«…Николо-Златовратская церковь называется таким именем потому, что находится вблизи от так называемых «Золотых ворот».
Когда в первый раз построена на этом месте церковь, сведений не сохранилось; но в начале XVII в. она уже здесь существовала, как это видно из патриарших данных книг, в которых под 136 (1628) г. записано: «церковь великаго чудотворца Николы Золотоворотского в посаде в земляной осыпи... дани десять алтын две деньги»... С 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольскаго церковь стала платить «32 алтына, заезда гривну». Эта церковь была деревянная. В 1690 г., как это можно было видеть из закрашенной теперь надписи на южной стене храма, вместо нея построена каменная церковь.
В 1710 г. при Николо-Златовратской церкви был устроен каменный-же придел в честь святаго мученика Иоанна Воина. Священником в то время при церкви был некто Василий Борисов, диаконом его родной брат Алексей Борисов, а в 1715 г. этот Алексей Борисов был уже здесь священником. В 1796 г. церковь была возобновлена, но в чем состояло возобновление, не известно. В 1854 г. к существующему придельному храму пристроен другой, но эта позднейшая пристройка главнаго храма не коснулась и вида его ни в чем не изменила.
В связи с церковью стоит довольно высокая (22 саж.) каменная колокольня; время построения ея не известно.
Престолов в церкви в настоящее время три: в холодной во имя святителя Николая Чудотворца, в теплой с правой стороны во имя иконы Божией Матери «всех скорбящих радости», с левой во имя святаго мученика Иоанна Воина.
В числе святых икон обращают на себя внимание древностью своего письма: 1) Местная храмовая икона Святителя Николая и 2) Икона Божией Матери Одигитрии - троеручицы; внизу иконы по правую сторону изображен Иоанн Креститель, по левую мученица Марина; икона эта писана на Афонской горе на кипарисной дске и принесена оттуда архимандритом Феофаном в 1686 г. В надписи на этой иконе разсказывается о чудесном появлении изображения Троеручицы: «обители изографу пишущу сию икону в долная времена, нача изображати начертанием угля по обычаю изографства образ Пресвятой Богородицы Одигитрии имуче две руце якоже бе обычай и отъиде орудия ради потребна к келии, промыслом же Вышняго Бога начертася посреде прочи рукъ третия рука. Мастеру пришедшу в келию и виде таковое необычное дело вознегодова на братию зело ту в келии мня глумитися твори сия некто над ним, заглади оную руку и писа по обычаю до вечера. Ночею же паки начертася якоже и первее; он же воста и виде оную руку, разгневася вельми на братию глаголя: ругаются ему и пакость деюще. И бысть глас ему глаголя: не дерзай изографе и не протився силе Вышняго Бога неведения ради». — (к сожалению, лик Божией Матери и третья рука возобновлены довольно неискуссно).
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1804 г., исповедныя росписи с 1814 г.
Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляют: проценты с капитала 1891 руб., положеннаго на вечное поминовение, доходы от служб и требоисправлений и арендная плата с усадебной и сенокосной земли - всего около 1800 руб. в год.
Земли при церкви усадебной 781 кв. сажень, три сенокосных пожни (в двух 6 дес. 2284 кв. саж. и третья 1½ дес.); на усадебную землю и две пожни план и межевая книга имеются, а на третью пожню плана нет.
Причт живет в церковном доме.
В приходе Николо-Златовратской церкви по клировым ведомостям числится 286 д. м. п. и 342 ж. п.; все православные и живут в г. Владимире…»
Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир: Типолитография В.А. Паркова, 1893-1898.; 22 см . - 5 т. Вып. 1: Владимир и Владимирский уезд. – 1893, стр. 75-77
ГПИБ | Вып. 1 : Владимир и Владимирский уезд. – 1893.