ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Харьков. Церковь Николая Чудотворца (старая).

Старая Николаевская церковь на Николаевской площади


Харьков. Церковь Николая Чудотворца (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца, Илии Пророка, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Митрофана Воронежского
Архитектурные стили:Украинское барокко, Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1764 и 1770. Трапезная и колокольня - 1854.
Год утраты:1886 (разобрана в связи со строительством нового собора)
Архитектор:Б.С. Покровский (трапезная и колокольня)
Адрес:
Украина, Харьковская область, г. Харьков, площадь Конституции, 20

Координаты: 49.991579, 36.232854



Церковь Николая Чудотворца (старая), Старая Николаевская церковь в 60-е - 80-е г.г., после сооружения новой колокольни (1854). Источник: "История г. Харькова за 250 лет его существования". Авторы: Д. Багалей, Д. Миллер<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Старая Николаевская церковь в 60-е - 80-е г.г., после сооружения новой колокольни (1854). Источник: "История г. Харькова за 250 лет его существования". Авторы: Д. Багалей, Д. Миллер
Елена Григорьева
1 июня 1885
Церковь Николая Чудотворца (старая), 1885 г. Источник: "Старый Харьков"<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
1885 г. Источник: "Старый Харьков"
Елена Григорьева
1 июня 1885
Церковь Николая Чудотворца (старая), Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1885 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1885 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1885
Церковь Николая Чудотворца (старая), Фото 1880-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Фото 1880-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Михаил Мещанинов
2 декабря 1881
Церковь Николая Чудотворца (старая), В перспективе - старая Николаевская церковь, на переднем плане - городские весы на пересечении Николаевской и Павловской площадей.  Редкое фото 1881 г.<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
В перспективе - старая Николаевская церковь, на переднем плане - городские весы на пересечении Николаевской и Павловской площадей. Редкое фото 1881 г.
Елена Григорьева
1 июня 1881
Церковь Николая Чудотворца (старая), Современный вид храмового места. Здесь находилась церковь Николая Чудотворца (1764-1770), а впоследствии - собор Николая Чудотворца (1887-1896). пл. Конституции (ранее - Николаевская)<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Современный вид храмового места. Здесь находилась церковь Николая Чудотворца (1764-1770), а впоследствии - собор Николая Чудотворца (1887-1896). пл. Конституции (ранее - Николаевская)
Сергей Ковров
28 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (старая), Старая Николаевская церковь на Николаевской площади (1770 г.). Разобрана в 1886 году для постройки собора Николая Чудотворца на её месте, 1801 год<br>, Харьков, Харьков, город, Украина, Харьковская область
Старая Николаевская церковь на Николаевской площади (1770 г.). Разобрана в 1886 году для постройки собора Николая Чудотворца на её месте, 1801 год
Елена Григорьева
1 июня 1801



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 августа 2018

Николаевская церковь в первые три десятилетия XIX в. была храмом однопрестольным. Только в 1833 году к главному храму пристроили придел во имя пророка Илии, освященный в 1835 г. Устроены также теплые приделы и в верхней части церкви — один Введения во храм Пресв. Богородицы, другой - во имя Святителя Митрофана, оба освящены в 1831 г.

Расширением своим и устройством новых престолов церковь много обязана стараниям и усердию настоятеля храма, протоиерея Георгия Маевского, прослужившего при Николаевской церкви 44 года (с 1798 по 1843 гг.). Из крупных переделок внутри церкви нужно отметить обновление иконостаса в 1811 г., на которое белгородскими купцами Ив. Токаревым и Пас. Кисилевым пожертвовано было 2500 р. с. Пожертвования в Николаевскую церковь, конечно, не могли притекать столь обильно, как в собор, тем не менее были весьма значительны. Крупными жертвователями, как и в соборе, были большею частью купцы. Таковы купцы Ив. Глухов, пожертвовавшие для иконы у горнего места серебряную чеканную ризу в 16 фунтов 61 золотн.; Павел Верховский, принесший в дар церкви образ св. Троицы в серебряной оправе весом в 10 фунтов 61 золотник; Михаил Калашников, пожертвовавший для причта 274 р. 28 к., купчихи Тамбовцева, Куликова, Мотузкова и другие.

В половине XIX в., после уничтожения отдельно стоявшей колокольни, внешний вид храма несколько изменился, тем не менее церковь оставалась оргинальным сооружением, одним из немногих памятников харьковской старины, имевшим право на бережное к себе отношение. К сожалению, такого отношения к себе Николаевская церковь не встретила, и во второй половине 1980-х годов старинный храм был разрушен. Вместо него через несколько лет воздвигнута новая просторная церковь в том архитектурном стиле, какой принято называть византийским. Новый собор стал настоящим украшением города. Однако простоял он всего лишь 34 года. Советская власть особо не церемонилась с церковью. В 1930 году для прокладки трамвайных путей Николаевский собор был взорван.

http://pharisai.at.ua/publ/19-1-0-48


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 ноября 2019

В год Переяславской Рады - 1654-й на месте заброшенного древнего городища на холме, у слияния рек Харьков и Лопань для защиты русских земель, в частности Москвы, от набегов крымских татар началось мощное строительство крепости. Создавалась она переселенцами из разных земель, из Правобережной Украины (Гетманщины), откуда начался массовый исход населения, русскими "служивыми людьми" во главе с воеводой Войном Селифонтовым (под его командованием и сменявших его воевод, крепость строилась и совершенствовалась), а также украинскими казаками, спасавшимися от гнета польской шляхты. Народ в те времена был необычайно религиозен, поэтому практически одновременно с основанием Харькова возникли церкви: Успенская (находилась в центре крепости, была соборной, т.е. главной), Покровская, Николаевская, Троицкая и Благовещенская. Именно храмы тогда определяли лицо города - возвышаясь над рядовой застройкой, они создавали неповторимый силуэт.

Деревянный Николаевский храм с колокольней возведен был в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца не позже 1655 г. и вместе с Покровской церковью находился вне крепости, у самой её стены. Построена церковь была в формах народного деревянного зодчества Слобожанщины, в стиле украинского барокко: однопрестольная, трехглавая, с отдельно стоящей колокольней. Создана она по распространенному типу - главенствует центральная часть, а с запада на восток одинаковые объемы алтаря и бабинца, центральная часть - из восьмеринов в три яруса, бабинец и алтарь - на четверине, в убывающем объеме два восьмерина. Оконные проемы были украшены барочными бабинцами кирпичной кладки. С юго-восточной стороны у церкви находилось кладбище. Между восточной стеной крепости и церковью постепенно формировалась площадь, на которой проводили торги. Называли эту площадь по началу Ярмарочной, затем Никольской, Николаевской, после революции 1917 года переименовали в пл. Тевелева, в 1975 г. в пл. Советской Украины, ныне - пл. Конституции.

В 1709 г. столицу Слобожанщины, в связи с предстоящей битвой со шведами (для укрепления оборонительных позиций), посетил Петр I и, приняв Николаевскую церковь за соборную, присутствовал в ней утром июня 2-го дня. При Петре крепость была значительно укреплена, а под ней были построены ходы, часть из которых сохранились до нашего времени. Был прорыт и подземный ход, соединяющий Покровский и Николаевский храмы. Позднее, при работах по закладке фундамента нового здания Азово-Донского банка, принадлежавшего к числу самых мощных финансовых институтов Российской империи, была обнаружена арка, с которой начиналась лестница (оставались две каменные ступеньки), под ней виднелись остатки еще одной, т.е. в этом месте были подземные галереи и должны были идти как бы в два этажа. Найдены две монеты - серебряная и медный пятак 1761 года.

Первая Николаевская церковь была сравнительно небогата. По переписи 1724 г. в ее приходе состояло 6 улиц и 108 дворов. Пять из этих улиц назывались по именам владельцев дворов: Шаповалова, Карутова, Бибикова, Шеметьева, Карбутова, а шестая - улица под ярком. Метрики, исповедные росписи храма в архиве Консистории начинаются с 1725 года. В 1733 г. во время городского пожара церковь сгорела дотла, но уцелела колокольня, прослужившая до 1820-х г.г., но уже на новом месте, куда была перевезена на волах. При ней устроили так называемые “коморы”, служившие для склада вещей из разных церквей Харькова с оплатой 50 копеек в месяц от каждой церкви: "съ устройствомъ при ней коморъ для склада вещей изъ всехъ градскихъ церквей города Харькова, съ платою по 50 к. в месяцъ отъ каждой церкви".

Новый храм Святителя Николая был возведен на месте сгоревшего через 37 лет в 1764 г. июля 6 дня преосвященным Порфирием, а освящен 1770 г. преосвященным Самуилом. Создан он был в лучших традициях Слобожанского зодчества - каменный, трехглавый, четырехъярусный, очень похож на Покровский храм. Архитектурный декор фасадов, исполненный под влиянием форм московской архитектуры второй половины XVII века: карнизы, перетянутые кольцами полуколонны, оконные наличники и т.д. - те же самые, что и в Покровской храме.

На плане 1785 г. Николаевская приходская каменная церковь находилась вне центрального укрепления, но неподалеку от крепостной стены. До 1800 года при храме был один священник - Протоиерей Георгий Маевский, служивший при нём 44 года (с 1798 по 1843 г.г.) Он оказал много усердия ко храму Святителя, его стараниями устроены три престола. В 1811 г. обновили иконостас, а в 1833 к главной церкви пристроен придел во имя Пророка Илии (почитаемого в народе), освященный Преосвященным Епископом Иннокентием (Александровым), в 1835 г. июля 29-го дня. В 1832 г. был начато, а в 1834 г. окончено строительство каменного корпуса с новым приделом, хозяйственными помещениями и лестницей на второй ярус, где устраивался верхний храм, который был открыт осенью. В нем были сделаны два теплые престола: главный во имя Введения Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Владыкой Иннокентием в 1834 г. октября 26-го дня, а второй придел во имя Святителя Митрофана Воронежского, освящен в 1834 г. ноября 4-го дня. В 1833-1835 г.г. к церкви также пристроили трапезную, в псевдоготическом стиле: появились треугольные фронтончики над каждой гранью светового восьмерика, плоские формы бань (глав) и шпили. Построение и перестройки храма производились на пожертвования горожан, в основном купеческого звания. Их дары часто были щедрыми. Известные благотворители храма: Белгородские купцы Иоанн Токарев и Василий Киселев, в 1811 г., на обновление иконостаса, пожертвовали 2500 руб. серебром. Харьковский купец Павел Верховский пожертвовал Икону Пресвятой Троицы в серебряно- вызлощенной ризе, весом в 10 фунтов 69 золотом. Харьковский купец Иоанн Глухов на икону Спасителя, восседающего на горнем месте, пожертвовал серебренную чеканную ризу в 16 фунт 61 золотников. Всего пожертвования составили 1415 руб. 70 коп. серебром.

В 1825 г. начата, а в 1828 г. окончена постройка отдельной каменной колокольни, под которой были винные подвалы и лавки, помещения, сдававшиеся в аренду торговцам. Тогда же была устроена вокруг церкви ограда, на одном из углов которой была бакалейная лавка, а на другом квасная. Колокольня стояла напротив входа в церковь и удалена была от нее на два каретных разъезда. Автор проекта этой постройки неизвестен.

Будучи в Харькове проездом Российский император Николай I распорядился снести колокольню Николаевской церкви: “… ибо она, находясь посреди площади, затрудняла передвижение по ней”. Колокольне едва исполнилось 20 лет, когда решено было вместо неё соорудить новую, проект которой выполнил Борис Покровский, автор многих жилых зданий Харькова того времени. Строительство велось с 1851 по 1854 г.г. Колокольню выполнили в русско-византийском стиле, который в то время переживал период становления как “казенный стиль”. Строение отличалось оригинальностью исполнения, выдержано в традициях древнерусской архитектуры. За основу были приняты образцы псковских колоколен XIII-XIV в.в. Колокольня была включена в объем Николаевской церкви, сверху три арочных сегмента с колоколами в проемах.

В результате всех реконструкций и перестроек Николаевская церковь производила впечатление некоторой громоздкости. Первоначальный храм окружал обширный двухэтажный корпус, который своей приземленностью диссонировал со стройной трехбанной церковью. В ходе реконструкции купола в стиле украинского барокко изменили на некое подобие классических сферических куполов со шпилевым завершением. Никольский храм утратил первоначальный облик и впитал в себя черты нескольких эпох. В 1858 г. на собранные пожертвования в главный предел установили новый иконостас, а через 9 лет в 1867 году все помещения церкви были отапливаемые.

В конце XIX в. в Российском государстве отмечалась тенденция, благословленная Синодом, замены храмов древней постройки на новые, в русско-византийском стиле. Это относилось как к деревянным, так и к каменным церквям. Решено было выделить определенное направление - епархиальный стиль. Сейчас, в начале XXI века, как повторение истории идет политика введения исключительно канонической византийской живописи, уничтожаются древние росписи в храмах. Примером тому может послужить храм в селе Ракитное, Белгородской обл., в котором служил старец Серафим Тяпочкин. И тогда, в конце XIX в., несмотря на возражение представителей городской интеллигенции, решено было заменить ещё крепкую и достаточно вместительную старую Николаевскую церковь, ценную как историко-художественный памятник, новой, более “модной”. Харьковскую кафедру в те годы занимал Преосвященный Амвросий (Ключарев).

Итак, в 1886 году Николаевская церковь была разобрана, а на время строительства нового храма в сквере перед зданием Дворянского собрания построили и освятили временный деревянный храм. Новопостроенному величественному каменному собору до возраста своего предшественника дожить не было суждено - его взорвали в 1930 г. в угоду совершенствования городских средств передвижения, в возрасте 34 лет!

Газета "Панорама", №47 (202), ноябрь 1994 г.; Судьба Николаевской церкви” автор кандидат архитектуры А. Лейбфрейд; Газета "Слобода", №100 от 22 декабря 1998 г.; А.Хорошевский, "Свято-Николаевский собор"; Газета "Время", №15 (14489) от 6 октября 1998 г., "Трамвай или собор"; Газета "Вечерний Харьков", №82 (8882) от 30 июля 2005 г., "Византия в центре Харькова"; Газета "Вечерний Харьков", 1 августа 2007 г., "Снос Мироносецкой церкви и Николаевского собора: не обошлось без…"; Фларет, "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; Гусев А.Н., "Историко-справочный путеводитель. Харьков его прошлое и настоящее", 1902 г., Вечерский В.В., "Втраченi об’екти архiтектурноi спадщини", Украiна.- к.: НДIТIАМ, 2002 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 сентября 2020

Древнейшая Николаевская церковь была деревянная. Она была устроена в одно время с основанием города у самой его стены. В 1733 г. церковь сгорела и на месте её был выстроен новый каменный храм, заложенный в 1764 г., а освященный в 1770 г., приделы и престолы в верхнем ярусе устроены были уже в XIX в. На плане 1785 года церковь значится находящейся вне центрального укрепления, но неподалеку от крепостной стены. Деревянная колокольня, стоявшая отдельно от церкви, уцелела от пожара и существовала да 20-х г.г. XIX столетия. Какой вид имела церковь в XVIII в., можем судить по рисунку 1787 г., как видно в этом году она подверглась реставрации, или переделке; по фасаду представлены леса. Лучшее понятие имеем об архитектуре храма по фотографии с неё (1885 г.), сделанной Досекиным, до сломки её в 1886 г.

В современном Никоаевском храме не осталось ни одного памятника XVII в.; предметы церковной утвари наиболее древние 30–40 г.г. XIX в.

Егор Кузьмич Редин «Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова», Харьков, 1905 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 марта 2022

Деревянный Николаевский храм у северо-восточного угла Харьковской крепости был выстроен вскоре после её основания и впервые упоминается в документах в 1683 г. По наименованию храма главная, вестовая, башня крепости называлась Никольской. Первая церковь сгорела в пожар 1733 г. и вскоре была заменена новой. По плану 1742 г. видно, что это трёхчастная постройка с восьмигранным нефом и пятистенными алтарем и бабинцом; несколько к северо-западу от нее стояла деревянная колокольня. На храм ориентировалась единственная улица – теперешняя Донец-Захаржевского, южный конец которой впоследствии был застроен.

Таким же, трёхчастным, трёхверхим был и каменный храм, вставший на месте деревянного в 1764-1770 г.г. Соседний Покровский собор 1689 г. постройки стал для него не просто образцом - строители буквально повторили силуэт его венчания и вертикальные размеры без нижнего яруса - подклета. Но, стоявший на самой высокой точке рельефа верхнего города, приходский храм и без него соперничал по высоте с монастырским собором.

Площадь здания, по сравнению с образцом была большей, как это можно видеть по сохранившимся фотоснимкам. Внутренние размеры нефа были примерно11×11 м, глубина алтаря и бабинца по 6 м. при ширине около 7 м. Это отразилось и на внешнем силуэте - двухъярусные завершения верхов стояли более свободно, чем на образце. Высота первого яруса тоже была несколько больше - около 10 м. Легко реконструируется и высота верхов до перестройки в начале XIX ст. – 37,5-38 м для центрального и 26,5-27 м для боковых. Башенность храма по контрасту подчеркивали три низких притвора с юга, севера и запада.

Кирпичный декор был практически идентичным с Покровским храмом, лишь два яруса окон центрального верха носят явный отпечаток барокко Елизаветинского времени, например наличники дома Григория Захарова в Великом Устюге. Их керамические медальоны - видимо краснофигурные - диаметром 60-70 см были с тематическими и орнаментальными мотивами. На фотографии удалось рассмотреть фигуру Николая Угодника с мечом, декоративную композицию в рифленом вазоне, четырёхконечный декоративный крест - остальные сюжеты не читаемы.

В 1787 г. старую деревянную колокольню перевезли волами к западному торцу храма и облицевали кирпичом. По проекту архитектора П.А. Ярославского она получила классицистическое оформление - по бокам были пристроены четыре купольные беседки, а центральный объём также был увенчан невысоким куполом со шпилем. В нижнем ярусе колокольни располагались «коморы», где хранилось имущество нескольких приходских храмов. Основание, как в гостиных дворах, было окружено двухъярусной галереей с каменной рустованной аркадой в первом ярусе. Приземистая постройка благородных форм хорошо сочеталось с барочной архитектурой храма. В начале XIX ст. погреба под колокольней сдавались в наем харьковскому купечеству для продажи виноградных вин и других товаров.

Колокольня была снесена по ветхости в 1850-е г.г., распоряжением Харьковского, Полтавского и Черниговского генерал-губернатора С.А. Кокошкина. Тогда она уже не использовалась по назначению, а вокруг нее обыватели устроили ежедневные базары, где продавались табак, трубки, тарань, гончарная посуда и др. мелочи, из-за чего площадь вокруг колокольни была чрезвычайно захламлена.

На месте, где колокольня стояла ранее, П.А. Ярославский возвел массивную восьмигранную часовню, покрытую куполом с люкарнами и высоким шпилем. В 30-е г.г. XIX ст., когда гонтовую кровлю заменяли железной, были утрачены первоначальные завершения глав - новые безвкусные, дробные по силуэту придавали тяжесть массивным стенам.

В 1832 г. настоятель Николаевской церкви протоиерей Георгий Маевский и церковный староста Фёдор Субботин получили разрешение от Харьковской духовной консистории на устройство теплой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, путем надстройки второго этажа над входом.

В 1832-1834 г.г. с запада по проекту профессора архитектуры Е. Васильева был пристроен массивный двухэтажный притвор, в котором были основаны, не один как предполагалось ранее престол, а добавлены ещё два: теплый престол Святителя Митрофана Воронежского нового Чудотворца, и холодный престол Святого Пророка Ильи. Все работы обошлись прихожанам в 19600 руб. и окончены были в октябре 1834 г.

Чтобы освободить место, пришлось снести постройки Ярославского. Притвор плохо сочетался с барочной архитектурой храма. В 1885 г. Харьковская духовная Консистория предложила архитектору Б.С. Покровскому сделать перестройку Николаевской церкви, расширив храм, возвести новую колокольню и два придела к главному алтарю. Предложение поступило к Покровскому, так как он всего два года назад удачно расширил Вознесенскую церковь г. Харькова.

Он надстроил изящную трёхпролетную звонницу в Псковском стиле, но, несмотря на это церковь казалась «старой, ветхой и плохой архитектуры». В 1886 г. её, не смотря на протесты любителей старины, разобрали. На этом месте в 1894-1896 г.г. харьковский епархиальный архитектор В.Х. Немкин возвел величественный пятиглавый храм в русско-византийском стиле, к сожалению также взорванный в 1930 г.

А. Парамонов, А. Парийский «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.