ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА КНЯЗЮ Д. М. ПОЖАРСКОМУ.
В городе Суздале (Владимирской губ.), в ограде местного Спасо-Евфимиевского монастыря, 2-го июня 1885 г. происходило торжество освящения памятника над могилою князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
Памятник выстроен на средства всего русского народа, среди которого в 1852 г., повелением императора Николая I, была объявлена повсеместная подписка, давшая к 1865 г. до 83 тысяч рублей.
В 1858 г. был объявлен конкурс на устройство памятника, в котором премию получил профессор архитектуры А. М.Горностаев; ему же было поручено сооружение усыпальницы, под наблюдением Академии художеств.
Начатый постройкою в 1859 году, памятник был готов вчерне в 1865 году, но внутренняя и внешняя отделка задержала открытие его до настоящего времени, вследствие сложных художественных работ, каковы, например, мозаичный образ Спасителя, назначенный для постановки снаружи часовни, мозаичный снимок с образа Казанской Божией Матери, который находился с князем во всех его походах, бронзовые и мраморные работы и проч.
Памятник представляет часовню в форме старинных усыпальниц, крыша, наружные и внутренние стены которой исполнены из каррарского мрамора. С главного фасада находится единственная дверь, бронзовая, с шестью барельефами. На ней надпись: "Мужаимся и укрепимся о людях наших и о градех Бога нашего, и Господь сотворит благое пред очима Своима", и рельефные изображения Минина и Пожарского, а под ними битвы на Сретенке. Над дверью надпись: "Боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому благодарное потомство". Над фронтоном помещены: мозаичная икона Спасителя и бронзовый позолоченный крест, по бокам - губка на стержне и копье. На одиннадцати мраморных досках, расположенных на трех внешних сторонах, помещены отрывки из летописи о мятежах, составленные профессором Погодиным и заключающие в себе до 12.000 букв.
Цоколь и три ступеньки, ведущие в часовню, сделаны из красного гранита. Ограда из котельного кованного железа, которою обнесен памятник с трех сторон, выкрашена под бронзу. Внутри часовни и отчасти снаружи ее помещены доспехи князя. Пол мраморный, и в нем у самого входа устроены два отверстия, заделанные зеркальными стеклами, через которые видна гробница, и здесь же находится вход в гробницу; в мраморном киоте, колонки которого сделаны из византийской мозаики, установлен мозаичный же образ Казанской Божией Матери; перед ним поставлен бронзовый вызолоченный подсвечник с фарфоровою свечою. На самом месте могилы, в виде саркофага находится мраморное надгробие с надписью: "Приснопамятному вождю, князю Д. М. Пожарскому, отвратившему конечную гибель отечества от поляков в 1611 году". Надгробный камень покрыт пеленою из золотой парчи с вышитым на ней крестом. По смерти А. М. Горностаева работы производились архитекторами И. И. Горностаевым, И. А. Стефаницом, Артлебеном и Корицким. Участие в работах принимали: живописцы-художники Бейдеман, Вундерлих и Бренсон, мозаист Сиверс; мраморная усыпальница исполнена скульптором Ботта, бронзовые части - на заводе Шопена.
"Неделя строителя", 1885, №23 (9 июня), с. 3