В 1810 году в окраинном районе с живописным названием "Дурноляповка" (сейчас это район пересечения улиц Пушкинской и Манизера) епископ Слободско-Украинский и Харьковский Христофор Сулима освятил церковь Рождества Богородицы.
Как известно, на месте, где Каплуновская улица, в XVIII веке было кладбище, которое с заселением этой части города было совершенно уничтожено. Церковь в народе называлась Каплуновской, в честь одноименной иконы Божьей Матери, имела форму креста и выполняла функцию кладбищенской. В 1845 году Каплуновская церковь стала приходской и к её приходу были причислены жители Журавлевки. После строительства на Журавлевке Петропавловской церкви, приход церкви Рождества Богородицы сильно уменьшился и храм постепенно ветшал.
В конце ХІХ века на Дурноляповке активизировалось строительство. По проекту Алексея Бекетова был построен новый, более вместительный (на 1200 человек) храм. Причем Священный Синод провозгласил закрытую старую церковь ценным памятником архитектуры и запретил ее сносить. Так и стояли рядом две Каплуновские церкви вплоть до 1920-х годов, пока не были снесены большевиками. Сейчас на их месте стоят жилые многоэтажки в стиле конструктивизма. А от церквей осталось только название недавно переименованного переулка Краснознаменного в переулок Каплуновский.
https://kh.vgorode.ua/news/
На углу Пушкинской и Каплуновской улиц располагалась церковь Рождества Богородицы (Каплуновская). С активизацией застройки района в ноябре 1880 года взамен старого храма вместительностью в 300 человек в 1896 году решили построить новый – по проекту Алексея Бекетова. Освященная в 1912 году трехпрестольная Каплуновская церковь вмещала людей вчетверо больше и являлась одной из архитектурных визиток Харькова. В 1920-х годах церковь снесли.
Проект пятиглавой церкви Рождества Богородицы был характерен для эпохи историзма. Её стиль и общее пространственное решение наследовали черты московских храмов XVII века. А в необычном для русских церквей сплошном остеклении боковых приделов можно отметить влияние готики. Интерьер храма был расписан художником М.Р. Пестриковым в русском стиле. Храмовая архитектура не была значительным направлением в творчестве А.Н. Бекетова, но сам он был глубоко верующим человеком. По воспоминаниям его внука, Ф.С. Рофе-Бекетова, архитектор даже настоял на том, чтобы его религиозные убеждения отметили при переписи 1930-х годов. Каплуновская церковь была разобрана в тридцатые годы, сейчас на её месте построен многоэтажный жилой дом, но каждый раз, проходя мимо того места, где стояла разрушенная церковь, архитектор осенял себя крестным знамением.
http://smilebuilder.ru/?p=942