С северной стороны бывшего посада в центре Суздаля, ближе к Ризоположенскому монастырю, находится живописный ансамбль Лазаревской и Антипьевской церквей с колокольней. Лазаревская (1667 год) — одна из наиболее замечательных приходских церквей Суздаля. В отличие от других она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми. Поток света сверху делает удивительно уютным пребывание в ней. С двух столпов, стоящих посередине церкви, перекинуты на стены арки. Облик церкви с тремя апсидами, кокошниками типичен для построек XVII века.
Антипьевская церковь (1745 год) по своим формам близка к типу деревянных клетских церквей. К ее западному фасаду примыкает нарядная шатровая колокольня с вогнутым шатром. Реставрация колокольни вернула памятнику прежнюю красивую расцветку фасадов.
Профессиональная информация по объекту Лазаревская ц. Адрес: г.Суздаль, ул.Старая.
Памятник архитектуры республиканского значения церковь Святого Лазаря 1667 г. в Суздале был впервые введен в научный и культурный оборот обмерами в 1956 году известным реставратором и ученым Алексеем Дмитриевичем Варгановым (1905-1977). Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30/08/1960г. церковь была взята на государственную охрану, затем передана в ведение Владимиро-Суздальского музея заповедника.
Судя по сохранившимся документам, из-за постоянной нехватки денежных средств ремонты 19 века выполнялись довольно грубо. За счет более примитивных и упрощенных решений кровли при ремонте 1912 года церковь значительно потеряла в своей красоте и выразительности облика. В этот же ремонт церковь штукатурилась новинкой того времени цементным раствором, который значительно навредил в дальнейшем, не давая кладке «дышать», т.е. избавляться от излишней атмосферной и каппилярной влаги.
В 1958 году была сделана бетонная отмостка вокруг церкви. Решение было ошибочное, неграмотное, за внешней красотой скрылась инженерная проблема, на которую впоследствии будет обращено внимание в учебниках по реставрационному делу. Между новой бетонной и древней глиняной отмосткой образовался метровой толщины грунтовый слой, как мешок накапливающий любые атмосферные осадки. Далее вода из него стала по каппилярам кирпичной кладки подниматься вверх по стенам, разрушая их.
В 1962 году А.Д. Варгановым был восстановлен красивый западный портал внутри церкви, соединяющий теплый притвор с основным объемом.
В дальнейшем здание практически не использовалось, либо служило как холодный склад, к середине 80х годов сильно обветшало, в особенности железная кровля. Кирпичи покрылись сединой высолов, которые уничтожили все росписи.
В 1987-88г.г. были проведены научные исследования и разработан проект реставрации церкви и приспособления ее под музейную экспозицию. Автор проекта Любовь Евгеньевна Шерстобитова. Исследованиями было доказано первоначальное наличие красивых кокошников на кровле, и предусмотрено их восстановление в первоначальном виде, как декоративного и нарядного обрамления закомар.
В ходе исследований и проектирования выявилось множество трудностей. Одна из основных, это подъем культурного слоя земли до полутора метров по сравнению с первоначальным. Церковь из-за этого не защищена от грунтовой влаги, и она поднимается на высоту до трех метров стен, стены сильно страдают из-за этого. Имелись также и сквозные трещины в стенах. Археологические раскопки показали наличие древней деревянной ограды из бревен рядом с церковью, церковь чрезвычайно затеснена окружающими гражданскими постройками и Антипьевской ц., поэтому какие-либо земляные работы затруднены, или вовсе невозможны.
Древние зодчие для легкости зрительного восприятия церкви сделали завал стен, сужение их кверху. Спустя столетия худая кровля дала протечки, и этот строительный прием, отлично себя зарекомендовавший со времен древней Греции, значительно ухудшил состояние стен, поскольку дождевая вода с легкостью стала замачивать наклоненные фасады.
В начале 90х годов реставраторы во главе с Андреем Ивановичем Нечаевым, директором Суздальского реставрационного участка, приступили к работе и сделали полностью ремонт и реставрацию кровель. Церковь обзавелась медными кровлями по ажурным тесаным журавцам стропил, новыми кокошниками второго яруса, приобрела исключительно нарядный вид.
После завершения основных работ церковь из ведения Музея была передана Суздальской Зарубежной церкви о.Валентина Русанцова, ныне Суздальской Русской Православной Автономной цекви, действующий храм.