К первым же годам существования Харькова относится и возникновение Троицкой церкви, находившейся в местности, известной в то время под именем посада или подола. «Начало её существования - говорит в своих записях об этой церкви о. Николай Лащенко - определяют следующим фактором. Прихожане Троицкой церкви в 1743 г. писали Белгородскому митрополиту Антонию, что «в прошлых годах, лет тому с семдесят, служил в Харькове в приходской нашей Троицкой церкви на посаде поп Максим Симонов Крамаренко года три». Следовательно Троицкий храм в 1673 г. уже существовал. В описании Харькова, составленным воеводой Сухотиным в 1668 г., упоминается о Троицких воротах. По всей вероятности это название они носили по имени уже существовавшей Троицкой церкви». Назывались ли ворота Троицкими по Троицкой церкви, которая от них во всяком случае была неблизко, или по висевшему на образу св. Троицы, мы не знаем, знаем только из документальных данных, приведенных выше, что в 1659 г. Троицкая церковь уже существовала, а некоторые соображения заставляют нас предполагать, что после собора Троицкая церковь едва ли не была старейшею в Харькове. И в самом деле, Троицкая церковь стояла на Подоле, а Подол лежал почти у самой крепости и представлял, благодаря окружавшим его рекам, более безопасное место для поселения, нежели залопанская или захарьковская части города. - Если эти части, как мы видим по датам построения в них церквей, были заселены уже в начале 60-х г.г. XVII в., то нет оснований допустить, чтобы первые вожаки поселенцев, пришедших в Харьков, могли не обратить прежде всего внимания на такую безопасную, такую удобную для торговли часть города, как Подол. А раз было поселение, могла быть и церковь. Первая Троицкая церковь, по словам, о.Н. Лащенко, была деревянная с одним престолом.
В 1764 г. она была заменена новым каменным храмом, заложенным в 1758 г. В надписи на каменной доске, которая вделана в стену при входе в церковь с правой стороны, говорится так: «во славу Святыя, единосушныя животоворящия и нераздельныя Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы начался сей храм строитись в 1758 годе месяца июня 27, за державы благочестивейшия и великия государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при наследнике ея благоверном государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением Преосвященного Порфирия, епископа Белгородского, из доброхотных даяний, присмотром иерея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца мая». Храм был небольшой с тремя куполами. Главный храм именовался «большою церковью». Колокольня не была отделена от храма, вверху ее был шпиль, а на нем в виде статуи изображение ангела, с трубой в руках. По старинным описям значится, что храм сооружен на доброхотные даяния прихожан и сторонних людей, но каких именно не сказано. На некоторых церковных документах конца XVIII в. встречается только следующая надпись: «Прихожанин колл. асесс. Иван Вудянский, строитель каменной Троицкой церкви». По одному древнему преданию денег не хватало, и пришлось один из пределов временно покрыть вместо драни соломой. 2-й Троицкий храм стоял до 1857 г., т.е. 93 года».
Таким образом, современный храм ничего не сохранил в архитектурном отношении от XVIII века. Из других памятников - икон, упоминаемых Преосвященным Филаретом, как перешедших из древнего храма - также ничего не осталось. Остались другие, перечисляемы им - Смоленский Божией Матери, Николая Чудотворца, но в ризах, сделанных позже описи 1817 г. На св. Николае риза 1835 г., на иконе Божией Матери 1842 г.. Иконостас - довольно поздний, от третьего новейшего храма, но в нем некоторые иконы несомненно от второго, хотя и XIX в. - местные: Иисус Христос (в ризе 1822 г.), Богоматерь (в ризе 1822 г.), Троица (в ризе 1832 г., одного времени, полагаем, и находящаяся в верхнем ярусе икона Бога Отца), Рождество Богородицы (в ризе 1844 г.) и Иоанна Богослова (в ризе 1832 г.).
К XVIII в. относятся две иконы, упоминаемые и Преосвященным Филаретом, как известные по описи 1817 г. Это, как сказано выше, Св. Николая и Смоленской Божией Матери.
Икона Св. Николая писана в сером тоне, лицо старца с небольшой бородкой. Письмо иконы сухое, жесткое, но старательной выписки всех деталей. Риза красная с золотыми цветами и бордюрами, нижняя одежда голубая; рельефом: евангелие, украшения, кресты, набедренник. На золотом фоне в верней части иконы - рельефом золотые цветы. По сторонам головы Святителя обычные изображения в малом размере Христа и Богородицы.
Икона Богородицы Смоленской - живописного характера, в широком стиле, благодаря переписке заново лика Богоматери и Младенца Христа, икона утратила научный интерес.
Из других древностей церкви XVIII в. выделяются по своей сохранности и красоте - два памятника ювелирного искусства:
1). Дарохранительница - серебряная позолоченная, 1781 года, изящной работы. Она имеет вид надгробного памятника с гробницей, урнами по четырем углам вверху, с изящными пилястрами на каждой. Поверх памятника стоит серебряный крест с прекрасными изображениями. Финифтью Распятого Христа, Бога Отца, Богородицы и Иоанна. Цвета финифти: голубой, малиновый, зеленый (Высота креста 37х21 см; гробницы выс. 21 ½ см, ширина 22 см). На гробнице выгравировано: «Старанием священника Павла Моренкова».
2). Сосуд для пшеницы, вина и елея - серебряный с широким круглым основанием. На этом основании ножка для блюдца, на котором рельефно - сноп колосьев. Слева и справа на основании ветвь с сосудами для вина и елея. Центральная ножка держит большое блюдо, на котором гравированный шестиконечный крест, копье, губка и здание Иерусалима. Сзади рельефная фигура ангела, поддерживающего три серебряные ветви, оканчивающиеся углублениями для свечей.
В ризнице церкви имеется множество драгоценный предметов: сосудов, крестов, чаш, икон 30–40 г.г. XIX ст., из них последние в прекрасных серебряных позолоченых ризах.
В часовне церкви имеется несколько позолоченных икон, происходящих, полагаем, из второй церкви, то есть относящихся также к XVIII веку. Таковые: 1) Иисус Христос, в малиновом хитоне, голубом гиматии, со сферой, благословляющий именословно. Вместо нимба вокруг головы - сияние; стоит на облаках, у ног херувимские головки. 2) Богородица - в голубом хитоне и розовом мафории, красивое лицо. Младенец, которого она держит на левой руке, со сферой, в рубашке, с расстегнутым воротом, в красном гиматии. Икона - живописного характера, академического письма, несомненно конца XVIII в.
Такого же письма, такого же характера работы большая икона сложной композиции, символического характера по сопоставлению в ней лиц различного времени, объединенных Христом, идею о его милосердии, благодаря которому получают прощение кающиеся грешники. Такого рода иконы, по-видимому, были популярны в XVIII в. на юге России, и одна из них описанная нами,- произведение южно-русского искусства, из церкви в селе Бабаи, только меньших размеров и с незначительными отличиями, была на выставке XII археологического съезда в г. Харькове. На иконе Троицкой церкви Христос стоит на ступеньках ногой, прикрытый лишь красным гиматием, левой рукой он поддерживает крест, а правой указывает на рану в боку. Над ним Св. Дух. У ног его слева на коленях Мария Магдалина - прекрасная фигура в зеленом платье, с распущенными волосами по открытым плечам. Рядом с ней на коленях благоразумный разбойник, прикрытый лишь по чреслам: он стоит на кресте. Справа на коленях, в красной порфире стоит царь Давид: у его ног корона, лира, скипетр. Возле него стоит юноша - блудный сын, в гиматии на кресте, с посохом. Над этой иконой - другая, представляющая Бога Отца, сходного письма, XVIII в.
В часовне же имеются небольшие иконы в медальонах из нижнего яруса иконостаса и среднего (праздничные): Сретение, Крещение, Жертвоприношение Авраама, Благословление Давида - все XVIII в., живописного характера.
По слабым остаткам памятников живописи в Троицкой церкви мы можем судить, какого характера она была в XVIII в. в церквях г. Харькова, в применении к отдельным иконам, и к ряду таковых - в украшении иконостасов. С незначительными по количеству памятниками этой религиозной живописи XVIII в., носящей по преимуществу черты местного, южного происхождения, с отмечаемым в ней влиянием западных образцов, встретимся и в некоторых других церквях г. Харькова.
Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.