ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кострома. Церковь Александра и Антонины в Селище.


Церковь. Действует.  
Престолы:Александра и Антонины Римских, Илии Пророка, Георгия Победоносца
Год постройки:1786.
Ссылки: Официальный сайт  Официальный сайт 
Адрес:
г. Кострома, улица Верхне-Селищенская, 35-а

Координаты:57.759057, 40.8774


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
KotelnikovR.
6 апреля 2019
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
KotelnikovR.
6 апреля 2019
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Алексей Кротов
14 марта 2015
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
24 декабря 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
15 июня 2005
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Роспись свода церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
24 июня 2019
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Иконостас церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
24 июня 2019
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Интерьер трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
24 июня 2019
Церковь Александра и Антонины в Селище - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1913




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): JuNe,  16 декабря 2005

На Селище находится храм Александра и Антонины с приделами пророка Илии и св. Григория. Селище упоминается с 16-го века как Новое Селище (старое явно располагалось ближе к Городищу). В начале 17-го века оно было вотчиной князя Глинского. По состоянию на то время, помимо указанной церкви, в селе были еще теплая церковь Егория и ветхая церковь пророка Илии. Место знаменито также тем, что Великое посольство заночевало тут накануне «уламывания» Михаила на царство, и лишь поутру двинулось на «последний штурм» Ипатьевского монастыря. Нынешняя церковь перестроена из деревянной в 1786 году. Формы храма – один в один с храмом Спаса на Запрудне, и, видимо, это замысел был такой: оба храма располагаются друг напротив друга по Волге. В 1840-х годах неподалеку от нее поставили часовню Василия Блаженного, родовую усыпальницу Мягковых-Купреяновых, но она в советские годы взорвана.

По материалам сайта http://arheologia.narod.ru

Из личных наблюдений: Местные жители часто называют эту церковь как "церковь в Селище" (в слове Селище ударение делают на последний слог), либо "Церковь на Костях", видимо имея ввиду, что находиться на старом кладбище.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  29 марта 2010

Церковь и ограда с воротами и часовней составляют редкий по сохранности храмовый комплекс, постройки которого отражают три этапа в развитии архитектуры: барокко, классицизм и эклектику стилизаторского направления. Церковь Александра и Антонины с Георгиевским и Ильинским приделами выстроена вместо двух деревянных храмов в 1786 г. Ограда с шестью воротами и часовней сооружена в первой половине ХIХ в. Вероятно, тогда же появились две пристройки по сторонам колокольни (сторожка и помещение для топки печи). Существующая решетка ограды относится к концу ХIХ - началу ХХ вв. В 1911 г. костромским городским архитектором Н.И. Горлицыным был выполнен проект расширения трапезной храма с возведением двух алтарей для расположенных в ней приделов. В 1912 г. алтари были пристроены, но одновременно были выполнены более значительные работы по реконструкции трапезной, чем предусматривалось первоначальным проектом Н.И. Горлицына: над ее объемом надстроены стены, примерно на треть увеличившие высоту трапезной, разобраны два внутренних столба и опиравшиеся на них кирпичные своды заменены железобетонными. Комплекс, состоящий из кирпичных оштукатуренных сооружений, занимает возвышенность в центральной части Селища, доминируя среди низкой, почти исключительно деревянной застройки. Церковь является одним из главных архитектурных акцентов в панораме Заволжья. Участок имеет сильно вытянутую по оси запад-восток неправильную многоугольную форму, близкую прямоугольной. В западной его части расположена церковь, восточную занимает кладбище. По всему периметру территория обнесена оградой. С южной стороны в линию ограды, идущей вдоль Верхне-Селищенской ул., включена часовня. На поперечной оси церкви с юга и севера стоят трехпролетные ворота. Такие же ворота закрепляют продольную ось с запада. Однопролетные ворота-калитки устроены на срезанных западных углах участка, а также на переломе ограды с северной стороны.

Церковь Александра и Антонины характерна для культового зодчества Костромского края в стиле позднего барокко. Трехчастная симметрично-осевая композиция включает храм типа “восьмерик на четверике”, поперечно вытянутую прямоугольную трапезную и трехъярусную колокольню. Храм, отличающийся массивностью и грузными пропорциями, завершен фигурной восьмидольной кровлей, над которой поставлен восьмигранный световой барабан с луковичной главой. Композиция колокольни — столпообразная со срезанными углами во втором и третьем ярусах. Ее венчает восьмигранный барабан-резонатор с невысоким шпилем. Наружный декор церкви носит плоскостной характер. Основными элементами убранства храма и трапезной служат рамочные наличники арочных окон и пилястры с профилированными базами и капителями. Наличники усложнены ушами с сережками, криволинейными фартуками и клинчатыми замками. Углы объемов выпущены между пилястрами, что вместе с многообломными, сильно раскрепованными карнизами создает богатую игру света и тени. Четыре люкарны над восьмериком храма с круглыми проемами и лучковыми сандриками расположены по странам света. Надстроенные стены трапезной обладают декором, стилизованным под барокко. Они прорезаны квадратными окнами второго света, заключенными в рамочные наличники с ушами. Пилястры отвечают вертикальным членениям первоначальных фасадов.

Ярусы колокольни имеют крупные арочные проемы — входной на западном фасаде нижнего объема и проемы звона в двух верхних. По сторонам они фланкированы пилястрами с выпущенными между ними углами. Каждый ярус завершен многообломным антаблементом. В первом ярусе над ним возвышаются треугольные фронтоны. Карниз третьего яруса имеет лучковый изгиб, зрительно создающий более плавный переход к барабану-резонатору. Пристройки, примыкающие к колокольне, характерны для классицизма. На южном и северном фасадах расположены трехчастные окна, решенные по упрощенной схеме серлианы. По сторонам поставлены сдвоенные трехчетвертные колонны тосканского ордера, на которые опирается антаблемент без архитрава. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с отверстием для светового барабана, в апсиде — конха. Просторное бесстолпное помещение трапезной перекрыто лотковым сводом. Над западным проемом в трапезной устроены небольшие хоры, на которые поднимается винтовая лестница. Стенное письмо выполнил в 1917 году мастер из Больших Солей Николай Иосифов Демидов. На своде храма — композиции на тему “Хвалите Господа”: святые группами по склонам. На парусах — сидящие евангелисты. В простенках окон южной и северной стен — отдельные фигуры святых. На западной стене — “Страшный суд”; на южной, в нижнем ярусе — “Распятие”; на северной — “Медный змий”. Все композиции заключены в орнаментальные рамы с пышными картушами. Орнаментальная роспись — клеевая, но прописана маслом, сюжетные композиции — масляная живопись академического характера. В 1947 году живопись прописана художниками Игнатием Игнатьевичем и Сергеем Игнатьевичем Дубовыми. Оба уроженца того же посада Большие Соли, из семьи потомственных иконописцев.

В 1970 году росписи укреплены, промыты от загрязнений, а на своде раскрыты от записи художниками-реставраторами КСНРПМ под руководством А.М. Малафеева. Резной золоченый иконостас пожертвован церкви в 1914 году после переделки сводов зимнего храма. Он является серийным изделием иконостасных мастерских. К тому же времени относится большая часть чиновых икон. Местный ряд включает иконы первого иконостаса каменной церкви и предшествовавшего ей деревянного храма. На сводах трапезной в клеймах помещены росписи на тему жития св. Николая Чудотворца и господских праздников. Иконостас и киоты в трапезной того же времени, что и в основном храме. Ограда образована глухой стенкой, равномерно расчлененной квадратными в сечении столбами. Их первоначальное завершение в виде шаров утрачено. Между столбами установлена решетка, характерная для периода эклектики. Арочные ворота сооружены в стиле классицизма. Композиция трехпролетных ворот строится на контрастном соотношении высокого и широкого центрального проема с низкими боковыми. Архивольт средней арки подчеркнут массивными квадрами руста, пилоны боковых калиток обработаны ленточным рустом. Однопролетные ворота-калитки акцентированы рустованным архивольтом и завершены ступенчатым аттиком. Восьмигранная часовня имеет вход со стороны улицы, где фасад повторяет мотив арки ворот с рустованным архивольтом и ступенчатым аттиком. На аттик поставлена шаровидная главка с крестом. Остальные фасады глухие и без декора. Помещение часовни перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом.

Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 25; ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 47; Копия проекта расширения церкви Александра и Антонины, 1911 г. (хранится в архиве ГП "Костромареставрация"); Протокол от 30 ноября 1912 г. № 229 (хранится в церкви). Информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  22 февраля 2020

Село Селище на правом берегу Волги, входящее в городскую черту с 1932 года, известно ещё с XIV века. В старину место это было покрыто лесами и называлось Мошениной слободой; население ее было очень незначительно, поэтому и слобода первоначально именовалась Новоселками.

В первой трети XVII столетия Новоселки являлись вотчиной боярина И.М. Глинского; к тому времени здесь имелись две деревянные церкви - во имя святого великомученика Георгия Победоносца и во имя святого пророка Божия Илии. Согласно сохранившемуся устному преданию, князь Глинский (или другое лицо из его семейства) с беременной супругой проезжал по своим владениям, и в Новоселках женщина разрешилась двумя младенцами - мальчиком и девочкой, впоследствии нареченными Александром и Антониной в честь святых мучеников Александра и Антонины Римских. В память об этом событии в Новоселках князем Глинским была воздвигнута деревянная Александро-Антониновская церковь, впервые (вместе с Ильинской и Георгиевской) упоминаемая в костромской писцовой книге 1628 года.

Историческую известность Новоселки получили в связи с событиями Смутного времени. В 1609 году здесь стоял польский воинский отряд Лисовского, пришедший на помощь осажденным в Ипатьевском монастыре сторонникам Лжедмитрия II - "тушинского вора". Здесь же в 1613 году останавливалось посольство Земского собора, прибывшее в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову с вестью о его избрании на престол государства Российского. После этого число жителей Новоселок стало увеличиваться, и образовавшееся село стало именоваться Новое Селище, а затем - просто Селище.

Как указывает Н.Я. Купреянов, "за свою историю село сменило множество владельцев, среди которых были кн. Глинские, кн. Морткины, Супоневы, Карамышевы, Чаплины, Озеровы, Поливановы, Каблуковы и многие другие. В числе владельцев Селища был и боярин Глеб Иванович Морозов, женатый на знаменитой сподвижнице протопопа Аввакума Федосье Прокопьевне Морозовой". По материалам генерального межевания семидесятых годов XVIII века, в Селище имелись две деревянные церкви: "первая во имя святых мучеников Александра и Антониды, другая теплая, во имя великомученика Георгия с приделом во имя пророка Ильи и блаженнаго Василия", 4 господских дома и 68 крестьянских дворов. В 1779-1786 годах взамен деревянных храмов на средства местных помещиков - генерал-майора Александра Филипповича Мошкова, поручика Василия Даниловича Каблукова, Параскевы Степановны Поливановой - и других прихожан была возведена каменная церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины в стиле барокко, одноглавая, с увенчанной шпилем трехъярусной колокольней и двумя теплыми приделами: правым во имя святого великомученика Георгия Победоносца и левым во имя пророка Илии. В 1831 году к северо-западу от Александро-Антониновской церкви владельцами одной из усадеб, Мягковыми, была сооружена каменная церковь во имя блаженного Василия Московского, разрушенная около 1931 года.

В первой половине XIX века вокруг церкви построена каменная ограда с шестью воротами и часовней. В 1861 году на колокольне храма повесили колокол весом 252 пуда (4123 кг), впоследствии сброшенный и разбитый в тридцатых годах ХХ века. В XIX - начале ХХ столетия Георгиевский и Ильинский теплый храм и приделы перестраивались с целью расширения (последняя такая перестройка завершилась в 1914 году). В 1908 году в летнем храме установили новый четырехъярусный резной иконостас; с 1910 года украшением церкви стало пожертвованное ей большое паникадило. Стены и потолок храма были покрыты живописной росписью в 1909-1917 годах. В 1914 году установили резную деревянную сень над престолом летнего храма и новый иконостас в зимнем храме. В начале ХХ века причт Александро-Антониновской церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. При храме действовало Пантелеимоновское общество трезвости, членами которого в 1911 году значилось 120 человек.

В 1917-1934 годах настоятелем Александро-Антониновской церкви являлся протоиерей Павел Федорович Острогский, исполнявший в начале тридцатых годов обязанности благочинного храмов Костромы. Родился он в 1877 году в селе Прискоково Костромского уезда (ныне - Красносельского района Костромской области); по окончании Костромской Духовной семинарии служил священником в селе Николо-Трестино, а в 1917 году был переведен в Селище. После революции отец Павел дважды - в 1923 и в 1930 годах - привлекался к ответственности по обвинению в "контрреволюционных действиях". В начале 1933 года по благословению управлявшего тогда Костромской епархией священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского, отец Павел создал при Александро-Антониновском храме нелегальную кассу для помощи ссыльным священникам и их семьям, куда поступали отчисления из всех городских церквей. Попечением протоиерея Павла Острогского в Селище прибыли и поселились на квартирах друзья и единомышленники святителя Никодима - священномученик Макарий (Кармазин), епископ Уманский, и профессор Московской Духовной академии Н.И. Серебрянский.

В 1934 году органы ОГПУ начали целенаправленные аресты в окружении священномученика Никодима; 30 сентября в Костроме был арестован епископ Макарий, 8 октября - протоиерей Павел Острогский и группа селищенских прихожан. На допросах владыка Макарий и отец Павел держались очень мужественно: последний, к примеру, заявил следователю, что считает советскую власть "властью антихристовой - безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание". По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года епископ Макарий, протоиерей П. Острогский и некоторые другие "члены контрреволюционной группы" из Селища были сосланы на 5 лет в Казахстан. В конце 1937 года отца Павла расстреляли в Алма-Ате; судя по всему, тогда же погиб и епископ Макарий. 27 апреля 1938 года подвергся аресту Н.И. Серебрянский, вскоре приговоренный к заключению в "исправтрудлагере" на 5 лет и скончавшийся 23 мая 1940 года.

В тридцатые и последующие годы власти неоднократно предпринимали попытки закрыть Александро-Антониновскую церковь. Этого не произошло благодаря трудам священника Иоанна Костина (в монашеском постриге - игумена Игнатия), служившего в Селище на протяжении четырех десятилетий и скончавшегося в 1971 году. Происходивший из семьи местных крестьян, отец Иоанн отстаивал свой храм, собирал с помощью верующих средства для уплаты огромных налогов, сам постоянно подвергаясь гонениям и преследованиям со стороны богоборцев. Именно ему мы обязаны сохранением Александро-Антониновской церкви во всей ее красоте и благолепии.

В 2008 году храм принял святыню – список со знаменитой Игрицко-Смоленской иконы Божией Матери. Сам Игрицкий образ Пресвятой Богородицы был украден в послевоенное время из Воскресенской церкви села Любовниково,где он пребывал после разорения и закрытия Игрицкого Песоченского монастыря. Эта икона стараниями отца Игоря и его помощников была помещена в новый киот, изготовленный специально для неё и украшенный резьбой с позолотой. Киот подарен храму Александром Александровичем Метельковым. Образ двусторонний, на обратной стороне изображён Святитель Николай Чудотворец.

Важнейшим событием для храма стало изготовление в Воронеже 12 колоколов и доставка их в Кострому. В день престольного праздника,23 июня 2008 года, при стечении многих прихожан и гостей Александро-Антонининского прихода, после крестного хода архиепископ Александр освятил весь набор колоколов. Задача развеса кампанов на звоннице оказалась весьма непростой. Пришлось менять старые прогнившие балки в арках звона и делать вычинку стен колокольни. Все деревянные конструкции колокольни были заменены новыми - металлическими. В связи с этими радостными событиями по благословению отца Игоря и при его активном участии операторами Иваном и Андреем Куликовыми под руководством режиссёра Татьяны Михайловой,а так же с участием оператора Юрия Михайловича Опельянца был снят фильм, рассказывающий о многовековой истории Александро-Антониновского храма, села Селища,в фильме так же был запечатлен трогательный момент прибытия уникальнейших колоколов.

В ночь с 6 на 7 января 2010 года в жизни прихода случилось важное событие – к началу Праздничной литургии прибыл Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин в сопровождении губернатора Костромской области Игоря Николаевича Слюняева. По словам Владимира Владимировича, братская приходская атмосфера и пение хора ему очень понравилось. По окончании богослужения глава Правительства подарил храму аналойную икону святого пророка Божия Илии. От прихода, в свою очередь, отец Игорь преподнёс ему икону святых мучеников Александра и Антонины, покровителей церкви в Селище.

В 2010 году вышла в свет книга, составленная историком Зонтиковым Н.А., которая так и называется – «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме».Книга посвящена истории единственной в России церкви, носящей имя святых мучеников, истории, уходящей в глубь веков…

http://www.alant.prihod.ru/letopis_razdel


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  22 февраля 2020

В конце 70-х гг. XVIII века в Селище было решено возвести каменную церковь. Согласно «Летописи» основными жертвователями на её строительство стали местные помещики: генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна Поливанова. Похоже, что главной фигурой среди них был генерал А.Ф. Мошков, владевший усадьбой в Малышкове. По сообщению «Летописи», он сам составил и «план на устройство храма» (вряд ли это выражение надо понимать в том смысле, что генерал Мошков является автором проекта постройки каменного храма: вероятнее всего, речь идет о том, что он выбрал место закладки и предписал строителям основные пропорции церкви). Причины, побудившие прихожан-помещиков возвести каменную церковь взамен деревянных храмов, скорее всего, были теми, что и вез-де: во-первых, к 70-м г.г. XVIII века деревянные храмы вероятно уже сильно обветшали, во-вторых, деревянный храм с горящими в нем свечами и лампадами всегда являлся – особенно летом – пожароопасным объектом.

Из троих храмоздателей немного известно только о первых двух. В.Д. Каблуков родился в 1734 году (где именно – неизвестно) и уже в 1748 году был записан в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1762 году его производят в чин поручика (судя по году, можно предположить, что очередное офицерское звание он получил за участие в перевороте 1762 года, возведшем на престол императрицу Екатерину II; как известно, Семеновский полк сыграл в этом событии важную роль). По-видимому, уже в 60-е годы В.Д. Каблуков вышел в отставку и поселился в усадьбе Новлянское в Кинешемском уезде (ныне – это территория Заволжского района Ивановской области). Его «попечением» в Новлянском взамен деревянной была возведена каменная Покровская церковь, освященная в 1806 году.

В 80-е г.г. XVIII века он выдал свою дочь Марию Васильевну замуж за надворного советника Николая Леонтьевича Мягкова, дав за ней в приданое селищенское поместье с 630 душами крестьян. Точный год смерти В.Д. Каблукова неизвестен: скорее всего, отставной лейб-гвардии поручик скончался в начале XIX века и был погребен в Селище возле Александро-Антониновского храма, одним из строителей которого он являлся.

О генерал-майоре А.Ф. Мошкове нам известно еще меньше: он родился в 1721 году (где – неизвестно) и, по-видимому, вышел в отставку в 70-е г.г. XVIII века, поселившись в усадьбе Малышково близ Костромы, которую, скорее всего, получил ее в приданое за женой. Имелись у него поместья и в других уездах Костромского наместничества. В 1787 году дворянство Буйского уезда избрало отставного генерала своим предводителем. Вероятнее всего, А.Ф. Мошков скончался на рубеже XVIII и XIX ве-ков, но место его погребения неизвестно. Вдова Александра Филипповича, «генерал-майорша» Мария Андреевна Мошкова, урожденная Павлова (1756–1832 г.г.), погребена на своем приходском кладбище у стен Христорождественской (Ильинской) церкви в с. Городище и логично предположить, что там же похоронен и её скончавшийся раньше супруг, но сведений об этом не сохранилось.

Каменную церковь было решено построить на новом месте – на вершине холма, у подножия которого, как мы помним, стояли древние деревянные храмы. В один из дней 1779 года (точная дата неизвестна, но, вероятнее всего, это произошло весной или летом) по благословению правящего архиерея – Епископа Костромского и Галичского Павла (Зернова) на бровке холма состоялась торжественная закладка церкви. Кто совершил чин закладки неизвестно, но можно предположить, что храм мог заложить тогдашний наместник Ипатиевского монастыря. Работа по возведению каменного храма продолжалась семь лет, из которых года три-четыре вероятно ушло на выполнение кладки и два-три – на внутреннюю отделку (устройство трех иконостасов, росписи стен и т. д.). Кто непосредственно руководил строи-тельством – подрядчик со стороны, или кто-нибудь из крепостных помещиков-храмоздателей, нам неизвестно. Кирпичи для строительства храма изготовлялись здесь же в селе. В 1975 году на левом берегу р. Ключевки при впадении её в Волгу была обнаружены и археологически исследованы остатки печи для обжига кирпича – некогда большого сооружения в четыре метра в длину и пять в ширину, сохранившегося в высоту до 1,2 метра от основания. Руководитель раскопок М.Ю. Кузнецова пишет: «Печь для обжига кирпича вероятнее всего датировать концом XVIII в. и связывать со строительством в с. Селище каменной церкви великомучеников Александра и Антонины (1786 г.)».

Пока на вершине холма воздвигалась каменная церковь, богослужения по-прежнему совершались в деревянных храмах у его подножия. И вот настал день, когда в деревянном Александро-Антониновском храме службу совершили в последний раз… Иконы, богослужебные книги, предметы утвари стали переносить в каменную церковь. В новый храм были перенесены все три исторических престола: в холодном четверике – во имя святых мучеников Александра и Антонины, в теплой трапезной, левый – во имя святого пророка Илии, правый – во имя святого великомученика Георгия Победоносца (неизвестно, перешло ли в каменный храм посвящение во имя Василия Блаженного; согласно традиции, оно должно было перейти и сюда, но, по-видимому, этого не произошло: похоже, что уже в то время предполагалось возведение отдельного Васильевского храма).

Наконец, в 1786 году состоялось торжественное освящение нового Александро-Антониновского храма, прошедшее конечно с участие причтов церквей соседних села Городища, Спасской и Никольских слобод, и при массовом стечении местных жителей. К сожалению, «Летопись» не сообщает нам ни точной даты освящения, ни того, кем оно было совершено. Впрочем, логично предположить, что освящение могло состояться в один из трех престольных праздников – 6 мая, 10 июня или 2 августа; можно также уверенно полагать, что новый каменный храм в селе, находящемся напротив резиденции костромских архиереев – Ипатиевского монастыря – освятил сам тогдашний владыка, Епископ Костромской и Галичский Павел (Зернов).

Вероятно, вскоре после освящения каменной церкви стоявшие у подножия холма деревянные храмы были разобраны. Около двухсот лет господствовавший в пейзаже Селища силуэт шатрового Александро-Антониновского храма, исконно русский, пропитанный духом старой московской Руси, исчез, уступив место своему преемнику, храму новейшего, екатерининского времени… На месте деревянных храмов через три с лишним десятилетия была возведена каменная церковь во имя Василия Блаженного. Находившееся здесь старинное, приходское кладбище, вероятно, просуществовало еще несколько десятилетий, но постепенно исчезло и оно (при каменном храме появилось новое приходское кладбище).

Освященная в 1786 году Александро-Антониновская церковь представляла собой традиционный для своего времени сельский храм, состоящий из собственно храма типа «восьмерик на четверике», увенчанного одной главой, трапезной и трехярусной колокольни с невысоким шпилем. Храм украшал скромный сдержанный декор (наличники окон, пилястры), выдержанный в стиле позднего барокко. Необходимо отметить, что первоначально Александро-Антониновский храм в целом был гораздо стройнее и изящнее, чем сейчас: в 70-е г.г. XIX века после перестройки и увеличения трапезной церковь стала более грузной. Как и обычно, четверик храма был холодным, неотапливаемым – в нем служили летом, а трапезная с её двумя приделами отапливалась (здесь находилось две печи) и в ней богослужения совершались в холодное время года. С 80-х г.г. XVIII века белый храм на вершине холма, издалека видный и с Волги и с окружающих село равнин, стал главным украшением Селища.

В начале XIX века вокруг церкви и устроенного рядом с ней кладбища была возведена каменная ограда, представляющая собой довольно внушительное сооружение с двумя воротами, несколькими калитками и небольшой часовней. Главным украшением ограды являются западные трехарочные ворота. Выдержанные в стиле раннего классицизма, с двумя парами колонн, обрамляющих центральный проем и венчающим его криволинейным, изящным аттиком, они воспринимаются как монументальная, хотя и небольшая, Триумфальная арка. При взгляде снизу – от подножия холма, от Волги – ворота сливаются с храмом и колокольней в единое целое. Южные ворота, выходящие к бывшей столбовой дороге, гораздо скромнее по архитектуре. В юго-восточной части ограды строители встроили в неё небольшую восьмигранную часовню (к сожалению, её посвящение неизвестно).

Когда была построена ограда точно неизвестно. По мнению архитектора Л.С. Васильева, ограда и ворота возведены в первое десятилетие XIX века, в период, предшествующий Отечественной войне 1812 года. Имя строившего её архитектора нам неизвестно. Сооружена ограда, конечно, на средства местных помещиков – Поливановых и Мягковых. Её возведение в основном завершило создание в Селище каменного церковного ансамбля.

Каменная ограда заключила собой новое приходское кладбище, возникшее у стен храма. С конца XVIII-го и до середины XX века оно являлось основным местом упокоения жителей Селища. Как мы помним, дворяне Поливановы входили в число храмоздателей селищенской церкви. Вплоть почти до середины XIX века представителей этого старинного рода хоронили у алтарной части Александро-Антониновского храма. В 1822 году здесь был погребен Сергей Николаевич Поливанов (1761–1822 г.г.). Через семь лет, в 1829 году, рядом с ним было предано земле тело его сына – подполковника Азовского пехотного полка Николая Сергеевича Поливанова (1791–1829 г.г.), погибшего 21 июля 1829 года во время Русско-Турецкой войны. В 1839 году здесь же похоронили пережившую и мужа и сына Александру Ивановну Поливанову (1764–1839 г.г.). К сожалению, в послереволюционное время большая часть «господских» надгробных памятников была уничтожена. Каким-то чудом, с севера от алтарной части храма уцелел один обомшелый надгробный памятник в античном стиле – вероятно, поставленный над могилой кого-то из Поливановых.

Сведений о составе причта церкви в конце XVIII века не сохранилось, но имя одного человека, происходящего родом из Александро-Антониновского причта, нам известно. В декабре 1797 года, за три дня до Рождества, в Селище родился, и, по-видимому, через несколько дней был крещен в зимнем приделе Александро-Антониновской церкви едва ли не самый знаменитый местный уроженец – выдающийся русский религиозный философ, профессор Московской духовной академии, протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797–1854 г.г.), мать которого, Анастасия Андреевна (1774 – 1836 г.г.), являлась дочерью причетника селищенской церкви. В литературе существует и другая точка зрения, что Ф.А. Голубинский родился в Ипатьевской слободе возле Ипатиевского монастыря; его отец, Александр Андреевич (1775–1835 г.г.) служил в то время псаломщиком Троицкого кафедрального собора в Ипатиевском монастыре. Думается, что решающим в данном случае является надпись на надгробном памятнике о. Федора Голубинского на кладбище у стен Иоанно-Богословской церкви в Ипатьевской слободе, гласящая: «Протоиерей Федор Александрович Голубинский Московской Духовной Академии профессор философии, цензор и св. Анны 2-й ст. кавалер. Родился в Селищах близ Костромы 1797 года Декабря 22 дня. Скончался в Костроме 1854 года Августа 22 дня». Надо полагать, что когда умер о. Федор Голубинский, в Костроме еще были живы его родные или старые знакомые, поэтому вряд ли на памятнике стали указывать точное место рождения, если бы в этом не имелось твердой уверенности. Таким образом, с именем знаменитого профессора Московской духовной академии неразрывно связаны два храма в Костроме Александро-Антониновский в Селище и Иоанно-Богословский в Ипатьевской слободе.

С 1786 года новый Александро-Антониновский храм был центром религиозной и общественной жизни Селища и округи. В его стенах в ноябре 1796 года совершались заупокойные службы по скончавшейся императрице Екатерине II, а через пять лет, в марте 1801 года, и по её сыну – убитому заговорщиками императору Павлу I. Здесь же в храме происходила присяга новому государю – императору Александру I, с которым Россия вступала в новый XIX век.

Во время Отечественной войны 1812 года, в августе-сентябре, через Селище, мимо стен храма, ехали многочисленные беженцы из захваченной французами горящей Москвы, надеющиеся найти пристанище в Костроме… Для Селища одним из ближайших последствий эпопеи 1812 года стало возведение в селе второго каменного храма, посвященного святому Василию Блаженному.

http://alant.cerkov.ru/2013/08/20/1779-1786-gody-vozvedenie-kamennogo-xrama/

Комментарии и обсуждение

Массу более подробной исторической информации о церкви святых мучеников Александра и Антонины в Селищах можно узнать из книги известного костромского историка и краеведа Н.Зонтикова на сайте "Костромка.ру"
5 марта 2013, Игорь Стрельников.

В Костроме презентовали книгу о Богохранимой Селищенской церкви святых мучеников Александра и Антонины Римских. Долгое время храм был единственным в Заволжской части Костромы.

В советское время обитель пытались закрыть. Но священнослужители и прихожане её отстояли. Более того, до наших дней дошло уникальное внутреннее убранство церкви и многовековые традиции приходской жизни. На создание книги у автора, историка Николая Зонтикова, ушло 9 лет. В ней вся история храма. Она насчитывает около 6 столетий. Здесь и архивные документы, и воспоминания местных сторожил. Рассказывается и о поверьях, связанных с названием храма.

Николай Зонтиков, автор книги «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме»: «Есть предание, что на этом месте проплывал по Волге боярин. У него была беременная жена. И начались роды, а роды были тяжелыми и боярин дал обет, что если все пройдет хорошо, то он на этом месте построит храм. А это как раз был день празднования дня Александра и Антонины. И я как раз там высказываю свое предположение, кто мог быть этим боярином».

Истории храма, которому в 2009 году исполняется 230 лет со дня закладки в камне, посвящается книга.

Зонтиков Н.А., автор книги «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме»

22 февраля 2020, Елена Григорьева.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.