоимость работ планировалась на уровне 5000 рублей, фактическая же составила около 12000 рублей.

В конце XIX века стало ясно, что старая колокольня, возведенная в 1819 году, обветшала и видом не согласуется с перестроенным храмом. Средства на ее перестройку собирали 20 последовавших лет! К концу1905 года в храме было устроено электрическое освещение. И лишь в 1909—1911 годах по проекту В.Н. Покровского была построена новая колокольня в стиле ростовских храмов XVII века, вторая в городе по высоте после Александровской колокольни Успенского собора.

Это фото опубликовал А.Ф. Парамонов, составитель книги «Харьков. Ретроальбом» (Харьков: ХЧМГУ, Глобус, 2008) с таким комментарием: «Вид с колокольни Мироносицкой церкви. Фотограф-любитель Борис Кузьмич Руднев, побывав на колокольне Мироносицкой церкви, сделал целый ряд фотографий Харькова. Несмотря на то, что снимок сделан любителем, он представляет интерес для восстановления картины старого города. На фотографии видны Николаевская и Троицкая церкви, Успенский собор и костел». Википедия дает добавочный комментарий, перечисляя оказавшиеся в поле зрения храмы Харькова (крестиком помечены уничтоженные церкви): «Вид с новой высокой, 1911 г., колокольни Мироносицкой церкви на центр Харькова, между улицами Гоголя (слева) и Сумской (справа, не видна). Слева направо церкви: католический костёл, Троицкий собор на Подоле, †Николаевский собор, Покровский собор, колокольня Успенского собора. †Лютеранская колокольня (1914) слева на Пушкинской ещё не построена, †Воскресенская церковь напротив Рыбного моста не видна».

Статья взята с сайта http://www.pravoslavie.ru/smi/46370.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 февраля 2019

Нынешний каменный храм Креста Господня в 1783 г. освящен был на кладбище во имя Св. жен Мироносиц. Надобно при этом вспомнить, что в 1701 г. для Куряжского монастыря куплена была книга «на общие гроши сестр Мироносиц, жителей города Харькова», так говорит надпись на книге. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых жен после 1701 г., неизвестно. Но почти несомненно, что живая память об этом обществе подала мысль построить на кладбище храм в честь Св. жен Мироносиц. В 1803 г., при умножении населения Харькова, храм обращен в приходский. В 1809 г. попечением купца Ивана Тараканова устроены в нем приделы во имя жен Мироносиц и Св. Николая с посвящением главного храма славе Креста Господня. С 1837 г. весь храм был перестроен и освящен в 1841 г. На эту перестройку купчиха Параскева Тамбовцева пожертвовала 5140 р. серебром; купец Иван Киткевич – 1375 р. серебром; помещица Анна Николаевна Безпальчева, попечитель надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов – по 1258 р. серебром.

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoj-eparhii/2


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 апреля 2020

Мироносицкая церковь считается одной из самых старых в Харькове. Ее возвели в 1781-1783 годах. Однако некоторые историки предполагают, что храм могли построить в конце XVII века. В те времена церковь была небольшой и деревянной, а покрытие сделано из гонта. Тем не менее, дальнейшая судьба храма остается неизвестной и только с 1781 года о нем сохранились сведения, которые эксперты считают достоверными. Стоит отметить, что до 1771 года в Харькове не было отдельно отведенных кладбищ, а при каждом приходском храме было достаточно места для захоронения умерших людей. Однако с 1771 года указами священного Синода кладбища при приходских храмах закрыли и для них отвели места за чертой города. Их ограждали плетнями и окапывали рвами.

В 1780 году прихожане Троицкого, Николаевского и Успенского соборного приходов обратились к правителю Харьковского Наместничества генерал-майору Дмитрию Норову с просьбой. Они хотели построить на отведенном по Золочевской дороге удобном кладбищенском месте каменную церковь во имя святых Жен Мироносиц. Согласно библии, это женщины, которые пришли утром в первый день после субботы к Гробу воскресшего Иисуса Христа. Они принесли ароматы и благовония для умащения тела.

В итоге Дмитрий Норов передал просьбу прихожан о строительстве храма на рассмотрение Харьковского Духовного Правления. Просьбу рассмотрели, а 12 марта 1781 года была выдана грамота, согласно которой прихожане получили право построить на месте кладбища каменную церковь во имя святых Жен Мироносиц.

Уже 9 мая 1781 года храм был заложен, а само строительство проходило на пожертвования прихожан Успенской соборной и Николаевской церквей. Возведение Мироносицкого храма заняло порядка двух лет и 9 июня 1783 года его освятили. Это был каменный, однопрестольный и небольшой храм с тремя крепко сделанными дверьми. Отдельно от церкви на столбах возвели деревянную колокольню, на которую повесили четыре колокола.

На протяжении следующих 18 лет храм во имя Жен Мироносиц не имел своего отдельного самостоятельного причта, а богослужения в нем проводили священники Успенской соборной или Николаевской церквей. Иногда родственники захороненных людей на кладбище приглашали для проведения богослужений священников из других городских церквей.

При этом Мироносицкая церковь была достаточно снабжена церковной утварью и книгами, а это означало, что появление собственного священника - дело времени. Так и произошло, когда 2 сентября 1800 года для совершения богослужений в этом храме определили священника Покровского собора Емельяна Друзякина. Однако Друзякин недолго проводил богослужения в Мироносицкой церкви, поскольку 4 апреля 1801 года полковник Чугуевского полка, который располагался в Харькове, обратился с просьбой в Харьковскую епархию. Он просил разрешения использовать церковь для совершения богослужений в ней полковым священником Василием Ставровским. Это было необходимо для религиозных потребностей вверенного ему полка. Просьбу полковника удовлетворили, после чего 10 апреля 1801 года был выдан указ, согласно которому полковой священник получил право проводить богослужения в Мироносицкой церкви. Вместе с тем священник принял по описи все церковные предметы, за которые он должен был отвечать.

Но и Ставровский недолго проводил богослужения в этом храме, поскольку в 1802 году церковь во имя Жен Мироносиц стала приходской и к ней назначили причт. Это было обусловлено тем, что местным жителям приходилось далеко ходить в свои приходские храмы, а Мироносицкая церковь находилась очень близко. В итоге более 700 человек стали первыми прихожанами храма, согласившись содержать церковь в порядке и чистоте. По штату при новом приходском храме положено было быть священнику, дьячку и пономарю. Первым приходским священником стал один из учителей Харьковского духовного коллегиума Трифон Копьев, который служил при храме на протяжении следующих 28 лет.

В 1806 году было принято решение построить каменную колокольню, поскольку деревянная стала ветхой. На протяжении нескольких лет собирались деньги на возведение новой колокольни. Сбор средств шел медленно, а число прихожан в эти годы росло, поскольку Харьков расширялся. Все это привело к тому, что Мироносицкая церковь стала тесной для прихода, в результате чего назрел вопрос о расширении всего храма. Поэтому в 1813 году из прихожан церкви создали комитет, которому и поручили заняться этим вопросом.

Затягивать не стали и 27 мая 1813 года в Харьковскую епархию было подано прошение о расширении Мироносицкой церкви. Планировалось устроить в ней два придела - с южной стороны во имя святителя Николая, а с северной в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К тому же при прошении представили план с фасадом на расширение храма. В итоге 31 мая 1813 года необходимое разрешение было выдано, но храм решили переименовать в Тихвинскую церковь, а приделы устроить во имя святого Николая и святых Жен Мироносиц. Уже 8 июня 1813 года оба предела были заложены, после чего началась постройка. Возведение шло медленно из-за недостатка средств. Поэтому строительство приделов было окончено только в 1819 году. Ширина всей церкви с приделами составляла 17,78 метров, а длина от старого иконостаса до западных наружных дверей - 27,02 метров. Весь храм покрыли листовым железом и покрасили зеленой краской.

31 октября 1819 года была подписана Храмозданная грамота, согласно которой Мироносицкая церковь была переименована. С тех пор и до 1841 года это уже была Тихвинская церковь. Тем не менее, в городе и приходе за ней оставалось прежнее название.

К этому времени число прихожан значительно возросло, а храм был уже трехпрестольным. Вдобавок богослужения совершались ежедневно. Поэтому 17 сентября 1820 года прихожане обратились с прошением о назначении к этой церкви еще одного причта. Их просьба не осталась без внимания, и через месяц храм стал двухклирным. Это означало, что при церкви положено быть двум священникам, одному диакону, двум дьячка и двум пономарям.

В июне 1826 года было принято решения о перестройке главного алтаря храма. План и фасад церкви, на которых обозначались предполагаемые достройки и поправки, разработал профессор Харьковского университета Евгений Васильев. Также на эту постройку составили смету в размере 12 255 рублей, которые были успешно собраны. Несмотря на всю подготовку, утверждение проекта перестройки значительно затянулось. Все из-за того, что умер главный деятель перестройки - священник Трифон Копьев, а его приемник Михаил Кияновский не особо проявлял интерес к этому вопросу. К тому же ранее разработанный план и фасад храма требовали определенных дополнений.

Годы шли, а проект все никак не утверждали. Все это привело к тому, что Мироносицкая церковь из-за своей древней архитектуры стала не соответствовать недавно возведенным при ней приделам. Вдобавок ветхая крыша храма стала опасной и могла повлечь значительные повреждения всей церкви. Поэтому в 1833 году прихожане захотели полностью разобрать церковь и на ее месте построить уже новую, а не реконструировать лишь один главный алтарь.

Необходимый план по перестройке всего храма подали 26 января 1834 года. Новый настоятель церкви - священник Иаков Голяховский вместе с купцом Федором Соловьевым активно стали заниматься вопросом возведения нового храма. После трех лет различных согласований в июле 1837 года проект перестройки был утвержден, а в сентябре приступили к строительным работам.

Осенью 1837 года начали разбирать стены храма, а ранней весной 1838 года приступили непосредственно к строительству церкви, которое было завершено в черновом варианте в 1840 году. В этом же году священнослужители и попечители церкви выступили с идеей о переименовании главного Тихвинского престола в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Свое предложение они мотивировали отсутствием в трехпрестольной церкви престола, посвященного в честь Господа. К тому же во всем Харькове не было ни одного престола, посвященного празднику Воздвижения Креста Господня.

Вначале 1841 года стартовала внутренняя отделка храма, а в октябре постройку окончательно завершили. В общей сложности работы по перестройке храма обошлись в 20 000 рублей серебром. Освящение главного престола в честь Воздвижения Креста Господня состоялось 19 октября 1841 года, а церковь стала именоваться Крестовоздвиженской. Однако два оставшихся престола на протяжении еще нескольких лет не были завершены. Только в 1847 году был освящен престол во имя преподобного Сергия, а престол в честь Тихвинской иконы Божией Матери - лишь в 1856 году. Таким образом, храм стал пятипрестольным.

В июне 1890 года под руководством опытного архитектора работы стартовали. Реконструкция продвигалась так быстро, что уже к ноябрю была фактически завершена. По ее итогам два престола были торжественно сожжены, вынуты две внутренние стены, толстые громоздкие колонны значительно утончены. Это позволило освободить достаточное количество места в храме для молящихся людей. Также были подняты своды церкви и арка, в результате чего храм стал выше. В то же время в храме устроили центральное отопление, а окна и двери значительно расширили.

Такие нововведения требовали дополнительных средств, поэтому вместо предполагаемого расхода в 5 000 рублей на реконструкцию потратили 12 000 рублей. Однако результат того стоил, так как по окончанию реконструкции церковь изменилась до неузнаваемости. Храма стал высоким, просторным, светлым и теплым.

После этой реконструкции харьковская церковь не подвергалась каким-либо серьезным изменениям. Лишь к концу 1905 года в храме устроили электрическое освещение, которое обошлось церкви в 900 рублей. К тому же в начале нового века архитектор Покровский составил проект перестройки колокольни 1819 года, которая за столько лет обветшала, а ее вид не соответствовал реконструированному храму. Поэтому на протяжении 1909-1911 годов возвели новую колокольню. Она стала второй по высоте в Харькове после Александровской колокольни Успенского собора.

Затем была Октябрьская революция и Крестовоздвиженскую церковь, как и многие другие храмы, ждала незавидная участь, поскольку партийные и государственные органы СССР активно поддерживали атеизм. После захвата власти большевиками храм некоторое время оставался открытым для прихожан. И все же 11 марта 1930 года церковь была взорвана коммунистами. Храм стал неугоден, поскольку на его месте хотели возвести здание «Театра массового музыкального действа». Большевики планировали грандиозное строение, которое бы в себе совместило цирк, кинотеатр и театр с залом на 4 000 человек. Однако столь масштабный проект так и не был осуществлен. В результате на этом месте построили троллейбусный парк, а после Второй мировой войны разбили сквер и установили знаменитую «Зеркальную струю».

Лишь в 2015 году на тот самом месте была возведена новая церковь во имя святых Жен-Мироносиц, но это уже совсем другой храм и история...

http://www.057.ua/news/2669205/vzorvan-kommunistami-radi-teatra-istoria-odnogo-iz-drevnejsih-hramov-harkova-foto


Елена Григорьева
 

Улица Гоголя, будучи Малой Сумской, с самого начала упиралась в городское кладбище, которое появилось здесь в 1772 г. Именно в этом году в Харькове стали отводить места для кладбищ за пределами города. Успенский, Николаевский и Троицкий храмы получили землю по Золочевской дороге, купленную для этих целей казной у помещика капитана Ивана Выродова. В 1783 г. на кладбище построили каменную церковь во имя Жён-Мироносиц. Храм был возведён попечением церковного старосты Успенского собора поручика Фёдора Анастасьевича Грекова. Кладбищенская церковь была обнесена оградой из хвороста, вместо колокольни стояли столбы, крытые шалёвкой, с четырьмя колоколами. Кладбище закрыли в 1792 г., харьковский наместник Фёдор Кишинский обратил внимание, что территория вокруг кладбища активно застраивается жителями города. А в 1801-м последовал указ Синода об обращении кладбищенской Мироносицкой церкви в приходскую.

Мироносицкая церковь неоднократно перестраивалась и меняла свои названия, но в народе её имя оставалось прежним. С 1809-го по 1819 год по проекту архитектора Евгения Васильева церковь перестраивалась, были пристроены два каменных придела с престолами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери, последний стал главным престолом, от чего в это время церковь получила название Тихвинской. Попечителями постройки были купец Иван Тараканов и городовой секретарь Дмитрий Сердюков. Ими же была возведена каменная ограда церкви, которая с небольшими изменениями в 1848 и 1864 г.г., прослужила до самого закрытия этого храма.

В 1839 г. церковь вновь подверглась перестройке: известная своей благотворительностью на харьковские храмы Прасковья Тамбовцева пожертвовала на устройство ещё двух приделов 5 000 рублей серебром, и по ее желанию в правом приделе был устроен престол во имя Корсунской Божией Матери. Кроме неё, на перестройку церкви жертвовали купец Иван Киктевич, надворный советник Крамаренков, помещица Анна Безпальчева. А в 1847 г. купец Сергей Костюрин вложил 500 рублей серебром для устройства престола преподобного Сергия Радонежского. Главный престол в 1841 г. был освящён во имя Креста Господня, соответственно и церковь стала называться Крестовоздвиженской.

Последняя капитальная перестройка состоялась в 1890 г., тогда были убраны два придела, подняты арки и своды внутри храма, изменены размеры и расположение окон, устроено калориферное отопление. Работы производились по проекту архитектора Михаила Ловцова и предполагали полное изменение всего облика классической архитектуры церкви, но средств для таких масштабных перестроек не было. В 1908 г. архитектор Владимир Покровский, изучив состояние Мироносицкой церкви, писал в пояснительной записке, что после перестроек 1890 г. её наружные фасады свидетельствуют о полном отсутствии какого-либо стиля или характера, поражая своей недоделанностью. В 1908-м В. Покровский начинает строительство новой колокольни, так как старая уже давно была непригодна для размещения на ней колоколов, они висели на двух столбах под навесом рядом с церковью. В 1911 г. колокольня была построена и стала в округе самым высоким сооружением.

Хотя Мироносицкое кладбище было закрыто в 1803 го. хоронили на нём даже в 1830-е, особенно в той его части, где размещались лютеранские и католические захоронения. Само кладбище имело весьма непривлекательный вид со стороны Сумской улицы, а восточную её часть напротив современной улицы Чернышевской уже очистили от надгробий и крестов, образовав в 1816 году новую городскую площадь, а в ноябре 1817 г. сюда перевели Хлебную торговлю, почему площадь и называли Хлебной. Уже в 1822-м было запланировано уничтожение губернской больницы, которая примыкала в северной части кладбища к Сумской улице. Окончательно кладбище ликвидировали по распоряжению генерал-губернатора С.А. Кокошкина. Оставлены были только те надгробия, которые располагались внутри церковной ограды. Площадь стали именовать Мироносицкой со второй половины 1820-х, а с 1841 г. её называют и Крестовоздвиженской, поскольку главный престол в Мироносицком храме в это время был посвящён Воздвижению Креста Господня.

С 1830 года на Мироносицкой площади проходили народные гуляния в день Жён-Мироносиц (второе воскресенье после Пасхи), организованные откупщиками горячего вина, и с тех пор они проводились ежегодно. Кроме того, сюда же перенесли народные гуляния и в другие праздничные дни. Окружающие с севера, востока и юга домовладения составили собственно Мироносицкую площадь в адресном отношении и данного статуса лишились в 1922-м, но ещё на 1926 год мы видим её как площадь Комсомольцев. В 1890-е сквер на Мироносицкой площади был в раннюю весну любимым местом для любителей велосипедной езды, а также для мальчишек, которые играли в бабки (ладыжки).

Каменную Мироносицкую церковь разрушили в 1930 г., здесь планировалось устроить Театр массового музыкального действа, но в 1934-м столица из Харькова переехала в Киев, и строительство театра было отложено, на этом месте устроили троллейбусный парк, а после войны, в 1947 г., по проекту архитектора В. Коржа был заложен сквер и устроен фонтан с беседкой «Зеркальная струя». 22 августа 2015 г. в сквере Победы был открыт новый Мироносицкий храм, построенный по проекту архитектора Павла Чечельницкого.

По материалам книги Андрея Парамонова «Улицы старого Харькова»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 сентября 2020

Церковь во имя Св. Жен Мироносиц, каменная, была освящена в 1783 г. Она была кладбищенской, под таким именем и помечена в рисунке плана 1787 г., где она имеет вид небольшого однокупольного здания. В 1809 г. устроено два придела по бокам: во имя Жен Мироносиц и Св. Николая, а главный престол посвящен Тихвинской Божьей Матери. В 1839 г. храм перестроен заново и освящен в 1841 г., с этого времени главный престол посвящен Воздвижению Креста Господня, а по сторонам его Св. Сергию и Тихвинской Божьей Матери. В 1890 г. боковые приделы упразднены и оставлены те, что в восточной стороне, один во имя Св. сергия, а другой вновь во имя Св. Жен Мироносиц.

Храм, не смотря на свои изменения, все же сохранил от времени своего основания три памятника: 1) храмовую икону Св. Жен Мироносиц, 2) Евангелие и 3) чашу.

Икона писана на дереве, предварительно на последнее положен холст, а поверх белый грунт. Живопись академического характера, красивые фигуры, пейзаж, светлый колорит. В выражении лиц, в позах изысканность, слащавость. Фон иконы коричневый, почва с цветами. У пещеры Ангел в желтой гиматии на коленях. Две жены в одеждах зеленого и желтого цветов, делают жесты изумления. На заднем фоне видна голова третьей жены (размер 1 ½ арш. х 11 вершк.).

Евангелие Московской печати 1782 г., в малый лист. На голубом бархате большой медальон с рельефным изображением Воскресшего Христа со знаменем. По четырем углам Евангелисты: грубые типы, однообразные, старцев. Плохая работа, штамповая, 1783 г.

Чаша серебряная, позолоченная, 1784 г., небольшая, но красивой формы. По подножию в медальонах гравировкой орудия страстей. На сосуде, по бокам его решетка и на выпуклых медальонах, как бы подражание киевским гравюрам: Христос со сферой, Иоанн Предтеча со свитком, крест, копье губка, Богородица, все на облаках (размер высота 5 ½ вершка, диаметр основания 3 ½ вершка, диаметр чаши 2 1/3 вершка.

Из других памятников церкви отметим: 1) икону Тихвинской Божьей Матери, начала XIX в.; 2) иконы в главном иконостасе 1841 г.: Воздвижение Креста (в ризе 1856 г.), Воскресение Христово, нач. XIX в. ( в ризе 1862 г.), Крещение Господне, нач. XIX в. (в ризе 1864 г.); в приделе Св. Сергия: Св. Сергий (в ризе 1854 г.); Св. Николая (в ризе 1819 г.), Св. Митрофаний ( в ризе 1856 г.), Христос и Богородица ( в ризе 1856 г.).

Имеется несколько Евангелий: 1) 1784 г. Московской печати с окладом 1819 г. грубой работы финифтью; 2) 1800 г. Московской печати с хорошим окладом 1864 г., работа чернью; 3) Евангелие 1841 г., современным окладом прекрасной работы, с финифтью; 4) Евангелие 1847 г. с современным окладом, рельефом изображения Евангелистов и Воскресения Христа. Кроме того имеется прекрасной работы большой крест серебряный 1839 г. с финифтяными изображениями.

Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.