ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм.


Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Собора Пресвятой Богородицы
Год постройки:1552.
Адрес:
Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь

Координаты: 57.778652, 40.893231
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества





Сортировка:

Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
13 октября 2019
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 сентября 2019
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Западный фасад<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
10 марта 2018
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JohnIngham
14 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JohnIngham
14 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Вид с востока<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
13 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Илья Смирнов
25 февраля 2008
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Церковь Собора Богородицы<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Церковь Собора Богородицы
JuNe
25 марта 2006
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
_AD
26 сентября 2003
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Борис Акулов
сентябрь 2000
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Скан с плёнки из домашнего архива.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Скан с плёнки из домашнего архива.
Фёдор Телин
22 апреля 1975
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
13 октября 2019
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
17 октября 2015
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Юрий Моченов
16 июля 2015
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JohnIngham
14 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Церковь Собора Богородицы<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Церковь Собора Богородицы
JuNe
20 сентября 2005
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JohnIngham
14 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JohnIngham
14 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Интерьер основного объема<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Интерьер основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
13 июня 2014
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Иконостас. 1910 г. Из фондов ГИМ. ГК: 48099796<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Иконостас. 1910 г. Из фондов ГИМ. ГК: 48099796
Алёна Александровна Силина
1910
Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм, Слайд из домашнего архива. Снято в первой половине семидесятых<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Слайд из домашнего архива. Снято в первой половине семидесятых
Фёдор Телин



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 марта 2010

Рубленная из сосновых бревен церковь представляет собой уникальный, один из древнейших сохранившихся образцов древнерусской деревянной архитектуры. Храм построен, по-видимому, около 1552 г., как предполагают, мастерами Карпом и Папилой. Первоначально, возможно, он имел шатровое завершение, а существующие венчающий восьмерик и пятиглавие сделаны в ХVIII в., когда основной восьмерик был понижен. Некоторые специалисты, однако, считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию. В начале ХХ в. под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров (вероятно, вместо сгнивших нижних венцов). Церковь была обшита с фасадов тесом, кровля покрыта железом. В 1944-1945 гг. обрушился верхний ярус храма и потолок нижнего восьмерика. В 1960 г. церковь была перевезена из Галичского района, где она стояла на погосте в полутора километрах от с. Холм.

Реставрационные работы выполнены в 1960-1962 гг. по проекту арх. А.В. Ополовникова и при участии арх. И.Ш. Шевелева. Храм принадлежит к редкому типу ярусных пятиглавых церквей с подклетом. Его вертикальная композиция состоит из двух восьмериков — крупного рубленого «в обло» нижнего на каменном цоколе и приземистого рубленого «в лапу» верхнего, на котором покоится миниатюрная крещатая бочка и пять обитых осиновым лемехом луковичных глав на тонких цилиндрических барабанах. С востока к храму примыкает рубленая «в лапу» пятигранная апсида, с запада — небольшая квадратная в плане трапезная, рубленая «в обло». С трех сторон церковь охватывает висячая галерея-гульбище, опирающаяся на бревенчатые консоли. С запада на продольной оси церкви расположено крыльцо с длинной крытой одновсходной лестницей, воссозданной при реставрации по аналогам.

Объемно-планировочная композиция памятника отличается рядом индивидуальных особенностей: диагональные грани нижнего восьмерика короче основных, а все они не параллельны друг другу, апсида имеет неправильную форму, углы галереи сделаны тупыми. Однако зрительно эти измененные геометрические формы воспринимаются как правильные. В нижнем восьмерике и в апсиде устроено несколько косящатых окон. Над глухим тесовым парапетом галереи расположены арки проемов. С гульбища в церковь ведут три щитовые двери в колодах. Внутри храм и трапезная не разделены, как обычно, бревенчатой стеной, а составляют единое пространство, хотя контрастное соотношение их высот здесь сохраняется. Плоское перекрытие восьмерика сделано в виде деревянного ступенчатого свода. Алтарь отделен от основного помещения тябловым четырехъярусным иконостасом с иконами ХVII-ХVIII вв. (иконы в большинстве утрачены). Пол в церкви дощатый.

Лит.: Костромская старина. Вып. 1. - Кострома, 1890. С. 27-30; ИАК. Вып. 31. -СПб., 1909. С. 160; М. Красовский. Курс истории русской архитектуры. Т. 1: Деревянное зодчество. Пг., 1916. С. 297-298; С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. - М., 1942. С. 171; С. Агафонов. Некоторые исчезнувшие типы древнерусских деревянных построек // Архитектурное наследство. Вып. 2. - М., 1952. С. 173-186; С. Забелло. Костромская экспедиция // Архитектурное наследство. Вып. 5, - М., 1955. С. 19-23; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. - Ярославль, 1968. С. 76-78; В.Н. Бочков, К.Г. Тороп. Кострома. Путеводитель. - Ярославль, 1970. С. 91-92; Е.В. Кудряшов. Музей деревянного зодчества в Костроме. - Ярославль, 1971. С. 20-28; А.В. Ополовников. Реставрация памятников народного зодчества. - М., 1974. С. 302, 346-348, 370-371; В.Н. Иванов. Кострома. - М., 1978. С. 119-121; Кострома. Путеводитель. - Ярославль, 1983. С. 169; А.Н. Мазерина, М.М. Орехова. Музей народной архитектуры и быта в Костроме. Путеводитель. - Кострома, 1984. С. 6; А.В. Ополовников. Русское деревянное зодчество. - М., 1986. С. 235-241. Информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 июля 2024

«…Жемчужина собрания самый старый, дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области из села Холм, церковь Собора Богородицы (само по себе уже интересное посвящение), расположенная теперь вне основной территории музея, в Богословской слободе. Надпись на храме сообщает, что он возведен в 1552 году, 13-го октября. Именно в октябре 1552 года пала Казань. Не этому ли событию посвятили жители костромской деревни возведение храма, поскольку от казанцев многие в Костромской губернии изрядно настрадались? Есть и другая загадка. Надпись говорит, что храм возведен на память мучеников Карпа и Папилы. Но легенда, бытовавшая в деревне, уверят, что Карп и Папила - это плотники, ставившие храм и похороненные под алтарем церкви. Что тут правда и кто такие Карп и Папила, которые удостоились столь высокой чести?

В жизнеописании епископа Карпа и дьякона Папилы, пострадавших в ІІІ веке по Р. Х., во время гонений императора Деция, мы ответа не найдем. Эти люди отказались справлять языческие обряды, за что их и казнили. Таких историй ранняя Церковь знает тысячи. Мы можем осторожно предположить, что под алтарем холмской церкви были похоронены герои похода на Казань. Их имена забылись, народная же память, опираясь на день, когда заложили церковь (память указанных мучеников), приписала им эти имена, «сделав» одновременно и плотниками. Версия, будто храм построили ветераны похода на Казань, отпадает - они не успели бы вернуться из Казани к 13-му октября, поскольку Казань пала 2-го.

Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней, венчающей, части здания и частично его основания. Главная часть холмской церкви - грузный низкий восьмерик, с западной стороны к которому примыкает прямоугольная в плане трапезная, обнесенная с трех сторон висячей галереей, а с восточной стороны - пятигранный алтарь. Над основным восьмериком здания поставлен второй, меньший по размерам, завершенный «крестовой бочкой на четыре лица», то есть двумя пересекающимися бочкообразными перекрытиями, в центре которых помещена луковичная главка на высоком тонком барабане. На коньках бочек поставлены четыре главки подобной же формы, но меньшие по размерам. Главки покрыты осиновой чешуей лемехом. Венчающая часть здания появилась, очевидно, в ХVIII веке, и хотя она изящна и хороша сама по себе, но не соответствует основному объему здания, его суровым и монументальным формам.

При установке церкви села Холм на новом месте произведена реставрация этого уникального памятника. Реставраторы удалили позднюю тесовую обшивку здания, восстановили старые размеры окон, расширенных в XVIII-XIX веках, устроили, как в старину, вход в галерею с западной стороны, убрали безобразные каменные столбы, подпиравшие галерею. Хотя покрытие церкви в Средние века было шатровым, реставраторы сохранили существующее завершение храма в виде пятиглавия на перекрещивающихся бочках, так как точных данных о пропорциях и размерах Богородицкой церкви нет. Удалена металлическая обшивка глав и бочковых сводов и сделано покрытие их лемехом излюбленным материалом покрытий подобных деталей архитектурного сооружения у древних зодчих. Внутреннее убранство холмской церкви сохранилось. Проведены работы по реконструкции интерьера здания…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 653-654


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 октября 2024

«…Постройку Богородицкой церкви обычно относят к ХVІІІ в., но возможно, что основной нижний восьмерик на высоком подклете и его два прируба относятся к более раннему времени (1552 r. ?). К ХVІІІ в. вероятно относится лишь верхний маленький восьмерик, завершенный луковичной главкой на высокой узкой шейке, поставленной на миниатюрной четырехглавой крещатой бочке.

Красивая галлерея на столбах с забиркой тесом вкосяк, с большими пролетами пологих арок, охватывавшая церковь с трех сторон, сохранилась без перестроек лишь с северной стороны, но и здесь под нее подведены новые кирпичные столбы.

Декоративный измельченный верх и приземистые пропорции основного восьмерика являются отличительными приемами костромской архитектурной школы.

Обшивка стен тесом и покрытие кровель железом сделаны позднее…»

Источник: Забело С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. - М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942, стр. 171

Русское деревянное зодчество. Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. 1942 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch


tito0107  4 января 2025

"...Традиционно время возведения холмской церкви в литературе, преимущественно краеведческой, датируется 1552 годом. Указание на эту дату исследователи заимствовали из записи, сделанной чернилами на деревянном напрестольном кресте, и описи церковного имущества 1837 г., происходивших из холмской Богородицкой церкви. В конце XIX в. эти предметы хранились в каменной Николаевской церкви того же села Холм.

По сообщению местного священника о. Петра Покровского, на кресте значилась следующая надпись: «Построена бысть и освящена церковь Божия во имя собора Пресвятыя Богородицы на память святых мученик Карпа и Папилы месяца Октября 13 число лета 7009»8. В пересчете этой даты на летосчисление от Рождества Христова получается 1500 год. В храмовой описи 1837 г. отмечено, что «церковь собора Пресвятыя Богородицы устроена в 7060 году, а от Рождества Христова в 1552 году».

Обе записи были опубликованы членами Костромской губернской ученой архивной комиссии в 1890 году, позднее исследователи приняли за дату постройки изучаемой церкви данные описи 1837 г.

Но и определение возраста памятника с 1552 г. не совсем точно. Если месяц и число («октября 13 число»), указанные в надписи на напрестольном кресте, правильны, то как справедливо замечали в свое время публикаторы этой записи, а позднее и Л.В. Москалева, время возведения холмского храма следует удревнить и отнести к осени 1551 года, ибо в доперовскую эпоху (с XV в.) год на Руси начинался с сентября месяца. При пересчете дат на летосчисление от Рождества Христова этот факт ускользнул из поля зрения исследователей, занимавшихся историей галичского храма.

Крупные исследователи древнерусской деревянной архитектуры Ф.Ф. Горностаев, И.Э. Грабарь, М. Красовский данную постройку датировали XVIII в. Напротив С.Л. Агафонов, С.Я.Забелло и А.В. Ополовников (последний, правда, в осторожной форме) считали, что нижняя часть храма относится к XVI в., а его верх якобы построен в XVIII столетии. И те и другие исследователи датировку церкви предлагали, как ни странно, на основе своих визуальных наблюдений за памятником, архитектурного анализа, видимо целиком полагаясь на свои богатые знания и опыт практической деятельности в изучении древних культовых сооружений.

Данные же письменных источников по ранней истории Богородицкой церкви, которые еще в XIX в. были введены в широкий научный оборот путем публикации, ими почему-то не учитывались. Так, например, в регистрационной записи Книги выдачи ставленнических грамот и антиминсов Патриаршего Казенного приказа имеется следующая запись: «208 (7208 / 1700 г. – С.У.) г. июня 8 по благословенной грамоте выдан антиминс в Галицкий уезд в село Холм в новопостроенную церковь во имя собора Пресвятыя Богородицы, а взял тот антиминс поп Иван Григорьев и росписался». Документ этот однозначно свидетельствует, что холмская Богородицкая церковь была заново построена в 1700 г. И, очевидно, правы были Ф.Ф. Горностаев, И.Э. Грабарь и М. Красовский при отнесении возраста изучаемого храма к более позднему периоду. Есть и другие подтверждения источников, позволяющие датировать постройку временем не ранее XVIII в..."

С.А. Уткин. Церковь Собора Богородицы из села Холм Галичского района


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 мая 2025

«…В XVII-XVIII вв. были также распространены так называемые ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшающимися срубами, поставленными друг на друга. Особенно часто строились такие церкви после запрещения шатров, ибо ярусная форма позволяла сохранить столь полюбившуюся пирамидальность храмов и одноглавое завершение, формально не нарушая запрета. Но есть основание полагать, что ярусные церкви рубились и в более ранний период развития русского деревянного зодчества, особенно в центральных областях Руси.

Одной из таких построек, подтверждающих предположение о значительно большем разнообразии типов завершений деревянных храмов, является Богородицкая церковь из с. Холм (Галицкий район Костромской обл.; ныне в музее деревянного зодчества под Костромой), срубленная, по документам, в 1552 г. Широкий низкий восьмерик с двумя прирубами с трех сторон уширен каркасной галереей-гульбищем, стоящей на выпусках бревен. На сруб низкого шатра поставлен второй восьмерик, рубленный «в лапу» и увенчанный пятиглавием на крещатой бочке. Художественный эффект храма достигается благодаря контрасту приземистого тяжелого низа и легкого завершения…»

Источник: Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2003, стр. 56

История русской архитектуры - Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. - 2003


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 мая 2025

«…Церковь села Холм стоит особняком среди известных памятников русского деревянного зодчества. Ее древность и заслуженная слава заставляли упоминать о ней почти всех, кто занимался историей русской архитектуры. Однако большинство исследователей, как правило, сомневалось в том, что сооружение возникло в ХVІ столетии. При этом указывали, что верх здания, придающий постройке ярусность и к тому же покрытый крестовой бочкой, должен относиться к ХVІII веку и не соответствует его мощной нижней части.

Церковь Богородицы в с. Холм находится в 25 км южнее г. Галича Костромской области и в 1,5 км от самого села. В XVII веке здесь находилась усадьба князя Волконского. По данным церковной летописи, церковь построена в 1552 году. В ней хранились серебряные блюдца 1659 года с надписью «Лета 7167 (1659) сии сосуды к церкви Собору Пресвятые Богородицы боярин князь Федор Федорычь Волконский в водчине своей селе Холму».

Основное помещение церкви стоит на подклете, возвышающемся над уровнем земли на 2,5 м. В нижнем помещении под алтарем находится могильный холмик, под которым, по местному преданию, похоронены легендарные братья-плотники строители церкви. В западной части церкви нами было обнаружено неглубокое захоронение колода, прикрытая тесанной топором доской. Здание церкви деревянное, предельно простой конструкции, рубленное из сосновых бревен толщиной в 31-35 см. В поперечном направлении стены восьмерика связаны тремя прогонами. Каждый из них состоит из трех свободно лежащих друг на друге 16-метровых бревен. По прогонам настлан пол церкви, а концы их поддерживают наружную галерею. Прежде здание стояло без фундамента. При ремонте, произведенном в начале XX столетия, был подведен фундамент и устроен цоколь высотой около 1 м; при этом, вероятно, сохранилась прежняя высота здания, так как цоколь сооружен на месте сгнивших нижних венцов. Тогда же под консоли галереи были подведены кирпичные столбы. Крыльцо, находившееся, по-видимому, на центральной оси, было еще в прошлом столетии заменено новым, расположенным в северо-западном углу галереи. Старая обработка галереи сохранялась до последнего времени на ее северной стороне.

Окна все новые, расширенные; двери старинного типа, с железными личинами замков. Железные и деревянные части дверей повторяют формы, обычные для хозяйственных построек и изб Галичского района. Церковь была обшита тесом; кровля, а также шеи и маковицы глав - покрыты железом.

Летом 1944 года здесь произошла катастрофа - рухнул верхний восьмерик с крестовой бочкой и главами, задержавшись на балках потолка. Весной 1945 года провалился потолок, и главы оказались стоящими на частично проломленном полу церкви. При этом был сильно поврежден тябловый иконостас и разбито старинное деревянноешестиярусное паникадило.

Церковь расположена на самом краю вытянутого холма-мыса, далеко вдающегося в широкую долину реки Тёбзы. Окруженный со всех сторон широкими далями открытого пространства, замыкаемого волнистой линией высоких склонов речной долины, здание церкви на холме господствует среди этого необычайно красивого по своей эпической простоте и спокойствию пейзажа. Архитектура церкви настолько соответствует ее местоположению, что это сравнительно небольшое сооружение кажется величественным и стоящим как бы в центре организуемого им огромного пространства долины и замыкающих ее холмов.

Основной массив здания представляет собой мощный, но невысокий восьмерик, покрытый довольно пологой кровлей, на которой еще недавно возвышался малый восьмерик, завершенный «крестовой бочкой на четыре лица» с четырьмя малыми главами на коньках перекрещивающихся бочек и с большой главой в центре. Основной массив с прирубами и галереей воспринимается как единый объем, вытянутый по оси холма и словно продолжающий его массы, причем группа глав, подобно купе деревьев венчает холм. Трудно подобрать композицию, так непосредственно связанную с окружающей природой, так естественно вытекающую из холмистого пейзажа Галичского района.

Внутри церковь построена по принципу посте пенного нарастания площади и высоты помещений: из низкой и узкой галереи, связанной в то же время открытыми проемами с окружающим пространством, посетитель входит в прируб трапезной, непосредственно переходящий в основное, наиболее высокое из всех помещений, замкнутое плоскостной иконостасной композицией и невидимым пространством алтаря. В этом кратком описании исчерпывается также и все содержание плана, по своей схеме почти целиком повторяющего планы наиболее старых из сохранившихся шатровых храмов Севера типа церквей в Лавле (1589), Панилове (1600), Выйском погосте (1600), Белой Слуде (1642), Вершине на Тойме (1672). План Холмской церкви отличается от перечисленных сооружений иным расположением галереи, рубкой в лапу внутренних углов восьмерика и пятистенной формой алтаря.

Большинство памятников древнерусской архитектуры не противопоставляется природе, не отделено от ее пространства резкими линиями, отграничивающими отдельные объемы и плоскости, но органически вырастает из окружающего, как бы сливаясь с природой и в то же время не теряя четкости и самостоятельности форм. Выражается это слияние во всем: в восьмигранной конфигурации основного объема; в переходе от тяжелого низкого восьмерика к малому восьмерику и от него к бочкам и главам, завершенным крестами; в выступах бревен, срубленных с остатком, продолжающих плоскость стен дальше их фактического окончания; в вырезных концах досок кровли, как бы растворяющихся в воздухе и образующих узорные тени на волнистой поверхности стен; в галерее, охватывающей с трех сторон храм, создающей постепенный переход от замкнутого внутреннего помещения к окружающей природе. При этом постепенное проникновение безграничного пространства в ограниченное внутреннее направлено по оси основного движения и замыкается в объеме апсиды.

Если сравнить план церкви в Холме с существующими обмерами планов сооружений древнерусской деревянной архитектуры, то можно заметить, что мастера, создавшие Холмский храм, разрешили свою задачу, наиболее последовательно придерживаясь принципа взаимного проникновения смежных форм и пространств. Лучше всего это сказалось в наличии так называемых оптических поправок, содержание которых отнюдь не исчерпывается чисто зрительным эффектом (нечто вроде зрительного строительного прогиба), а заключается, главным образом, в последовательности, с которой мастер пластически создает архитектурную форму. В древнерусском зодчестве оптические, точнее - пластические поправки служат для смягчения контрастов. Этот принцип выражен, например, в кривых линиях окна Малой Немнюги (1643) или конфигурации ниши в стене колокольни Донского монастыря (1750-е гг.) и составляет одну из особенностей старинных русских построек.

Следуя этому принципу, строители Холмской церкви превратили прямые углы передней стены галереи в тупые, а острые окончания восточных ее стен в прямые. Прируб трапезной сделан не квадратным, а в форме трапеции, большое основание которой служит западной стороной восьмерика. Диагональные стены восьмерика имеют меньшую длину, чем стены, расположенные по странам света. Боковые стороны восьмерика сходятся по направлению к иконостасу основному направлению зрительного движения. Пятистенный алтарь, в настоящее время значительно деформированный, был преж де, судя по направлению его южной стены, построен по тому же принципу движения к основному объему. При всех этих поправках был прекрасно выбран придел, при котором измененные геометрические формы зрительно продолжают восприниматься как правильные. Тупые углы галереи кажутся прямыми, стороны восьмерика - параллельными.

Все эти изменения, мастерски внесенные в геометрическую схему плана, значительно усложняют систему пропорционального построения здания. И хотя можно установить, что как в плане, так и на фасаде за основу разбивки взято отношение квадрата и его диагонали (в сочетании с равносторонними треугольниками, построенными на сторонах этих квадратов), но это отнюдь не связывало мастера, который на основе данной системы возводил стены подобно скульптору, легкими отклонениями придавая им положение, наиболее соответствующее тому идейно-художественному образу, который замыслил зодчий. Применение пропорциональной системы, усложненной пластическими отклонениями, свидетельствует о том, что строителями церкви были опытные мастера, свободно обращавшиеся с материалом и придерживавшиеся системы пропорциональных отношений, обычной для древнерусской архитектуры.

От шатровых церквей, близких ей по плану, Холмская церковь отличается неоднократно отмеченной приземистостью пропорций, вызываемой небольшой высотой восьмерика (30 венцов против, например, 40 венцов Паниловской церкви, при большей, чем в Панилове, ширине здания). Приземистые пропорции присущи не только ярусным церквам, завершенным крестовой бочкой. Подобное построение имеют памятники самого разнообразного типа: чисто ярусные, как, например, Ильинская церковь в Белозерске, и многоглавые, и даже шатровые церкви в Малой Немнюге (Архангельская обл.) или Варнавине (Горьковская обл.).

Переходя к описанию внутреннего устройства Холмской церкви, можно отметить, что оно построено с тем же мастерством, как и наружные объемы. Сверху внутреннее пространство ограничено гладким потолком, настланным по открытым снизу балкам. Потолок имеет по середине подъем по поперечной оси в отличие от потолка, поднятого по продольной оси, как, например, в церкви в Белой Слуде (1642). Косые плоскости гладко обтесанных бревенчатых стен хорошо выделяют центр помещения алтарь и находящийся перед ним иконостас. Плоскость последнего разделена на четыре яруса горизонтальными тяблами. В настоящее время от нижнего яруса икон почти ничего не осталось, и осуществить достоверную реконструкцию иконостаса чрезвычайно трудно. Верхние же пояса, несмотря на то, что иконы их, повидимому, переписывались не один раз, сохранили и свою композицию, и, главное, мощный ритм, связывающий все отдельные изображения в единое за конченное целое. Эти особенности проявляются в ритме линейного построения и в гармонии цвета, заставляя забывать об отдельных неудачных деталях и сухости, внесенной иконописцами позднейших эпох.

В подцерковье, перед неизвестной могилой, был устроен небольшой иконостас из отслуживших свой срок икон верхнего помещения. Среди них оказались царские врата, исполненные, по-видимому, в XVI веке. По красоте контуров и богатству цвета, угадываемого под потемневшей поверхностью, эти врата принадлежат прекраснейшим образцам древнерусского искусства Чрезвычайный интерес представляет орнаментальный узор, нанесенный синим и красным цветом на белом поле тябловых досок. Выяснение происхождения мотивов этого узора заслуживает специального исследования. Рисунок его рваных завитков напоминает орнамент на столбе церкви в Пучуге (1698).

Схема плана и соотношение между нижним и верхним объемами давали повод исследователям высказывать предположения, что первоначально Холмская церковь была шатровая, причем на более высоком, чем теперь, восьмерике и что современное покрытие и крестовая бочка с малым восьмериком остались от перестройки ХVІІІ века. Нужно заметить, что никаких документов, указывающих на подобную перестройку, в литературе не отмечалось. <…>

Из всего сказанного могут быть сделаны следующие основные выводы: план церкви в селе Холм принадлежит к одному из наиболее простых и старых типов; он построен с внесением в его конфигурацию ряда пластически-оптических поправок, находящихся в глубокой связи с построением формы в древнерусском искусстве. Эти изменения геометрической формы по своему пластическому принципу подобны курватурам в архитектуре античной Греции и свидетельствуют об основанном на многовековом опыте художественного творчества высоком мастерстве и культуре русских народных мастеров. Наличие подобных изменений в Холмской церкви свидетельствует о явно ошибочной тенденции некоторых искусствоведов рассматривать произведения народного творчества как явления примитивного искусства. Подтверждением того, что мы имеем здесь не случайный факт, служит повторение особенностей начертания плана восьмерика Холмской церкви в плане церкви в Костылихе Горьковской области и, возможно, в Преображенской церкви в Кижах. Несмотря на отсутствие достаточного количества точных обмеров эти примеры позволяют в то же время догадываться о большом значении и распространенности курватур в русском народном зодчестве.

Конструкция перекрытия церкви в Холме аналогична так называемому «ступенчатому своду», известному с глубокой древности; возможно, она является пережитком древних форм, которые могут быть обнаружены новыми археологически ми исследованиями. Крестовая бочка «на четыре лица», являясь древнейшей архитектурной формой древнерусских построек, завершает церковные сооружения почти всех известных в древней Руси типов. Имеются все основания предполагать, что B древности она была широко распространена.

Одной из особенностей русских деревянных церквей является большое разнообразие в композиции верха в сооружениях с одинаковыми планами; поэтому для данного конкретного памятника можно допустить и другие варианты завершения, придающие иной облик всей постройке. Например, основной восьмерик церкви в Холме мог быть перекрыт шатром обычной конструкции, но в иных пропорциях, чем у известных нам шатровых храмов. Однако подобная реконструкция представляется значительно менее вероятной.

На основе сопоставления остатков Холмской церкви с рисунками Мейерберга можно реконструировать и другой, ныне полностью исчезнувший тип древнерусского храма, имевшего вид небольшого шатра на широком восьмерике.

Древнерусская архитектура далеко не исчерпывается известными нам типами построек, но включает и многие другие, зачастую исчезнувшие задолго до нашего времени, но распространенные в прошлом типы зданий. Восстановить их композицию и конструкцию можно путем тщательного изучения всех особенностей сохранившихся построек. В этой связи Холмская церковь и ей подобные памятники приобретают огромное значение как возможные недостающие звенья в развитии древнерусского зодчества…»

По материалам статьи С. Агафонова «Некоторые исчезнувшие типы древнерусских деревянных построек» в сборнике Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 171-185

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.