ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Церковь Рождества Христова.

Христорождественская церковь за Лопанью


Харьков. Церковь Рождества Христова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Христова, Сретения Господня
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1783.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:П.А. Ярославский
Адрес:
Украина, г. Харьков, квартал Залопань. Современное местоположение храма - зона зелёных насаждений (деревья) напротив дома № 7 по ул. Конторской.

Координаты: 49.987458, 36.224021



Церковь Рождества Христова, Христорождественская церковь после реставрации, вид с ул. Конторской (Краснооктябрьская) в сторону центра<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Христорождественская церковь после реставрации, вид с ул. Конторской (Краснооктябрьская) в сторону центра
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Рождества Христова, Колокольня Христорождественской церкви. Вид с Рождественской улицы, фото С.А. Таранушенко, 1914 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Колокольня Христорождественской церкви. Вид с Рождественской улицы, фото С.А. Таранушенко, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Рождества Христова, Христорождественская церковь г. Харькова, реконструкция. Редкое фото с улицы Конторской. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Христорождественская церковь г. Харькова, реконструкция. Редкое фото с улицы Конторской. Фото С.А. Таранушенко, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Рождества Христова, Интерьер храма, вид центрального купола Христорождественской церкви. Фото С.А. Таранушенко 1914 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Интерьер храма, вид центрального купола Христорождественской церкви. Фото С.А. Таранушенко 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Рождества Христова, Христорождественская церковь в перспективе начала Конторской улицы<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Христорождественская церковь в перспективе начала Конторской улицы
Елена Григорьева
??
Церковь Рождества Христова, Предшественница существующего каменного храма - деревянная Христорождественская церковь и отдельно стоящая колокольня (1735 г.п.). Схематический план 1742 г. Реконструкция А. Парийского. Единственное изображение, фотографий этого периода нет <br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Предшественница существующего каменного храма - деревянная Христорождественская церковь и отдельно стоящая колокольня (1735 г.п.). Схематический план 1742 г. Реконструкция А. Парийского. Единственное изображение, фотографий этого периода нет
Елена Григорьева
??
Церковь Рождества Христова, Архивное фото середины XIX в.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Архивное фото середины XIX в.
Елена Григорьева
??
Церковь Рождества Христова, Церковь Рождества Христова. Снимок сделан с аллеи Университетской горки. Фото Василия Сергеевича Досекина, 1878 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Церковь Рождества Христова. Снимок сделан с аллеи Университетской горки. Фото Василия Сергеевича Досекина, 1878 г.
Елена Григорьева
1 июня 1878
Церковь Рождества Христова, Церковь Рождества Христова. Фото Василия Сергеевича Досекина, 1878 год (фрагмент)<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Церковь Рождества Христова. Фото Василия Сергеевича Досекина, 1878 год (фрагмент)
Елена Григорьева
1 июня 1878



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 марта 2019

Находилась Христорождественская церковь в начале Рождественской (Энгельса) улицы, на перекрёстке с Конторской (Краснооктябрьской), и была одним из старейших харьковских храмов, почти ровесницей города. Одна из старейших улиц западного района города в XVIII в. обрывалась возле нынешней Ярославской; дальше простиралась сенокосная левада, за которой лежала Гончаровская слобода. Называлась улица в то время Рождественской: здесь стояла церковь Рождества Христова. История устроения и становления этого храма тесно переплетается с историей основания города.

В 1655 г. в одной из слобод за пределами Харьковской крепости была устроена церковь Рождества Христова. Храм был деревянным и сгорел при пожаре. В 1732 г. начали собирать средства на постройку новой церкви, а в 1735 г. её уже освятили. Каменный храм воздвигли на этом месте уже в 1783 г. по проекту П. А. Ярославского. В 1800 г. деревянную колокольню, отстоявшую от храма на некотором расстоянии заменили каменной, а в 1860 г. - реконструировали и расширили храм, и вновь выстроили новую колокольню.

В этом виде храм дожил до 1910-х годов. Но вот, в 1912 г. церковь начали реконструировать снова, хотя характер реконструкции вызвал негативные отзывы харьковской общественности. Газета "Южный край" от 26 сентября 1912 года писала об этом: "... Прекрасный по силуэту купол Рождественской церкви переделывается заново въ совершенно другом стиле, нисколько не гармонируемом с окружающими малыми куполами и колокольней. От храмостроительства XVIII века в Харькове сохранилось только: корабль собора и Рождественская церковь по Конторской улице. В то время, как соборная церковь является копией одного из московских храмов, Рождественская - создание оригинальное. Рождественская церковь хотя внутри и переделана до неузнаваемости, снаружи въ центральной и алтарной части сохранила свой первоначальный облик, о чем свидетельствует рисунок художника Шепфлина начала XIX века, хранящийся в музее университета..."

Одной из особо чтимых святынь храма считалась икона Святого Пантелеймона. Еще здесь была икона Покрова Божией Матери, которую чтили как чудотворную (особенно к ней прибегали во время моровых поветрий), образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» и Святителя Николая (древнего греческого письма). В начале XX века церковь капитально реконструировали по проекту архитектора Михаила Ловцова; в 20-х г.г. её снесли.

http://gx.net.ua/comics/tikhaya-prelest-starinnoj-ulitsy.html

1857 год. Храм Рождества Христова за р. Лопанью (архиепископ Филарет). По актам Куряжского монастыря видим: а) в 1678 г. братчина Рождества Христова; б) в 1713 г. «Отца Григория Ивановича, попа Харьковской Рождественской церкви».

По переписям приходов 1724 г., при храме Рождества Христова два священника Андрей и Феодор. В 1722 г. построен был новый храм Рождества Христова. Итак, первый храм сего имени основался не позже 1655 г. По фамильной летописи г. Квиток «Февраля с 12 на 13-е (1731 г.) в полночь преизрядная церковь Рождества Христова в Харькове за рекою Лопанью згорела». После сего новый храм освящен был по указу 1735 г., а разрешение о построении его было дано еще в мае 1732 г. Каменный, ныне существующий, храм Рождества Христова освящен в 1783 г.; в 1801 г. построены колокольня и в ней теплый храм Сретения Господня. В недавнее время в главном храме устроен новый иконостас старостой купцом Федором Пономаренковым (в 1824 г.); четыре местные иконы обложены сребренными вызлащенными ризами - даром почетного гражданина Козмы Никитича Кузина; чугунный пол куплен старостою Федором Базилевским (в 1818 г.). Икона Покрова Божией Матери служит предметом особенного благоговения прихожан, вера не бесплодно обращалась к сей иконе во время холеры.

Из священников сей церкви, кроме упомянутых, известны: Алексей Бородаев и Иаков - строители третьего (1735 г.) деревянного храма. Первый известен еще и потому, что актом 1729 г. он пожертвовал «на начинающияся в городе Харькове школы и монастырь для вечнаго богомолья и в поминовение кревных свою леваду с вышневым садом на Ольшанском шляху», смежную с землей Ивановки.

http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-hram-rozhdestva-hristova-za-r-lopanyu-arhiepiskop-filaret

1905 год. Христорождественская церковь (профессор Егор Кузьмич Редин)

Первый храм Рождества Христова, бывший уже в XVII в., существовал до 1722 г., когда был заменен новым, который сгорел в 1731 году: «с 12 на 13 февраля в полночь, говорит Квитка, прежняя церковь Рождества Христова в Харькове за рекою Лопанью сгорела»; новый (третий) храм освящен в 1735 году; четвертый, каменный ныне существующий храм освящен в 1783 году». Но в нем произведены с того времени изменения: колокольня с теплой церковью внутри построены к 1801 г., а в 1860 г. церковь расширена - пристройкой колокольни с двумя теплыми приделами; неизмененной в храме осталась середина храма с куполом и алтарь.

С видом четвертого храма, какой он имел вскоре после его построения, знакомился по известному виду Харькова в 1787 г., а по рисунку Шепфлинга этот же храм предстает перед нами в том виде, в каком он был в начале XIX в.

Из памятников XVIII века в храме сохранилось Евангелие 1748 г.: оклад на нем 1834 г., но древний оклад данного Евангелия перенесен на Евангелие 1833 года, остались только наугольники с изображением (литых) Евангелистов и ценьральный медальон с изображением Рождества Христова: поклонение волхвов Христу Младенцу. На оборотной стороне в центральном медальоне Рождество Пресвятой Богородицы в оригинальной композиции: Иоаким подает руку Анне, лежащей на ложе. Другие Евангелия, имеющиеся в церкви уже XIX в.: 1. Ев. м. п. 1809 г. с окладом серебрян., позолоченным 1814 г.; 2. Ев. м. п. 1841 также с прекрасным окладом; 3. Ев. м. п. 1815, с богатым окладом 1818 г. с изображениями финифтью Евангелистов, Воскресения Христова.

Далее хорошей работы крест с изображениями финифтью, 1832 г. Иконостас в церкви работы 1824 г. В нем сохранилось много икон этого времени, прикрытых богатыми серебряными ризами: Рождество Христово (риза 1831 г.), Иисус Христос (риза 1822 г.), Евангелисты на царских дверях (риза 1835 г.), Богородицы (1822 г.), рождество Иоанна Крестителя (1822 г.), Святые Козьма и Екатерина (1842 г.). Имеется икона Воскресения Христова, сложной композиции, в виде Сошествия Христа в ад, с праздниками, начала XIX в., с ризой серебряной 1815 г.

http://otkudarodom.ua/ru/1905-god-rozhdestvenskaya-cerkov-professor-egor-kuzmich-redin

Большинство исследователей истории Харькова считает, что первый Рождественский храм был построен не позднее 1655 г. Достоверно известно из актов Куряжского монастыря за 1687 г., что при этом храме была братчина. К приходу этого храма относились пригородные слободы Москалевка, Довгалевка (простирающаяся до Холодной горы и Карповской криницы) и Безсалая (ставшая позднее улицами Большой и Малой Гончаровками, а также Конторской, ныне Краснооктябрьской). Приход состоял преимущественно из казаков и подпомощников, переименованных с 1765 г. в войсковые обыватели. Из наиболее известных прихожан были сотники Иван Квитка и Яков Довгаль, да обозный Василий Ковалевский. Со второй половины XVIII ст. здесь стали поселяться представители дворянского и купеческого сословий, а пригородные слободы постепенно превратились в улицы третьей (Залопанской) части г. Харькова.

По переписи Рождественского прихода за 1724 г. значилось, что новый деревянный храм был построен в 1722 г., но во время пожара с 12 на 13 февраля 1731 г. он сгорел. Новый деревянный храм был заложен в 1732 г. и освящен в 1735 г. По схематическому плану 1742 г. видно, что оно было крупной трехчастной постройкой с массивным широким центральным восьмериком и примыкавшими к нему с востока и запада небольшими шестигранными трубами. К западу от храма стояла квадратная деревянная шатровая колокольня стройных пропорций. Ее первый ярус традиционно имел поддашье, а звоновой ярус представлял из себя рубленную деревянную галерею-аркаду, по четыре арки с каждой стороны.

При ревностном участии священника Димитрия Зимовского прихожане решили в 1779 г. продать свой деревянный храм и выстроить новый каменный. Рождественская церковь была заложена в 1781 г., а освящена 15 мая 1783 г префектом харьковского Коллегиума Михаилом Шванским. Строилась она по проекту харьковского городского архитектора П. А. Ярославского, дом которого стоял неподалеку в приходе храма. Это была одна из небольших, но наиболее блестящих работ архитектора.

Храм имел тетраконховый план мягких очертаний - несущие барабан пилоны снаружи здания никак не выделялись. Построение плана было традиционным для народных мастеров - вынос конх составлял половину диагоналей подкупольного квадрата по наружному обводу, лишь восточная, как можно судить по старым снимкам, была несколько крупнее. Образцами для Рождественской церкви послужили более ранние крещатые храмы Слободской Украины - Спасо-Преображенский собор в Изюме и Успенский собор Куряжского монастыря, а также Благовещенская церковь в Константинограде. Последняя - центрический двухсветный тетраконховый храм, выстроенный в конце 70-х г.г. XVIII ст. возможно по проекту ученика Д. В. Ухтомского, М. Тихменева.

Рождественская церковь была сооружением камерным, небольших размеров - примерно 20х21 м в плане и около 27 м высотой, но благодаря удачно найденным пропорциям, компактно сгруппированным завершениям, смотрелась собором среди первоначальной одноэтажной деревянной застройки. Особенно удачные виды на храм открывались с несуществующего сейчас деревянного моста через Лопань, ведшего на улицу Конторскую и с деревянной лестницы, выводившей в нижнюю приречную часть города с Университетской Горки от зданий Губернских присутственных мест и старого губернаторского дома.

Нижний двухсветный объем церкви первоначально стоял на высоком цоколе - в храм вели широкие открытые лестницы. Стены были обработаны тонкими, часто расположенными пилястрами с базами и объемными, тонко прорисованными, композитными капителями с висячей гирляндой. Пилястры были раскрепованы в широком трехъярусном барочном венчающем карнизе. Частный шаг пилястр создавал иллюзию больших размеров постройки. Небольшие овальные окна верхнего света имели лепные обрамления, в упрощенном виде повторявшие мотивы киевской Андреевской церкви. В 60-е г.г. XIX ст. капители пилястр еще сохраняли позолоту или окраску "под бронзу", видимо первоначально так были выделены все элементы лепного декора.

Венчание храма двухъярусными круглыми световыми главами было хороших пропорций, напоминало по силуэту и в деталях завершение недавно отстроенного по образцу Климентовской церкви в Москве Успенского собора, но здесь по украинской традиции главы стояли крестообразно. Высота центрального барабана с завершением, по слобожанской традиции, составляла двойную высоту нижнего яруса храма, а боковые главы напоминали по силуэту завершения Изюмского собора. Лепнина присутствовала и в завершениях - упрощенные капители пилястр боковых глав и заменявшие их картуши-рокайли центрального барабана. Возможно, впервые в Слободской Украине, стены храма были тонированы в голубовато-зеленый цвет, как в Троицкой церкви Диканьки 1780 г. постройки.

В 1800 г. стараниями отца Димитрия и церковного старосты Алексея Вареника, при усердии прихожан взамен старой деревянной колокольни по проекту П. А. Ярославского с западной стороны была выстроена каменная трехъярусная колокольня. Она была примерно одной высоты с храмом и близких к нему объемов. В колокольне поздние барочные черты храма как бы уступали место раннему классицизму. В первом крестообразном ярусе колокольни помещался теплый придел Сретения Господня, а завершение колокольни напоминало парковые постройки подмосковных усадеб. Примерно так же была решена колокольня, выстроенная П. Я. Ярославским на два года раньше в слободе Рогань.

В первой четверти XIX ст. на площади вокруг церкви сформировался целый ансамбль из каменных и деревянных домов городских усадеб. Среди них выделялась занимавшая почти половину квартала между улицами Екатеринославской и Конторской усадьба коммерции советника Кузьмы Никитовича Кузина с двумя домами, украшенными лепным декором в духе Жилярди и Аполлона Григорьева.

Рождественская церковь, отличавшаяся богатым убранством, иконами в серебряных ризах, во второй половине XIX ст. пришла в запустение. Постепенно ветшал и осыпался лепной декор. Причиной такого упадка служила малая вместительность храма, постепенно отошли в другие приходы Москалевка, Большая и Малая Гончаровка, среди прихожан появилось много временно проживающих, редко обращающих внимание на нужды храма. Еще при жизни К. Кузин предлагал за свои средства выстроить новый поместительный храм, к счастью тогда прихожане отказались от этого замысла.

В начале 1860 г. на деньги благочестивого прихожанина потомственного почетного гражданина Александра Сергеевича Сергеева и его сына Александра был расширен теплый придел, помещавшийся в колокольне. Всего Сергеевы пожертвовали на храм более 37 000 руб. серебром. К нему были добавлены два боковых придела во имя Святого и Благоверного князя Александра Невского и Святого великомученика и целителя Пантелеймона. Тогда же был заменен в Рождественском храме иконостас и выстроена новая каменная церковная ограда.

В 1883 г. к ограде храма по проекту епархиального архитектора Ф. И. Данилова была пристроена каменная часовня и помещения для псаломщика и сторожа.

В 1900-1902 г.г. по решению харьковского епархиального начальства Рождественский храм подвергся перестройке по проекту архитектору М. Ловцова. Обсуждение вопроса перестройки храма было во всех газетах Харькова. Несмотря на протесты половины города, ценителей старины из столиц и других городов, старая трапезная и колокольня были снесены и выстроены новые, крупных размеров, не масштабные объемам храма. При этом колокольня и трапезная были соединены с храмом, растесаны в высоту окна нижнего света и заложены заподлицо верхние овальные окна храма. Намеревались полностью перестроить и завершения храма, но благодаря заступничеству любителей старины их удалась сохранить с некоторыми утратами - изменился барочный силуэт кровель, были переложены с упрощением профилей венчающие карнизы.

В начале 30-х г.г. XX ст. весь комплекс Рождественской церкви был разрушен до основания - её место до сих пор зияет невосполнимой пустотой, как в истории архитектуры Слободской Украины, так и среди запущенных дремлющих построек в прошлом одного из центральных районов города.

Интересные факты: 1. Её изображение сохранилось на гравированном виде города с западной стороны. 2. На иконостас жертвовала средства вдова коммерции советника Екатерина Ипатьевна Кузина, а на ограду титулярный советник Николай Колядин. 3. В защите первозданного вида Рождественского храма принимали участие художник С. Васильковский, историк Д. И. Багалей, профессор искусствоведения Е. К. Редин и др.

http://otkudarodom.ua/ru/2010-god-cerkov-rozhdestva-hristova-v-harkove-paramonov-pariyskiy

Улице Энгельса совсем недавно вернули её историческое название - Рождественская. К сожалению, это единственное, что напоминает об одном из первых храмов города Харькова. Свою историю церковь, которая находилась на дороге в Полтаву, ведет, предположительно, с 1655 года. До 1783 г. на месте нынешнего Клубного переулка сменилось две деревянные и одна каменная церкви в честь Рождества Христова. Четвертый по счету храм вырос благодаря проекту архитектора Петра Ярославского в лучших традициях украинского зодчества. Расцвет храма пришелся на начало - середину XIX века. Благодаря пожертвованиям состоятельных прихожан церковь Рождества расширялась и украшалась и была самой красивой на Залопанской стороне.

В конце века постепенно храм приходил в упадок по причине ухода прихожан в другие церкви. И только стараниями семьи Сергеевых храм вновь вновь расцвел. Последняя значительная реконструкции была произведена под руководством архитектора Михаила Ловцова уже в ХХ веке. 1920-е г.г. Как и многие другие храмы Харькова, Рождественская церковь, времён бурного атеизма, увы, не пережила.

https://mykharkov.info/interesno/ratings/top-7-utrachennyh-hramov-harkova-kotorye-ostalis-tolko-na-foto-29426.html

Фото храма сохранились в достаточном количестве.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 ноября 2019

Рождественская церковь, построенная в 1781-1783 г.г., просуществовала в неприкосновенном виде вплоть до конца 50-х г.г. XIX в. Перестроена была только колокольня, стоявшая отдельно от церкви. Прежде она была деревянная, но в 1800 г. ее заменили каменной, также построенной отдельно от церкви. В колокольне был устроен придел в честь праздника Сретения. Это была первая теплая церковь в Харькове. Нельзя сказать, чтобы эта церковь была выстроена прочно. Уже в 1809 г. в ней оказались трещины во всех четырех стенах. Богослужения пришлось приостановить, а церковь подвергнуть ремонту.

Главный храм оставался без изменения, но внутренность его обновлялась и украшалась. В первые десятилетия XIX в. Рождественская церковь по благолепию и удобствам сильно отличалась от остальных залопанских приходских церквей. Прихожане проявляли усердие к церкви, на которую в это время поступали значительные пожертвования. Промежуток времени с 1815 по 1840 г.г. был самым счастливым периодом для церкви. Усердными благотворителями храма были Кузины, Базилевский, Тошпев, Тамбовцев, Панченко, Цебриков, Пономаренко и др. Так староста Базилевский устроил в 1819 г. ценный чугунный пол в холодной церкви, староста Пономаренко соорудил в 1824 г. новый иконостас; Кузьма Никитич Кузин и его семейство устроили дорогие серебровызлощенные ризы на семь местных икон, от Кузиных же поступили в церковь и все лучшие облачения, сосуды и другие церковные принадлежности, на все церковные нужды они откликались первыми и всегда давали щедро. С сороковых годов начинается упадок благосостояния церкви. Приход сильно уменьшился. Москалевка еще раньше отошла в Воскресенский приход. Большая и Малая Гончаровки, составлявшая некогда улицу Бессалую, тоже отошли в другой приход. В другие приходы - Благовещенский и Дмитриевский - переселились и некоторые «лучшие» прихожане. Старые благотворители перемерли, а их потомки к храмозиждительству наклонности не чувствовали. Как уменьшилось число прихожан, можно судить по тому, что в 1810 г. их считалось 872 души, а в 1862 г. - всего только 348. Правда, население прихода было многолюдно, но пользы от этого для церкви было мало, потому что это были не постоянные жители, а временные квартиранты, с приходской церковью мало связанные.

К 1856 г. Рождественский храм «пришел окончательно в жалкое состояние», а в 1859 г. «дошел почти до крайности». В 1860 г. нашелся, наконец, благодетель, откликнувшейся на нужды Рождественской церкви. Это был потомственный почетный гражданин Александр Сергеевич Сергеев, предложивший устроить вместо теплой Сретенской церкви, тесной и неудобной, теплый же, но более обширный каменный храм в два придела к главному и новую колокольню. После смерти Сергеева дело его закончил его сын Александр Александрович, употребившие на постройку «весьма значительный капитал», более 37 000 р. Кроме Сергеева, деятельное участие в деле постройки принимали почетный гражданин И.И. Семикинь, вдова покойного К.Н. Кузина, И.А. Болховитинов, купцы Пузанов, Сурнин, Лещенко, Дорошенко, и др. Новый теплый храм был закончен и освящен в октябри 1861 г. Не забыта была Сергеевым и холодная церковь. Для нее он устроил новый иконостас, исправил церковь внутри и снаружи, выстроил ограду, приобрёл недостающие вещи и пр.

С 1866 г. заботу о церкви взяло на себя приходское попечительство. Оно и поддерживало благолепие храма: приобрело ряд ценных икон с киотами изящной работы, ценную утварь, хорошую ризницу, новый колокол и многое другое. Из видных благотворителей храма на первом месте должен быть поставлен А.А. Сергеев, общая сумма пожертвований которого превышает 50 000 руб.; затем крупной жертвовательницей была К.И. Кузина (около 1 000 р.), немало дали такие прихожане, как И.Н. Семикин, У.Г. Попова, Л.П. Ковалев, Болховитиновы, Костевская, Цуканова, Вихрев, И. Уткин, Пуголовко, П. Кузин, П.П. Кузин, Новохатская и др.

Из особо чтимых святынь храма отмечаем икону св. Пантелеимона, перед которою с 1863 г. по вторникам служатся молебны и читаются акафисты, икону Покрова Божьей Матери, Всех скорбящих радости, свят. Николая - древнего греческого письма.

Дмитрий Багалей, Дмитрий Миллер "История города Харькова"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.