В год Переяславской Рады - 1654-й на месте заброшенного древнего городища на холме, у слияния рек Харьков и Лопань для защиты русских земель, в частности Москвы, от набегов крымских татар началось мощное строительство крепости. Создавалась она переселенцами из разных земель, из Правобережной Украины (Гетманщины), откуда начался массовый исход населения, русскими "служивыми людьми" во главе с воеводой Войном Селифонтовым (под его командованием и сменявших его воевод, крепость строилась и совершенствовалась), а также украинскими казаками, спасавшимися от гнета польской шляхты. Народ в те времена был необычайно религиозен, поэтому практически одновременно с основанием Харькова возникли церкви: Успенская (находилась в центре крепости, была соборной, т.е. главной), Покровская, Николаевская, Троицкая и Благовещенская. Именно храмы тогда определяли лицо города - возвышаясь над рядовой застройкой, они создавали неповторимый силуэт.
Деревянный Николаевский храм с колокольней возведен был в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца не позже 1655 г. и вместе с Покровской церковью находился вне крепости, у самой её стены. Построена церковь была в формах народного деревянного зодчества Слобожанщины, в стиле украинского барокко: однопрестольная, трехглавая, с отдельно стоящей колокольней. Создана она по распространенному типу - главенствует центральная часть, а с запада на восток одинаковые объемы алтаря и бабинца, центральная часть - из восьмеринов в три яруса, бабинец и алтарь - на четверине, в убывающем объеме два восьмерина. Оконные проемы были украшены барочными бабинцами кирпичной кладки. С юго-восточной стороны у церкви находилось кладбище. Между восточной стеной крепости и церковью постепенно формировалась площадь, на которой проводили торги. Называли эту площадь по началу Ярмарочной, затем Никольской, Николаевской, после революции 1917 года переименовали в пл. Тевелева, в 1975 г. в пл. Советской Украины, ныне - пл. Конституции.
В 1709 г. столицу Слобожанщины, в связи с предстоящей битвой со шведами (для укрепления оборонительных позиций), посетил Петр I и, приняв Николаевскую церковь за соборную, присутствовал в ней утром июня 2-го дня. При Петре крепость была значительно укреплена, а под ней были построены ходы, часть из которых сохранились до нашего времени. Был прорыт и подземный ход, соединяющий Покровский и Николаевский храмы. Позднее, при работах по закладке фундамента нового здания Азово-Донского банка, принадлежавшего к числу самых мощных финансовых институтов Российской империи, была обнаружена арка, с которой начиналась лестница (оставались две каменные ступеньки), под ней виднелись остатки еще одной, т.е. в этом месте были подземные галереи и должны были идти как бы в два этажа. Найдены две монеты - серебряная и медный пятак 1761 года.
Первая Николаевская церковь была сравнительно небогата. По переписи 1724 г. в ее приходе состояло 6 улиц и 108 дворов. Пять из этих улиц назывались по именам владельцев дворов: Шаповалова, Карутова, Бибикова, Шеметьева, Карбутова, а шестая - улица под ярком. Метрики, исповедные росписи храма в архиве Консистории начинаются с 1725 года. В 1733 г. во время городского пожара церковь сгорела дотла, но уцелела колокольня, прослужившая до 1820-х г.г., но уже на новом месте, куда была перевезена на волах. При ней устроили так называемые “коморы”, служившие для склада вещей из разных церквей Харькова с оплатой 50 копеек в месяц от каждой церкви: "съ устройствомъ при ней коморъ для склада вещей изъ всехъ градскихъ церквей города Харькова, съ платою по 50 к. в месяцъ отъ каждой церкви".
Новый храм Святителя Николая был возведен на месте сгоревшего через 37 лет в 1764 г. июля 6 дня преосвященным Порфирием, а освящен 1770 г. преосвященным Самуилом. Создан он был в лучших традициях Слобожанского зодчества - каменный, трехглавый, четырехъярусный, очень похож на Покровский храм. Архитектурный декор фасадов, исполненный под влиянием форм московской архитектуры второй половины XVII века: карнизы, перетянутые кольцами полуколонны, оконные наличники и т.д. - те же самые, что и в Покровской храме.
На плане 1785 г. Николаевская приходская каменная церковь находилась вне центрального укрепления, но неподалеку от крепостной стены. До 1800 года при храме был один священник - Протоиерей Георгий Маевский, служивший при нём 44 года (с 1798 по 1843 г.г.) Он оказал много усердия ко храму Святителя, его стараниями устроены три престола. В 1811 г. обновили иконостас, а в 1833 к главной церкви пристроен придел во имя Пророка Илии (почитаемого в народе), освященный Преосвященным Епископом Иннокентием (Александровым), в 1835 г. июля 29-го дня. В 1832 г. был начато, а в 1834 г. окончено строительство каменного корпуса с новым приделом, хозяйственными помещениями и лестницей на второй ярус, где устраивался верхний храм, который был открыт осенью. В нем были сделаны два теплые престола: главный во имя Введения Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Владыкой Иннокентием в 1834 г. октября 26-го дня, а второй придел во имя Святителя Митрофана Воронежского, освящен в 1834 г. ноября 4-го дня. В 1833-1835 г.г. к церкви также пристроили трапезную, в псевдоготическом стиле: появились треугольные фронтончики над каждой гранью светового восьмерика, плоские формы бань (глав) и шпили. Построение и перестройки храма производились на пожертвования горожан, в основном купеческого звания. Их дары часто были щедрыми. Известные благотворители храма: Белгородские купцы Иоанн Токарев и Василий Киселев, в 1811 г., на обновление иконостаса, пожертвовали 2500 руб. серебром. Харьковский купец Павел Верховский пожертвовал Икону Пресвятой Троицы в серебряно- вызлощенной ризе, весом в 10 фунтов 69 золотом. Харьковский купец Иоанн Глухов на икону Спасителя, восседающего на горнем месте, пожертвовал серебренную чеканную ризу в 16 фунт 61 золотников. Всего пожертвования составили 1415 руб. 70 коп. серебром.
В 1825 г. начата, а в 1828 г. окончена постройка отдельной каменной колокольни, под которой были винные подвалы и лавки, помещения, сдававшиеся в аренду торговцам. Тогда же была устроена вокруг церкви ограда, на одном из углов которой была бакалейная лавка, а на другом квасная. Колокольня стояла напротив входа в церковь и удалена была от нее на два каретных разъезда. Автор проекта этой постройки неизвестен.
Будучи в Харькове проездом Российский император Николай I распорядился снести колокольню Николаевской церкви: “… ибо она, находясь посреди площади, затрудняла передвижение по ней”. Колокольне едва исполнилось 20 лет, когда решено было вместо неё соорудить новую, проект которой выполнил Борис Покровский, автор многих жилых зданий Харькова того времени. Строительство велось с 1851 по 1854 г.г. Колокольню выполнили в русско-византийском стиле, который в то время переживал период становления как “казенный стиль”. Строение отличалось оригинальностью исполнения, выдержано в традициях древнерусской архитектуры. За основу были приняты образцы псковских колоколен XIII-XIV в.в. Колокольня была включена в объем Николаевской церкви, сверху три арочных сегмента с колоколами в проемах.
В результате всех реконструкций и перестроек Николаевская церковь производила впечатление некоторой громоздкости. Первоначальный храм окружал обширный двухэтажный корпус, который своей приземленностью диссонировал со стройной трехбанной церковью. В ходе реконструкции купола в стиле украинского барокко изменили на некое подобие классических сферических куполов со шпилевым завершением. Никольский храм утратил первоначальный облик и впитал в себя черты нескольких эпох. В 1858 г. на собранные пожертвования в главный предел установили новый иконостас, а через 9 лет в 1867 году все помещения церкви были отапливаемые.
В конце XIX в. в Российском государстве отмечалась тенденция, благословленная Синодом, замены храмов древней постройки на новые, в русско-византийском стиле. Это относилось как к деревянным, так и к каменным церквям. Решено было выделить определенное направление - епархиальный стиль. Сейчас, в начале XXI века, как повторение истории идет политика введения исключительно канонической византийской живописи, уничтожаются древние росписи в храмах. Примером тому может послужить храм в селе Ракитное, Белгородской обл., в котором служил старец Серафим Тяпочкин. И тогда, в конце XIX в., несмотря на возражение представителей городской интеллигенции, решено было заменить ещё крепкую и достаточно вместительную старую Николаевскую церковь, ценную как историко-художественный памятник, новой, более “модной”. Харьковскую кафедру в те годы занимал Преосвященный Амвросий (Ключарев).
Итак, в 1886 году Николаевская церковь была разобрана, а на время строительства нового храма в сквере перед зданием Дворянского собрания построили и освятили временный деревянный храм. Новопостроенному величественному каменному собору до возраста своего предшественника дожить не было суждено - его взорвали в 1930 г. в угоду совершенствования городских средств передвижения, в возрасте 34 лет!
Газета "Панорама", №47 (202), ноябрь 1994 г.; Судьба Николаевской церкви” автор кандидат архитектуры А. Лейбфрейд; Газета "Слобода", №100 от 22 декабря 1998 г.; А.Хорошевский, "Свято-Николаевский собор"; Газета "Время", №15 (14489) от 6 октября 1998 г., "Трамвай или собор"; Газета "Вечерний Харьков", №82 (8882) от 30 июля 2005 г., "Византия в центре Харькова"; Газета "Вечерний Харьков", 1 августа 2007 г., "Снос Мироносецкой церкви и Николаевского собора: не обошлось без…"; Фларет, "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; Гусев А.Н., "Историко-справочный путеводитель. Харьков его прошлое и настоящее", 1902 г., Вечерский В.В., "Втраченi об’екти архiтектурноi спадщини", Украiна.- к.: НДIТIАМ, 2002 г.