Входоиерусалимская
церковь в Суздале
Церковь во имя
Входа Господня в Иерусалим (1707 год) расположена на левом берегу реки Каменки,
некогда «высоком и обрывистом» [1]. Издревле здесь находилась главная площадь
города – торг. Первые упоминания о храмовом комплексе в юго-западной части
площади относятся к 1628-1630 годам. В Писцовой книге города Суздаля этих лет о
нем сказано следующее: «Против острогу по зарядью церквей церковь во имя Илья пророк
древян клецки подле тово другая церковь во имя Христовы мученицы Парасковеи нарицаемые
пятницы древян вверх третья церковь теплая во имя всех святых а в церквах образы
и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское посадцких людей а
подле тех церквей две богаделни одна богаделня Государева а другая архиепискупля
а в них живут нищие» [2].
Из этого отрывка
видно, что уже в начале XVII столетия здесь существовал характерный для Суздаля
комплекс: теплая церковь во имя Всех Святых, теплая «клетская» во имя Параскевы
Пятницы и шатровый храм во имя Илии пророка. О существовании колокольни в
Писцовой книге не упомянуто, но, судя по наличию колоколов, она тоже входила в
комплекс.
Комплекс этот
просуществовал без изменений до конца XVII века. К этому времени он,
по-видимому, совершенно обветшал. В этот период митрополичью кафедру Владимира
занимал митрополит Илларион (1631-1708 годы, возведен в звание митрополита в
1682 году), много сделавший
для благоустройства Суздаля. Престол Ильинской церкви по его приказанию перенесли
в Архиерейскую слободу. В 1694 году на его средства в слободе были возведены новые
деревянные храмы: летний - Ильинский и зимний - во имя Иоанна Богослова (в 1744
и 1771 годах соответственно их заменили каменными церквями; в 1937 году церковь
Иоанна Богослова и колокольня были разрушены, Ильинская церковь сохранилась).
Пятницкий храм
бывшего Ильинского прихода «за ветхостью» упразднили. О судьбе храма Всех
Святых не сохранилось никаких упоминаний [1]. На месте древних деревянных церквей
в 1707 году построили каменный храм во имя Входа Господня в Иерусалим с
отдельно стоящей колокольней. В 1772 году рядом с ними возвели «теплую» церковь
во имя святителя Николая. По установившейся традиции в обиходе и в литературе
его иногда называют Пятницким, хотя престола во имя Параскевы Пятницы в нем
никогда не существовало. Через несколько лет комплекс обнесли оградой со
Святыми вратами, о которых речь пойдет немного ниже.
Церковь во имя
Входа Господня в Иерусалим по своему облику близка приходским суздальским храмам
второй половины XVII – середины XVIII века. Она представляет собой кубическую
постройку, крытую на четыре ската сомкнутым сводом и увенчанную пятью главками
на стройных барабанах. С запада к ней примыкает значительных размеров апсида.
Нужно отметить, что в XVIII столетии четыре главки по непонятным причинам были
разобраны, поэтому на фотографиях 1910 и даже 1989 года, а также в изданиях 1960-х
– 1970-х годов мы видим церковь под одной главкой [3,4]. Исторический облик
храму вернули только в 1990-е годы.
Декор храма
достаточно скромен, но привлекает внимание изяществом своего рисунка. Барабаны
под главками украшены характерным для Суздаля указанного периода «аркатурно-колончатым
поясом». Он представляет собой тонкие столбики с перехватом, соединенные
килевидными арочками. В верхней части каждый из барабанов опоясывает «городчатый»
фриз, а у невысоких постаментов внизу расположены кокошники с широким внешним
краем. Пояс точно таких же кокошников, но более сложного профиля украшает верх
самого храма. Кокошнички опираются на консоли необычной формы. Исследователи неоднократно
отмечали, что аналогов этой формы в Суздале до Входоиерусалимской церкви не
встречалось [3,5]. Входы в церковь выполнены в традиционной местной манере – в виде
портала под многопрофильной аркадой, опирающейся на три столбика с каждой
стороны. По сторонам от них размещены вытянутые окна с полуциркульным верхом
(по два с севера и юга). Они декорированы нарядными наличниками. По сторонам установлены
опирающиеся на консоли столбики, соединенные сверху и снизу карнизами. Венчают
их трехлопастные, ощутимо пластичные, килевидные арочки сложного профиля.
Столь же празднично
украшена широкая апсида очень эффектной формы - в виде четверти окружности. Ее
верхний край опоясывает уже знакомый нам «городчатый» фриз. Основной объем тремя
столбиками разделен на пять частей. В три центральных сегмента искусно вписаны окна
той же формы, что и на стенах церкви. Также выполнены и обрамления окон. Наиболее
близким аналогом для Входоиерусалимского храма (включая и форму апсиды) можно
назвать решение церкви святителя Николая Никольского прихода (1720 – 1739 годы).
Довольно много общих мотивов мы находим и в архитектуре церкви Вознесения
Господня (1695 год), и некоторых других храмов этого времени. В целом, декор
представляет собой редкостно гармоничное сочетание перекликающихся между собой
деталей традиционного суздальского зодчества и архитектуры уже зарождающегося
нового местного стиля.
Наиболее ярким
проявлением новых веяний в местной архитектурной школе были не сохранившиеся
сооружения Входоиерусалимского ансамбля: колокольня и входные ворота. С конца
XVIII века церковный двор обрамляла кирпичная ограда с вратами необычной формы.
В литературе их завершение обычно сравнивают с конструкцией «перебитая бочка» с
большими «кокошниками» по всех четырем сторонам куба ворот [5]. В восточном
кокошнике над входом существовала роспись – композиция «Вход Господень в
Иерусалим». Она хорошо видна на фотографии альбома «Суздальские монастыри:
Спасо-Евфимиевский, Покровский; Ризоположенский (Преподобенский): Альбом видов
и снимков древностей, хранящихся в их ризницах»,
который вышел во Владимире в конце XIX века. Кокошники такой формы известны в
архитектуре «малых форм» - обычно ими украшали надпрестольные сени и моленные
места. Подобную форму в более позднее время и в более причудливом варианте
можно наблюдать и в архитектуре Ярославля – это врата церкви Николы Надеина.
За въездными
воротами, между двумя церквями, на фотографии 1910 года видна колокольня с «вогнутым»
шатром (впоследствии в Суздале появилось еще четыре таких колокольни: у храмов св.
Антипия 1745 года; иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Цареконстантиновского прихода 1750 года, святителя Николая Чудотворца
Никольского прихода 1720 – 1739 годы и Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского
прихода 1740 год). Эта первая колокольня с подобным шатром была разобрана в
1939 году (Святые врата обрушились несколько раньше). По своей конструкции она
представляла собой высокий восьмерик на четверике. Отличительными ее чертами
был очень сильно вогнутый и заостренный шатер с окнами-слухами и вытянутые арки
звона под скромными кокошниками. Наиболее близким ей аналогом можно назвать
колокольню храма Рождества Иоанна Предтечи.
Библиография:
[1] Историко-статистическое
описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск III. Суздальский и
Юрьевский уезды. Владимир, 1896. С.: 81-82
[2] Город
Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир,
1905. С.: 11
[3] Вагнер Г.К.
Суздаль. М., 1969. С.: 24
[4] Варганов
А.Д. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С.: 61
[5] Воронин Н.Н.
Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам
Владимирской земли. М., 1967. С.: 187, 188