ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая).

Старая Каплуновская церковь


Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1810.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:Е. Васильев
Адрес:
Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Пушкинская 54, сейчас на этом месте многоэтажный дом.

Координаты: 50.000002, 36.243481 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:от метро Пушкинская, до дома с номером 54.



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Фото 1930-х годов<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1930-х годов
Михаил Мещанинов
22 октября 1931
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Церковь незадолго до сноса. Фото С. Таранушенко, 1931 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Церковь незадолго до сноса. Фото С. Таранушенко, 1931 г.
Михаил Мещанинов
20 апреля 1931
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Интерьер храма. Фото 1930-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Интерьер храма. Фото 1930-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева
Михаил Мещанинов
10 марта 1931
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Фото 1930-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1930-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева
Михаил Мещанинов
10 января 1931
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Интерьер храма. Фото 1930-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Интерьер храма. Фото 1930-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева
Михаил Мещанинов
10 января 1931
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Старая Каплуновская церковь перед сносом, фото С. Таранушенко, 1931 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Старая Каплуновская церковь перед сносом, фото С. Таранушенко, 1931 г.
Сергей Ковров
1931
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Фото С. Таранушенко, 1928 г. Источник: Е.К. Редин «Церкви старого Харькова»<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото С. Таранушенко, 1928 г. Источник: Е.К. Редин «Церкви старого Харькова»
Елена Григорьева
1 июня 1928
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Вид с Пушкинской улицы, фото А. Катеринича, 1913 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Вид с Пушкинской улицы, фото А. Катеринича, 1913 г.
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Старая Каплуновская церковь, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1912 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Старая Каплуновская церковь, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1912 г.
Елена Григорьева
1 июня 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), Склеп у Каплуновской Рождество-Богородичной церкви. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1912 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Склеп у Каплуновской Рождество-Богородичной церкви. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1912 г.
Елена Григорьева
1 июня 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая), фото сделаны до 1917 года<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
фото сделаны до 1917 года
Максим2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   28 декабря 2017

Свою историю улица Каплуновская, одна из старейших и интереснейших улиц города Харьков, ведет с середины XVIII столетия. Именно в это время на землях, расположенных севернее харьковской крепости, стали размещаться казармы расквартированных в Харькове полков и внутреннего гарнизонного батальона, и появился «военный городок». Ранее на этих землях рос строевой дубовый лес, который постепенно использовался для строительства жилья.

Когда «военный городок» достиг внушительных размеров и его население превысило 2000 человек, встал вопрос о строительстве собственной воинской церкви, и в 1771 году по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была возведена каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Списана эта икона была со знаменитой чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Не удивительно, что новая воинская церковь долгие годы именовалась не иначе, как Каплуновская. Это же название впоследствии получила и вся улица. К концу XVIII века Рождество-Богородичная церковь стала терять свое значение как воинская, поэтому окружавшую ее землю было решено использовать как кладбищенскую для Успенского, Троицкого и Николаевского приходов. Кладбище, по названию церкви, также именовали Каплуновским.

В 1808-1810 гг., вероятнее всего, по причине ветхости старого храма, на его месте была построена новая каменная церковь по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева. Спустя четверть века церковь получила статус приходской и была названа просто – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, несмотря на это, общественность традиционно называла церковь «Каплуновской».

В середине XIX столетия было принято решение о ликвидации кладбища вокруг Каплуновской церкви, и в течение 10 лет основную часть памятников убрали, а освободившиеся земли стали использовать для выпаса скота и продавать государственным крестьянам под застройку. Официально эти земли вошли в черту Харькова в 1856 году. А все строения, возведенные вокруг храма, получили официальный адрес: Каплуновская площадь.

В 1861 году священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы Василий Левандовский начал строительство двухэтажного каменного дома слева от храма, выходящего фасадом на Большую Немецкую (будущую Пушкинскую улицу) по проекту епархиального архитектора Ивана Осипова. Вслед за этим застройка площади активизировалась, город активно продавал дворовые места, поэтому уже в 1876 году площадь фактически прекратила существование: территория стала именоваться Каплуновским переулком, началось замощение дороги. Последнему особенно поспособствовал открывшийся Харьковский технологический институт, который и выделил основную часть средств.

В конце XIX столетия, когда число прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы значительно увеличилось, было принято решение о строительстве нового, значительно большего по размеру, храма. Его фундамент был заложен и освящен в 1896 году, однако достроили здание (традиционно также именуемое Каплуновской церковью) лишь спустя 16 лет. Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в лучших традициях древнерусского церковного зодчества (автор проекта – академик архитектуры Алексей Бекетов).

Интересно, что старую Каплуновскую церковь, несмотря на появление нового величественного храма, снесли не сразу: за нее вступилась общественность города. Однако спустя каких-то 20 лет пришедшие к власти большевики постановили снести обе Каплуновских церкви. На сей раз общественность промолчала.

https://lyonl.com/ru/gorodskaya-zhizn/2017/4/4/ulitsa-kaplunovskaya-kurezy-i-tragedii-istorii/


Сергей Ковров   28 декабря 2017

Мало кто знает, что на улице Пушкинской между ул. Красина и ул. Краснознаменной (теперь ул. Искусств), там, где расположено огромное семиэтажное жилое здание (знаменитый Пушкинский гастроном), стояли две церкви Рождества Богородицы. Они были построенные в разное время, но в одно и тоже время уничтоженные. Обе назывались Каплуновские.

Заселение этих харьковских территорий началось только в начале 19 века и связано с Харьковским университетом, а потом и основанием Технологического. До этого на этом месте было кладбище со старой кладбищенской церковью, построенной в 1771 году. В 1810 году на месте старой была построена каменная кладбищенская Каплуновская церковь по проекту знаменитого харьковского архитектора Е. Васильева. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, о чем свидетельствуют сохранившиеся в церковном архиве грамоты о ее освящении от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, поэтому и называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, — сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождество-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою. В 1822 году кладбище было решено закрыть. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значилось на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти.

В 1896 г. начата постройка новой церкви, в которой предполагалось три престола. Новая Рождество-Богородичная церковь имела около 900 кв. аршин, не считая алтаря, так что она должна быть вместительнее старой в четыре раза. Однако старая Каплуновская церковь была сохранена. Как памятник старины, разрушить этот храм не было разрешено Академией Художеств.

https://konstiay.livejournal.com/16912.html


Сергей Ковров   28 декабря 2017

Рождество-Богородичная (Каплуновская) церковь построена в 1810 году. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, что видно из сохранившейся в церковном архива грамоты о ее освященш от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, - сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождоство-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою.

В 1822 году кладбище было предназначено уже к закрытию, которое последовало в 1828 г. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значится на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти.

Каплуновская церковь имела форму креста и по своим размерам очень небольшая: в ней, не считая алтаря, приблизительно 220 квадр. аршин, так что она может вмещать не более 300 человек. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

С 1 января 1845 г. Каплуновская церковь сделана приходскою. К приходу ее принадлежали и жители Журавлевки до построения там своей церкви. После образоваюя на Журавлевке самостоятельного прихода число прихожан Рождество-Богородичной церкви значительно уменьшилось, так что с 1875 г. ее приход, по его малочисленности, был закрыть. С этого времени в течете без малого шести лет самостоятельного причта в ней не было, и она была приписана к Мироносицкой церкви.

http://pharisai.at.ua/publ/19-1-0-49


Елена Григорьева
 

В 1770-е годы за Провиантским складом и острогом размещались казармы расквартированных полков и гарнизона Харькова. Между нынешними улицами Чернышевской и Пушкинской размещался внушительный «военный городок», его население в конце XVIII столетия состояло из 2000 человек. Конечно, в каждом полку была своя походная церковь и полковой священник, а вот внутренний батальон, офицеры и солдаты драгунской школы, квартирмейстеры военных магазинов такой церкви не имели. Поэтому в 1771 году для этих целей по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была построена воинская каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Предполагалось посещение до 300 человек. Как известно, эта икона является списком с Казанской иконы Божией Матери и была обретена в селе Каплуновка Богодуховского уезда. Почитаясь всеми богомольцами, которые следовали из Киево-Печерской лавры в Святогорскую обитель и обратно, она прослыла чудотворной и в 1709 г. пребывала в ставке московского царя Петра I и, по его признанию, принесла победу русскому оружию в Полтавской битве. Именно поэтому воинская церковь и получила своё название – Каплуновская.

В 1791 году Рождество-Богородичная Каплуновская церковь уже потеряла своё значение как воинская, было решено использовать земли вокруг неё для нового кладбища городских приходов: Успенского, Троицкого и Николаевского. В 1808–1810 г.г. по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева была построена новая каменная церковь уже как кладбищенская, очевидно, по причине ветхости старого храма, возведенного на скорую руку, само кладбище по имени церкви получило наименование Каплуновское.

В 1822 году Каплуновское кладбище было запрещено для захоронения, а в 1828 г. и вовсе закрыто. Землю отдали в распоряжение войсковым обывателям (государственным крестьянам). В 1845 году Каплуновское кладбище решили ликвидировать, родственникам усопших предложили перенести прах на новое городское кладбище, не многие, однако же, воспользовались этим предложением. По территории Каплуновского кладбища уже в 1846 г. была проложена дорога к новому городскому кладбищу – Иоанно-Усекновенскому. Любопытно, что государственные крестьяне тут же начали застраивать территорию бывшего кладбища, местному приходскому священнику едва успели выделить участок земли для постройки дома. Даже вновь проложенную дорогу, не имеющую ещё официального статуса, застроил унтер-офицер Кандыба, в результате пришлось прокладывать новую. А в 1848 году последовал указ об ограждении уцелевшей части кладбища вокруг храма, всё возведённое крестьянами разрешили оставить в их распоряжении.

По материалам книги Андрея Парамонова «Улицы старого Харькова»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 сентября 2020

В XVIII в. было в городе и третье кладбище там, где теперь церковь в честь Каплуновской Божией Матери. Но была ли тогда же там и церковь, неизвестно. Известно только, что она освящена в 1810 г., в 1841 г. она была обновлена и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм небольшой однокупольный.

В церкви из памятников XVIII в. есть икона Воскресения Христа, сложной композиции, но она поступила в церковь недавно. Из других памятников: старейший Евангелие Московской печати 1803 г., но в окладе 1842 г., хорошей работы; далее икона Каплуновской Божьей Матери, нач. XIX в., в ризе 40-х г.г. XIX в.; Евангелие Московской печати 1815 г. в прекрасном окладе, с рельефными изображениями, подражающими таким же на окладах XVIII в. (Богородица с Младенцем, держащая ветвь, на ступенях амвона Давид, Соломон); серебряный крест 1839 г. с изображениями чернью; серебряная чаша 1854 г., с гравированными изображениями, и другая того же времени с финифтяными. Иконы: Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Николая, в серебряных ризах 1841 г., того же времени и наместные иконы: Христа, Богородицы, Рождества Христова и трёх Спасителей.

Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.