ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня.


Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:Между 1559 и 1565.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26

Координаты: 57.772851, 40.924307
Проезд:на территории Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря





Сортировка:

Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Владимир (Vlad)
21 июля 2013
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
3 августа 2008
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
27 декабря 2005
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Андрей Фризюк
7 января 2005
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
27 декабря 2005
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
28 сентября 2005
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003803088/viewer/<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003803088/viewer/
Андрей Агафонов
1913
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, Фотография 1910-х гг.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фотография 1910-х гг.
Алексей Кротов
1 декабря 1912
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, "Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
"Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, Фото с сайта pastvu.ru.Фото 1968 года.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта pastvu.ru.Фото 1968 года.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, Фото с сайта pastvu.ru  Фото 1912-13 гг.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1912-13 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, Фото с сайта pastvu.ru  Фото 1900-1910 гг.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1910 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня, Рис. из журнала "Нива"<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1871



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Лазуткин НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 августа 2007

Главное сооружение Богоявленского монастыря, основанного, по преданию, в XV в. Богоявленский собор - древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. и закончен в 1565 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Однако собор не шестистолпный, а четырехстолпный, то есть в жанровом отношении компромиссный. Фасады завершаются закомарами, отделенными от стен тонко профилированным карнизом. Килевидное завершение закомар выдает руку московских мастеров, не чуждых обаяния "классики". Но барабаны глав декорированны с некоторой игривостью, что предвосхищает архитектурную эстетику XVII в. Древнее позакомарное покрытие искажено поздней четырехскатной кровлей.

Материал из книги:"Старые русские города справочник - путеводитель"


Марина Зуйкова  6 января 2018

Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор (№ 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).

“Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом.

В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др.

До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. “радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи.

Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии “Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания “верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды.

В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г.

http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804531367


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 ноября 2024

«…Белокаменная плита «квадратной формы» на западной наружной стене слева от входных дверей. 1564/1565 г.

“В дни благочестиваго и Боговенчаннаго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси по благословению Макария митрополита всея Руси и во дни царевичей Ивана и Феодора лета 7067 месяца априлия в 23 день заложена бысть сия церковь святаго Богоявления игуменом Исаиею яже о Христе с братьею. Тогожь лета месяца июня в 8 день был в монастыре архиепископ Никандр Ростовский и Ярославский. Совершена бысть сия церковь лета 7073-го при игумене Исаие”. В настоящее время Богоявленская церковь превращена в алтарь, и доступа к плите нет.

По датирующей формуле (“В дни благочестиваго и Боговенчаннаго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси по благословению Макария митрополита всея Руси и во дни царе-вичей Ивана и Феодора лета 7067”) надпись очень близка надписи о строительстве Среднего Золотого дворца в Московском Кремле (“в лето 7069 августа повелением благочестиваго и христолюбиваго Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России, Владимерскаго, Московскаго, Ноугородскаго, царя Казанскаго и царя Астраханскаго, гдря Псковскаго и великаго князя Тверскаго, Югорскаго, Пермскаго, Вяцкаго, Болгарскаго и иных, г(осу)д(а)ря земли Ливонския, града Юрьева и иных, и при благородных чадех, Царевиче Иване и Царевиче Феодоре Иоанновиче всея России самодержце”), но в костромской употреблен так называемый “малый титул”. И это вполне объяснимо тем, что московская надпись, в отличие от костромской, была парадной, рассчитанной, в том числе и на восприятие иностранцами. Так что “большой титул” был в ней более чем уместен.

В этом отношении данная надпись весьма близка строительной надписи из Борисоглебского собора в Старице, сооруженного в 7068/1560 г., в которой также говорилось, что собор строился «при державе» Ивана Грозного, но не говорилось, по чьему повелению было предпринято строительство. Любопытный штрих к отношениям эпохи. Среди вкладчиков, пожертвовавших средства на строительство Богоявленской церкви и литье колоколов, источники называют инока Германа Жердина (сумма вклада 50 руб.), Лаврентия Пчелку (80 руб.) и князя Владимира Анд-реевича Старицкого (50 руб.)…»

1. Издание: Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 6-7; Баженов И. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь. Исторический очерк. Кострома, 1895. С. 6; Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб., 1909. С. 26.

2. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец. М., 1990. С. 173-174.

Источник: Авдеев А.Г. «Храмозданные надписи XVI-XVI вв. Костромы и края»

http://www.rusarch.ru/avdeev1.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.