ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии.


Домовая церковь. Действует.  
Престолы:Хрисанфа и Дарии
Год постройки:Между 1852 и 1863.
Архитектор:К.А. Тон, Н.П. Григорьев
Адрес:
Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, 1

Координаты:57.77709, 40.895146




Добавить фотографию
Сортировка:


Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Алексей Кротов
14 марта 2015
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
5 сентября 2010
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 сентября 2019
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Печка Александр
12 августа 2017
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Евгений С
19 июля 2011
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Евгений С
19 июля 2011
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
5 сентября 2010
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Илья Смирнов
25 февраля 2008
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Максимова Наталья
3 августа 2007
Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1913



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Марина Григорашвили,  2 апреля 2017

В 1834 году при посещении Ипатьевского монастыря император Николай I распорядился вернуть архиерейскому корпусу "древний вид", а на месте прежних Святых ворот сделать новые с надвратной церковью во имя святых Хрисанфа и Дарии. "Костромские епархиальные ведомости" так повествовали об идее создания нового храма: "Памятуя две годины искушения России, равно тяжкие для неё - 1612 и 1812 гг., и в сих двух отдаленных одна от другой эпохах 19-е число марта как знаменательный день спасения России от бед, именно: в 1613 году изшествия царя Михаила Феодоровича из Ипатьевского монастыря к царствующему граду на спасении и умиротворение расстроенной и гибнушей России, а в 1814 году вступление государя императора Александра Благословенного в столицу Франции для спасения и умиротворения целой Европы, потрясенной властолюбием Наполеона, - государь император повелел устроить в Ипатьевском монастыре храм в честь св(ятых) мучеников Хрисанфа и Дарии, память которых Св(ятая) Церковь празднует 19 марта. При сем признано приличным на стенах всего храма в особых картинах или под образами святых Михаила Милена и Александра Невского изобразить, с одной стороны, шествие царя Михаила Феодоровича из обители, с другой - вшествие в Париж Александра 1-го. Здесь видимы были заря и рассвет того дня, лучами коего не престанем мы пользоваться".

Для строительства храма была отпущена крупная сумма денег. В 1836 году разобрали портик восточного фасада архиереской резиденции и остатки древних Святых ворот; на месте последних по чертежам губернского архитектора Утина заложили новые, с надвратной церковью. Несмотря на активное участие в строительных и реставрационных работах губернских архитекторов, главным создателем монастырского ансамбля XIX века, в том числе церкви во имя святых Хрисанфа и Дарии, следует считать профессора архитектуры Императорской Академии художеств, строителя соборного Храма Христа Спасителя в Москве К.А. Тона. 25 июня 1840 года, в день рождения императора Николая I, в Ипатьевском монастыре на месте, диаметрально противоположном тому, где в память исшествия царя Михаила Феодоровича в 1613 году 19 марта в Москву была устроена Зеленая башня, заложили храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Фасад храма соответствовал фасаду башни: над квадратом каменной кладки конус, венчаемый крестом. Башня была устроен на западной стороне монастыря, а храм - на восточной. Строительные работы шли быстро. Летом 1841 года вывели церковные своды, но 2 августа при снятии опалубки они обрушились. Причинами обрушения стало то, что церковь строилась слишком поспешно (с 25 июня по октябрь) при самой неблагоприятной для каменной кладки дождливой погоде, а под конец сентября - с заморозками. После долгого разбирательства причин обрушения были сделаны новые фундаменты, и в 1852 году по проекту другого губернского архитектора Н.П. Григорьева заложили новую церковь. Строительство на сей раз окончились благополучно - при работе учитывали прежний неудачный опыт.

В 1859 году храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии был освящен епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским) - известным церковным ученым и духовным писателем, управлявшим Костромской епархией в 1857-1877 годах. День освящения стал сугубо радостным, потому что Святейшим Синодом воскресенье 10 мая было объявлено праздничным; по всей России надлежало совершить благодарственный молебен по случаю рождения великого князя Николая Михайловича. Впрочем, служение в новом храме продолжалось недолго, начались новые испытания. С наступление осеннего времени в стенах храма появилась сырость - которую из-за значительной толщины стен не могли уничтожить печи, устроенные наскоро той же осенью в подвальном этаже здания. В таком положении - без совершения богослужений - храм оставался до 1867 года. После изыскания необходимых средств печное отопление было усовершенствовано и церковное здание вновь стало пригодным для служб. Кроме чисто ремонтных работ, было обновлено и убранство церкви: стены украсила живопись в византийском стиле. Обновление храма состоялось 15 апреля в Великую Субботу. Но едва минула одна неделя после обновления церкви, как снова служение в ней прекратилось. Из-за необыкновенно большого весеннего половодья 1867 года вода проникла сквозь насыпь и береговое укрепление, затопив церковную печь. К счастью печь, устроенная из особого "гжельского кирпича по коломенской глине", претерпела самы незначительные повреждения, которые вскоре были исправлены.

Богослужения в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии прекратилисьв начале двадцатых годов XX века вслед за закрытием самой обители. С 1923 года, после пожара, архиереский корпус и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии были переданы городскому профсоюзу текстильщиков и приспособлены под жилье рабочих костромских текстильных фабрик. С 1964 года, по мере освобождения корпуса от жильцов, силами костромских специалистов велись планомерные исследования и реставрация здания. После открытия в стенах Ипатьевского монастыря краеведческого музея, в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии была размещена экспозиция, посвященная революционному и советскому периоду истории Костромы.

4 ноября 2005 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил крест на главу храма во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии, установленный над церковью 15 ноября. 6 апреля 2008 года чин великого освящения и Божественная литургия, совершенные архиепископом Костромским и Галичским Александром с сослужившими архипастырю клириками городских храмов и насельниками обители в священном сане, достойно увенчали подвиг веры и молитвы нервнодушных, горячих сердцем подвижников благочестия нашего времени.

Из статьи "Воссоздание монастырского храма", автор священник Евгений Иванов, проректор Костромской духовной семинарии, секретарь Костромского церковно-исторического общества, журнал Костромские Епархиальные ведомости № 5 май 2008, стр. 14-21


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  10 ноября 2019

Ход в церковь свв. Хрисанфа и Дарии общий со входом и в покои викарного епископа, именно - из-под высокой арки, на которой церковь устроена. Храм этот по размерам весьма небольшой, но хорошо отделанный. Стены его украшены живописью в византийском стиле. В самом куполе храма находится изображение новозаветной Троицы, а на стенах - изображения некоторых из двунадесятых праздников и разных святых.

Иконостас в храме свв. Хрисанфа и Дарии трехъярусный. Все иконы в нем нового письма, кроме иконы Живоначальной Троицы в алтаре, за престолом, из числа пожертвованных в Ипатьевский монастырь боярином Д.И. Годуновым. Икона эта имеет в вышину 2 арш. 11/2 вер. и в ширину 1 арш. 9 вер.; писана на кедровой доске. Из надписи, вычеканенной на серебряной дщице, видно, что эта икона писана, обложена серебром и золотом и украшена драгоценными камнями при державе царя Феодора Ивановича и поставлена в преименитую Лавру св. Троицы, в Ипатьевский монастырь, повелением боярина Д.И. Годунова в 1586 г.

К этой церкви с северной стороны непосредственно примыкает малая крестовая церковь во имя свм. Ипатия и ап. Филиппа. Эта последняя церковь устроена в 1875 г. в одном из покоев епархиального архиерея. Она имеет плоский потолок и обставлена вообще весьма просто. Иконостас в церкви состоит из одного ряда местных икон новейшего письма, без риз и других каких либо украшений. С правой стороны царских врат находятся изображения Господа благословляющего, св. Троицы и свм. Ипатия, а с левой - образ Скорбящей Божией Матери, Похвалы Пресвят. Богородицы с ап. Филиппом и свм. Ипатием и образ святителя Николая Чудотворца.

http://kostromka.ru/ipatievsky/53.php


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  25 сентября 2020

Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи - крупнейшее жилое здание монастыря со сложной строительной историей, включившее в себя сооружения кон. 16 - 17 в. и сохранившее в своем облике черты позднейших перестроек 18 и 19 вв. в формах классицизма и русского стиля. Монументальный объем здания играет активную роль в формировании панорамы монастыря с реки.

Основу Г-образного плана сооружения составляют примыкающие друг к другу под прямым углом разные по назначению корпуса кон. 16 - сер. 19 в., что объясняет разностилье фасадного декора, выявленного реставрацией. Более короткое крыло, вытянутое от Екатерининских ворот параллельно северному пряслу крепостной стены, образовано из настоятельского корпуса, строившегося в несколько этапов в течение 17 в. Протяженное восточное, частично слившееся с пряслом стены крыло включает вытянутые от Пороховой башни до Святых ворот казначейские кельи 1-й пол. 17 в. с фрагментами здания кон. 16 в., надвратную церковь Хрисанфа и Дарьи, возведенную в 1841-63 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева, и экономские кельи, замкнувшие в 1730 г. фронт застройки с юга. Объединение разновременных корпусов в одно здание началось в 1744 г. в связи с необходимостью создать резиденцию для первого костромского архиепископа Сильвестра Кулябки. Во время перестройки архиерейского дома Н.И. Метлиным (1820-1822 гг.) западная стена протяженного корпуса была перенесена вперед, образовав своеобразный футляр для первоначального фасада.

Фасады северного крыла здания - бывшие настоятельские кельи - носят следы трех основных этапов его строительства. Самый ранний двухэтажный объем 1640-х гг. (1-е настоятельские кельи) в пять оконных осей, примыкающий к Екатерининским воротам, прорезан небольшими окнами, прямоугольными, со ступенчатыми перемычками в первом, и арочными, в колончатых наличниках с треугольными и килевидными фронтонами во втором этажах. В тимпан одного из них был вделан небольшой блок белого камня с рельефным изображением двуглавого орла. Профилированный междуэтажный карниз включает пояс поребрика. Две двухэтажные кельи (2-е и 3-и настоятельские), пристроенные в 1679-1680-м гг. и соединившие настоятельский корпус с казначейскими кельями, сохраняют тот же принцип декора, однако более крупные окна второго этажа имеют здесь более нарядные наличники, характерные для узорочья 2-й пол. 17 в. - с набранными из мелких элементов боковинами и трехлопастными кокошниками в завершении (по мнению реставраторов, они были украшены полихромной травной росписью); более развит здесь и венчающий карниз. До 1819 г. на стыке настоятельского и казначейского корпусов сохранялось парадное наружное крыльцо со всходом на второй этаж. Третий этаж, надстроенный и продленный к востоку (над вторым этажом казначейских келий) Г.Л. Мазухиным в 1690-е гг., декорирован в стиле нарышкинского барокко: прямоугольные окна заключены в колончатые наличники с разорванными фронтонами-гребнями, границы объемов фиксированы полуколоннами, в завершении - широкий трехчастный карниз.

В кон. 17 - 1-й пол. 18 в. с пристройкой двух трехэтажных объемов в северо-западной части (поваренные сени) и в северо-восточном углу (подсобные помещения) выравнивается линия северного фасада корпуса со стороны засенья. Тогда же с этой стороны были возведены мощные контрфорсы. В отличие от главного, северный фасад предельно скуп по декору. Небольшие окна с коробовыми перемычками помещены в плоских прямоугольных нишах, над вторым и третьим этажом проходят профилированные карнизы. Легкий излом фасада на границе 2-х настоятельских келий и поваренных сеней фиксирован лопаткой.

Особенностью внутренней структуры настоятельского корпуса является несовпадение капитальных стен в этажах, что отразилось в свободном ритме лопаток на фасадах - их оси по вертикали не совпадают. Планировка этажей образована сочетанием квадратных и прямоугольных помещений, перекрытых коробовыми и лотковыми сводами с распалубками, с небольшими коридорами и сенями, имеющими коробовые своды. В сер. 18 в. на первом этаже размещались кладовые, во втором - Монастырский приказ, а третий был занят покоями архимандрита. В 1760 г. в северо-восточной части третьего этажа была устроена домовая церковь Владимирской Богоматери - помещение с плоскими перекрытиями, обильно украшенное лепниной, рядом с ней разместились большая зала, архиерейская библиотека, двое сеней и другие помещения. В интерьере сохранились дверные порталы: дробно декорированные в формах узорочья - в одном из помещений второго этажа и колончатые, в стиле нарышкинского барокко - в третьем. Междуэтажная лестница в западной части корпуса, размещенная в центре крупных сводчатых помещений и поддерживаемая внизу двумя тосканскими колоннами, устроена во время реставрации 1960-1970-х гг.

Обращенный во двор монастыря фасад восточного крыла Архиерейского корпуса, возведенный в 1820-е гг. Н.И. Метлиным и выдержанный в формах классицизма, скрывает за собой старые объемы казначейских и экономских келий. Этажи этого фасада разделены строгими тяжелыми кордонами. Окна двух нижних этажей, сегментные в первом и прямоугольные во втором, объединены высокими арочными нишами с небольшим замковым камнем в перемычке. Прямоугольные окна третьего, надстроенного Метлиным, заключены в рамочные наличники с выявленным подоконником на маленьких квадратных консольках.

Часть Архиерейского корпуса к северу от Святых ворот - казначейские кельи - формировалась в несколько этапов, путем постепенного -приращения- объемов, пристраиваемых друг к другу, начиная от ворот к северу. Первой, вплотную к воротам, была возведена одноэтажная сводчатая палата, вскоре надстроенная вторым этажом, также перекрытым сводами. В нач. 17 в. появилась вторая двухэтажная палата с килевидным порталом в нижнем этаже. В 1640-х гг., одновременно со строительством 1-х настоятельских келий, были возведены три двухэтажные кельи, объединенные общим фасадом и кровлей. К кон. 17 в. относится строительство подсобных помещений в северном торце и на левом (северном) фланге западного фасада. Главный фасад здания, скрытый за западной стеной Архиерейского корпуса 1820-х гг., полностью сохранил свой декор. Этажи разделены профилированной тягой. Стены нижнего, по-видимому, хозяйственного, прорезанные небольшими арочными окошками и дверными проемами, лишены декора. Исключение составляет перспективный килевидный портал в южной части здания, украшающий вход в палату нач. 17 в. Декор второго этажа, наоборот, очень насыщен: -висячие- оконные наличники из валиков с перехватами, помещенные в крупные прямоугольные ниши, междуэтажные карнизы и различной формы ширинки. Арочный дверной проем обрамлен прямоугольным профилированным перспективным порталом.

Фасад со стороны реки также в полной мере отражает разновременность постройки. Его правый фланг, примыкающий к Пороховой башне, в нижней части сохраняет пластику крепостной стены, включенной в фасадную плоскость с двурогими зубцами и щелевидными бойницами, третий этаж - торец настоятельских келий - декорирован аналогично дворовому фасаду в стиле нарышкинского барокко. Часть здания, примыкающая к Святым воротам, в нижних этажах, скрытых за крепостной стеной, сохраняет черты постройки сер. 17 в. (горизонтальные тяги, ряд узких нишек на месте бойниц, над ними щелевидные окна в плоских рамочных наличниках). Прямоугольные окна третьего этажа, относящиеся ко времени перестройки 1820-х гг., в правой части аналогичны западному фасаду, в левой - окружены вдавленной рамкой. Внутри помещения казначейских келий по сторонам прямоугольных центральных сеней, крупное с юга и два небольших с севера, перекрыты коробовыми и лотковыми сводами с распалубками. В северной части здания вдоль крепостной стены проходит узкий сводчатый коридор (в этой части старое двухэтажное здание не примыкало к крепостной стене). Второй коридор образован в пространстве между первоначальной западной стеной и стеной 1822 г.

Основной объем экономских келий - прямоугольное двухэтажное здание со скошенной южной стеной - возведен в конце 1730-х гг. В 1747 г., по распоряжению архиепископа Сильвестра Кулябки, он был надстроен деревянным этажом, соединенным деревянным переходом с северной галереей Троицкого собора (в 1777-1778 гг. этот переход был заменен каменным). При перестройке Архиерейского корпуса Метлиным деревянный этаж переведен в камень, а западная стена оказалась за новым фасадом. Во время строительства церкви Хрисанфа и Дарьи переход к собору был сломан.

Первоначальный декор здания сохранился на восточном и южном торцовом фасадах: арочные окна с коробовой перемычкой заключены в прямоугольные рамочные наличники, в завершении второго этажа простой карниз, образованный нависанием рядов кирпича. Крупные прямоугольные окна третьего этажа имеют рамочные наличники с подоконниками на консольках. На западном фасаде три верхних арочных окна, примыкающих к Святым воротам, декорированы в русском стиле - с профилированными килевидными архивольтами, опирающимися на полуколонки.

В двух нижних этажах, идентичных по планировке, два небольших сводчатых помещения в южном торце через промежуточные сени соединяются с более крупной квадратной палатой. Лестничный блок расположен в помещении, примыкающем к объему Святых ворот (первоначальная лестница не сохранилась). Вдоль западного фасада проходит широкий сводчатый коридор, во втором этаже имеющий выход на крыльцо с каменной лестницей, пристроенной в сер. 19 в.

Церковь Хрисанфа и Дарьи, размещенная в центре восточного крыла Архиерейского корпуса, представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой новых Святых ворот. Массивный четверик, возвышающийся над примыкающими к нему корпусами, увенчан двенадцатигранным шатром, завершенным луковичной главкой на глухом барабанчике. Фасадное убранство церкви, в котором элементы классицизма сочетаются с деталями, взятыми из арсенала древнерусского зодчества, характерно для раннего этапа русского стиля, свойственного творческому почерку К.А. Тона. Композиция восточного и западного фасадов идентична. Нижняя часть четверика, прорезанного крупной аркой, трактована как высокий цоколь, обработанный квадровым рустом. Угловые выступы служат опорой для сдвоенных трехчетвертных колонн, каннелированных в нижней части и завершенных коринфскими капителями, несущими трехчастный антаблемент. Широкий аттиковый ярус в завершении четверика декорирован ширинками. Перспективный портал, оформляющий проездную арку, украшен суховатой по исполнению белокаменной резьбой растительного характера. Три арочных окна над порталом заключены в колончатые наличники с килевидным профилированным архивольтом. По сторонам проездной арки на восточном фасаде, обращенном к реке, помещены крупные гипсовые горельефы с изображениями святых Хрисанфа и Дарьи. Фигуры в рост задрапированы в длинные одежды, струящиеся складки которых, создающие активную игру светотени, придают некоторую живость довольно сухому фасаду.

Грани барабана в основании шатра, покоящегося на глухом основании, решены как глубокие арочные ниши, в которых через одну прорезаны крупные окна. Пилоны между арками подчеркнуты пучком из трех полуколонн, на которые опираются профилированные архивольты с едва намеченным килем и гурты на ребрах шатра. На фоне чешуйчатого металлического покрытия шатра активно выделяются ярусы ложных слухов, крупных круглых и миниатюрных вертикальных с лучковами перемычками.

В интерьере храма четыре подпружные арки, примыкающие к стенам четверика, поддерживают профилированное опорное кольцо сужающегося к верху барабана с шестью ложными окнами с распалубками, врезающимися в купольный свод. В углах - сферические паруса. Полы храма набраны из мелкой цветной плитки. Ко входам в храм с севера и юга ведут чугунные лестницы с литыми балясинами в ограждении.

http://svodokn.ru/object/108600340?open=true



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Фото росписей храма Хрисанфа и Дарии: http://www.palekh-lik.ru/fresco/2009-hrisanf/index.htm
20 февраля 2010, Олег Романыч.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.