ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Церковь Спаса Преображения.


Владимир. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1778.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г.Владимир, улица Спасская, 8

Координаты: 56.125698, 40.399835
Проезд:Исторический центр Владимира





Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
21 сентября 2023
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий Моченов
12 января 2019
Церковь Спаса Преображения, Вид с юга<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Церковь Спаса Преображения, южный фасад<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
южный фасад
chirokov
30 марта 2015
Церковь Спаса Преображения, восточный фасад<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
30 марта 2015
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Виктор П.
6 июля 2013
Церковь Спаса Преображения, Вид с запада.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с запада.
Олег Щёлоков
10 апреля 2005
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
17 февраля 2025
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
17 февраля 2025
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
17 февраля 2025
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 августа 2020
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 октября 2018
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
oldboy
6 января 2018
Церковь Спаса Преображения, Завершение основного объема<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Завершение основного объема
Олег Щёлоков
17 февраля 2007
Церковь Спаса Преображения, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Спаса Преображения, Южный фасад, фрагмент<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Южный фасад, фрагмент
Олег Щёлоков
13 июля 2005
Церковь Спаса Преображения, Южный вход<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Южный вход
Олег Щёлоков
13 июля 2005
Церковь Спаса Преображения, Завершение основного объема<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Завершение основного объема
Олег Щёлоков
11 июля 2005
Церковь Спаса Преображения, Табличка<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Табличка
Олег Щёлоков
13 июля 2005
Церковь Спаса Преображения, Верх кованого каркаса луковицы главы до покрытия медными листами<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Верх кованого каркаса луковицы главы до покрытия медными листами
Олег Щёлоков
15 июля 1988
Церковь Спаса Преображения, Крепление тяжей, поддерживающих среднюю часть луковицы главы от выпирания наружу и сохраняющих её форму<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Крепление тяжей, поддерживающих среднюю часть луковицы главы от выпирания наружу и сохраняющих её форму
Олег Щёлоков
15 июля 1988
Церковь Спаса Преображения, Устройство кованого каркаса луковицы главы в уровне кольца мауэрлата<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Устройство кованого каркаса луковицы главы в уровне кольца мауэрлата
Олег Щёлоков
15 июля 1988



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Ершов  23 декабря 2011

8 мая 1935 г. проводилась проверка имущества в Спасской церкви г. Владимира, выявившая отсутствие серебряных изделий весом 39 кг, что составляло 27400 рублей. После проведенной 14 июня перепроверки имущества по предоставленной верующими описи выявилось отсутствие уже только 25 кг (17700 рублей), т.к. некоторые вещи не существовали, а у некоторых был завышен вес. Верующие уплатили 4400 рублей и 23 августа подали жалобу во ВЦИК, утверждая, что стоимость отсутствующего имущества изначально не превышала 6500 рублей. В том же году за неуплату денег и неудовлетворительную охрану здания договор с общиной Спасо-Преображенской церкви был расторгнут, храм ненадолго перешел обновленцам.

26 октября 1937 г. от уже бывших членов общины Спасской церкви г. Владимира была жалоба М.И. Калинину на решение суда, проходившего 10 апреля того же года, по вопросу о похищенных ценностях - каждому начислили по 368 рублей штрафа. По утверждению верующих, 26 февраля в комиссии по переоценке не было ювелира-эксперта (хотя представитель райфинотдела Копытов утверждал обратное, т.е. совершил обман суда, и это осталось без внимания); в итоге за восьмикилограммовую посеребренную медную икону Александра Невского начислили штраф как за серебряную - 5600 рублей. В 1938 г. официально закрыли летнюю и зимнюю Спасскую церковь. Церковь, будучи обновленческой, не пользовалась популярностью, поэтому община не смогла содержать церковь - не было средств на ремонт храма. Ее передали артели «Заготзерно».

ГАВО. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 861. Л. 122; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 696. Л. 239-245; Д. 698. Л. 37-42) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 102, 109.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 января 2016

Спасская церковь находится в западной части древнего «земляного» города и принадлежит к древнейшим церквам г. Владимира. Историк Карамзин, основываясь на показаниях летописи времен вел. князя Василия Темного, приписывает ее построение Владимиру Мономаху в 1116 г. По другим источникам, церковь св. Спаса заложена была в 1164 г. вел. князем Андреем Боголюбским, так что точный год основания этой церкви остается неизвестным, но древность ее несомненна.

До XVII в. не имеется никаких сведений относительно судьбы Спасской церкви; от XVII в. сохранилось несколько заметок об этой церкви в делах патриаршего казенного приказа. В них под 1628 г. значится «церковь Преображение Спасово…», в 1697 г. выдан антиминс на Спасскую церковь. В Топографическом описании г. Владимира есть следующие сведения об этой церкви: «церковь Преображения Господня с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, другая трапезная во имя святого Николая Чудотворца, каменные, построены издавна». Время построения теплой церкви неизвестно.

В 1778 г. обе эти церкви сгорели и возобновлены были уже в новой форме, в каковой существуют и в настоящее время. При этих церквах небольшая каменная колокольня. При Спасской церкви издавна существовал мужской монастырь, называвшийся Спасским-Золотоворотским. Игумен этого монастыря Феодосий упоминается в летописях под 1237 г. при повествовании о разорении Владимира татарами. По переписным книгам 1678 г. за этим монастырем числилось дворов крестьянских 100, бобыльских 37, душ муж. пола 507, монашествующих 11 человек, пашни 30 дес., сенокоса на 1300 п. В 1764 г. Спасский монастырь был упразднен, и церковь обращена в приходскую.

В Спасской церкви три престола: в холодной – в честь Преображения Господня, в теплой – в честь Николая чудотв. и Божией Матери «Всех скорбящих радости»; последний престол освящен в 1849 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт пользуется только доходами от служб и требоисправлений, получает до 800 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе Спасской церкви по клировым ведомостям числится 105 душ муж. пола и 127 жен. Все православные, живут в городе.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.


Сергей Ковров   23 февраля 2018

Церковь Спаса Преображения стала типичной для периода домонгольского зодчества во Владимиро-Суздальском княжестве. Точное месторасположение храма описывается как место, на котором в середине 1164 года великий князь Андрей Боголюбский выстроил для себя собственный княжеский двор, в состав которого входила небольшая церковь, выстроенная из белого камня. Сразу после ее возведения было принято решение об освещении храма в честь Спаса. Спустя некоторое время был основан Златовратский Спасский монастырь, существование которого продлилось вплоть до 1764 года.

Первоначально еще деревянный храм Спаса Преображения был четырехстолпным, с тремя апсидами, а также квадратным. Завершение храма было осуществлено при помощи одной небольшой главки. Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н.Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен.

На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. В результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры.

Главный храмовый объем представляет собой бесстолпный двусветный высокий четверик, который имеет перекрытия, оформленный сомкнутым сводом с проходом, ведущим в световой барабан. В результате примененных приемов получается максимально просторное и светлое пространство. Имеющиеся три проема, оформленные в форме арок, ведут в большую апсиду, которая представлена в виде конхи с внутренними оконными распалубками.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11800


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 января 2025

В статье уточняются датировка (1164 год) и первоначальный статус церкви Спаса во Владимире, построенной при Андрее Боголюбском. Отмечается важный факт, что при перестройке храма в конце XVIII века строители стилизовали церковь «под старину», не скопировав старую и не построив новую в современном им стиле, а соединив черты домонгольской архитектуры и барокко. В итоге был возведен уникальный памятник архитектуры, не имеющий аналогов в зодчестве XVIII–XIX веков.

Церковь Преображения Спаса была построена Андреем Боголюбским из белого камня на юго-западе «Нового города» владимирских укреплений 1158–1164 годов, недалеко от Золотых ворот. После пожара 1778 года белокаменный храм был разрушен, и на его месте была построена новая кирпичная церковь, существующая в настоящее время. Местонахождение старого храма на месте нового подтвердили раскопки, проведенные под руководством Н.Н. Воронина в 1953 году. В нижних частях стен церкви XVIII века широко применен белый камень во вторичном использовании.

Важно отметить, что строители конца XVIII века стилизовали церковь «под старину», при этом не скопировав старый храм (как строители собора владимирского Рождественского монастыря 1860-х годов и Старо-Никольского собора в Можайске 1840-х годов), не построив новый храм в современном им стиле (как строители церкви Рождества Богородицы в Боголюбове середины XVIII века и церкви Георгия во Владимире 1780-х годов), а соединив черты домонгольской архитектуры и барокко. Итогом их работы стал уникальный памятник архитектуры, не имеющий аналогов в зодчестве XVIII–XIX веков.

О плане, формах и размерах церкви Спаса XII века мы в настоящее время ничего не знаем. Судя по четверику Спасской церкви XVIII века и общим представлениям о зодчестве времени Андрея Боголюбского, храм XII века был четырехстолпным, одноглавым и трехапсидным.

Декор Спасской церкви XII века нам также неизвестен, за тем исключением, что на храме должны были с высокой степенью вероятности присутствовать аркатурно-колончатые пояса и перспективные порталы, воспроизведенные в XVIII веке. Никаких архитектурно-археологических данных, свидетельствующих о том, что церковь Андрея Боголюбского сменила кирпичный Спасский храм времен Мономаха, не имеется.

Заложение церкви Преображения Спаса датируется по различным летописным данным 11603, 11624 и 11645 годами. Н.Н. Воронин полагал, что последняя дата, приведенная в Лаврентьевской летописи, неверна, так как летописец, по мнению исследователя, «суммировал» заложение храма и появление «Леонтианской ереси» Первую дату Н.Н. Воронин по неизвестным причинам игнорировал и полагал, что храм был заложен в 1162 и окончен в 1164 году.

Однако сведения немногочисленных летописных источников в отношении домонгольского времени настолько драгоценны, что мы не считаем себя вправе дезавуировать, а тем более игнорировать любую из этих дат. Расхождению летописных датировок в данном случае есть вполне логичное объяснение: поскольку под «заложением» обычно понималось торжественное богослужение «на основание церкви» можно полагать, что «нулевой цикл» строительства храма затянулся, и это привело к тому, что богослужение «на основание» повторялось неоднократно: в 1160, 1162 и 1164 годах. Последнее заложение было окончательным, и после него, наконец, началось строительство, длившееся, как и в большинстве храмов подобного масштаба, один год. Соответственно, мы датируем Спасскую церковь 1164 годом и можем перейти к вопросу о ее статусе.

Н.Н. Воронин предполагал, что «постройка нового белокаменного храма рядом с церковью Георгия на дворе Долгорукого была связана с организацией нового двора самого князя Андрея», то есть фактически Спасская церковь была домовым храмом князя. Эта точка зрения на сегодняшний день является стереотипной, и наиболее употребительным наименованием храма является «церковь Спаса на дворе Андрея Боголюбского».

Однако, по ряду причин мы не можем согласиться с этим предположением. Во-первых, резиденцией Андрея было Боголюбово, и во Владимире он мог иметь только «вспомогательный» двор. Во-вторых, церковь Спаса находится к западу от центра Владимира, а Боголюбово – к востоку. Если у Андрея и возникла необходимость построить во Владимире некий «вспомогательный» двор, то он скорее мог бы находиться со стороны Боголюбова. В-третьих, церковь Спаса расположена почти на прямой линии между Золотыми («парадными») и Волжскими (главными торговыми) воротами Владимира. В-четвертых, местоположение церкви Спаса можно считать уникальным: она не только расположена очень близко к склону над Клязьмой (и благодаря этому прекрасно видна от реки и от Волжских ворот), но и стоит на холме, значительно возвышающемся над прилегающими улицами. Это также подчеркивает значимость храма, но исключает наличие рядом укрепленного двора, так как на этом холме слишком мало места для дворца, хозяйственных построек и укреплений (в отличие, например, от местности вокруг церкви Георгия). В-пятых, Андрей унаследовал двор с белокаменной Георгиевской церковью от своего отца – Долгорукого.

Факт наличия вокруг церкви Георгия великолепно укрепленного двора Юрия Владимировича подтверждается следующими положениями:

– Юрий, княживший в Суздальской земле с 1113 (или даже с 109614) года, вряд ли мог к 1150-м годам не иметь собственного двора в одном из крупнейших (если не крупнейшем) городе Суздальской земли – Владимире;

– местность вокруг церкви Георгия исключительно выгодна с точки зрения естественной защиты: с трех сторон ее фланкировали обрыв и два оврага, а «напольная» сторона очень короткая;

– в 1152 году, когда, по сообщению Типографской летописи, была построена церковь Георгия, она еще находилась вне городских укреплений, так как стены «Нового города» были построены только в 1158–1164 годах. Следовательно, вокруг церкви должны были быть отдельные укрепления, и это мог быть только княжеский двор;

– посвящение церкви «небесному патрону» Долгорукого – Георгию – само по себе не может служить доказательством того, что храм был домовым, но в свете предыдущих положений на это также следует обратить внимание.

Следовательно, вряд ли у Андрея Боголюбского была необходимость рядом со своим владимирским двором (бывшим двором Юрия) строить еще один двор – ведь основной резиденцией Андрея, как мы только что отметили, было Боголюбово.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что церковь Спаса была не домовым, а отдельностоящим «парадным» храмом, господствовавшим над юго-западной частью «Нового города» и призванным способствовать повышению имиджа Владимирского великого княжества в глазах иноземных послов и «гостей» (купцов). Примерно такой же статус имела церковь Покрова на Нерли, «оформлявшая» перекресток важнейших торговых путей по Нерли и Клязьме. В свете такого понимания статуса Спасской церкви можно предположить, что храм имел облик, сходный с обликом Покрова на Нерли. Но это, конечно, лишь гипотеза, подтвердить или опровергнуть которую могут только новые археологические исследования.

Источник: Заграевский С.В. К уточнению даты и статуса церкви Спаса во Владимире. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 126–130. http://www.rusarch.ru/zagraevsky15.htm



Комментарии и обсуждение


Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под областной радиоклуб [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 249].

27 марта 2013, Андрей Ершов.

Спасская церковь возведена на бывшем княжеском дворе. Храм расположен на месте построенной Андреем Боголюбским в 1164 году белокаменной церкви Спаса. От древнего храма сохранились лишь фундаменты и частично нижние ряды кладки стен. Несмотря на стремление строителей сохранить прежний облик сооружения, в его архитектуре явно присутствуют черты барокко XVIII века.

vladimirgid.ru

28 июня 2013, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.