ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Суздаль. Церковь Лазаря Четверодневного.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Лазаря Четверодневного
Год постройки:1667.
Адрес:
Владимирская область, г. Суздаль, ул.Старая

Координаты:56.42277, 40.44715
Проезд:Проход с ул. Ленина в центре города




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
JuNe
9 мая 2006
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
7 мая 2003
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
7 мая 2003
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1983
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
25 января 2015
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Алексей Кротов
19 июля 2014
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
3 июля 2012
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1912 г.Фото С.М.Прокудина-Горского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Лазаря Четверодневного - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область
Фото с сайта photosuzdal.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): JuNe,  2 мая 2006

За торговыми рядами по дороге к Ризоположенскому монастырю с правой стороны стоит церковь Лазаря. Еще в XV веке перед северными воротами острога здесь находилась одноименная деревянная церковь, бывшая в начале XVII столетия шатровой. Существующая пятиглавая церковь (1667) по внешнему облику типична для многих церковных построек XVII века: кубический объем «четверика» с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды. В промежутке средних сводов, меж столбами, на небольших парусах поставлен барабан главы. Эта конструкция известна еще в XVI веке и была изобретением мастеров северных заволжских городов, откуда она проникла и в зодчество городов Поволжья. Появление здания этого типа в Суздале, возможно, говорит о работе здесь пришлых северных, может быть, вологодских зодчих. По-видимому, их же работой является построенный несколько раньше собор Васильевского монастыря. В паре с Лазаревской церковью стоит сооруженная столетием позже, в 1745 году, «теплая» церковь Антипия с нарядным ажурным гребнем из просечного железа на коньке ее кровли.

По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  22 декабря 2011

4 августа 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление президиума Суздальского райисполкома от 20 июня того же года о прекращении колокольного звона в Лазаревской церкви г. Суздаля (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 394. Л. 29).

Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011.


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  28 марта 2013

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад отдела культуры (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 179).


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  24 января 2016

Лазаревская церковь холодная, построена в 1667 г., при ней теплая с престолом св. Антипы построена в 1745 г.; обе церкви каменные, с каменною же колокольнею. Означенная церковь весьма древнего происхождения и в первый раз упоминается в «жалованной грамоте Великого Князя Ивана Васильевича Спасо-Евфимиеву монастырю 1494 г. июня 29 дня», которой вел. князь за взятые им у Спасского монастыря земли отдает ему «пожни около Ветельского пруда Успенья Святой Богородицы… да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей 16 десятин…»

В описи г. Суздаля 1617 г. Лазаревская церковь записана так: «в остроге от Ризоположенского монастыря на левой стороне церковь Лазаря Праведного древяня вверх, да церковь с трапезою Сретение Христово, строение приходных людей, служит поп Яков Павлов, а идет ему государева руга». Эти деревянные церкви стояли до времени построения существующих каменных церквей.

Церковной земли 1960 кв. саж. и две прикладные земли; документы на право владения землями имеются. Церковные документы: копии с метрических книг с 1794 г., исповедные росписи с 1811 г. и опись церковного имущества, составленная в 1829 г., хранится в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: арендной платы за землю до 80 руб., проценты с гос. бумаг 66 руб. 25 коп., от служб и требоисправлений до 400 руб. – всего до 540 руб. Приход: 30 дворов, душ муж. пола 78, жен. 79 душ.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  7 августа 2017

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь — пятиглавая церковь в центральной части Суздаля, расположенная между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 годом. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745 г.).

Первая пятиглавая церковь Суздаля построена на месте одноимённой деревянной церкви XV века, которая в начале XVII века была шатровой. Четверик основного объёма украшен наличниками, тремя разными порталами на каждом из фасадов и широким карнизом с подковообразными кокошниками и поясом из израцов. С восточной стороны здания расположены три апсиды. Нарядные световые барабаны убраны аркатурно-колончатым поясом, четыре угловых поставлены на кокошники в виде всё тех же подков. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы не глухие, а имеют окна, что связано с редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба служат опорой для коробовых сводов, образующих световые отверстия у центрального и у четырёх угловых барабанов.

https://tropki.ru/rossiya/vladimirskaya-oblast/suzdal/lazarevskaya-tserkov


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  8 августа 2017

Холодная Лазаревская церковь считается старейшим посадским храмом Суздаля. Наиболее раннее упоминание о ней встречается в жалованной грамоте великого князя Ивана III суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю (1495), где говорится об отдаче обители пожней - "около Ветельского пруда Успенья Святыя Богородицы... да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей, шестнадцать десятин, впрок архимандриту Константину с братьею, или кто по нем иным архимандрит будет". В описи Суздаля от 1617 года об интересующей нас церкви говорится следующее: "в остроге от Ризположенского монастыря на левой стороне церковь Лазаря Праведного древяна вверх, да церковь с трапезою Сретение Христово строение приходных людей, служит поп Яков Павлов, а идёт ему государева руга". То есть в начале ХVII века Лазаревская церковь, как видим, являлась шатровой ("древяна вверх"). Но в древнейшие времена, возможно, она имела более простую - клетскую - конструкцию. Неясно также, с чем связано сравнительно редкое посвящение храма. Церкви во имя Лазаря Четверодневного часто бывали кладбищенскими, так что возможно когда-то здесь, за городской стеной Суздаля, находилось кладбище. Но это из области предположений, которые не могут быть подтверждены без соответствующих археологических изысканий.

Строительство каменной Лазаревской церкви относится к 1667 году. В "Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (1896) говорится, что под престолом храма имелся крест со следующей надписью: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Святого праведного Лазаря лета 7175 октября в 6 день при благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белая Росии самодержце и при архиепископе Стефане Суздальском и Юрьевском".

Очень немного известно об истории прихода Лазаревской церкви. Жизнь его была сравнительно спокойна и, если можно так выразиться, немногосложна. После пожара в соседнем Ризоположенском монастыре мощи прп. Евросинии Суздальской перенесли на некоторое время в Лазаревский храм. Об этом есть колоритный рассказ в "Путевых письмах из древней Суздальской области" (1869) церковного историка М.В. Толстого. Двадцатью с небольшим годами ранее, в 1745 году, рядом с Лазаревским храмом поставили каменную тёплую церковь, освящённую во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского, с той самой колокольней, которая была запечтлена в фильме "Женитьба Бальзаминова". Отмечал эту колокольню и знамениты исследователь Владимирской области Н.Н. Воронин в своём классическом "Спутнике по древним городам Владимирской земли". "Очень хороша и стройна, - писал он, - примыкающая к церкви Антипия с запада и построенная, видимо, несколько раньше колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром "дудкой", с круглыми люкарнами-слухами". В Суздале перед революцией на душу населения всегда приходилось больше храмов, чем где бы то ни было. Лазаревский храм был лишь одним одним из многих - но зато одним из самых красивых, особенно с тех пор как его ансамбль приобрёл завершённость с постройкой Антипиевской церкви и полихромной колокольни.

После Октябрьской революции оба храма закрыли, всё их внутреннее убранство расхитили. В зимней Антипиевской церкви был устроен гараж. Правда, внешне церкви поддерживались начиная с 1960-х годов в пристойном состоянии: Суздаль сделался туристическим центром, и его памятникам полагалось выглядеть соответствующе.

В 1959 году архитектор А.Д. Варганов провёл реставрацию комплекса Лазаревской и Антипиевской церквей, восстановив, в частности, полихромную расцветку колокольни. Лазаревская церковь во многом близка другим посадским церквам Суздаля. Но имеет она и ряд существенных отличий от своих "соседок". Н.Н. Воронин писал о ней: "Существующая пятиглавая церковь по внешнему виду типична для многих посадских церковных построек ХVII века: кубический объём четверика с тремя апсидами, разные на каждом из фасадов порталы, широкий сочный карниз с подковообразными кокошниками и пояском изразцов; такие же кокошники украшают подножия угловых главок, барабаны глав убраны аркатурно-колончатым поясом. Но, в отличие от обычных храмов этого рода, где угловые главы глухие, здесь все они имеют окна. Это связано с интересной и редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба, на которые опираются две пары продольных арок, перекинутых на восточную и западную стены; между ними возведены своды".

Конструкция, описанная Ворониным, редка для для храмового зодчества. Редка, но не уникальна. Ещё в ХVI веке она появилась в северных заволжских городах, а в ХVII веке проникла и в Суздаль. Возможно, носителями подобной строительной традиции стали здесь вологодские мастера. Воронин предполагает, что именно они возводили, помимо Лазаревской церкви и примерно в одно время с нею, соборный храм Васильевского монастыря, на дороге, что ведёт в Кидекшу. Н.Н. Воронин называет скруглённые кокошники Лазаревской церкви "подковообразными". Подобные можно увидеть и на Воскресенской церкви, стоящей напротив Торговых рядов, а кокошники Цареконстантиновской церкви, виднеющейся по ту сторону площади, до того округлы, что и кокошники-то перестают напоминать. До последней реставрации второй ряд кокошников был скрыт кровлей. Широкий карниз, опоясывающий верхнюю часть четверика под кокошниками, украшен изразцами и прочими, как сказал бы Гоголь, "вытребеньками". Эта особенность характерна для суздальских церквей. Главный (западный) входной портал скрыт позднейшей пристройкой. Южный же портал является "непарадным", но тем не менее оформлен достойно, (но без доморощенных графити на дверях). Апсиды Лазаревского храма, в противоположность четверику, оформлены весьма сдержанно. Собственно, единственным декоративным элементом являются здесь наличники - с килевидным завершением на центральной апсиде и треугольными на боковых. Мало что можно сказать о внутреннем убранстве Лазаревской церкви, стоит лишь упомянуть о её интересной двухстолпной конструкции. Конструкция изнутри, действительно, просматривается очень хорошо. Иконостас и росписи в храме новые. В советскую эпоху старинное убранство храма "ликвидировали".

Благодаря усердию большевиков никаких почитаемых икон или других святынь в Лазаревской церкви не осталось. Не существует, впрочем, и сведений о том, что в этом маленьком приходском храме содержались какие-либо замечательные иконы до революции. В 1990-е годы церковь находилась в ведении РПАЦ, тогда же здесь был произведён ремонт. К сожалению, художественная сторона этого ремонта оставляет желать много лучшего. Иконостас топорной работы, росписи примитивные, напоминающие дурные олеографии, и всюду - засилье пластмассово-голубого цвета, который заказчикам и исполнителям, вероятно, представлялся небесно-лазурным. Ко всему, уходя, раскольники постарались как можно больше унести с собой. Например, выломали царские врата... Теперь их заменяют временные фанерные створки. Нет сомнений, что с течением времени раны будут залечены, и Лазаревский храм обретёт интерьер, достойный его фактурных фасадов.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №68, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.