Часовня на спуске из кремля к Нижнепосадскому торгу, близ алтаря Иоанна-Предтечинской церкви имеет давнюю и весьма примечательную историю, отражающую времена сложно складывавшихся отношений старообрядческой и официальной православной церквей. Ее строительство летом 1765 года начал нижегородский посадский Степан Алексеев сын Кондаков, по прозвищу Щукин (позже прозвище станет официальной фамилией этого древнего рода нижегородцев, известных в XIX столетии купцов-промышленников).
Еще в 1707 году Петр I, чтобы исключить все попытки возведения старообрядческих храмовых зданий, дважды издавал именные указы о полном запрете где-либо и под каким-либо предлогом их строительства и даже возобновления старых часовен после пожаров или иных стихийных бедствий. 20 июня 1734 года Синод подтвердил этот указ, строжайше предписав «в Москве и Санкт-Петербурге и прочих городех, так в селех и деревнях и других местех, нигде никому ни новых и ни в старых местех вместо старых вновь часовен… отнюдь не строить. А ежели кто, какого бы он чина и достоинства ни был, дерзностию своею в противность вышеобъявленных указов где каковую ни есть часовню начнет строить и построит, и кто того до онаго строения допустит, и с таковыми людьми поступлено будет, как с преступниками».
Таким образом, ответственность епархиального начальства на местах за нарушение императорского указа становилась, можно сказать, «персональной», и, чтобы не оказаться неожиданно репрессированным, каждый чин консистории и приходской священник должны были следить за возведением в городах и в сельских местностях любых похожих на часовни строений и тотчас доносить о случаях их появлений по инстанциям.
17 июня того же 1765 года, возвращаясь в свою кремлевскую резиденцию с Нижнего посада, епископ Феофан «увидел близ Ивановских ворот какое-то вновь построенное здание, видом своим похожее на часовню» и тотчас начал следствие. Прежде всего были допрошены священнослужители рядом стоящей Иоанно-Предтечинской церкви, но они сказались «незнающими», а в качестве доказательства заявили, что над строением нет креста обязательной принадлежности часовен, и потому они-де на строительство не обращали внимания.
Лишь священник Михаил Кирилов прояснил, что, по слухам, посадский Степан Кондаков наказал иконописцу Благовещенского монастыря Ивану Тихонову написать образ Благовещения пресвятой Богородицы более двух метров высоты, а для постановки ее на Нижнем посаде стал рубить строение, в котором собирался торговать овощами.
Узнав об иконе, епископ предписал незамедлительно представить ее в консисторию, а городовым «иконописным смотрителям» — тщательно исследовать, «исправно ли она написана». Оказалось, что «писан тот образ весьма неисправно и не порциально и вверху у Господа Саваофа благословенная рука неисправна» (благословлял двух-перстным старообрядческим знамением). Икону тотчас отправили в кладовую палату Спасо-Преображенского кафедрального собора под замок, к месту же строительства Степаном Кондаковым часовни направили целую депутацию, но… там не оказалось даже ее следов.
Понимая, что дело приобрело излишне серьезный оборот и дошло до самого высокого уровня (сообщение об этом было уже отправлено в Синод), С. Кондаков решил проблему кардинально — полностью уничтожил следы строительства, ликвидировав тем самым и предмет конфликта.
Но прецедент состоялся. Власти местного Оранского монастыря на месте предполагаемой часовни поставили голубец с иконой и кружкой для сбора пожертвований на содержание обители, а вскоре заменили его на небольшую рубленую часовенку. На этот раз духовная консистория криминала в этом не увидела.
В 1808 году епископ Вениамин отписал часовню в ведение Спасо-Преображенского кафедрального собора и указал поместить в ней копию иконы Спаса Нерукотворного, принесенной в Нижний Новгород в 1352 году из Суздаля и давно почитавшейся нижегородцами чудотворной. С тех пор часовня стала именоваться Спасской, обветшавшие рубленые стены ее со временем разобрали и в 1809 году возвели кирпичные, завершенные одной большой луковичной главой над четырехскатной кровлей.
В 1849 году нижегородский купец И. Веренинов предложил епархиальным властям на свои средства переделать часовню: не только сделать ее более стройной (возвести на подиуме), но и установить в ней белокаменный бассейн, вода в который поступала бы по трубам из кремлевского родника. С этого времени часовня стала особо почитаться нижегородцами и гостями города. Каждый год образ Спаса Нерукотворного из нее крестным ходом выносили на ярмарку и там устанавливали в Спасском соборе.
В 1877 году городовой архитектор И.К. Кострюков пристроил к часовне парадный всход с железным фигурным зонтом кровли. В таком виде часовня дожила до XX столетия и сохраняется сегодня, но с приспособленными под учреждение помещениями.
Н.Ф. Филатов. Отрывок из книги «Купола, глядящие в небеса», Издание 1996 года, http://predtecha-ioann.ru/kupola-glyadyashie-v-nebesa/