ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Церковь Михаила Архангела в Красном селе.


Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:не ранее 1788.
Адрес:
Россия, Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская

Координаты:56.16233, 40.44522
Проезд:церковь находится в восточном районе г.Владимира на возвышенности Огуречная гора, в бывшем селе Красное, давно вошедшем в городскую черту и ныне полностью застроенном жилыми многоэтажными домами современных микрорайонов


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
общий вид с юго-востока.
chirokov
25 февраля 2013
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 марта 2022
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Алексей Кротов
9 апреля 2016
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Алексей Кротов
9 апреля 2016
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Алексей Кротов
9 апреля 2016
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
северо-западный фасад
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
северный фасад
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
юго-восточный фасад
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Это вид на церковь Архангела Михаила изнутри церковной ограды.
Андрей Yu
7 октября 2009
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
южный фасад
chirokov
4 октября 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Общий вид с юго-запада летом
Олег Щёлоков
14 июня 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Колокольня основного объема
Олег Щёлоков
14 июня 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Общий вид с Юго-Запада
Олег Щёлоков
20 марта 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Завершение основного объема
Олег Щёлоков
14 июня 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
мазайка пола алтаря. в настоящие время уничтожена.
chirokov
4 октября 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 марта 2022
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
часовня в ограде церкви
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
святые врата.северный фасад.
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
остатки ограды с северной стороны храма.
chirokov
28 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Вид на церковь из жилой застройки квартала "МЖК"
Олег Щёлоков
24 апреля 2006
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Панорама с ул. Безыменского
Олег Щёлоков
14 июня 2005
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Михаила Архангела в Красном селе - Владимир - Владимир, город - Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  21 апреля 2006

До начала 1990-х гг. использовалась под склад, учебные мастерские. Поскольку церковь является памятником архитектуры, то при частичном госфинансировании производился ремонт ветхих кровель (архитектор Ефимов Д.В., инженер Щелоков О.О.). К середине 1990-х церковь была передана верующим.


Статью добавил(а): Владимир,  19 июня 2011

Село посреди города

Село Красное – одно из старейших селений Владимирской земли. И хотя сейчас Красное не значится на картах, находится оно в самом сердце нашей области. С ростом Владимира село вошло в состав областного центра, оставив нам «на память» о себе название улицы Красносельской и церковь Архистратига Михаила.

Находясь в стародавние времена в трёх верстах от Владимира, Красное впервые упоминается в 1515 году в жалованной грамоте Дмитриевскому собору. В той грамоте великий князь Московский жителей села обязал каждый год выдавать на содержание соборного причта «по две четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две денги на соль и дрова». И хотя в той грамоте ничего не сказано о храме, название Красного селом подразумевает наличие в нём церкви. Можно думать, что церковь существовала там и в конце 1490-х гг., и даже ранее, но без документальных подтверждений это всего лишь гипотеза.

В конце XVI столетия Красное упоминается во владении государя – разъезжая запись соседнего Царе-Константиновского монастыря называет село дворцовым.

Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших окладных книгах 1628 года. Это была деревянная церковь в честь Архистратига Михаила. В XVII веке Красное снова пребывало в «частных руках» и имело сразу нескольких владельцев. Так, одним из них был князь Юрий Барятинский. В 1658 году он продал свою часть села некоему Никите Минову. В истории Н. Минов оставил о себе память на многие века вперёд и вряд ли о нём когда-либо забудет человечество. Плоды его реформ православные пожинают, так сказать, до сих пор, а в своё время эти преобразования зачастую приводили к актам неповиновения, вооружённым стычкам и кровопролитию. Лишь немногим мирское имя этого человека говорит о чём-либо, но все без исключения слышали о патриархе Московском и всея Руси Никоне…

Именно патриарху Никону продал своё красносельское имение князь Барятинский. В том же году Никон оставил патриаршество, удалившись в новоиерусалимский Воскресенский монастырь, который сам же и основал. Часть села Красное через своего основателя стала принадлежать этому монастырю.

К слову, шестью годами позже Никон вернулся в Москву, влекомый властью, которой некогда был наделён (его вмешательство во внешние и внутренние дела России стало причиной опалы и удаления в монастырь). Но из белокаменной его в самом прямом смысле выслали обратно. В 1666-1667 годах Никона лишили сана, и закончил свои дни бывший патриарх и владелец владимирского села в 1681 году в Белозерском Ферапонтовом монастыре.

Деревянный Михаило-Архангельский храм быстро ветшал и постоянно нуждался в ремонте. Так, в 1652 году он был перестроен по прошению А.Л. Плещеева. Перестраивалась и возводилась заново церковь и в другие годы.

Сведения о втором красносельском храме появляются в 1731 году. В том году в ответ на челобитную владельца села майора «Ивана Дмитриева сына Дубровского» епископом Владимирским и Яропольским Платоном(Петрункевичем) была подписана храмозданная грамота на строительство вместо прежней ветхой церкви нового храма. Освящён храм был в честь Преображения Господня и, по всей видимости, эта была тёплая церковь, где богослужения могли проводиться зимой.

В 1788 году в Красном на средства прихожан построен каменный храм с просторной трапезой и шатровой колокольней. При освящении главный престол остался в прежнее наименование – в честь Архистратига Михаила. В приделе южный престол освящён в память о тёплой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Появился в селе и третий престольный праздник – северный придел был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В описании храма конца XIX столетия отмечены «42 иконы праотцев, пророков, апостолов и святителей очень древнего письма». Прихожанами почитался крест, содержащий частицы святых мощей божьих угодников, найденный, как гласила местная легенда, в 1812 году одним крестьянином. Среди богослужебных книг было несколько Евангелий печати 1642, 1663 и 1697 годов. Последняя из упоминаемых книг была некогда вкладом князя Лобанова-Ростовского и графини Шереметевой в сельский храм Московского уезда, а после случившегося там пожара в 1804 году перемещена во владимирское село и приложена в Покровский придел.

Долгое время приходом церкви было только само село Красное. Во второй половине XIX века приход увеличился, в нём появились две деревни, названные по главному престолу: Архангеловка и Михайловка. В конце столетия в этих двух деревнях, расположенных в полутора верстах от Красного проживало более шестисот человек, а самом селе по данным 1890-х гг. было более 1300 человек.

Богослужения в церкви совершал причт из священника, диакона и псаломщика. Общий его доход – преимущественно от служб и требоисправлений – составлял около 700 рублей в год. Все священнослужители проживали в собственных домах, выстроенных на усадебной земле, принадлежавшей церкви. Также во владениях храма были пахотные и сенокосные наделы, приносящие причту доход.

Последним священником села Красное в 1904 году стал Сергей Павлович Богословский, женатый на Елизавете Александровне Поповой – дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова, унаследовавшей по тогдашней традиции место своего отца. В 1938 году о. Сергий Богословский был арестован и освобождён в 1943 году. Михаило-Архангельская церковь к этому времени уже стояла закрытой и только чудом не была разрушена. Погребён С.П. Богословский на Князь-Владимирском кладбище, могила его сохраняется до сих пор.

В начале 1990-х годов храм в честь Архангела Михаила (при нём уцелело кладбище с надгробиями XIX столетия) был возвращён Русской Православной Церкви, и в 1991 году там состоялось первое со времени его закрытия богослужение. Правда, само село и две приходские деревни перестали существовать под натиском растущего города, обратившись в его улицы. Но оставшиеся деревянные домики, многие уже кособокие, с пустыми глазницами окон, помнят ещё пёстрые шумные компании, в дни храмовых праздников спускающихся на гуляния к речке Рпень, при которой издавна писалась Михаило-Архангельская церковь села Красное.

Владимир Ушаков, "Молва" 01.02.2010


Статью добавил(а): Андрей Ершов,  14 апреля 2015

Не одно столетие с востока от Владимира располагались два села: Доброе и Красное. Во второй половине XVIII века в обоих сёлах вместо деревянных были выстроены каменные храмы. К началу ХХ в. приход Михаило-Архангельского храма, помимо самого села Красное, включал деревни Архангеловку и Михайловку, основанные выходцами из села (этим и объяснялись названия деревень), и деревню Владимировку.

В 1920–1930-е гг. около д. Архангеловки и Михайловки стали появляться улицы растущего в этом направлении г. Владимира (1 сентября 1933 г. постановлением ВЦИК д. Михайловка включена в черту г. Владимира). Можно предположить, что жители новых улиц (т.н. район ФУБРа – «Фонд улучшения быта рабочих») пополнили число прихожан храма в с. Красном, тем более что другой располагавшийся неподалеку храм – Князь-Владимирский (Кладбищенский) – относился к обновленческой ориентации, в то время как храм в Красном относился к староцерковнической ориентации (по официальным данным, с 1931 г. во Владимирском районе не было обновленческих храмов [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 690. Л. 23]). Но документальных подтверждений увеличения числа прихожан пока не найдено.

После революции 1917 г. верующие стали считаться не собственниками, а арендаторами храмов, причём нередко построенных ими самими или их предками, и должны были заключать с местными органами власти договоры аренды на эти храмы. Религиозная община в с. Красном была зарегистрирована 12 июля 1923 г. (73 человека из села, 15 – из Михайловки, 10 – из Архангеловки и 3 – из Владимировки). Церковный совет состоял из трёх человек: Стригин Павел Петрович (с. Красное), Доркунов Василий Павлович (д. Михайловка) и Шавриков Александр Павлович (д. Архангеловка). При церкви были каменная сторожка и кирпичная ограда с тремя железными воротами. На колокольне висело 7 колоколов. Также в договоре с верующими на пользование храмом было указано, что в 1922 г. из храма изъяли три серебряных напрестольных креста, дискос, звездицу, ковчег, четыре блюда, кадило, ризу, восемь наугольников и две середины с Евангелий в помощь голодающим Поволжья. Служил в храме священник Сергей Павлович Богословский и дьякон Иван Ефимьевич Руберовский [ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 2. Д. 251. Л. 1 – 8 (об.)]. Священник был женат на Елизавете Александровне Поповой – дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова; отецСергий унаследовал по тогдашней традиции место своего тестя. После революции священник принимал активное участие в организации кооператива «Солидарность» [1, С. 83].

8 июля 1928 г. во владимирской газете «Призыв» была размещена статья «Ретивый дьякон» (автор – некто «Свой») о дьяконе, проживавшем в д. Архангеловке. Учитывая территориальное расположение деревни, можно предположить, что служил данный дьякон в Михаило-Архангельском храме с. Красного, в этом случае можно также предположить, что этим дьяконом является вышеупомянутый И.Е. Руберовский. В статье имеется следующая информация о дьяконе: он пользуется в деревне большим авторитетом, к его слову прислушиваются на собраниях, но с местными властями отношения напряженные, у него много детей, имеет землю («как все граждане»), жена работает на фабрике «Пионер»; чтобы устроиться на фабрику, ей пришлось официально развестись с мужем, но живут они вместе, в его доме проживает много квартирантов. Из подтекста статьи видно, что привычный быт духовенства разрушается на глазах: не всех уже устраивает, что дьякон, «как все граждане», владеет землей (не трудно предположить, что скоро её у него отнимут), что он выступает на собраниях; но наиболее ярким свидетельством является фиктивный развод [2].

Следует отметить, что церковная сторожка в с. Красном являлась не обособленным зданием, а занимала часть помещения школы. Использовалась сторожка не только сторожем для охраны храма, но и, например, для спевок церковного хора, для отдыха перед богослужением прихожан из близлежащих деревень; во время похорон в зимние месяцы прихожане из близлежащих деревень грелись в сторожке, пока могильщики копали могилы. В скором времени такое положение дел перестало устраивать местных властей. 25 апреля 1928 г. Владимирский волостной исполком разрешил Красносельскому райсовету (тогдашнее название сельсовета) использовать помещение сторожки под школу, т.к. церковная сторожка располагается в одном помещении со школой, «в церковной сторожке происходят спевки, выпивка и шум, что мешает работе школы, особенно в религиозные праздники, когда проходят занятия в школе». Традиционно при закрытии храма или помещения при храме указывалось его дальнейшее использование. Здесь было предложено аж три варианта использования: «школа не имеет помещения для размещения групп, занятия в школе проходят в две смены, не имеется для двух школьных работников и одного технического служащего школы квартир, сельсовет для постоянной работы нуждается в помещении». Благородные рассуждения о необходимости обучения детей не в две, а в одну смену так и остались словами. Из трёх вариантов использования помещения сторожки был выбран самый простой: отдали под квартиру школьной работнице (возможно, как не требующих или требующий не так много затрат на переоборудование). Верующие пытались опротестовать во Владимирском уездном исполкоме данное решение, ссылаясь на Циркуляр НКВД и НКЮ № 281 от 7 июня 1924 г., согласно которому при церкви должна иметься сторожка, находящаяся в бесплатном пользовании верующих. Но Владимирский УИК признал правильным изъятие у верующих сторожки, т.к. она располагается в одном помещении со школой, и лишь велел Владимирскому волисполкому предоставить общине право арендовать какое-либо строение около церкви под церковную сторожку [ГАВО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 871. Л. 54-62].

Во время коллективизации у священника в с. Красном отобрали дом, переселив его с женой и детьми в сырой подвал на другой улице. В качестве предлога снова указывалась необходимость размещения сельсовета. Всё имущество было отобрано, фортепиано разбито, иконы и богослужебные книги демонстративно уничтожены.С.П. Богословский обратился с жалобой на данные действия в вышестоящие органы [1, C. 85]. Т.к. после статьи И.Сталина «Головокружение от успехов» гонения на Церковь немного ослабили (в частности, 6 апреля 1930 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК запретила выселять служителей культа из квартир [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1. Л. 6]), то вскоре Владимирский райисполком вынес решение вернуть ему дом, что отнюдь не устроило местных активистов, о чём даже появилась статья на страницах местной газеты «Призыв»[3]. Дом священнику вернули, возвращения имущества он не добивался. В скором времени над священником нависла угроза выселения как кулака вместе с семьёй в Сибирь, но, по воспоминаниям его правнука, прихожане отстояли своего священника [1, C. 85-86]. При этом нельзя исключать, что дело было не в заступничестве прихожан, а в некоторой осторожности властей после выхода вышеуказанной статьи И.Сталина, а также в их большей аккуратности по отношению к человеку, уже однажды нашедшему защиту в вышестоящих органах.

Основательная атеистическая работа проходила с большими сложностями. Так, в 1930 г. перед Рождеством в д. Михайловке силами педтехникума была создана ячейка Союза воинствующих безбожников, но за весь следующий год не было проведено ни одного собрания, не велась никакая работа и вообще никто из организаторов в деревне не появлялся. По данным на апрель 1931 г. в самом с. Красном ячейка СВБ также существует формально [4].

В 1935 г. проверкой была обнаружена недостача имущества в храме в с. Красном. Недостача имущества в то время рассматривалась как невыполнение условий аренды храма, в связи с чем договор с верующими был расторгнут [ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 443. Л. 16]. Как сообщил 5 июня 1935 г. церковный совет с. Красного во ВЦИК, Владимирский райфинотдел требовал с верующих уплаты в семидневный срок 17000 рублей за серебро, похищенное 9 лет назад, угрожая в обратном случае закрытием храма [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697. Л. 145]. Может, верующие смогли уплатить сумму недостачи, может, сумели её опротестовать, может, был какой-то третий вариант развития событий, но после данных событий храм ещё несколько лет действовал.

17 марта 1938 г. священник Сергий Богословский был арестован. Вначале он содержался в камере на территории бывшего Рождественского монастыря во Владимире. Ему было предъявлено обвинение в создании при Ямской церкви контрреволюционной группы и агитации против советской власти; вину не признал. Некоторое время содержался в Ивановской и Александровской тюрьмах, потом был приговорён к трём годам ссылки в Казахстан (вернулся в 1943 г., служил в с. Второво и в Успенском соборе и Князь-Владимирской церкви г. Владимира) [1, c. 86], [5].

В храме перестали совершаться богослужения.

17 мая 1940 г. на заседании исполнительного комитета сельсовета и актива (присутствовало 18 человек) директором школы было заявлено, что состояние церкви угрожает здоровью школьников: из-за отсутствия охраны они имеют беспрепятственный доступ внутрь помещения, где могут по шалости увечить друг друга; церковный же сторож отказывается охранять церковь, т.к. «все отказались». После этого заявления сельсовет постановил поставить перед вышестоящими органами власти вопрос о закрытии храма и использовании его под культурные цели, т.к. церковный совет от церкви отказался, а сама церковь нуждается в ремонте и охране. 8 июня на общем собрании членов колхоза с. Красного «Красная Звезда» (присутствовало 239 человек из 263) председатель сельсовета А.И. Наумов поднял вопрос о пустующей и неохраняемой церкви, после чего было решено ходатайствовать перед Владимирским райсоветом о передаче помещения колхозу под культурный очаг. Из 239 присутствовавших 233 человека поддержали данное решение. Всё это время, с мая по июль, проводилась индивидуальная работа с членами общины-двадцатки (в общине должно было состоять не менее 20 человек – отсюда и название). Так, к началу процесса закрытия храма из 20 человек 8 умерло, 6 сменило место жительства. В результате проведённой индивидуальной работы ещё 4 человека подали в сельсовет заявления о выходе из общины. 11 октября 1940 г. Владимирский райсовет поддержал решение Красносельского сельсовета и колхозников села и на основании того, что храм с 1938 г. не функционирует, двадцатка распалась, здание из-за бесхозности разрушается, а в селе не имеется помещения для клуба, постановил просить исполнительный комитет Ивановского облсовета о закрытии церкви и использовании под культурные цели. 14 декабря 1940 г. исполнительный комитет Ивановского облсовета утвердил решение Владимирского райсовета о расторжении договора с религиозной общиной, закрытии храма и использовании его под культурные цели [ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 182. Л. 22–30].

Закрытие храма, естественно, не вело к автоматической утрате крестьянами религиозности. Так, в 1940 г. в с. Красном в Михайлов день крестьяне также не вышли на работу (три дня стояли комбайн и сложная молотилка) [6].

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь в с. Красном использовалась под склад обуви [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 246, 247]. До начала 1990-х гг. церковь использовалась под склад, учебные мастерские.

В 1957 г. село было включено в черту города. Вероятно, именно из-за того, что в 1920–1930-е гг. сёло не входило в состав города, в отличие от городских храмов, при храме сохранилось кладбище. На кладбище сохранилось несколько дореволюционных памятников. Производить захоронения на кладбище перестали, вероятно, вскоре после присоединения сёл к городу.

В начале 1990-х гг. храм был возвращен верующим.

Использованная литература:

1. Маслов А.В. «Великий фантазер» // Владимирский некрополь. Вып. 5–6. Князь-Владимирское кладбище: Сборник / Отдел культуры администрации г. Владимира. – Владимир, 2004.
2. Ретивый дьякон // Призыв, 1928, № 157, 8 июля, с. 6.
3. Неужели поп победит? // Призыв, 1930, № 195, 3 сентября, с. 1.
4. Ф. Организовали и … забыли // Призыв, 1931, № 6, 8 января, с. 3; Ни одного предприятия, колхоза без ячейки СВБ // Призыв, 1931, № 84, 15 апреля.
5. Боль и память. Книга памяти жертв политических репрессий Владимирской области: В 2 т. / Сост. А. Семенов, Е. Селиверстов. – Владимир, 2001. – Т. 2; За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. – Александров, 2000. - С. 28.
6. Абраменков Е. Вести неустанно антирелигиозную пропаганду // Призыв, 1940, № 210, 24 сентября, с. 2; Как возник церковный праздник «Покров» // Призыв, 1940, № 214, 28 сентября, с. 2; Полетаев А. Антирелигиозная работа на селе // Призыв, 1941, № 42, 20 февраля, с. 2.

Ершов А.Л. Судьба храмов в сёлах Добром и Красном около Владимира // Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 8 / Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2014.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  2 марта 2021

Село Красное от Владимира до Суздаля по почтовому тракту считается 34 версты. Этот тракт вначале, до села Доброго, идет по Московско-Нижегородскому шоссе и пересекает долину рч. Рпени. За речной долиной поднимаются высокие холмы, на которых расположены села Красное (в левой стороне от тракта) и Доброе (на самом тракте).

Села Доброе и Красное принадлежат к древнейшим поселениям Владимирского края и своими чисто русскими названиями свидетельствуют о том, что они первоначально были основаны славянскими колонистами в бывшей Мерянской земле в то отдаленное время, когда город Владимир приобретал политическое значение в древней Руси.

Именем «Красное» обыкновенно называют пригородные села: во Владимирской губернии с таким названием есть села при гг. Гороховце, Переславле, Юрьеве и Суздале.

Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших окладных книгах 1628 г.: «церковь Михаила Архангела въ Красномъ селе… дани двадцать одинъ алтынъ 5 денегъ, наместничьихъ полтретья алтына и заезда четыре денги». В 160 (1652) г. по челобитью Александра Львовича Плещеева запечатана благословенная грамота в село Красное на один престол – во имя Арх. Михаила: очевидно, в этом году строилась новая церковь. «Въ 164 (1656) г. дани было положено 2 р. 26 алтынъ 2 денги». В 203 г. был выдан «на старой престолъ антиминсъ».

В XVII в. Красное снова пребывало в «частных руках» и имело сразу нескольких владельцев. Так, одним из них был князь Юрий Барятинский. В 1658 г. он продал свой «жеребий патриарху Никону».

В истории Никон оставил о себе память на многие века вперед и вряд ли о нем когда-либо забудет человечество. Плоды его реформ православные пожинают, так сказать, до сих пор, а в свое время эти преобразования зачастую приводили к актам неповиновения, вооруженным стычкам и кровопролитию. Лишь немногим мирское имя этого человека говорит о чем-либо, но все без исключения слышали о патриархе Московском и всея Руси Никоне. В том же году Никон оставил патриаршество, удалившись в новоиерусалимский Воскресенский монастырь, который сам же и основал. Часть села Красное через своего основателя стала принадлежать этому монастырю: «жеребий впоследствии былъ во владении Воскресенскаго (Новый Иерусалимъ) монастыря». К слову, шестью годами позже Никон вернулся в Москву, влекомый властью, которой некогда был наделен (его вмешательство во внешние и внутренние дела России стало причиной опалы и удаления в монастырь). Но из белокаменной его в самом прямом смысле выслали обратно. В 1666-1667 г.г. Никона лишили сана, и закончил свои дни бывший патриарх и владелец владимирского села в 1681 г. в Белозерском Ферапонтовом монастыре.

Послушная грамота на село Красное: «От Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев в Володимирский уезд Юрьевския приписи в Боголюбовский стан жеребей села Краснаго, что тот жеребей села был в вотчине за Святейшим Никоном Патриархом а во 176 году по указу Отца Нашего Великих Государей блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и по изложению Святейших Вселенских Патриархов и по памяти ис патриаршаго разряду за приписью дьяка Ивана Калитина та Святейшаго Патриарха Никона купленная вотчина дана к Воскресенскому монастырю в вотчинуж со всеми угодьи всем крестьяном которые в том жеребью села живут били челом Нам Великим Государем Воскресенскаго монастыря Строитель старец Сергей Казначей старец Никон збратию вотчина де их монастырская в Володимерском уезде Юрьевские приписи жеребей в селе Красном и по изложению де Святейших Патриархов та вотчина отказана им к Воскресенскому монастырю и отказные книги к Москве в поместной приказ присланы, а послушные де им грамоты на ту их монастырскую вотчину не дано и Нам Великим Государем пожаловать бы их велет стех отказных книг на ту их вотчину дать им послушную грамоту почему им тою вотчиною вперед владеть а в даче и в отказных книгах отказу Володимирские приказные избы подъчаго Ивана Федорова 176 году написано отказано к Воскресенскому монастырю Архимандриту Акакию Строителю старцу Феодосию збратиею вотчина Святешаго Патриарха Никона в володимерском уезде Юрьевския приписи в Боголюбовском стану жеребей села Красного а в нем двор монастырский пуст а к нему сад яблони пашни сто семьдесят четвертей в поле а вдву потому ж да под тем же селом Красным на реке на Рпени полмельницы словеть красноселка со всяким мелнишным заводом да к той же вотчине лес и сенные покосы и всякие угодья вопче тогож села Краснаго с помещики. И Мы Великие Государи указали дать на тое вотчину послушную грамоту и выб все крестьяне которые в том жеребью села Краснаго живут Воскресенскаго монастыря Строителя старца Сергия казначея старца Никона збратиею и кто по них впредь втом монастыре Архимандрит и строители и братия будут слушали пашню на них пахали и доход вотчинников платили. Писана на Москве лета… Октября в 19 день». За приписью дьяка Анисима Невежина, справил Ивашко Некрасов, в книгу записана Октября в 20 день. Помета Дьяка Анисима Невежина. На обороте написано: Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы. У грамоты печать чернаго воску.

Красносельское училище, Красносельской волости, в селе Красном, основано в 1881 г. Ближайшие училища в 2 вер. В 1874 г. «объявлена благодарность Его Высокопреосвященства священнику с. Красного, Иоанну Успенскому с церковным старостой и прихожанами села, за пожертвование ими на устройство церковно-приходского училища и сторожки при церкви до 600 руб».

В 1876 г. «учащихся – 52 муж. и 8 жен. Учитель – студ. дух. семин. Вас. Вас. Селинин (180 руб. в год). Законоучитель – свящ. Успенский (40 руб. в год). Попечитель – крестьянин Дмитрий Сем. Полканов. Содержание – 220 руб. от земства. Помещается в общественном доме, неудобно».

В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 15, шириной 10, вышиной 5 ар. Учебных пособий достаточно. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Александр Попов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881 г.; учитель Николай Белопольский, имеет свидетельство на звание учителя, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечитель крестьянин Ясманов, пожертвований от него не было. Учащихся к 1-му января 1883 г. 72 м. и 13 дев. Выбыло до окончания курса пожеланию родителей 4 м. и 6 дев. Окончило кура со свидетельствами 6 м. и вновь поступило 9 м. К 1-му января 1884 г. состояло 71 м. и 7 дев. Учатся все вместе. Все из села Красного. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиях: дух. 1 м., мещ. 1 м., крест. 69 м. и 7 д. Средства: oт земства 300 р., от общества 100 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р. Прием в сентябре. Учебный год с 16-го сентября по 3-е июня. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получили награды 17. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед к чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.). С 1904 года две учительницы - Елизавета Капацинская-Романова и Антонина Капацинская. С 1904 г. законоучитель – отец Сергий Богословский.

В 1902 году в с. Красном была открыта богадельня в заведении крестьянина Ясманова. Содержалась на средства Александра Лукича Лосева. Согласно постановлению очередного земского собрания 1901 г. в 1902 году приступлено было к устройству патронажа. Для патронажа было выбрано село Красное (Семейное призрение душевно-больных в крестьянских семьях села Красного).

В 1908 г. на содержание душевно-больных хроников в патронаже в с. Красном, Владимирского уезда, ежегодно ассигнуется по смете губернского сбора 10000 руб., из этих денег уплачивается за содержание 104-х хроников по 7 руб. 50 коп. в месяц за каждого, а всего в течение года приблизительно 9360 руб. и пособие обществу крестьян с. Красного за патронаж приблизительно 600 руб. в год, а всего израсходовано в 1906 г. – 9978 руб. 94 коп, в 1907 г. – 9973 руб. 95 коп.

Деревянный Михаило-Архангельский храм быстро ветшал и постоянно нуждался в ремонте. Так, в 1652 г. он был перестроен по прошению А.Л. Плещеева. Перестраивалась и возводилась заново церковь и в другие годы.

Сведения о втором красносельском храме появляются в 1731 г. В том году в ответ на челобитную владельца села майора «Ивана Дмитриева сына Дубровскаго въ вотчине его въ селе Красномъ разрешено было, вместо ветхой деревянной церкви, построить вновь деревянную церковь – во имя Преображения Господня. эта церковь была, вероятно, теплою; въ память ея и теперь существуетъ теплый приделъ – въ честь Преображения Господня» епископом Владимирским и Яропольским Платоном (Петрункевичем) была подписана храмозданная грамота на строительство вместо прежней ветхой церкви нового храма. Освящен храм был в честь Преображения Господня и, по всей видимости, эта была теплая церковь, где богослужения могли проводиться зимой.

В 1788 г. в Красном на средства прихожан построен каменный храм с просторной трапезой и шатровой колокольней. При освящении главный престол остался в прежнее наименование – в честь Архистратига Михаила. В приделе южный престол освящен в память о теплой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Появился в селе и третий престольный праздник – северный придел был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В описании храма кон. XIX в. отмечены «42 иконы праотцевъ, пророковъ, апостоловъ и святителей очень древняго письма». По мнению местного священника, эти иконы взяты из упраздненного Федоровского монастыря, бывшего близ села Красного. Прихожанами почитался крест, содержащий частицы святых мощей божьих угодников, найденный, как гласила местная легенда, в 1812 г. одним крестьянином. Среди богослужебных книг было несколько Евангелий печати 1642 (при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иоасафе), 1663 (печатанное при царе Алексее Михайловиче) и 1697 гг. Последняя из упоминаемых книг была некогда вкладом князя Лобанова-Ростовского и графини Шереметевой в сельский храм Московского уезда, а после случившегося там пожара в 1804 г. перемещена во владимирское село и приложена в придел Покрова Пресвятой Богородицы.

Под Красным селом на правом берегу реки Ирпень лежит еще одно старое урочище «Княжий луг», на котором недалеко от устья речки Почайны некогда находился обширный холм, называвшийся в народе Ярило. По преданию, на этом холме и по всей нижней долине реки Ирпень происходили «Ярилины» - народные торжества восточных славян в честь Ярилы - бога солнца, любви и плодородия. Праздник солнечного божества Ярилы был очень популярен во Владимире, и даже в конце XIX столетия в урочище Ярилова долина стекалось много жителей города и крестьян окрестных селений, где с первыми лучами солнца до его захода происходил красочный весенний праздник древних земледельцев.

В 50-х годах XIX века К. Тихонравовым были произведены археологические раскопки на Яриловом или Феодоровском холме, названном так позже по монастырю Феодора Стратилата, существовавшему на этом холме до 1764 года. К.Н. Тихонравов предполагал, что находившийся тут Федоровский монастырь «не был ли основан на месте Языческого капища».

К сожалению, эти археологические раскопки были произведены без соблюдения основных научных требований, что было характерно для археологии того времени. В частности, при раскопках был применен траншейный метод раскопок, который не дает планиграфию изучаемого археологического объекта. Поэтому трудно судить, существовало ли языческое святилище на этом холме или нет. Правда, при раскопках Федоровского холма были найдены майоликовые плитки от полов храма и части от его белокаменных колонн. Эти находки пока единственное доказательство существования этого монастыря в XII веке.

Из других археологических находок в урочище Ярилова долина следует назвать известный клад серебряных вещей, найденных в 1837 году у Нижегородской заставы при прокладке шоссе из Владимира в Нижний Новгород. Археологические разведки на месте найденного клада не производились. Местоположение этого клада Г.Ф. Корзухиной указано несколько неточно.

В 1877 году в Красном селе было 250 дворов, церковь во имя св. Михаила; вблизи холм, на котором белые надгробные камни – остатки бывшего здесь Федоровского монастыря, упраздненного в 1764 году.

На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайна, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретен первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.

Долгое время приходом церкви было только само село Красное. Во второй пол. XIX в. приход увеличился, в нем появились две деревни, названные по главному престолу: Архангеловка и Михайловка. Эти деревни выделились из Красного села в 1869 г. после пожара, и названы так по имени приходской церкви. В конце XIX века в этих двух деревнях, расположенных в полутора верстах от Красного проживало: в Архангеловке 169 душ обоего пола, в Михайловке 475 душ; кроме того – семейства военных – 52 души обоего пола; а всего 1998 душ обоего пола. Все православные, большинство мужчин каменщики. В самом селе Красном по данным 1890-х гг. было более 1299 душ обоего пола. 27 июня 1868 г. умер села Красного священник Михаил Благосклонов.

Престолов в храме было три: в холодной – во имя Архангела Михаила, в теплой с правой стороны – в честь Преображения Господня, на левой – в честь Покрова Божией Матери.

От прежних времен в конце XIX века в церкви хранились 42 иконы праотцов, апостолов и святителей очень древнего письма (По мнению местного священника, эти иконы взяты из упраздненного Федоровского монастыря, бывшего близ с. Красного.),святое Евангелия, печатанное 1642 г. при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иосафе; Евангелие, печатанное при царе Алексее Михайловиче в 1663 г., Евангелие выхода 1697 г. – пожертвовано графиней Шереметьевой и князем Лобановым-Ростовским сначала к церкви с. Акатова, Московского уезда, а после пожара в этом селе в 1804 г. – в село Красное в придел Покрова Пресвятой Богородицы. Замечателен также небольшой крест с частицами святых мощей, найденный, как говорят, красносельским крестьянином в 1812 г.

Церковные документы хранились в целости; копии метрических книг с 1789 г., а исповедные росписи с 1829 г.

Количество церковной земли: усадебной 1 дес. 1000 кв. саж., пахотной 30 десятин и сенокосной 3 дес. План и межевые книги на землю имелись.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Общий его доход – преимущественно от служб и требоисправлений – составлял около 700 рублей в год. Все священнослужители проживали в собственных домах, выстроенных на церковной земле.

В 1880 г. священника села Драчево Меленковского уезда Александра Григорьевича Попова, назначили благочинным третьего благочиннического округа Владимирского уезда и перевели служить в церковь Михаила-Архангела в Красное село. В начале 1904 года благочинный третьего епархиального округа Владимирского уезда протоиерей церкви Михаила Архангела в селе Красном семидесятидвухлетний Александр Григорьевич Попов принял окончательное решение оставить службу по возрасту.

Бывший воспитанник семинарии Василий Нижегородский, 26 марта 1907 г., определен во псаломщика в село Красное, Владимирского уезда.

Последним священником села Красное в 1904 г. стал Сергей Павлович Богословский (18.09.1880 -1955), женатый на Елизавете Александровне Поповой – дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова, унаследовавшей по тогдашней традиции место своего отца. Сергей Павлович был открыт для людей не только по долгу службы. Обладая хорошим музыкальным дарованием, он организовал в Красном селе из числа местных жителей хороший хор. Сергий Богословский был награжден скуфьею Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. По ложному доносу Сергея Павловича в 1938 году арестовали. Ему было предъявлено обвинение в создании около Ямской церкви контрреволюционной группы и агитации против советской власти. Освобожден в 1943 г. Михаило-Архангельская церковь к этому времени уже стояла закрытой и только чудом не была разрушена. Погребен С.П. Богословский на Князь-Владимирском кладбище, могила его сохраняется до сих пор.

После Октябрьской революции 1917 г. прихожане стали считаться не собственниками, а арендаторами храмов, причем нередко построенных ими самими или их предками, и должны были заключать с местными органами власти договоры аренды на эти храмы. Религиозная община в с. Красном была зарегистрирована 12 июля 1923 г. (73 человека из села, 15 - из Михайловки, 10 - из Архангеловки и 3 - из Владимировки). Церковный совет составляли три человека: Стригин Павел Петрович (с. Красное), Доркунов Василий Павлович (д. Михайловка) и Шавриков Александр Павлович (д. Архангеловка). В документе говорилось о том, что при церкви были каменная сторожка (вероятно, имелось в виду двухэтажное здание церковно-приходской школы.) и кирпичная ограда с тремя железными воротами. На колокольне висело семь колоколов. Также в договоре с верующими на пользование храмом было указано, что в 1922 г. из храма изъяли три серебряных напрестольных креста, дискос, звездицу, ковчег, четыре блюда, кадило, ризу, восемь наугольников и другую церковную утварь в помощь голодающим Поволжья. Служил в храме священник Сергей Павлович Богословский и дьякон Иван Ефимьевич Руберовский. Священник был женат на Елизавете Александровне Поповой, дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова; С.П. Богословский по тогдашней традиции унаследовал место своего тестя.

«Из с. Красного, Слободской вол., Владимир. уезда. В нашем селе недавно лесничим отводился лес на топливо, где получилась большая несправедливость: попу, церковному старосте и некоторым другим кулакам лесничий дал топливо за 5 верст от селения, а остальным гражданам за 17 верст. Разница большая. Не дивно было бы, если у них лошадей не было. Лесничеству пора бы это кумовство к отцам духовным забросить» («Призыв», 20 февраля 1924). «Была бы церковь, на остальное наплевать (с. Красное, Слободской вол., Владимирского у.). Сколько раз наш председатель сельсовета поднимал вопрос о ремонте моста через речку Арпень, но все безрезультатно.

- На что будешь ремонтировать, говорят заправила,- ни у кого ни копейки за душой.

Между тем недавно поп в общество прислал бумажку собрать по 400 руб. с дома на отопление церкви и что же: граждане мигом исполнили приказание попа. А на мост денег нет» («Призыв», 8 марта 1925).

8 июля 1928 г. во владимирской газете «Призыв» была помещена статья «Ретивый дьякон» (автор - некто «Свой») - о дьяконе, проживавшем в д. Архангеловке. Учитывая территориальное расположение деревни, можно предположить, что служил этот дьякон в Михайло-Архангельском храме села Красного, в этом случае можно также предположить, что этим дьяконом является вышеупомянутый И.Е. Руберовский. В статье имеется следующая информация о дьяконе: он пользуется в деревне большим авторитетом, к его слову прислушиваются на собраниях, но с местными властями отношения напряженные, у него много детей, имеет землю («как все граждане»), жена работает на фабрике «Пионер». Чтобы устроиться на фабрику, ей пришлось официально развестись с мужем, но живут они вместе, в его доме проживает много квартирантов. Из подтекста статьи видно, что привычный быт духовенства разрушается на глазах: не всех уже устраивает, что дьякон, «как все граждане», владеет землей (не трудно предположить, что скоро ее у него отнимут), что он выступает на собраниях; но наиболее ярким свидетельством является фиктивный развод.

Церковная сторожка, занимавшая часть помещения школы, использовалась не только сторожем для охраны храма, но и для спевок церковного хора, для отдыха перед богослужением прихожан из деревень прихода. Во время похорон в зимние месяцы прихожане из этих деревень грелись в сторожке, пока могильщики копали могилы. Вскоре такое положение дел перестало устраивать местные власти. 25 апреля 1928 г. Владимирский волостной исполком разрешил Красносельскому райсовету (так в документе, а, вероятно, речь шла о Красносельском сельсовете) использовать помещение сторожки для школы: «в церковной сторожке происходят спевки, выпивка и шум, что мешает работе школы, особенно в религиозные праздники, когда проходят занятия в школе».

Традиционно при закрытии храма или помещения при храме указывалось его дальнейшее использование. Здесь было предложено три варианта использования: «школа не имеет помещения для размещения групп, занятия в школе проходят в две смены, не имеется для двух школьных работников и одного технического служащего школы квартир, сельсовет для постоянной работы нуждается в помещении». Из трех вариантов использования помещения сторожки был выбран самый простой: отдали под квартиру школьной работнице. Верующие пытались опротестовать во Владимирском уездном исполкоме (УИК) данное решение, ссылаясь на Циркуляр НКВД и НКЮ № 281 от 7 июня 1924 г., согласно которому при церкви должна иметься сторожка, находящаяся в бесплатном пользовании верующих. Но Владимирский УИК признал правильным изъятие у верующих сторожки, т.к. она располагалась водном помещении со школой, и лишь рекомендовал Владимирскому волисполкому предоставить общине право арендовать какое-либо строение около церкви под церковную сторожку.

Во время коллективизации у священника в с. Красном отобрали дом, переселив его вместе с семьей в сырой подвал на другой улице. Было отобрано все имущество, иконы и книги уничтожены. Богословский обратился с жалобой на эти действия в вышестоящие органы. Так как после статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» гонения на Церковь немного ослабили (в частности, 6 апреля 1930 г. комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК запретила выселять служителей культа из квартир), то вскоре Владимирский райисполком вынес решение вернуть ему дом, что отнюдь не устроило местных активистов, о чем даже появилась статья на страницах местной газеты «Призыв». Однако дом семье священника вернули. Но в скором времени над ним нависла угроза выселения как кулака вместе с семьей в Сибирь, но, по воспоминаниям родственников, прихожане отстояли своего священника. При этом нельзя исключить, что дело было не только в заступничестве прихожан, а в некоторой осторожности властей после выхода вышеуказанной статьи И. Сталина, а также в их большей аккуратности по отношению к человеку, уже однажды нашедшего защиту в вышестоящих органах.

Основательная атеистическая работа проходила с большими сложностями. Так, в 1930 г. перед Рождеством в д. Михайловке силами студентов педагогического техникума была создана ячейка Союза воинствующих безбожников (СВБ), но за весь следующий год не было проведено ни одного собрания, не велась никакая работа и вообще никто из организаторов в деревне не появлялся. По данным на апрель 1931 г. в самом селе Красном ячейка СВБ также существовала формально.

В 1935 г. проверкой была обнаружена недостача имущества в храме в с. Красном. Недостача имущества в то время рассматривалась как невыполнение условий аренды храма, в связи с чем договор с верующими был расторгнут. Как сообщил 5 июня 1935 г. церковный совет с. Красного во ВЦИК, Владимирский райфинотдел требовал с верующих уплаты в семидневный срок 17000 рублей за серебро, похищенное 9 лет назад, угрожая в противном случае закрытием храма. Может быть, верующие смогли уплатить сумму недостачи, может быть, сумели ее опротестовать или был какой-то третий вариант развития событий, но после данных событий храм еще несколько лет действовал.

17 марта 1938 г. был арестован священник С.П. Богословский. Сначала он содержался в камере на территории бывшего Рождественского монастыря во Владимире. Ему было предъявлено обвинение в создании при Ямской церкви контрреволюционной группы и агитации против советской власти. Вину он не признал. Некоторое время Богословского содержали в Ивановской и Александровской тюрьмах, потом он был сослан на три года в Казахстан. Вернулся из ссылки в 1943 г., служил сначала в с. Второво, затем был настоятелем Успенского собора во Владимире, потом до конца жизни - в Князь-Владимирской церкви г. Владимира.

В Михайло-Архангельском храме перестали совершаться богослужения.

17 мая 1940 г. на заседании исполнительного комитета сельсовета и актива (присутствовало 18 человек) директором школы было заявлено, что состояние церкви угрожает здоровью школьников: из-за отсутствия охраны они имеют беспрепятственный доступ внутрь помещения, где могут по шалости увечить друг друга; церковный же сторож отказывается охранять церковь, так как «все отказались». После этого заявления сельсовет решил: поставить перед вышестоящими органами власти вопрос о закрытии храма и использовании его под культурные цели, поскольку церковный совет от церкви отказался, а сама церковь нуждается в ремонте и охране.

8 июня того же года на общем собрании членов колхоза с. Красного «Красная Звезда» (присутствовало 239 человек из 263) председатель сельсовета А.И. Наумов поднял вопрос о пустующей и неохраняемой церкви, после чего было решено ходатайствовать перед Владимирским решено ходатайствовать перед Владимирским райсоветом о передаче помещения колхозу под культурный очаг. Из 239 присутствовавших 233 человека поддержали это решение.

Все время с мая по июль проводилась индивидуальная работа с членами общины-двадцатки (в общине должно было состоять не менее 20 человек - отсюда и название). Так, к началу процесса закрытия храма из 20 человек 8 умерло, 6 сменило место жительства. В результате проведенной индивидуальной работы еще 4 человека подали в сельсовет заявления о выходе из общины.

11 октября 1940 г. Владимирский райсовет поддержал решение Красносельского сельсовета и колхозников села и на основании того, что храм с 1938 г. не функционирует, двадцатка распалась, здание из-за бесхозности разрушается, а в селе не имеется помещения для клуба, постановил просить исполнительный комитет Ивановского облсовета о закрытии церкви и использовании под культурные цели. 14 декабря 1940 г. исполнительный комитет Ивановского облсовета утвердил решение Владимирского райсовета о расторжении договора с религиозной общиной, закрытии храма и использовании его под культурные цели. Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь в с. Красном использовалась под склад обуви.

В начале 1990-х г.г. храм в честь Архангела Михаила (при нем уцелело кладбище с надгробиями XIX столетия) был возвращен Русской Православной Церкви.

В 1991 г. там состоялось первое со времени его закрытия богослужение. Правда, само село и две приходские деревни перестали существовать под натиском растущего города, обратившись в его улицы. Но оставшиеся деревянные домики, многие уже кособокие, с пустыми глазницами окон, помнят еще пестрые шумные компании, в дни храмовых праздников спускающихся на гуляния к речке Рпень, при которой издавна писалась Михаило-Архангельская церковь села Красное.

Храм был освящен 16 июня 1996 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

Источник: Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 1. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад обуви [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 246].

27 марта 2013, Андрей Ершов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.