Покровский монастырь был основан в 1726 г. Епифанием Тихорским в центре города Харькова «на берегу реки Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань, на случай осады Харькова татарами. До 1799 г. он был училищным монастырем, ректор Харьковского Коллегиума был вместе и настоятелем этого монастыря и Коллегиум находился в стенах монастыря… Монастырский Покровский храм назывался Соборным кафедральным до 1846 г., пока Городской Успенский Собор не переименован в кафедральный Собор. Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы – прекрасное здание последних времен патриаршества. Он освящен был в 1689 г. митрополитом Авраамием. Как и многие другие храмы этого времени, он построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан 3 фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка.
В восточном алтарном окне находился герб Империи, а в нижней половине стекла металлические буквы: Б. М. Е.Т. Е. Б. О., т.е. «Божией милостью Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя Коллегиума храм был возобновляем. Таким образом, и в настоящее время это самое древнее здание в Харькове… На верху его мы видим те же самые три фонаря больших размеров, на боках его те же самые арабески, карнизы, коими он красовался до 200 лет тому назад, храм древнее монастыря. В XVII и первой четверти XVIII-го века он должен был представлять из себя приходскую церковь. В приложенном к Атласу Харьковского наместничества виде г. Харькова 1787 г. имеется и изображение Покровского храма с четырех ярусной же колокольней. Они стоят у обрыва и с них открывалась чудесная панорама всего Харькова. Во дворе выделялось обширное 2-х этажное здание Коллегиума. В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь Трёх Святителей.
Монастырский храм является весьма характерным по своей архитектуре, наряду с другими церквами Харьковской епархии он представитель южнорусской, малорусской архитектуры. Весьма важно и интересно то обстоятельство, что храм, хотя каменный, но построен по образцу деревянных, именно этой южно-русской архитектуры. Из наиболее близких к нему и по времени, и по общему характеру работы – можем назвать собор в г. Изюме, построенный во время царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и имеющий не три купола, как Харьковский, а пять, но отличающийся теми же простыми формами, той же орнаментальной отделкой в обрамлениях окон, куполов и т.п.
Храм двухэтажный: верхний посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Через притвор с невысоким сферическим потолком переход в первую часть храма – квадрат с плоским потолком, на востоке громадная арка, ведущая во вторую небольшую часть храма, имеющую раструб без окон. Арка из этой части ведет в центральную, противоположная арка закрыта иконостасом. В центральной - выше арки восьмиугольный раструб без окон, следующий такой же раструб с восемью окнами, а еще выше уже барабан с восемью окнами. Алтарная часть храма равна второй части. В общем, как сказали уже, здесь видим повторение форм деревянной архитектуры, особенно в куполах.
На престоле храма – серебряная, позолоченная гробница 1847 года, она громадных размеров, в виде ротонды на четырех колонах, под крышей Гроб Господень, на пьедесталах, по сторонам Гроба, по Ангелу с рипидами. Вверху колпака, уже на крыше, - сидящие Евангелисты.
В нижней церкви – Крестовоздвиженской имеется: 1) евангелие Московской печати 1789 г. в окладе новейшей работы, 2) серебряный крест XVIII в. с рельефным изображением Распятия Христа: тип Христа грубый, голова приподнята вверх, глаза закрыты, ноги изогнуты, по четырем сторонам медальоны с сильно поврежденной финифтью. На ручке креста (длина ручки 28 см., в поперечнике 13 см.) надпись: «ссоружися крест сей власни кошт… Феодосия гавоинского архидиакона».
«В новом храме монастыря хранится святыня края, переносимая сюда из Куряжского монастыря на время с 30 сентября по 22 апреля, икона Пресвятой Богородицы Озерянской, признаваемая чудотворной и очень чтимая не только харьковскими жителями, но и всем окрестным населением. «Она, по словам преосвященного Филарета, писана на холсте кистью древнего малороссийского художника; на холсте приметны еще складки - следы путевого хранения святыни. Все эти особенности подают мысль, что св. икона писана одним из страдальцев православия, орошавшим слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавшим о помощи небесной для гонимых чад православия и что она принесена была из-за Днепра». Трудно, по отсутствию данных, говорит проф. Д.И. Багалей, подтвердить или отвергнуть эту догадку преосвященного Филарета. Старожил Мерефы дал о ней в 1762 г. следующее письменное свидетельство: «видел я, и помню в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона; а откуда и кем поставлена, ведать не могу. Первое чудо от нее явилось о. Архимандриту Севастьяну и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченке».
Севастиан был архимандритом Святогорского монастыря и получил в 1710 г. Озерянскую пустынь или пустошь от священника Богородицкой церкви в Мерефе о. Федора и соорудить в ней также Богородичную церковь. Священник же Феодор был выходец из-за Днепра, после бунта Брюховецкого (1668 г.) пришел в Мерефу, много лет состоял священником тамошней Богородичной церкви, купил себе под Мерефой пасеку с садом не р. Озеряной (отсюда и название пустыни) и занял (путем заимки) греблю (т. е. плотину) на став (т.е. пруд), в лесу криницу и часть леса; в 1696 г. все это было утверждено за ним харьковским полковником Ф. Донцом. Из этих документальных данных преосвященный Филарет делает вывод, что «храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 г. в Озеряной, существовал еще прежде 1671 г., называясь Мерефянским по близости к Мерефе». Но документы ясно и определенно говорят, что о. Феодор был священником Богородичного храма в самой Мерефе и что он уступил принадлежавшую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, в 3-х верстах от Мерефы на левом берегу р. Озерянки. Из документов не видно также, чтобы Озерянская икона принадлежала священнику Феодору и была вывезена им из Заднепровья; малороссийский же характер ее живописи, быть может объясняется тем, что слобожане вообще усвоили себе такую манеру письма, как это видно из многих памятников иконографического искусства, собранных в пределах харьковской епархии на церковно-археологическую выставку при XII съезде.
Но приводя эти соображения, мы отнюдь не придаем им решающего значения, и очень может быть, что в действительности Озерянская икона была вывезена из-за Днепра и именно священником о. Феодором. Мы только хотели разобрать основания, которыми подтвердил свою гипотезу преосвященный Филарет. По закрытии Озерянской пустыни в 1787 г., Озерянская икона Божией Матери была перенесена сначала в Куряжский монастырь, а, по упразднении его в 1788 г., - в Харьковский Покровский, где оставалась до 1797 г., когда, по восстановлении Куряжской обители, была снова возвращена туда. Высочайший указ о перенесении иконы на зимнее время из Куряжа в Покровский монастырь состоялся только в 1843 году». Икона действительно писана на холсте, прикрепленном к доске. Письмо, как справедливо замечает Преосвященный Филарет, кисти древнего малороссийского художника, в том смысле, конечно, что икона местного южно-русского происхождения; исполнение ее довольно посредственное и она писана, по всей вероятности, простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигуры грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII-XVIII в. - красная, голубая. Икона дошла до нашего времени в плохой сохранности, но все же ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет их одежды. Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона, правая рука её в позе моления, а левой она поддерживает Младенца Христа, сидящего у нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у него такая же корона как у Богородицы, в левой руке он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа, на фоне иконы шли звезды, видные и теперь. Вверху иконы, справа и слева облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см.
Озерянская Божия Матерь - один из многочисленных переводов типа Одигитрии Божией Матери, известного и в афонской иконописи и в русской, в таких иконах например как Влахернской (в Успенском Московском Соборе), Смоленской Божией Матери, Тихвинской, Святогорской, Колочской, Межецкой, Федотьевской, Казанской, Грузинской и др. Отличие ее от других в некоторых лишь деталях и самом характере исполнения, обусловленных временем и происхождением ее. Она стоит в ближайшей связи со многими иконами, происходящими также из Харьковской епархии и несомненно находившимися под влиянием западных памятников искусства, иконописи. К таким деталям - кроме характера ликов Богородицы и Христа, отличающихся от таких же в северно-русских памятниках, относятся: короны на головах Богородицы, Христа, одежда Христа-Младенца, Евангелие в руках последнего.
Из ряда многочисленных памятников, происходящих из Харьковской епархии и имеющих ближайшее сходство с иконой Озерянской Божией Матери и по общему характеру работы и даже по многим деталям - укажем на икону Ченстоховской Божией Матери XVII в. в церкви Вознесения Хорошевского монастыря, на икону того же имени, но без многих деталей, имеющихся в первой, и через то еще более близкую к Озерянскому образу, в церкви Св. Троицы в Сумах, далее на иконы: в церкви Св. Николая в Замостье близ Змиева, в церкви Воскресения г. Лебедина, в церкви Рождества Богородицы в с. Двуречный Кут Харьковского уезда и др.
Икона Озерянской Божией Матери - времени не раньше XVII в.
Другие древние памятники монастыря, имеющие значение для культурной истории края, состояния церковно-религиозного искусств XVII - XIIVI в., хранятся в его ризнице; они почти все, как и много из икон, в большей части мало интересных, поступивших в ризницу из Духовной Консистории (в виду тех или иных изъятий из обращения) были на выставке XII археологического съезда в Харькове, составляя украшение ее церковного отдела. Опишем первые памятники, из которых некоторые восходят, как видим, по своей древности, к начальной поре существования монастыря.
Древнейший памятник - Евангелие, in folio, Московской печати 1698 г. На переплете Евангелия замечательный оклад; серебряная позолоченная доска, на которую наложен прорезной рельефный орнамент в виде ветвей виноградной лозы с кистями на одной (передней) стороне и в виде ветвей с цветками на другой; кроме того на одной стороне длинный серебряный крест, на котором статуарно перекрестное изображение распятого Христа. По сторонам креста четыре фигуры ангелов с орудиями страстей. На этой же передней стороне в медальонах финифтью изображения Евангелистов и сцен страстей Христа. На оборотной стороне в рельефе же древо Иессево с Богородицей поверх него с сидящими пророками и четырьмя ангелами, поклоняющимися Христу-Младенцу.
Описанное Евангелие - дар князя Потемкина. Другое Евангелие также громадных размеров, in folio, Киевской печати, 1707 г., с выходным листом, украшенным гравюрой, с символическими изображениями, характерными для искусства XVIII в. По сторонам заглавия Евангелия, помещенного как бы киот - Евангелисты; вверху киоты олицетворение - любви: женщина с детьми; по сторонам олицетворения веры и надежды; выше на облаках Спаситель, сидящий на колеснице, в которую впряжены символы Евангелистов: под колесницей попираемая ею смерть; впереди в звезде по грудь Предтеча. На переплете Евангелия вновь - прекрасный ценный памятник ювелирного искусства - оклад.
На серебряной доске цветной прорезной орнамент. По углам четыре серебряных наугольника, позолоченных, с изображениями в высоком рельефе Евангелистов. В центре - большой медальон, также позолоченный, с изображениями в рельефе Преображения Господня. Вокруг этого медальона идут малые медальоны с изображениями: Входа в Иерусалим, Несения креста, Положения в Гроб, Воскресения Христа, Распятия, Снятия с креста, Поклонения волхвов младенцу, Отречения Петра, Моления о чаше, Вознесения, Христа перед Пилатом, Бичевания Христа. На оборотной стороне рельефно изображен Покров Пресвятой Богородицы.
Из древних памятников выделяется серебряный крест XVII в. с мощами св. Печерских угодников: рельефное изображение Христа. Распятого, Бога Отца, предстоящих и др.
Далее отметим следующие памятники:
1) Четырехконечный кипарисовый крест весьма тонкой резьбы, с миниатюрными фигурами, XVIII в.: на одной стороне изображения: Благовещение, Введение в храм Богородицы, Крещение Христа, Сретение, Исцеление слепого, Неверие Фомы. На другой стороне: Преображение, Воскрешение Лазаря, Положение в гроб, Жены у Гроба, Сошествие Христа в ад. Более интересна, прекрасной работы серебряная оправа, украшенная ленточной филигранью, равно подставка и ручка. Выс. 12 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1 ½ см.
2) Большой четырехконечный серебряный крест в значительной части своей позолоченный. Фон насечкой оставлен не позолоченным; в нем рельефом цветочный орнамент, образующий собою и род медальонов, в которые вставлены другие выпуклые же медальоны - уже финифтяные. Громадное подножие овальной формы имеет также орнамент в виде цветочных разводов и особых медальонов, нижняя часть подножия украшена рельефным цветочным орнаментом, тянущимся гирляндой вокруг его и четырьмя херувимскими головками. На самом кресте с одной и другой стороны по пяти медальонов финифтяных, из коих средние больше, а остальные малые. На средних изображено - Распятие Христа и Воскресение по западным образцам, прекрасной работы, а на малых: Бичевание, Возложение тернового венца, Снятие со креста, Жена мироносица, Христос и два апостола на пути в Эммаус, Несение Креста, Неверие Фомы. На подножии: Тайная вечеря, Целование Иуды, Моление о чаше, Положение в гроб. Светлые краски, прекрасные формы фигур. Выдающийся памятник ювелирного искусства пол. XVIII в. На ручке креста выгравированы следующие надписи: «Весу в нем 15 ф. 12 л. 1724 год. мца декабря сооружися крт сей коштом преосвященного Митрофана Тверскаго». Высота с подножием 82 см, выс. Креста 44 см, перекр. 36, толщ. 3 ½, шир. 6 ½ см.
3) Серебряный позолоченный восьмиконечный крест, украшенный на передней стороне финифтяной пластинкой с изображением Распятия Христа, совершенно по западному образцу, в терновом венце, с закрытыми глазами. Вверху финифтью же надпись на трех языках: еврейском, греческом, латинском; внизу финифтью Адамова голова. Ниже по рукоятке рельефом колонна с петухом, копье и губка. На задней стороне в трех медальонах орудия страстей. Крест работы 1785 г. Длина - 30 см, перекр. 16 см, шир. 3 см, толщ. 1 ½ см.
4) Серебряный шестиконечный крест, позолоченный, XVIII в., хорошей работы. На кресте высоким рельефом изображено Распятие Христа. (У Христа склонившего голову направо, старческий тип лица, большая продолговатая борода, глаза закрыты). В перекрестье: стоящие фигуры Богородицы, Иоанна, Магдалины и сотника; вверху креста: сошествие в ад, а внизу Адамова голова, Иоанн Предтеча, крылатый, держащий в чаше голову. Все фигуры короткие, плотные, лица грубоватые, оконечности уродливые. Ниже Предтечи колонка с Петухом и орудия страстей. Ножки и подножие украшены рельефным цветочным орнаментом и херувимскими головками. На оборотной стороне медальоны и цветочный орнамент. Высота креста с подножием 72 см, креста 36 см, перекр. 21 ½ см, толщ. 2 см, шир. 3 ½ см.
5) Серебряный позолоченный крест, шестиконечный, западной работы, вывезен, вероятно из-за границы. На нем гравировкой изображено распятие Христа (ноги не сближены, а раздвинуты), по четырем концам евангелисты с символами. Изображения сопровождаются латинскими надписями. На перекрестии орудия страстей, а ниже образованы гравировкой и на оборотной стороне креста, при чем на одном конце сделан Нерукотворный образ, а на другом агнец со знамением. На ножке шар, на котором гравировкой надпись: IHESVS. Высота с подножием 49 ½ см, перекр. 18 см, шир. 3 см.
6) Серебряный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне рельефным изображением Распятия Христа и орнаментом, прекрасной работы XVIII в. Дл. 9 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1,2 см, шир. 1 ½ см.
7) Серебряный позолоченный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне гравированными изображениями, грубой работы, уродливые формы и оконечности: Распятие Христа; в перекрестье: Богородица, Иоанн по грудь, и вверху Бог-Отец, благословляющий на обе стороны. XVIII в. Длина 8 ½ см, пер. 6 ½ см, шир 2 ½ см, толщ. 1 см.
8) Кипарисовый четырехконечный крест плохой работы - резьба быть может киевских монахов, XIX в.; небольшие уродливые фигуры: Бог-Отец, Христос, и Св. Дух (голубь), Распятие Христа с предстоящими, по сторонам которых святитель, еще святой; Иисус Христос на троне в святительском одеянии, Воскресший Христос со знамением, Ангел и жены святые. Крест в металлической оправе и с металлической ручкой. На боку креста на металле подпись: «Старанием Преосвященного Христофора Сулимы Епископа Слободского, Украинского, Харьковского и Кавалера, 1810 года Мая, весу 1 ф. 48 зол.». Длина (без ручки) 27 см, перекр. 15 см, толщ. 2 ½ см.
9) Дарохранительница из плохого серебра; нижняя часть имеет вид параллелограма, верхняя меньшего параллелограмма, поверх которого усеченная крыша; сверху последний купол, увенчаный крестом. По крышке нижнего ящика идет следующая надпись: «во гроб плотски во аде же с душею яко Бог в ран же с разбойником и на престоле был еси Христе со отцом и духом вся исполняя неописаны». XVIII в.
10-11) Два серебряных подсвечника, с широким основанием, на которых высоким рельефом херувимские головки и фрукты. Ножкой подсвечника служит ангел, литая фигура в виде кариатиды, поддерживающая на голове самый подсвечник. Хитон на левой ноге ангела оставляет одну ногу открытой; рукова хитона загнуты. Фигура в общем уродлива, грубовата, работа этой фигуры не соответствует работе подножия. По нижнему краю основания надпись: «Сии подсвечники сделаны 1756 года, мца марта 7 дня в битность архимандрита Рафаила Макринскаго, весу в ных десять фунтов и сорок золотников. За работу дано 50 рублей за денег суммы жалованой». На другом подсвечнике надпись: «Ея Императорскаго Велычества Благочестивейшия Самодержавнейшия Велыкия горины-нашея Императрицы Елисаветы Петровны».
12-13) Два серебряных блюда; у одного края имеют характерный рельефный орнамент в виде завитков с насечками и чешуйками; другое более тяжеловесное, массивное, имеет на дне углубления - медальон какие-то, по-видимому, лунные исчесления; в круге и в полукруге цифры, гравировкою надпись: «Казенное блюдо, крутицкаго дому». Оба сосуда XVIII в. диам. - 35 см.
«В библиотеке монастыря имелись следующие редкие книги: Библия - Островской печати 1581 года, Маргарит Иоанна Златоутого 1596 г., Октонхи Московской печати 1636, 1683 г. и др, Евангелие Московской печати 1636 г., Требник Петра Могилы 1646 г., Апостол Львовской печати 1666 г., Ирмолог Московской печати 1682 г., Триод постная Киевской печати 1648 г., Триод цветная Львовской печати 1664 г., тоже Московской печати 1648 г., Евангелие учительное Московской печати 1652 г., Евангелие Московской печати 1735 г., «Трубы словес» - Лазаря Борановича и мног. Другие книги».
В древнее время, говорит преосвященный Филарет, в нижней церкви Покровского монастыря погребались многие из знатных фамилий Слободской Украины. Каменные склепы многих поныне (1852 г.) целы под полом нижнего храма. На одной металлической дощечке написано: «року (т. е. года) 1706, августа 28 дня, в среду преставился раб Божий Федор Григорьевич Захаревский, полковник Харьковский, в полку на Самаре, и погребен в Харькове»… Надругой дощечке читаем: «року 1721, июня 15, в субботу по полудни преставися раба Божия Марфа Федоровна Квиткина; Христе Боже душу ее упокой». По фамильной летописи Квиток видим, что это была дочь Федора Григорьевича Донца-Захаржевского, бывшая в замужестве за сыном полковника Григория Семеновича Квитки, Романом и только один год жившая в супружестве.
По той же летописи видим, что в том же храме был фамильный склеп Квиток. Здесь по летописи погребены в одном гробу умершие в один и тот же день (22 октября 1734 г.) - Василиса Ефремовна, урожденная Красновская, супруга полковника Григория Семеновича Квитки, 56 лет, и сын ее Василий Григорьевич Квитка, 25 лет. Мать и сын умерли через месяц после того, как сам полковник Григорий, отправился на богомолье в Киев, умер там 65 лет. В 1835 г., августа 24, умер капитан Стефан Григорьевич Квитка, 23 лет, и погребен в училищном монастыре в нижней церкви трех Святителей, пред левым крылосом». Наконец, здесь же погребен еще один представитель рода Квиток, внук харьковского полковника Григория Семеновича Квитки, принявший монашество под именем Наркисса в 1751 г. и бывший архимандритом в Куряже; скончался он, проживая на покое в Покровском монастыре, в 1792 г. Из фамилии Квиток вышли и другие деятели на почве монашества: две дочери полковника Гр. Сем. Квитки были игумениями Хорошевского монастыря.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова». - Харьков, 1905 г.