ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Новгород. Часовня Спаса Преображения.


Нижний Новгород. Часовня Спаса Преображения
Часовня. Действует.  
Освящена в честь: Спаса Преображения
Год постройки:Между 1809 и 1849.
Адрес:
г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, 1-а

Координаты: 56.329868, 43.99856
Проезд:общественным транспортом до ост. "Скоба"





Часовня Спаса Преображения, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Алексей Трифонов
15 сентября 2013
Часовня Спаса Преображения, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Сергей Стацук
15 сентября 2007
Часовня Спаса Преображения, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Altaets
21 апреля 2021
Часовня Спаса Преображения, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Игорь Герасимов
2 января 2020
Часовня Спаса Преображения, , Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
oldboy
19 сентября 2014
Часовня Спаса Преображения, Фото с сайта ekskursiyann.ru<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Фото с сайта ekskursiyann.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Часовня Спаса Преображения, Фото с сайта http://ekskursiyann.ru<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Фото с сайта http://ekskursiyann.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Часовня Спаса Преображения, Вид на Нижний Базар, Предтеченский храм и Спасскую часовню. Автор фото: Дмитриев М.П., 1890-е г.г.<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Вид на Нижний Базар, Предтеченский храм и Спасскую часовню. Автор фото: Дмитриев М.П., 1890-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Часовня Спаса Преображения, Интерьер часовни<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Интерьер часовни
Елена Григорьева
??
Часовня Спаса Преображения, Фотоснимок с фотографии 1890 г.<br>, Нижний Новгород, Нижний Новгород, город, Нижегородская область
Фотоснимок с фотографии 1890 г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Стацук  15 июля 2009
Спасская часовня при кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Деревянная часовня на этом месте возникла в 1694 году. Построена в камне в 1809 году. Перестроена в 1849 по личному указанию Императора Николая I попечением и на средства нижегородского купца Е.С.Веренинова.

Близ Предтеченской церкви, в 3 саж. на восток, находится каменная Спасская часовня; она основана в конце XVII ст. при Нижегородском митрополите Павле и принадлежала Оранской пустыни, а теперь принадлежит кафедральному собору. Нынешнее каменное строение ее совершено в 1848 г. Часовня сия замечательна по многим древним иконам и особенно по древнейшей иконе Нерукотворенного Спаса, перенесенной сюда из бывшей часовни на берегу Волги в начале XIX ст. и признаваемой чудотворною.

Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. - СПб., 1857.


Евгений Хебнев  31 марта 2018

Весной 1765 г. была построена под Ивановской башней кремля старообрядцем Степаном Кондаковым. Причем без разрешения духовных властей, для специально написанного иконописцем Благовещенской слободы Иваном Тихоновым образа Благовещения (более 2 м высоты!). Это было нарушением существующих правил, ибо указами Синода от 25 ноября 1707 и 20 июня 1734 гг. строительство новых и поновление старых часовен категорически запрещалось. Епископ Феофан приказал ее сломать, икону же для освидетельствования забрать в консисторию (оказалась написана «неисправно и без всякой препорции»). Не дожидаясь развития конфликта, часовню спешно разобрал сам ктитор-строитель. Но прецедент состоялся, и власти Оранского монастыря добились права поставить на ее месте рубленую часовню с кружкой для сбора пожертвований.

В 1808 г. нижегородский архиепископ Вениамин приписал часовню к Спасо-Преображенскому кремлевскому собору и перенес в нее почитавшийся чудотворным образ Спаса Нерукотворного, доставленный в Н.Новгород из Суздаля в 1352 г. великим князем Константином Васильевичем. В 1809 г. часовня была выстроена кирпичной, а в 1849 г. купец И. Веренинов перестроил ее. Внутри был сделан бассейн, вода в который поступала по трубам из родников Кремлевского холма. В 1877 г. по проекту архитектора И.К. Кострюкова со стороны Ивановского съезда к часовне пристроили крыльцо-всход с чугунным зонтом кровли на четырех литых колоннах.

Здание сохранилось, но его архитектура искажена поновлениями.

Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. Нижний Новгород, 1994, стр. 51-52.


Вячеслав Маслов
 
Вячеслав Маслов  2 марта 2021

Здание Спасской часовни находится в исторической части Нижнего Новгорода, носившей название Нижнего Посада (Нижнего Базара), по Ивановскому съезду, в непосредственной близости от Ивановской башни кремля и церкви Рождества Иоанна Предтечи, составляя с ней единый архитектурный комплекс. Первоначально на этом месте существовала небольшая деревянная часовня, возведенная в 1694 году и принадлежавшая нижегородскому Оранскому Богородицкому монастырю. Она размещалась «в трех саженях на восток» от храма «святого Ивана Предтечи», незадолго до того (1683 год) выстроенного в камне. Часовня была включена в небольшой квартал «дворовых мест», а от церкви Иоанна Предтечи ее отделял узкий проулок. Достаточно плотная жилая застройка сохранялась на прилегающих к часовне участках вплоть до 1830-х годов.

Свое название – «Спасская» – часовня получает в начале XIX века: в декабре 1806 года, по приказу архиепископа Вениамина, в нее был перенесен древний чудотворный образ Спаса Нерукотворного, до того времени находившийся в часовне «на Нижнем базаре близь питейных домов». С этого же момента часовня была передана в ведение кафедрального Спасо-Преображенского собора, расположенного в кремле. В 1809 году «на том же самом месте с дозволения гражданского начальства, по выданному от оного плана и фасада» строится каменное здание часовни. Постройка была осуществлена «на счет доходов» Спасо-Преображенского собора. В числе указаний по благоустройству Нижнего Новгорода, данных в 1836 году Николаем I, было и распоряжение относительно часовни: «Спасскую часовню на Ивановской площади сохранить, отделав оную прилично». В июне 1839 года городовому архитектору Г.И.Кизеветтеру было дано предписание «составить фасад на отделку той часовни». Однако, в 1840 году военным губернатором М.П.Бутурлиным была направлена «всеподданнейшая докладная записка», в которой он «испрашивал» «Высочайшего соизволения сломать сию часовню для очищения Ивановской площади, перенеся оную к собору или на другое какое-либо место». На это М.П.Бутурлин получил отказ, и Г.И.Кизеветтеру было вновь дано поручение составить «фасад на переделку Спасской часовни». В начале апреля 1842 года «помянутый фасад… часовни сей в существующем виде и в предполагаемой перестройке» был представлен.

В 1843 году проект перестройки был «высочайше утвержден», но его осуществление произошло несколько позднее. В июне 1845 года в Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии рассматривалась смета на перестройку часовни, представленная архитектором П.С.Гессом. Смета «была найдена» правильною, однако «за предполагаемыми отступлениями от Высочайше утвержденного плана», члены комиссии не сочли возможным «допустить к производству работ по тем измененным чертежам». Только в декабре 1847 года в Синод были представлены проект ранее утвержденной перестройки часовни «с предположительными от оного отступлениями» и пояснительная записка. Изменения, по-видимому, касались вешнего оформления фасадов (ширинчатые лопатки) и наличников окон (завершения в виде кокошников).

Наконец, в 1848 году здание часовни было перестроено. При этом, данные о том, на чьи средства была осуществлена эта перестройка, расходятся. По архивным документам можно сделать вывод, что на это пошли деньги, полученные от продажи свеч из лавки при часовне (3960 руб. 59 коп). По данным же местных исследователей (более поздним), перестройка была осуществлена на деньги, пожертвованные для этой цели нижегородским купцом И.Верениновым. Спустя семь лет, в 1855 году, на имя военного губернатора Ф.В.Анненкова поступило прошение от причта кафедрального собора с просьбой «о дозволении провесть воду» в Спасскую часовню. Как следует из текста прошения, часовня была весьма популярна среди населения. В ней часто совершались молебны с водосвятием. Но при совершении обряда возникала проблема: приносимая в часовню вода быстро портилась и становилась «к употреблению неудобною».

Причт кафедрального собора просил разрешения на устройство водопроводного ответвления от колодца, располагавшегося у единоверческой церкви Симеона Столпника (в кремле), с устройством в часовне водоема объемом в 10 ведер (130 л). Прошение было рассмотрено в Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии, которая в июле 1855 года разрешила работы с условием, чтобы вода эта подавалась «не с самого дна колодца, а с поверхности» деревянными сверлеными трубами, соединенными втулками. При этом предполагалось заменить приготовленные трубы, заделанные уже в стене часовни, потому что они потрескались. Работы были осуществлены в том же году на деньги, пожертвованные вдовой купца И.Веренинова. Надзор за ходом выполнения работ осуществлял архитектор Л.В.Фостиков. Еще позднее, в 1877 году, Строительным отделением Нижегородского губернского правления был рассмотрен и одобрен проект «устройства навеса и крыльца, а также перестройки холодного помещения при каменной часовне Спасителя на Ивановском съезде». Надзор за работами поручался архитектору городской управы И.К.Кострюкову. Речь шла о входе в часовню со стороны съезда (с севера) и о неотапливаемом каменном пристрое к заднему фасаду (с юга), который расширялся в восточном направлении до линии фасада основного объема. Судя по архивным фотографиям, проект был осуществлен. На них с севера у часовни зафиксированы каменное крыльцо и художественно выполненный металлический (вероятно, литой из чугуна) навес над ним. Навес получил более развитое завершение с небольшой главкой на барабане (также металлическими).

К основному объему часовни были пристроены 3 пристроя. Самый старый из них – южный (1852-1877) - был ниже самой часовни и с восточной стороны имел входной проем с приямком. Второй каменный пристрой – западный - датируется периодом между 1857-м и 1867-м годами. По высоте этот пристрой достигал нижней части окна на западном фасаде часовни. С запада у него имелся широкий и высокий проем ворот. Возможно они также служили входом в подвальное помещение, расположенное под основным объемом здания. Третий пристрой (самый поздний) был дощатым. Он примыкал к восточной стене часовни, перекрывая расположенное в северной ее части окно. Другие деревянные хозяйственные постройки размещались на дворе, устроенном восточнее часовни (тянулся вверх почти до Ивановской башни) и отгороженном от улицы высоким глухим забором.

В советские годы часовня лишилась своих завершений и металлического навеса над северным входом. В основном ее объеме оказался устроен второй этаж, для освещения которого по всему периметру здания были прорублены новые окна. В 1948 году здесь размещались химчистка и красильня. Примыкавшие к часовне каменные пристрои были перестроены, дощатый пристрой вместе с хозяйственным двором ликвидированы. В таком виде Спасская часовня в конце 1990-х годов была возвращена Нижегородской епархии. Судьба широко почитавшейся нижегородцами иконы Спаса Нерукотворного остается неизвестной.

https://predtecha-ioann.ru/spasskaya-chasovnya/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 июня 2021

Часовня эта первоначально основана в 1694 году Оранским монастырем; она была деревянная. Архиепископ Вениамин II причислил ее к собору и построил в 1809 году вместо деревянной каменную.

Государь император Николай Павлович, в бытность свою в Нижнем Новгороде, изволил высочайше повелеть, чтоб эту часовню отделать прилично. Впоследствии был составлен проект на перестройку ее; и наконец, в 1849 году, нижегородский купец Веренинов, строивший часовню Алексиевскую, изъявил желание на свой счет построить вновь, по утвержденному проекту, и Спасскую часовню.

Снаружи Спасская часовня в готическом вкусе, на верху ее одна глава; внутри, на восточной стороне, устроен небольшой иконостас с несколькими иконами; южная стена также занята иконами в киотах, а посередине устроен бассейн, такой же, как и в Алексиевской часовне; вода в него проведена из колодца, находящегося внутри Кремля.

В часовне находится икона Спаса Нерукотворенного. Откуда эта икона и как прославилась она, в точности неизвестно; но предание говорит, что она явилась где-то на берегу Волги, а потом стояла в запустелом каменном монастырском подворье, невдалеке от церкви Живоносного Источника, и оттуда в 1809 году архиепископом Вениамином перенесена с торжественным крестным ходом в построенную им часовню.

Жители Нижнего Новгорода и окрестных мест имеют к этой иконе особое уважение, и часовня часто бывает наполнена молящимися; а так же часто и самая икона Спасителя носится верующими в дома. На ней серебряная вызолоченая риза, богато украшенная жемчугом и каменьями.

Отрывок из книги Н. Храмцовского «История и описание Нижнего Новгорода. Нижегородские были», http://predtecha-ioann.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 июня 2021

Часовня на спуске из кремля к Нижнепосадскому торгу, близ алтаря Иоанна-Предтечинской церкви имеет давнюю и весьма примечательную историю, отражающую времена сложно складывавшихся отношений старообрядческой и официальной православной церквей. Ее строительство летом 1765 года начал нижегородский посадский Степан Алексеев сын Кондаков, по прозвищу Щукин (позже прозвище станет официальной фамилией этого древнего рода нижегородцев, известных в XIX столетии купцов-промышленников).

Еще в 1707 году Петр I, чтобы исключить все попытки возведения старообрядческих храмовых зданий, дважды издавал именные указы о полном запрете где-либо и под каким-либо предлогом их строительства и даже возобновления старых часовен после пожаров или иных стихийных бедствий. 20 июня 1734 года Синод подтвердил этот указ, строжайше предписав «в Москве и Санкт-Петербурге и прочих городех, так в селех и деревнях и других местех, нигде никому ни новых и ни в старых местех вместо старых вновь часовен… отнюдь не строить. А ежели кто, какого бы он чина и достоинства ни был, дерзностию своею в противность вышеобъявленных указов где каковую ни есть часовню начнет строить и построит, и кто того до онаго строения допустит, и с таковыми людьми поступлено будет, как с преступниками».

Таким образом, ответственность епархиального начальства на местах за нарушение императорского указа становилась, можно сказать, «персональной», и, чтобы не оказаться неожиданно репрессированным, каждый чин консистории и приходской священник должны были следить за возведением в городах и в сельских местностях любых похожих на часовни строений и тотчас доносить о случаях их появлений по инстанциям.

17 июня того же 1765 года, возвращаясь в свою кремлевскую резиденцию с Нижнего посада, епископ Феофан «увидел близ Ивановских ворот какое-то вновь построенное здание, видом своим похожее на часовню» и тотчас начал следствие. Прежде всего были допрошены священнослужители рядом стоящей Иоанно-Предтечинской церкви, но они сказались «незнающими», а в качестве доказательства заявили, что над строением нет креста обязательной принадлежности часовен, и потому они-де на строительство не обращали внимания.

Лишь священник Михаил Кирилов прояснил, что, по слухам, посадский Степан Кондаков наказал иконописцу Благовещенского монастыря Ивану Тихонову написать образ Благовещения пресвятой Богородицы более двух метров высоты, а для постановки ее на Нижнем посаде стал рубить строение, в котором собирался торговать овощами.

Узнав об иконе, епископ предписал незамедлительно представить ее в консисторию, а городовым «иконописным смотрителям» — тщательно исследовать, «исправно ли она написана». Оказалось, что «писан тот образ весьма неисправно и не порциально и вверху у Господа Саваофа благословенная рука неисправна» (благословлял двух-перстным старообрядческим знамением). Икону тотчас отправили в кладовую палату Спасо-Преображенского кафедрального собора под замок, к месту же строительства Степаном Кондаковым часовни направили целую депутацию, но… там не оказалось даже ее следов.

Понимая, что дело приобрело излишне серьезный оборот и дошло до самого высокого уровня (сообщение об этом было уже отправлено в Синод), С. Кондаков решил проблему кардинально — полностью уничтожил следы строительства, ликвидировав тем самым и предмет конфликта.

Но прецедент состоялся. Власти местного Оранского монастыря на месте предполагаемой часовни поставили голубец с иконой и кружкой для сбора пожертвований на содержание обители, а вскоре заменили его на небольшую рубленую часовенку. На этот раз духовная консистория криминала в этом не увидела.

В 1808 году епископ Вениамин отписал часовню в ведение Спасо-Преображенского кафедрального собора и указал поместить в ней копию иконы Спаса Нерукотворного, принесенной в Нижний Новгород в 1352 году из Суздаля и давно почитавшейся нижегородцами чудотворной. С тех пор часовня стала именоваться Спасской, обветшавшие рубленые стены ее со временем разобрали и в 1809 году возвели кирпичные, завершенные одной большой луковичной главой над четырехскатной кровлей.

В 1849 году нижегородский купец И. Веренинов предложил епархиальным властям на свои средства переделать часовню: не только сделать ее более стройной (возвести на подиуме), но и установить в ней белокаменный бассейн, вода в который поступала бы по трубам из кремлевского родника. С этого времени часовня стала особо почитаться нижегородцами и гостями города. Каждый год образ Спаса Нерукотворного из нее крестным ходом выносили на ярмарку и там устанавливали в Спасском соборе.

В 1877 году городовой архитектор И.К. Кострюков пристроил к часовне парадный всход с железным фигурным зонтом кровли. В таком виде часовня дожила до XX столетия и сохраняется сегодня, но с приспособленными под учреждение помещениями.

Н.Ф. Филатов. Отрывок из книги «Купола, глядящие в небеса», Издание 1996 года, http://predtecha-ioann.ru/kupola-glyadyashie-v-nebesa/



Комментарии и обсуждение


Зачем старообрядцу Степану Кондакову вдруг понадобилось строить часовню в таком заметном месте, да еще и без разрешения властей? Выбор места у Ивановской башни кремля мог быть не случайным. Во времена правления Петра I, при нижегородском епископе Питириме, тюрьма при Ивановской башне стала местом заключения многих приверженцев «старой веры». Самым известным ее узником, по легенде принявшим здесь мученическую кончину 21 марта 1720 г., является диакон Александр, автор знаменитых «Керженских ответов». Возможно, строительство С. Кондакова было первой попыткой увековечить память пострадавших здесь наших соотечественников.

3 апреля 2018, Евгений Хебнев.